Тема 1.9. Диалектика Гегеля, материализм Фейербаха

Программа

Философия Гегеля. Общая характеристика творчества и основные произведения Гегеля. Отождествление Гегелем бытия и мышления. Абсолютная идея Гегеля. Философия природы, философия духа и философия истории Гегеля. Социально-политические взгляды Гегеля. Философия Л. Фейербаха – завершение периода классической немецкой философии, начало перехода к материализму. Общее понятие философии Фейербаха, ее значение. Антропология и гносеология Фейербаха. Социально – политическая философия Фейербаха.

Тема 1.10. Западная философия конца ХIХ-ХХ в. Человек и культура в «философии жизни» и психоанализе, экзистенциализм.

Программа

Роль философии как интегрирующего фактора культуры (конец XIX – XX в.в.). Европейская культура и трансформация основных философских проблем, смена - ценностей и ориентиров. Максима общественного сознания XX века: проблема смысла истории и проблема комплексного изучения человека. "Философия жизни" и ее противопоставление "наук о духе" и "наук о природе" (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон). Новые типы философствования: сциентистский и антропологический. Позитивизм: проблема метода в "первом" позитивизме (О. Конт, Г. Спенсер) Неопозитивизм. Существование, бытие, человек и его свобода, сознание в экзистенциализме (К. Ясперс, Ж.-П. Сартр).

Тема 1.11. Современная западная философия.

Программа

Панорама философских направлений XX в. Сближение позиций религиозной философии и философии науки. Философские дискуссии современности и их влияние на развитие западной цивилизации.

Тема 1.12. Возникновение русской философии. Славянофилы и западники как этап развития русской философии.

Программа

Влияние языческих, античных, византийских традиций и русского менталитета на становление отечественной культуры философствования. Практически-нравственная и художественно-образная ориентация русской философии. Формирование и основные периоды развития русской философской мысли. Религиозные и светские традиции в отечественной философии. Формирование самобытной русской философской проблематики. М. В. Ломоносов. А. Н. Радищев. Просветительская мысль в России и попытки философского осознания ее пути (русская идея, западники и славянофилы, почвенники, евразийцы).

Тема 1.13. Русская философия конца XIX - начала ХХ века. Русская религиозно-мистическая философия. Русский космизм.

Программа

Русская религиозная философия и ее основные направления (К.Н. Леонтьев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков). "Философия естествознания" в России и ее основные проявления (позитивистские, социологические, космистские).

Тема 1.14. Русская философия XX века. Русская философия в контексте мировой философской мысли.

Программа

Русская философия после 1917 года: официальная философия, творчество советских философов, философия русского зарубежья. Проблема Запада-Востока-России в науке и философии. Преемственность и самобытность. Проблема духовности. Диалог культур. Влияние русской философии на социально-политическую жизнь России, на состояние российского общества. Философские традиции в русской литературе, искусстве и публицистике. Русская философия в контексте мировой философской мысли.

Методические указания

Исследования противоречивого процесса исторического развития философской мысли представляет собой необходимые условия последующего рассмотрения проблем курса философии. Философские идеи порождаются определенными общественными условиями, базируются на известных культурно-исторических предпосылках. В связи с этим изучение данного раздела логично начинать с уяснения особенностей того времени, когда зарождается философия.

Большинство исследователей единодушны в том, что философия как целостный феномен культуры впервые возникает в Древней Греции VII-VI вв. до н.э. Именно в Греции появились профессиональные философы и профессионально изучались философские проблемы.

В процессе развития философия прошла несколько значимых этапов развития:

· Античная философия –VI в. до н.э. – III в. н.э.

· Средневековая философия – IV-XIV вв.

· Философия Возрождения – XIV-XV вв.

· Нововременная философия - XVI – XIX в.

· Новейшая (современная) философия – XX в.

Возникновения философских традиций связано с периодом разложения первобытнообщинного строя и формированием первых классовых обществ.

Философия первоначально возникает в Лоне религиозно-мифологического сознания, апеллируя одновременно и к разуму, и к размышлению.

Уже в древнеиндийских Ведах присутствуют космогонические мотивы, а в Упанишадах нетрудно заметить поиски первоосновы бесконечного многообразия явлений природы. Однако философия не уходит и от жизненного мира человека: какими бы отвлеченными ни представлялись рассуждения философов, они всегда завершаются учением о смысле жизни. Тесно связаны в философии теоретические и мировоззренческие проблемы. Особенно ярко проявляется это в философии Древнего Востока.

В 6 в. до н.э. в Китае, Индии и Греции практически одновременно возникает философия. Предпосылками этого стали появившиеся товарно-денежные отношения, возникновение первых государств, рост научных знаний. Общность генезиса не исключала своеобразие путей формирования философского знания в различных очагах древней культуры. В Древней Индии в основе философских направлений лежали Веды («веда» - знание), сборники гимнов богам.

Однако их осмысление отличалось от брахманизма, было более критическим, а порой и материалистическим.

Во многом аналогичным было становление древнекитайской философии.

Примечательно, что в Китае первыми ’’оппозиционерами" выступали бродячие мудрецы. Причём в обоих ареалах философия, развевавшаяся анонимно, к 6 в. до н.э. становится авторской, будучи связана с именами Гаутамы Шакьямуни-Будды, основателя джайнизма - Махавиры, первого китайского философа Кун-фу-Цзы, даосского мудреца Лао-Цзы.

Что волновало древних философов Востока? То же, что неизменно интересует мыслящего человека: что есть мир и каков смысл его собственного существования в нем. Мифологическая картина мироздания не выделяла человека из окружающего мира, а, напротив, одушевляла мир, объясняя «причинность» его возникновения. В эпической поэме "Махабхарата” истинное бытие предстает как нарождённое и нетленное. Индийские материалисты утверждали, что первоначалу присущи 4 «великие сути»: земля, вода, воздух и огонь в бессистемном хаосе. Постепенно упорядочение хаоса и организацию мироздания начинают писывать " первочеловеку ”. В ведических мифаx Пуруша - модель космоса и человеческого общества. Аналогичным образом в китайских мифах происхождения мира связывают со сверхъестественным человекам по имени Паньгу. "Великое начало" рождает на свет человеческий род и даёт ему правила жизни. Соблюдение этих правил - норма жизни человека. Конфуцианство выдвинуло основным тезисом социальной организации норму, правило, церемониал.

Совершенство личности определялось не сравнением с достоинством людей, а соотнесением с Абсолютом. Путь совершенствования включает в себя соблюдение общечеловеческой морали, отречение от земных страстей, аскеза. И прошедший этот путь, становится источником добродетели и нравственности и достигает недостижимого - нирваны.

Параллельно с развитием индийской и китайской философии происходит формирование философской мысли в античной Греции.

Период VI в. до н.э. – III в. н. э в истории философии представлен работами древнегреческих и древнеримских философов. В этом ряду Анаксимандр, Демокрит, Гераклит, Пифагор, Анаксимен, Платон, Сократ, Аристотель, Эпикур,Сенека. Все они обладали энциклопедическими знаниями, занимались самыми различными науками. Многие из них были основателями первых философских школ: Платон создал первую Академию, а Аристотель – лицей. В центре внимания античных философов находились универсальные проблемы бытия:

- строение мироздания и составляющие его части;

- место человека в космосе;

- конечные основания бытия, первичные элементы, из которых состоит мир;

- соотношение хаоса и порядка - конечного и бесконеч­ного, прерывного и непрерывного в мире;

- проблема причин и источников движения и развития;

- проблемы идеального устройства государства и пра­вильного поведения граждан;

- нормы добродетельной жизни личности и т.д.

С точки зрения современности наибольший интерес представ­ляют такие разделы философского учения древних, как учение о материи, учение о диалектическом развитии мира, учение о познании, учение о философских категориях.

Материю древние греки понимали как общую основу (суб­станцию) всего существующего. Они высказывали разные точ­ки зрения о первоначалах бытия. Одни полагали, что все созда­но из воды (Фалес), другие в основании мира видели огонь (Гераклит), третьи - воздух (Анаксимен). Уходя от конкретизации материального начала мира ряд философов вводил абстракт­ные понятия гомеомерий (Анаксагор), апейрона (Анаксимандр), атома (Демокрит). Наиболее устойчивым оказалось атомистическое учение Левкиппа, Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара.

В концепциях Сократа и Платона в качестве первичного на­чала признавался мировой дух, а вещи и предметы рассматрива­лись как его материальное воплощение. В философии Аристоте­ля материя представлялась как пассивное инертное начало, при­обретавшее определенность благодаря активной форме, которая как клише отпечатывала себя в материальной субстанции.

Все явления в космосе древние философы рассматривали в их постоянно; движении, развитии, в переходе в противополож­ность, что определило в дальнейшем становление диалектичес­кого метода с его законами и принципами. Наибольшая заслуга в развитии диалектики принадлежит таким философам, как Ге­раклит, Платон, Аристотель.

Античные мыслители основательно занимались проблемами познания мира человека; их интересовали этапы познания, своеобразие чувственного и логического в познании, учение об истине и заблуждениях, о законах логического мышления. Аристотель по праву считается создателем особой науки - формальной логики.

Особая заслуга античной философии состоит в разработке и осмыслении понятийного аппарата, совокупности категорий философии: материя, мышление, становление, мера, количе­ство, качество, противоположность, сущность и явление, воз­можность и действительность, общее и отдельное и др.

Следует подчеркнуть, что в философских идеях периода античности в виде гениальных догадок содержатся почти все позднейшие типы мировоззрений.

Это обстоятельство нужно учесть, переходя к рассмотрению средневековой философии (IV-XIV в). Особенностью её является зависимость от религиозного мировоззрения, но философскими источниками выступают учения Платона и Аристотеля, приспособленные к догмам религии.

Основоположник христианской философии Аврелий Августин (Блаженный) и его последователи-реалисты, следуя Платону, признавали приоритет разума над волей, но веру ставили выше разума. Последователь Аристотеля - Фома Аквинский - утверждал, что лишь разумная душа способна постичь сущность вещей, т.е. общие понятия.

В противоположность реализму номинализм подчёркивал приоритет воли над разумом, считал, что общие понятия существуют только в уме, отражая сходные свойства вещей.

Разумная душа, согласно философии средневековья, ставит человека над природой. А человек понимается как единство веры, надежды и любви.

В эпоху Возрождения (XIV-XV вв.) наблюдается развитие этой идеи. На смену аскетической религиозной идеологии приходит гуманизм с высокой ценностью светской, полнокровной земной жизни человека.

Три группы проблем находились в центре внимания философской мысли в эту эпоху: вопросы, связанные с устройством природы, ее структурой, с закономерностями ее развития, о космосе (натурфилософия); тема человека и его строения, общих качеств и места в мире; проблемы идеального государственного устройства общества.

Философское учение о природе и космосе наиболее ярко представлено в работах Г. Галилея, Д. Бруно и Н. Кузанского. Они учили о материальной основе мира, о бесконечной множественности миров, об объективных законах, которым подчиняется развитие природы.

Человек рассматривался мыслителями эпохи Возрождения как высшая ценность, а его благо, счастье и достаток представлялись как высшая цель и задача государства. Ценность человека определяется тем, что он создан по образу и подобию божию, а значит, обладает такими же универсальными свойствами, как Бог-творец. Эта мысль основательно обосновывается в трактате «О достоинстве человека» Пико дела Мирандола, которому принадлежит широко известное изречение: «Человек – кузнец своего счастья».

Философия Нового времени (XVI – XIX в.) внутренне неоднородна. В центр своего внимания она ставит либо отдельного человека (Р. Декарт, Д. Локк, И. Кант, Ф. Ницше), либо «коллективного человека» (К. Маркс). Это означает, что философия Нового времени антропоцентрична. В ней преобладает гносеологическая установка, т.е. считается, что доступ к пониманию мира открывает познание, идеалом познания признается четкое, строго рациональное мышление. Для философии Нового времени очень характерен преобладающий интерес к методам, способам познания. Возрастает интерес к практике как основе познания.

Конец XVIII века и первая половина XIX в. ознаменованы крупнейшими достижениями выдающихся немецких философов: И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, Л. Фейербаха. Им принадлежит заслуга в формировании целостной, системной картины мира и в разработке диалектического метода его познания. При всем различии философских позиций они, прежде всего, стремились дать целостное представление об устроении бытия, о развитии низших его форм в высшие.

И. Кант разработал космогоническую теорию, согласно которой вселенная из состояния хаоса вследствие сил притяжения и отталкивания приходит в упорядоченное состояние, представленное небесными телами, планетами. Стремление упорядочить и жизнь людей приводит И. Канта к обоснованию знаменитого нравственного императива: «поступай так, чтобы твое поведение могло стать всеобщим правилом».

В философии Г. Гегеля была развернута внутренняя логика движения абсолютного духа (мирового разума) от его чистого бытия к природе и затем к человеческому обществу. Г. Гегель демонстрирует действие диалектических законов в этом мировом процессе: закона единства противоположностей, закона перехода количества в качество, закона отрицания отрицания.

Все представители немецкой классической философии большое внимание уделяли анализу понятийного аппарата философии. По существу все современные философские категории уже принципиально и глубоко были представлены в их работах: материя и сознание, рассудок и разум, бытие и небытие, количество и качество, абсолютное и относительное, противоположность и противоречие, истинное и ложное и т.д.

Философия Нового времени знаменует собой заключительный этап так называемой классики философии.

Философия XX века – это неклассическая философия. Современная философия состоит из направлений, которые взаимно дополняют друг друга. Феноменология рассматривает специфику работы сознания человека. Герменевтика озабочена пониманием бытия человека в мире. Философы-аналитики интерпретируют мир на основе анализа языка. Постмодернисты деконструируют устойчивые структуры, тексты в том числе. Диалектический и исторический материализм считает базисными реалиями в универсальном смысле материю, а применительно к обществу совокупность производительных сил и производственных отношений.

Большое внимание в курсе истории философии уделяется отечественной философии.

Философская мысль в России базировалась на древнерусских летописях и трактатах XI - XVII веков. В этот период зна­чительное внимание уделялось философскому истолкованию религиозно-православного учения и осмыслению места русского народа в мировой цивилизации. При этом философская пробле­матика всегда органически сочеталась с художественно-образ­ным освоением мира, с искусством.

Значительное развитие философская мысль России получа­ет в XVIII в. К религиозно-философским и художественно-фи­лософским проблемам добавились проблемы философского ос­мысления природы (М. Ломоносов) и человека (А. Радищев).

В XIX в. складываются крупные философские течения и школы, учения и концепции, представленные всемирно извес­тными именами: П.Я.Чаадаев, А.С. Хомяков, А.И. Герцен,Н. Г. Чернышевский, П. JI. Лавров, Н.К. Михайловский, М.А. Бакунин, Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, Н.Ф. Федоров, В.С. Со­ловьев и др. Философская проблематика обогатилась учения­ми о культуре и цивилизации, об особых путях развития Рос­сии, о роли народных масс и личности в истории, о способах и формах познания природы, о человеке и его месте в мире. Осо­бое место в философском осмыслении природы, общества и че­ловека занимают произведения великих художников-мыслителей Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.

Философская мысль России особенно бурно развивалась в кон­це XIX - начале XX века. Она представлена работами Н. Лосского, Н. Бердяева, В. Розанова, С. Франка, П. Флоренского, Л. Шестова, И. Ильина, С. Трубецкого. Продолжая осмысливать тради­ционные для русской философии проблемы, эти мыслители большое внимание уделяли вопросам познания смысла и цели жизни человека, свободы и ответственности личности, соотноше­нию божественного и земного в человеке. Как бы продолжая эти мировоззренческие исследования, К.Э. Циолковский и В.И. Вернадский основательно разрабатывали проблемы освоения космо­са и роли разума человека (ноосферы) во вселенной.

Специфическими чертами русской философии являются следующие:

- космологическая тематика; космическое осмысление человека, его включенность в мироздание, его ответствен­ность за мировые вселенские процессы;

- анализ смысла жизненных ценностей человека, его бытия и небытия: его судьбы, смерти или бессмертия;

- развитие мировой цивилизации и ее типов, взаимо­действие западных и восточных культур, место культуры в системе мирового сообщества;

- проблемы соотношения философии и религии, согла­сования философского и религиозного понимания мира;

- проблемы соотношения философии и искусства, ото­бражения в художественных образах философско-мировоззренческой тематики.

Традиционная русская философия понимает мир с позиции православно-религиозного единства любви, добра, истины и красоты.

Вопросы для самоконтроля:

1. Как вы понимаете принципы индийских вед: сансара, нирвана, карма? Почему на Востоке не осуществились во всей полноте Возрождение, Просвещение и Реформация?

2. В чём состоит проблема многого и единого в античной философии?

3. Что можно и что нельзя объяснить числами с точки зрения Пифагора?

4. Объясните высказывание Гераклита «В ту же реку вступаем и не вступаем. Существуем и не существуем».

5. Атомизм принято считать концепцией физики. Объясните, почему ато­мизм - философская концепция.

6. Почему можно утверждать, что для греческих натурфилософов характерна особого рода стихийная диалектика мышления?

7. Опишите особенности этики Сократа.

8. Что первично с точки зрения Платона?

9. Что есть “форма” и что содержание” по Аристотелю?

10. Согласны ли вы с высказыванием Ф. Аквинского «Всё, что движется, имеет причиной своего движения нечто иное… Следовательно, необходимо дойти до некоторого перводвигателя? Бога!»

11. Сравните принципы философии А. Августина и Ф. Аквинского.

12. Сравните философию эпохи Возрождения и средневековую философию.

13. Что имел в виду Николай Кузанский, говоря: «В действительности, так как бог есть все, он также и ничто».

14. Объясните, каким образом с точки зрения Ф. Бэкона процессу познания мешают «идолы»?

15. Кому принадлежит изречение: «Я мыслю, следовательно, существую». К какому философскому направлению относится этот мыслитель?

16. Что представляет собой кантовская «вещь в себе»?

17. Возможно ли знание истины по Канту?

18. В чём состоит суть проблемы противоречий по Гегелю?

19. Назовите направления современной философии и их своеобразие, спе­цифику.

20. Назовите русских философов, в чём особенность их философствования?

21. Согласны ли вы с утверждением М.К. Мамардашвили, что философом является каждый человек - в каком-то затаенном уголке своей сущности? И кто такой профессиональный философ?

22. В чем особенность языка философии? Отличается ли ее терминология от терминологии точных наук?

Наши рекомендации