Подходы к решению глобальных проблем и деятельность Римского клуба
Природа традиционно была предметом философского изучения. Самые первые древнегреческие философы Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, размышляя о первопричинах и первоначалах всего сущего, понимали это сущее как «фюзис» (природу), за что их называли фисиками и фисиологами. Со времени первых философов (с VI-V вв. до н. э.) было разработано и прошло проверку «на прочность» много различных философских учений о природе. Благодаря стремлениям философов найти ответы на вопросы об устройстве природного мира, в XVII в. появилось современное естествознание, - целый комплекс наук о природе: физика, химия, биология, астрономия, геология, география и т. д. По мере «отпочкования» от философии специальных наук, вопросы о строении и функционировании различных природных объектов уходят из области компетенции философии в область естествознания. Сегодня философы уже не ищут ответы на вопросы: «Что такое Вселенная?», «Что такое пространство?», «Что такое время?», «Что лежит в основе всех вещей?», «Откуда взялись деревья, животные, человек, реки и моря?» и т. п. Этим заняты астрономы, астрофизики, физики, ботаники, биологи и другие естествоиспытатели.
Однако природа не перестает быть интересной для философов, только изучают они ее не так, как раньше: не непосредственно обращаясь к природным явлениям и объектам (как делали Аристотель, Ньютон, Галилей, Декарт и др.), а опосредованно, используя достижения естествознания. При этом философы не стремятся просто суммировать все знания, выработанные различными науками, они перерабатывают его и выстраивают целостную картину мира, мира не объективного, независимого от человека (каким его пытается познавать наука), а мира человека, мира человеческой деятельности, мира культуры. Такое целостное видение мира необходимо, так как является мировоззренческим основанием для всех видов деятельности и для всех наук, которые сосредоточиваются на изучении отдельных аспектов целостного мира. Если наука отвечает на вопрос «Почему, по какой причине происходит в мире то или иное явление?», то философия дает ответы на вопросы «Для чего, каким человеческим целям служит знание об этих явлениях?», «Как связаны знания из областей различных наук?».
Для современной философии природаэто: 1) все сущее, весь мир в многообразии его форм; 2) совокупный объект естествознания; 3) материальная среда обитания человека; 4) уникальное и универсальное вместилище человека и всей его культуры.
Кроме того, природа делится на живую и неживую природу, причем особенностью природной системы Земли является то, что живая природа (биосфера) в ней преобладает над неживой. Земля является экосистемой - средой обитания и взаимодействия живых организмов, она сформировалась в результате жизнедеятельности самых различных живых организмов: от микробов до человека. На это свойство земной природы обратил внимание в XX в. замечательный русский мыслитель и ученый Владимир Иванович Вернадский (1863-1945), создавший учение о биосфере1 и ноосфере. В. И. Вернадский развивал свою концепцию биосферы на базе достижений наук о земле: геологии, минералогии, биогеохимии, радиогеологии и др. Биосфера, по Вернадскому, это целостная биогеохимическая оболочка нашей планеты.Она простирается от верхней части земной коры до низших слоев атмосферы, заселенных различными организмами, охватывает также воды рек, озер, морей и океанов и земную поверхность.Биосфера представляет собой, по выражению мыслителя, гигантскую природную биофизическую и биохимическую лабораторию, в которой энергия Солнца преобразовывается в жизненную энергию сначала растениями, микроорганизмами, а потом животными, человеком и другими видами. Живое вещество, таким образом, является главной геологической и планетарно-космической силой, формирующей биосферу и облик нашей планеты, организующей природные процессы. Современное состояние биосферы является также результатом прошлой деятельности живых организмов, на нее постоянно влияют космические и подземные излучения.
Человек - также часть биосферы, но его развитие переводит биосферу в качественно новое состояние - в ноосферу (сферу разума). Ноосфера - закономерное продолжение биосферы. В ноосфере соединяются живое и разумное, живая природа подчиняется уже не только и не столько объективным законам природы, сколько воздействиям со стороны человека, его преобразующей деятельности. Деятельность человека приобретает в ноосфере роль планетарной геологической силы. Хотя во времена Вернадского последствия этой деятельности еще не были так разрушительны, как во 2-й половине ХХ века, мыслитель уже предвидел такую опасность, и в своих работах, в частности в «Философских мыслях натуралиста» (М., 1988), писал, что людям необходимо выработать нравственные и духовные качества, которые соответствовали бы новой мощи человека и не позволили бы людям истребить себя.
Именно то, что природа является средой обитания человека, его домом, и что существуют тесные взаимосвязи между ней и человеческим сообществом в ноосфере - привлекает сегодня многих философов, является предметом философского осмысления. Интерес этот не случайный и не праздный. Он вызван осознанием в ХХ веке того факта, что между природой (или «первой природой», поскольку появилась без участия человека и была изначально дана человеку) и культурой («второй природой» - созданной человеком в результате его жизнедеятельности в «первой природе») существует конфликт, угрожающий жизни на планете Земля, не только жизни человека, но жизни вообще, жизни всех высокоразвитых организмов. Проблемы, возникшие как следствие конфликта между природой и культурой, получили название «глобальных проблем». В комплекс глобальных проблем включаются также проблемы, порожденные общественными противоречиями - социальные проблемы. Глобальные проблемы рассматриваются как важнейшие философские проблем современности. Наше знакомство с ними начнем с их истоков.