Цель жизни - самовыражение.
Проявить во всей полноте свою сущность –
Вот для чего мы живем.
О. Уайльд
Смерть стоит того, чтобы жить!
А любовь стоит того, чтобы ждать!
В. Цой
Серьезный разговор о смысле жизни хочется начать с небольшого отрывка из повести Михаила Анчарова "Козу продам":... Интересно, что делает охотник когда у него кончились патроны? Ну как там стрелы? Что? Он идет домой запасаться.
А что делает охотник, когда дичь кончилась? Он ждет, пока она вновь расплодится. А зачем охотник вообще бьет дичь? Он ее потом ест. А зачем он ее ест? Ну, там калории всякие, витамины... То, се... А не может он сделать чего-нибудь такое, чтоб не надо было каждый раз ходить на охоту? Может, набить дичи столько чтобы в один раз не сожрать. А хранить ее как, ведь дохлая дичь начинает разлагаться, если ее сразу не съешь. А хочется свежатинки! Он начинает хранить ее во льду.
Но это можно достигнуть только в Арктике.
А на Юге?
А на Юге он рано или поздно изобретает холодильник. Пускает его в продажу... Холодильник работает от электричества.
Человек строит гидростанцию и все такое... И даже атомную станцию.
И вся эта промышленность, и все это добро, которое он нашел, требует новой промышленности и нового добра. Иначе все развалится. И мясо, даже в холодильнике, протухнет. И вся промышленность, вся эта армада добра и организации, и армада власти и вооружения, армии, войны - все это только для того, чтобы мясо не протухло... Это называется культура. Цивилизация. И все такое которое прогрессивно идет туда, где ни воды нет, ни воздуха. И где ничего не остается, чтобы всю эту культуру обсудить.
Что делает охотник, когда у него кончились патроны?
Идет домой запасаться.
А когда кончилась дичь? Ждет, пока она расплодится заново.
А когда кончится охотник?
Остается термодинамика. И упоительные моральные ценности, которые никому не пригодятся...
Для чего человек рождается и живет?
Есть ли смысл в его земном существовании?
Стоит ли жить, если не минуешь своего последнего часа на земле?
Нужно ли придерживаться законов, держать себя в "рамках" если живешь один раз?
В этих и других подобных вопросах поднимается диалектика человеческой души, они являются философскими и эмоционально-психологическим стержнем человеческой натуры.
Это роковые вопросы. На них не просто ответить, иногда не возможно, но на них нельзя не отвечать. Ответ на них не найдешь в книгах, не спросишь совета - их надо выстрадать, пережить прожить.
"Но услышат ли наши дети, - задает вопрос Э. Фромм, - голос, который скажет им, куда идти и зачем жить? Каким-то образом они чувствуют, как и все человеческие существа, что жизнь должна иметь смысл,- но в чем он заключается? Ведь не в противоречиях же он, не в двуличии и в циничной покорности, встречающейся на каждом шагу? Они тянуться к счастью, истине, справедливости, любви, преданности; но можем ли мы ответить на их вопросы?
Мы столь же беспомощны, как дети. Мы не знаем ответа, потому, что даже забыли, что существует такой вопрос. Мы притворяемся, будто наша жизнь имеет надежный фундамент, и не обращаем внимания на преследующее нас беспокойство, тревогу, замешательство"[21].
Это интимные вопросы. Человек даже сам себе боится их задавать; тем более обсуждать с другими. Лев Толстой в "Исповеди" пишет, что для него подобные вопросы были вначале минутными "остановками в жизни" - затем это проходило, и жизнь продолжалась, как и прежде. Потом остановки продолжались все дольше и происходили все чаще. Философ в этой связи приводит такую аллегорическую восточную притчу: "Человек в жизни - путник, застигнутый в степи разъяренным зверем. Спасаясь от погони, он бросился в безводный колодец. На дне колодца путник увидел дракона, готового его сожрать. Несчастный схватился за ветки дикого куста, растущего в колодце. ... Но руки его ослабели, он был на грани гибели. К тому же обнаружил, что две мыши - черная и белая подтачивают куст с двух сторон.
Человек ощутил свою скорую гибель, и все же пока он висел, он находил капли меда на листьях куста и лизал их".
Так и я, говорил Л.Толстой, - держусь за ветки жизни, и это не басни, а, правда.
Удивительно, что человек живет и не видит этого.
Вопрос о смысле жизни - философский вопрос. Человека, который задал его себе (независимо от формы ответа), можно с полным правом назвать человеком, Личностью. Человек тем и велик, что он не просто живет, не просто действует, но и задается вопросом: для чего он это делает, задумывается над высшим смыслом того, что происходит вокруг него. Задумывается над смыслом жизни, человек периодически оценивает и переоценивает свои дела, планы, свои отношения с окружающими. Человек, не задумывающийся над смыслом жизни подобен неуправляемой лодке, плывущей по течению реки. Известна философия обывателя: "день прошел - и, слава Богу!"
Вопросы о смысле и цели жизни - сверхнормативные средства моральной регуляции. С их помощью все нормальные предписания получают истолкования с точки зрения их духа, а не буквы, открывается возможность их творческого применения.
Но хоть и нельзя подсмотреть и подслушать ответы на эти личные вопросы, все же полезно обращаться к духовному опыту человечества; к мнению тех людей и книг, которые ты считаешь своим духовными наставниками.
Демокрит и Эпикур высшим благом и целью жизни считали удовольствия и наслаждения; при этом имелись в виду разумные удовольствия, которые ведут к телесному здоровью и невозмутимости духа. Жить дурно неразумно, невоздержанно и нечестиво - значит... не плохо жить, но медленно умирать, - учил Демокрит.
Сократ убеждал своих учеников, что смысл жизни не сводится к удовлетворению непосредственных потребностей человека, имеется и более возвышенная цель - добро, путь к которому указывает разум.
Христос говорил своим ученикам: "Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа потребляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут.
Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше."[22]
Гегель видел смысл жизни человека в том деле, которое он должен и может осуществить и с пользой для общества и с интересом для себя.
Карл Маркс в выпускном гимназистском сочинении: "Размышление юноши при выборе профессии" писал: "Главным руководителем, который должен нас направить при выборе профессии, является благо человечества, наше собственное совершенствование. Не следует думать, что оба эти интереса могут стать враждебными.
Если человек трудится только для себя, он может, пожалуй, стать знаменитым ученым, великим мудрецом, превосходным поэтом, но никогда не сможет стать истинно совершенным и великим человеком.
История признает тех людей великими, которые, трудясь для общей цели, становились благороднее; опыт превозносит как самого счастливого, того, кто принес счастье наибольшему количеству людей...
Если мы избрали профессию, в рамках которой мы больше всего можем трудиться для человечества, то мы не согнемся под ее бременем, потому что оно жертва во имя всех; тогда мы испытаем не жалкую, ограниченную, эгоистичную радость, а наше счастье будет принадлежать миллионам, наши дела будут жить тогда тихой, но вечно действенной жизнью, а над нашим прахом прольется горячие слезы благородных людей"[23].
Лев Толстой писал, что люди увлекаются самим процессом жизни, вместо того, чтобы подумать о том, зачем жить. Они думают лишь как получше устроить свою жизнь. Жизнь подобно "салазкам" катит их в пропасть с ледяной горы. А они дорогой в своих салазках спорят и ссорятся о том, что один другому не дает усесться поспокойнее и пачкает ему одежду.
В трактате "Путь жизни" Л.Толстой дает градацию жизненных ориентиров:
Первая стадия становление человека - его животная природа: человек живет для удовлетворения потребностей своего тела.
Вторая ступень - человек живет ради молвы, людских суждений.
Третья ступень поднимает людей над миром страстей и мнений. Это духовная жизнь.
"Смысл и ценность жизни стоит искать не в физических радостях и наслаждениях, не в деятельности по благоустройству жизни, поскольку это является не истинной жизнью, а только полубессознательной. Смысл развития в духовных потребностях и нравственном самосовершенствовании. Сложная, кипучая деятельность людей с их торговлей, войнами, путями сообщения, с наукой и искусством по большей части есть только давка обезумевшей толпы у дверей жизни, но не сама жизнь.[24]
В моей жизни и моей профессии, в особенности, всегда учителями были и студенты тоже. Каждое новое поколение студентов меня чему-нибудь учило. Думаю, читателю будет интересны размышления о смысле жизни. Вот несколько фрагментов философских сочинений на тему "Смысл человеческого бытия".
"... В чем смысл жизни? Ну и проблему вы мне задали, я же не философ, а студент. Лень думать, а придется... В чем смысл жизни? Над этим вопросом человек начинает задумываться, когда выходит на тропу взрослого человека. Наверное, ни одна человеческая жизнь на Земле, не проходит бесследно, ведь человек - это творец!"
"... Смысл жизни - это такой сложный вопрос, что ответить на него действительно осознано удается годам к шестидесяти. Поэтому я отвечу словами известного вам поэта: "Я живу чтобы мыслить и страдать...".
"... Если серьезно подумать, в чем смысл жизни, можно сойти
с ума. Это настолько не познаваемо, что в голове не укладывается.
Может смысл жизни человека заключается в его мечтах?"
"... Наша жизнь - набор случайностей, лишенных всякого смысла".
"Для меня смысл - освободиться от чужих мыслей. Ведь мы на все 100% состоим из чужих идей, мыслей ... поступков. Что мы на самом деле? Может быть, найдя это, взглянешь на мир и увидишь смысл или еще что-то, а пока голова не твоя, мысли в ней - не твои, то и смысл в ней - не твой. А природа и душа - ее не обманешь, если она еще жива она понимает, что все не то и не так..."
"... Если жизнь ограничить периодом
от рождения до доски
То смыслом будут две строки:
"Чтоб желания наши совпадали
с нашими возможностям"
"... Живу одним днем. Плыву по течению судьбы. Что на роду написано, того не избежать... В наше время каждый сам за себя. И все живут по законам волчьей стаи: выживает сильнейший... Можно сделать вывод: все что здесь написано просто бред эгоиста. Самокритично - но факт!"
"... Смыслом жизни может быть достижение гармонии, в первую очередь с самим собой, потом - с окружающим миром".
"... Я представляю нашу жизнь как какое-то испытание свыше. Не хочется верить, что ты биологическая масса со смертной душой. Я хочу прожить так, чтобы после того, как я умру, обо мне не думали плохо и осталась память. Ведь если человека помнят после смерти, он продолжает жить на Земле ..."
"... Человек должен развиваться во всех направлениях, стремиться к вершине человеческого "Я", должен быть подвергнут всевозможным испытаниям на прочность ... Смысл жизни - идеализированная модель, подверженная испытаниям, должна быть гибкой, трансформирующейся для того, чтобы ни одного элементарного составляющего не выпало и бесконечно при всех этих качествах, ползущих вверх к истинному счастью, познанию истины, познанию человека и воздвижению своего "Я"."
"... Смысл жизни состоит во мне. Я - это яркая трактовка смысла жизни."
"... Смысл жизни - в усовершенствовании самого себя с надеждой тем самым изменить мир к лучшему. Есть ли что-нибудь выше, чем воплотить себя, свои мысли в нечто?"
"... Теперь я уже большой и сижу, пишу это сочинение во второй раз, уже примерно знаю мой дальнейший смысл жизни, куда входит следующее:
а) успешное окончание института и получение диплома; б) устройство на выгодную для меня работу; в) создание благополучной семьи (дать своим детям приличное будущее); г) обеспечение себя в старости, чтоб потом, сидя у камина, укутавшись пледом и опершись рукой на своего верного фокстерьера, еще раз поразмыслить о смысле жизни моей: "А чтобы я еще мог сделать в своей жизни полезного для себя или для общества в котором я живу?"
"... Смысл жизни заключается в настоящей и сильной любви... Бог дал человеку право на счастье - дар любви, которую люди получили безвозмездно и жизнь без любви не имеет смысла. Любовь должна проявиться во всех ее лучших формах - любовь к Богу, к природе, к людям, к миру в котором живет человек..."
"... В чем смысл жизни? Однозначно ответить нельзя, но я все же попытаюсь. - Жить!!! Нам свыше дана такая честь как жить на этой прекрасной планете, с такими прекраснейшими людьми, создать что-нибудь на благо общества, самоутвердиться - доказать, что ты "не лыком шит", показать, чему ты научился, что понял, и что можешь оставить детям, внукам, потомкам, ...людям, тебя окружающим."
"... Человек должен найти звено, связующее путь к истине с самой истиной, оно возможно, не так велико, но слишком значимо для него. И это звено находится в нас самих. Более того, я почти уверена, что это здесь, на поверхности; но в натуре человека заложено не видеть того, что рядом, он всегда стремится к более сложному, считая, что только в сложном он может найти необходимое. Мы стремимся к новым знаниям, мы ищем ответ в настоящем, зарываемся в прошлое, заглядываем в будущее. Но заметим, что наиболее близко подходят к ответу те, кто ищет, прежде всего, в себе...
Судьба растворилась в жизни
И в этот хмельной напиток
Добавим ясность мысли,
Смешали с покоем снов,
Потом положили яда
Из боли, страданий, пыток
Немного земного счастья
И, наконец, любовь.
Разлили его по кубкам,
Рожденным в горнилах ада
Союзом безумств с рассудком,
Вселенским сияньем звезд.
Наполнен веков корнями
Напиток судьбы хмельной,
Его пьем глотками - днями,
Но скоро ли кубка дно?
Пополните свой словарь следующими понятиями:
человек, природа человека, разум, творчество, свобода, смысл жизни, антропогенез, антропосоциогенез.
Подведем итог освоения четырех тем: Онтология, Диалектика, Гносеология, Антропология. Проверьте себя, отметьте правильные ответы в следующих тестах:
1. Философское учение о бытии – это:
а. антропология
б. аксиология
в. диалектика
г. онтология
д. эстетика
2. Неотъемлемое свойство объекта – это:
а. аристократ
б. авторитет
в. альтруизм
г. аметист
д. атрибут
3. Какие из противоречий отражают подвижность бытия
а. противоречие сущности и существования
в. противоречие устойчивости и изменчивости
б. противоречие общего и единичного
г. противоречие возможности и действительности
д. противоречие необходимости и случайности
4. Первооснова бытия – это:
а. субвенция
б. субстанция
в. сублимация
г. субституция
д. субретка
5. Вещественная первооснова бытия – это:
а. субсчет
б. субтитр
в. субстрат
г. субхути
д. субъект
6. Выделите основные противоречия бытия
а. противоречие личности и общества
б. противоречие разума и страстей
в. противоречие устойчивости и изменчивости
г. противоречие света и тьмы
д. противоречие непрерывности и дискретности
7. Выделите основные элементы субъективной сферы бытия
а. материя
б. сознание
в. религия
г. природа
д. бог
8. Выделите основные элементы объективной сферы бытия
а. материя
б. сознание
в. религия
г. природа
д. бог
9. О каком противоречии бытия идет речь: “Бытие всегда одно и тоже и в то же время постоянно изменяется”
а. противоречие сущности и существования
б. противоречие единого и многообразного
в. противоречие устойчивости и изменчивости
г. противоречие материального и духовного
д. противоречие непрерывности и дискретности
10. В рамках, какой концепции дано следующее определение: “Материя есть протяженное, непроницаемое, делимое на нечувствительные части”
а. фатализм
б. атомизм
в. релятивизм
г. рационализм
д. утопизм
11. В рамках, какой концепции дано следующее определение: “Движение – это: перемещение тела в пространстве”
а. метафизическая
б. диалектическая
в. релятивистская
г. субстанциальная
д. аксиологическая
12. В рамках, какой концепции дано следующее определение: “Движение – это: диалектическое единство устойчивости и изменчивости”
а. метафизическая
б. диалектическая
в. релятивистская
г. субстанциальная
д. аксиологическая
13. В рамках какой концепции дано следующее определение “Пространство – это: понятие обозначающее такие свойства объектов как протяженность, структурность и способность располагаться друг относительно друга”
а. метафизическая
б. механистическая
в. релятивистская
г. субстанциальная
д. плюралистическая
14. Отметьте пункты, которые не являются атрибутами материи.
а. вещественность
б. протяженность
в. структурность
г. вес
д. подвижность
15. Атрибут – это:
а. первооснова бытия
б. неотъемлемое свойство
в. часть целого
г. противоречие объекта
д. запредельная сущность мира
16. Выделите пункты, не отражающие структурные элементы сознания
а. разум
б. воля
в. подсознательное
г. нейроны мозга
д. психика
17. Выделите характеристику, которая не отражает сущность сознания
а. социальная сущность
б. творческий характер
в. связь с творческой деятельностью, трудом
г. статичное существование
д. связь с речью
18. Агностицизм – это:
а. признание идей за первичное
б. эсхатология
в. физиология
г. непознаваемость бытия
д. риторика
19. Мера – это:
а. показатель веса
б. связь количества и качества
в. норма потребления
г. критерий прогресса
д. идеальная модель объекта
20. Диалектика – это:
а. теория развития
б. учение о человеке
в. учение о сущности бытия
г. теория познания
д. учение о Боге
21. Отметьте принципы диалектического метода
а. Принцип противоречия
б. Принцип всеобщей связи
в. Принцип существования
г. Принцип атрибутивности
д. Принцип развития
22. Отметьте пункты, которые не отражают содержание принципа развития
а. Проблема генезиса
б. Проблема атрибутивности
в. Периодизация прошлого
г. Прогноз будущего
д. Оценка настоящего
23. Отрицание – это:
а. переход объекта в противоположность
б. уничтожение объекта
в. логический парадокс
г. ошибка мышления
д. аргумент в споре
24. Индетерминизм – это:
а. технологический принцип
б. логический прием
в. признание всеобщности причинно-следственной связи
г. идеология среднего класса
д. отрицание причинно-следственных связей
25. Отметьте основные законы диалектики
а. закон отрицания отрицания
б. закон возвышения потребностей
в. закон исключенного третьего
г. закон единства и борьбы противоположностей
д. закон взаимного перехода количественных и качественных изменений
26. Качество – это:
а. торговый знак
б. критерий развитости свойств объекта
в. тождественная с бытием определенность вещи
г. внешняя по отношению к бытию определенность вещи
д. показатель уровня жизни
27. Количество – это:
а. торговый знак
б. критерий развитости свойств объекта
в. тождественная с бытием определенность вещи
г. внешняя по отношению к бытию определенность вещи
д. показатель уровня жизни
28. Кому принадлежит классическая формулировка основных законов диалектики
а. Платону
б. Н.Кузанскому
в. Г.Гегелю
г. К.Марксу
д. К.Ясперсу
29. Кто сформулировал принципы материалистической диалектики
а. Платон
б. Н.Кузанский
в. Г.Гегель
г. К.Маркс
д. К.Ясперс
30. Что является источником развития с позиции диалектики
а. Человек
б. Бог
в. Внешняя сила
г. Механизм
д. Внутреннее противоречие объекта
31. В рамках, какой концепции истинно следующее утверждение: «Развитие мира является причиной, а развитие познания – следствием»
а. метафизика
б. эпистемология
в. материалистическая диалектика
г. эвдемонизм
д. идеалистическая диалектика
32. Субъективная диалектика это:
а. Развитие мира
б. Развитие познания
в. Развитие цивилизации
г. Развитие всего живого
д. Отрицание софистики
33. Что является источником развития с позиции метафизики
а. Человек
б. Бог
в. Внешняя сила
г. Механизм
д. Внутреннее противоречие объекта
Тема. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ: