Творческая природа и социокультурная обусловленность феномена сознания. Взаимосвязь сознания, мышления и языка
Естественно-физиологические основы сознания становятся понятными только при учете социальной среды, в которой протекает жизнь и деятельность человека. Идея социокультурной размерности сознания разделяет классические и неклассические версии философии сознания.
Классическая философия исходила из идеи своеобразной «гносеологической робинзонады» (возможности индивидуального сознания даже в ситуации изоляции от общества): индивидуальное сознание имеет пассивно-созерцательный характер и не нуждается в дополнительных социальных предпосылках для своего оформления.
Неклассическая философия постулирует творческую природу сознания и преодолевает классический принцип «созерцательности мышления». Сущность подобной установки наиболее наглядно раскрывается через следующие концепты:
· Идея идеологической обусловленности индивидуального сознания Маркса: «зеркало» сознания всякий раз искажается в соответствии с устойчивыми идеологемами своего времени.
· Идея реабилитации «культурных предрассудков» (социальных стереотипов) Гадамера: социальные стереотипы составляют ту необходимую структуру сознания, которая обеспечивает целостность всякого психического опыта и определяет возможности и границы человеческого понимания.
Творческая природа сознания состоит в его способности к опережающему отражению действительности, то есть в возможности предвосхищения ситуации на основании имеющегося опыта, в возможности расширения сферы социокультурной реальности, создания новых ценностей.
Основные культурные механизмы, обеспечивающие развитие сознания, – это традиция и образование. Именно они определяют систему культурных и социальных стереотипов, которые гарантируют устойчивость и целостность мировоззрения личности, творческий потенциал которой зачастую напрямую зависит от общекультурного и образовательного уровня.
Основные факторы, определяющие динамику сознания – деятельность и коммуникация.
Деятельность и практика фактически обусловили возникновение сознания, где всякий мыслительный акт – это «внутреннее действие». Будучи связано с деятельностью, сознание зависит от наличного уровня социальной практики, отражая и опережая ее развитие.
Реальный опыт сознания всегда задан как коммуникативный процесс в многообразии его форм: автокоммуникации, диалога, полилога. Культурными механизмами, обеспечивающими коммуникацию, являются язык и речь.
Язык – это система знаков, обладающих значением и смыслом, то есть несущих в себе мысль и способствующих ее формированию. Ни один объект не может быть понят, осознан, не будучи выражен в слове. Сознание, таким образом, существует в материальной оболочке языка.
Речь– это сам процесс использования языка с целью усвоения и передачи социально значимой информации, обмена мыслями. Если язык – общественное явление, то речь индивидуальна. Специфические особенности речи отдельных людей не затрагивают общей основы языка. При этом социальная среда, в которой воспитывается человек, существенно влияет на развитие его речи.
Язык и вербальная речь оформились на основе невербальной речи (без слов), но не отменили ее. Невербальная речь продолжает существовать как бы параллельно, способствуя в ряде случаев расширению коммуникативных возможностей человека. Примеры невербальных знаков: уличный светофор, дорожные знаки, дверные или телефонные звонки, жесты, мимика.
Научно-технический прогресс породил множество искусственных языков (язык химии, математики и др.), широко используемых в научном познании и технической практике.
Значение языка для понимания опыта сознания и его творческих возможностей определяется следующими аспектами:
1. Язык является не столько транслятором актов сознания, сколько «соавтором» их рождения в процессе речевых практик.
2. Язык выступает как универсальная социокультурная среда, обеспечивающая многообразные языковые игры и ситуации.
3. Всякий язык содержит определенную концептуальную схему, которая посредством конкретных грамматических форм задает категориально-логическую структуру восприятия пространства, времени, количества, качества и т.п. Восприятие и познание мира, таким образом, возможно только через призму языка. Он выступает как посредник между миром и человеком.
В философии XX в. возникает идея «сознания как текста». Эта идея – попытка адекватной реконструкции опыта сознания, которая невозможна только средствами языка, поскольку помимо вербализованных (оформленных в слове), рационально-логических элементов, в сознании действуют механизмы интуиции. В отличие от языка, текст не связан единой структурой, он существует как пересечение различных контекстов и фрагментов опыта. «Сознание как текст» – это одновременно «сознание как след». Этот след в опыте сознания оставляют многообразные культурные практики и тексты, в пространстве которых формируется и реализуется личность. «Текст» сознания – это творческая переинтерпретация общекультурных смыслов.
Иметь сознание о чем-либо еще не тождественно мыслить о чем-либо в строгом смысле слова. Различия между понятиями «сознание» и «мышление» можно выявить на основе различения разных режимов работы сознания: стихийного и автономного.
Стихийное сознание – это сознание, складывающееся в процессе непосредственной человеческой жизнедеятельности естественным образом. Его содержание – это пестрый сплав необходимого и случайного, разумного и бессмысленного, рационального и нерационального. Стихийное сознание действует не на основании собственных принципов, но исходя из мнений, предрассудков, привычек, традиций.
Автономное сознание – это сознание, «научившееся» мыслить, то есть понимать мир и себя самого объективно, действовать автономно и разумно, работая по особым правилам и регулируя свои операции. Задача автономного сознания – отыскать некие не подлежащие сомнению, исходные истины, на которые оно могло бы опереться и сделать их фундаментом достоверного знания.
Итак, сознание есть самоорганизующаяся и самоинтерпретирующаяся совокупность психических процессов, интеллектуальных и духовных способностей, посредством которых человек воспринимает, переживает, осмысливает мир и самого себя. Речь идет о возможностях человека получать, интерпретировать и накапливать впечатления, извлекать их них опыт, перерабатывать их содержание в субъективно и объективно значимую информацию (знание) и на этой основе самостоятельно определять свое место в бытии, проектировать свою деятельность.