Философское учение о материи
Существуют различные аспекты философского осмысления материи. Достаточно распространенным определением является: "материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, данной нам в ощущениях и существующей независимо от сознания". Это определение носит ярко выраженный мировоззренческий характер и определяет отношение человека к миру, содержит в себе возможность для индивида сопоставлять свое существование с существованием других людей, различными сторонами природного и социального бытия, познавать и практически использовать общие понятия, представления, ценности, знание в целом, общечеловеческий опыт, регулирующие его отношение с окружающей реальностью. Выше приведенное определение исходит не из понятия вещества или набора его свойств, а делает главный акцент на возможности познания мира, воспроизводит теоретико-познавательную ситуацию и поэтому его относят к гносеологическим.
Одним из опорных понятий в рассматриваемом определении является сознание, содержательный анализ которого позволяет более полно представить противоположное ему понятие объективной реальности. Абсолютная противоположность материи и сознания проявляется в том, что в образах сознания отсутствуют сами материальные объекты, хотя имеется информация о них; это особая субъективная реальность, особый мир, развивающийся и функционирующий по специфическим законам. Далее, на основе репродуктивных образов в результате творческой деятельности сознания создаются идеальные образы, не имеющие аналогов в действительности, но способные приобрести материальный статус.
В онтологическом смысле "материя – это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения; в мире нет ничего кроме движущейся материи". Подобный подход к определению материи показывает относительную противоположность между материей и сознанием, природой и духом. Так, индивидуальное сознание через свою субстратную основу осуществляет нераздельную связь духовного и материального.
Основные формы движения материи. Проблема классификации форм движения материи.
Движение понимают не только как универсальное свойство действительности, но и как способ существования материального мира.
Изучение различных форм движения позволяет утверждать, что конкретные формы движения соотносятся с конкретными уровнями организации мира.
Формы движения:
1. Механическое - передвижение тел в пространстве
2. Физическое - микромир, неживая природа
3. Химическое - связывает неживую и живую природу
4. Биологическое - процессы рождения и умирания
5. Социальное- процесс происходит в обществе (с которым связано и мышление).
Пространство и время.
Пространство – расположенность элементов мира по отношению друг к другу.
Свойства пространства: протяженность, однородность, трехмерность
Время – это способность материальных объектов быть длительными, следовать друг за другом и определенным образом менять друг друга
Свойства времени: длительность, однородность, одномерность, необратимый и направленный характер
Необратимость времени позволяет утверждать, что события, однажды состоявшиеся, никогда больше точно в таком же виде не повторятся, а значит создание машин времени не представляется возможным.
Пространство и время одновременно присущи материальному миру и образуют единый пространственно-временной континуум, причем они не только взаимодействуют друг с другом, но и могут определяться друг через друга.
В истории науки сложились два основных подхода к пониманию природы пространства и времени: Субстанциональный и Реляционный.
Субстанциональный подход рассматривал пространство и время как отдельные, самостоятельные существующие субстанции, которые мы обнаруживаем параллельно существующей материи. Аристотель признавал субстанциональность пространства, а Ньютон допускал самостоятельное существование не только пространства, но и времени.
Реляционный подход рассматривает пространство и время лишь в качестве свойств материального мира. Если движение описывают как способ существования материального мира, то пространство и время понимают как его атрибуты, т.е. неотъемлемые свойства. Таким образом пространство и время, будучи свойствами материального мира не могут существовать вне этого мира, но и сама материя без этих свойств тоже существовать не может