Понятие познания. Субъект и объект познания. Познание и понимание

Позна́ние — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний об явлениях и закономерностях объективного мира.

Познание является основным предметом гносеологии (теории познания). Устанавливая сущность познания, его формы и принципы, теория познания стремится ответить на вопрос, как возникает знание и как оно соотносится с действительностью.

Познание изучается не только философией. Существует ряд других специальных наук и научных дисциплин, исследующих тот же предмет: когнитивная психология, научная методология, история науки, науковедение, социология знания и т. д. Однако большинство этих наук изучают познание, рассматривая только его отдельные аспекты. В целом познание остаётся особым предметом изучения именно философии.

Любая деятельность как специфически человеческая форма активного отношения человека к миру представляет собой взаимодействие субъекта и объекта. Субъект — это носитель материальной и духовной деятельности, источник активности, направленной на объект. Объект - то, что противостоит субъекту, на что направлена его деятельность. В отличие от объективной реальности объектом является лишь та ее часть, которая включена в деятельность субъекта.

Понимание– категория, использовавшаяся в различных философских дискурсах для характеристики: 1) познавательной способности, которая представлена в деятельности рассудка, противопоставляемой деятельности разума и по-разному истолковываемой; 2) процедур герменевтического истолкования смысла текстов, расшифровки значения языковых и речевых практик, используемых в них знаков, символов, слов, предложений при переводе на другой язык, и вообще постижение смысла культурных формообразований; 3) специфического способа бытия человека в мире.

Отличие познания и понимания следует рассматривать в контексте того, как человек «взаимодействует со знанием о себе». Процесс познания предполагает новое объективное знание. Это «сумма информации, представленная в индивидуальном сознании» субъекта познания. Понимание также включает в себя взаимодействие поступающей информации и системы наших знаний о мире. Однако при характеристике процесса понимания речь должна идти не только о «системе знаний» познающего субъекта, но и его опыте, особенностях эмоционального переживания.

Понять – это не просто узнать, вспомнить или установить, а мысленно соотнести новое или переосмысляемое знание с имеющимися представлениями и соответствующими эмоциональными переживаниями. Понимание включает в себя не только знание, но и отношение к данному знанию, связано с его осмыслением, анализом и интерпретацией. В отличие от познания, понимание «детерминируется не только объективным и научным знанием, но и знанием плохо осознаваемым, включающим нелогичные продукты самосознания, самоанализа и рефлексии». При этом результатом понимания выступает не новое знание, а порождение индивидуального смысла «живого знания», который возникает в результате отношения субъекта к предмету познания, к партнерам по его непосредственной и опосредствованной коммуникации.

Уровни познания. Чувственная и рациональная формы познания. Эмпиризм и рационализм.

Выделяют два основных источника знания и познавательного процесса: ощущение и мышление.

Первым уровнем познания, вне которого невозможно формирование знаний, есть чувственное познание: это фиксация отдельных свойств и признаков от органов чувств человека согласно их внутренних возможностей. Чувствительный уровень познания еще не создает знания. Так, например, увидеть вещь - еще не значит ее узнать или понять.

Ощущения

Следует отметить, что уже на уровне ощущения в деятельность чувств вмешиваются мыслительные операции, потому соединять элементы ощущения в восприятии можно по-разному. Основное же заключается в том, что чувственное познание не может удовлетворить человека, потому что оно имеет целый ряд очевидных недостатков:

- ощущения имеют свои пределы, т.е. далеко не все мы можем видеть, чувствовать и т.д.;

- ощущение изменчивы, неустойчивы, относительные;

- ощущения не дают нам надежного критерия для разграничения существенного и несущественного;

Наши рекомендации