Воздействие биологии на формирование новых норм, установок и ориентации культуры
Начало экспериментальной генетике было положено опытами по скрещиванию гороха, поставленного в XIX в. богемским монахом Г. Менделем. Он установил, что существуют некие факторы, которые определяют передачу признаков у растений по наследству. Впоследствии выяснилось, что эти "факторы" находятся в хромосомах (они состоят, как выяснили химики, из двух веществ: из белка и ДНК), которые заключены в ядре каждой клетки. В 40-х гг. нашего столетия канадский врач О. Эвари вместе с сотрудниками показал, что носителями генетической информации являются ДНК, т. е. гены (факторы, обусловливающие передачу признаков по наследству), которые "состоят" из элементов ДНК. Известно строение ДНК. Подобно белкам - это длинная тонкая цепь из повторяющихся последовательностей мономеров, состоящих их сахара, фосфата и оснований. Однако нет ответа на следующие вопросы: как ДНК воспроизводит саму себя и как она участвует в синтезе белков, необходимых для осуществления химических процессов в организме?
Действительно современные исследования в области молекулярной биологии, о чем пишет американский биолог Т.М. Бердсли, нащупывают ответ на относящийся к индивидуальному развитию вопрос о том, каким образом при одинаковых генах получаются разные клетки? Оказывается, это зависит от того, какие именно гены активируются и когда. Поэтому сейчас интенсивно изучаются химические сигналы, регулирующие процесс клеточной дифференцировки.
Э. Дейвидсон и другие исследователи стремятся выявить механизм управления транскрипциями у многоклеточных организмов. Интересно, что Э. Дейвидсоном предложен термин "умные гены" для множества тех генов, которые реагируют на комбинации сигналов между генами регуляторной сети. "Мы изучаем то, что я называю мозгом умного гена", - говорит Э. Дейвидсон. "Мозг" в данном случае - это сложный ансамбль белков, известный как транскрипционный комплекс. Осуществление непростого процесса транскрипции предполагает связывание этих белков, действующих в качестве химических сигналов, с ДНК поблизости от гена-мишени.
В ходе решения весьма сложной проблемы непостоянства генома исследователи приходят к гипотетическому выводу, что биологическая эволюция происходила не только путем естественного отбора. Результаты компьютерного моделирования, полученные американским ученым С.А. Кауфманом, позволяют предположить, что некоторые сложные системы проявляют склонность к самоорганизации. В одной из лекций подчеркивалось то существенное обстоятельство, что математическое моделирование, как показал Г. Вейль, достаточно эффективно в приложении к исследованию биологических явлений. Принципиальным является то, что математические модели действительно могут изменить представления биологов об истоках упорядоченности в эволюции. Все живые организмы - это упорядоченные системы, обладающие сложными структурами, которые функционируют и воспроизводят себя благодаря скоординированному взаимодействию химических и поведенческих процессов. Как известно, со времен Дарвина биологи рассматривали естественную эволюцию практически как единственный источник этого порядка.
"Однако Дарвину и в голову не могла прийти мысль о существовании самоорганизации, - подчеркивает С.А. Кауфман, - недавно открытого природного свойства, присущего некоторым сложным системам. Возможно, биологический порядок отчасти отражает спонтанную упорядоченность, на фоне которой действовал механизм естественного отбора. Отбор придал определенную форму, но совсем не обязательно породил закономерности онтогенеза, или биологического развития индивидуального организма. В действительности способность к эволюции и приспособлению могла сама по себе явиться достижением эволюции". Проведенные им исследования свидетельствуют в пользу этих выводов, хотя они имеют предварительный характер и далеки от завершения. Тем не менее, математические модели биологических самоорганизующихся систем позволяют делать предсказания, которые согласуются с наблюдаемыми свойствами организмов. Отсюда следует понимание "эволюции как органического взаимодействия между отбором и самоорганизацией" (С.А. Кауфман).
К одной из значимых философских проблем современной генетики относится и проблема клонирования, которую можно соответственно рассматривать в естественнонаучном и социально-психологическом аспектах. Прежде всего, следует обратить внимание на то, что клонирование существует в природе. По словам французского биолога Ж. Ростана, "когда простейшие делятся, они образуют клоны, сами того не зная". Следует вспомнить, что клоны являются также следствием партеногенеза у некоторых червей, пауков. В случае партеногенеза зародыш развивается из неоплодотворенного яйца. На научном языке клон означает ансамбль генетически идентичных индивидов, происходящих из соматических клеток одного организма или из одной половой клетки - без оплодотворения.
С поиском смысла человеческого бытия сопряжены дискуссии вокруг проблем, порожденных евгеникой. Этот термин был предложен в 1869 г. Ф. Гальтоном в работе "Наследственность таланта, его законы и последствие". Автор книги пытался показать, что наследственность человека, как и других живых организмов, подчиняется определенным законам, а также поставил задачу улучшения наследственности человечества с помощью увеличения и селекции полезных качеств ("позитивная" евгеника) и уменьшения вредных («негативная» евгеника). Цели "негативной" евгеники и современной медицинской генетики во многом совпадают. Идеи "позитивной" евгеники, несмотря на гуманные намерения многих ее сторонников, были дискредитированы различного рода реакционерами, особенно апологетами фашистской "расовой гигиены" и геноцида.
Идея передачи грядущим поколениям только "хороших" генов соответствует извечной мечте человечества преодолеть несовершенство самого человека, она имеет социально-политическую привлекательность для правящих классов. Евгеника, по сути, является элитарным учением, открывающим возможности для теоретического оправдания существования высших классов как носителей "лучших" качеств и объясняющим пороки и недостатки дифференцированного на различные социальные группы общества несовершенством человеческой природы, которую необходимо улучшать. Не случайно в начале нашего века идеи евгеники были широко использованы правыми силами в США в движении против высокой рождаемости, за ограничение браков и стерилизацию "непригодных". К 30-м гг. 20 века в сорок одном штате были приняты законы об ограничении браков, в тридцати - о стерилизации умственно неполноценных. Эта практика имела явно выраженный расистский и классовый характер, так как в число последних попадали исключительно бедные, негры, индейцы и т. д. (кстати, американский евгенический опыт был использован в фашистской Германии).
Генная инженерия - детище научно-технического прогресса, давшего новые методы исследования аналитического характера: ультрацентрифугирование, введение в молекулы радиоактивных изотопов, электрофорез, аффинная хроматография (например, разделение сложных молекул с помощью соответствующих моноклональных антител), двумерное электрофокусирование (оно дает возможность анализировать до 50 тыс. белков в одной клетке), способы микроанализа, которые позволяют определять первичную структуру белка и других биологических макромолекул по мельчайшим количествам биологических веществ. В целом же генная инженерия, использующая успехи современной биологии (генетики, молекулярной биологии, энзимологии, вирусологии, бактериологии и др.) и достижения технического прогресса (новейшие физические, химические и биологические методы), позволяет конструировать биосистемы, не существовавшие ранее в природе. Не случайно ученые говорят о генной революции, благодаря которой человек получил возможность модифицировать живые организмы в утилитарных целях, получать новые живые образования, что находит применение сейчас и, очевидно, найдет широкое применение в будущем.
Генная инженерия имеет широкое поле применения, ее практические и теоретические результаты позволяют в определенной степени высветить механизмы взаимосвязи одного фундаментального состояния материального мира - природного - с другим - социокультурным. Ведь человек, используя генную инженерию с биотехнологией, творит материал, который на общесоциальном уровне получает форму различных социокультурных образований: предметов (искусственный ген, искусственно полученные инсулин, соматотропин, интерфероны, иммуногенные препараты и вакцины, моноклональные антитела, новые, устойчивые к холоду, болезням и вредителям сорта культурных растений и пр.), теоретических представлений и направлений в науке (возникшая в последнее время молекулярная экология, новые концепции молекулярной биологии нейронов, построенные благодаря использованию и генных зондов и т.д.), ценностей (моральные ценности, связанные с этикой "облегчения жизни" и этикой "границ", которые, в свою очередь, актуализированы успехами в области биотехнологии) и т.п. Эти социокультурные образования оказывают влияние на формирование вновь приходящих поколений благодаря механизмам культурного наследования и социализации, они преобразуют также и сознание с его представлениями, ценностными установками и нормами нынешнего человека, способствуют становлению на индивидуальном, групповом и общесоциальном уровнях новых способов мышления и деятельности. Происходит преодоление сложившихся социокультурных образцов посредством формирующихся новых образцов на основе достижений генной инженерии (понятно, свою роль играют и успехи микроэлектроники, химии новых материалов и т.д.). Поэтому перейдем к рассмотрению генной инженерии и областей ее применения, оказывающих заметное влияние на социокультурную практику человека.
Нельзя не согласиться с лауреатом Нобелевской премии И. Пригожиным, который отмечал: "Новые средства наблюдения от изотопов до искусственных спутников продемонстрировали нам неустойчивость экосистем; одновременно нелинейная динамика дала нам возможность теоретически описать рост флуктуации и бифуркации, которые могут возникнуть в таких системах. На первый план выдвинулась задача изучения причин неустойчивости экосистем и перспектив нашей планеты. Недостаточно просто сохранить то, что мы имеем. Известно, что десятки тысяч лет назад на нашей планете был оптимальный климат, и тогда даже в пустынях Гоби и Сахара процветали цивилизации. Почему бы не помечтать о возврате тех времен? Возможно, что эта мечта и воплотится в жизнь, современная биология и генная инженерия в союзе с другими научными направлениями открывают новую эпоху во взаимодействии социокультурного мира с миром природы, и прежде всего с биосферой, важным компонентом которой является живое вещество. Стратегия преобразования и господства человека над природой в конце XX в. оказалась сильно дискредитированной; человечество во все большей степени начинает осознавать, что спасение - только в гармоничном взаимодействии общества и природы. Вот почему сейчас усиливается популярность идеи биологизации производственной и всей социокультурной деятельности человека (понятно, что сюда относится и биологизация техники и энергетики). Большую роль в этом процессе будет занимать генная инженерия в союзе с другими методам и биотехнологии.
Одно из новейших направлений исследований основано на использовании эмбриональных клеток основного строительного материала системы, - в значительном количестве присутствующих в пуповинной крови и именуемых клетками иммунологической памяти. Их применение открывает новые перспективы в лечении рака и многих генетических заболеваний, однако этим исследования не исчерпываются. Некоторые фирмы "выращивают" полоски кожи, другие пытаются создать "универсальные" клетки, при трансплантации которых можно не опасаться реакции отторжения.
Наука всегда опережает жизнь, ритм которой определяется традициями права и морали, а также обычаями повседневности. Генетическая и эмбриональная инженерия совершают кардинальные изменения в наших представлениях о происхождении и эволюции жизни, однако возникающие в ходе их развития проблемы выходят за рамки биологии и медицины, они затрагивают сферы права и морали, приобретают совершенно иное измерение экзистенциального характера.
Здесь, на стыке биологии, медицины и этики, возникает вопрос: когда человек становится человеком? Если исходить из христианской этики, согласно которой человек является человеком с момента зачатия, то тогда необходимо последовательно и решительно осуждать любые эксперименты и манипуляции с человеческой зиготой безотносительно к тому, используются они в терапевтических или исследовательских целях. Ибо никто не имеет права жертвовать одним человеком во имя другого, т.е. зло не может быть средством достижения добра.
Р. Эдварде выдвинул и другой проект: каждый человеческий зародыш "из пробирки", предназначенный к жизни (это значит, перенесенный в организм женщины, которая согласилась его вынашивать до рождения), мог бы в соответствующий момент быть разделен на две половины. Из одной половины развивается нормальный ребенок (доказано, что это возможно), другая половина замораживается и является потенциальным "банком органов" для человека, который развился из первой половины.
Профессор Б. Чиарелли, антрополог из университета во Флоренции, представил проект, известный под названием "Обезьяночеловек". В основе опыта - оплодотворение шимпанзе человеческим сперматозоидом. Б. Чиарелли, вопреки мнению большинства биологов, утверждает, что сегодня этот проект может быть реализован (не исключено, что в какой-нибудь лаборатории уже идет подобный эксперимент). Реализация проекта, по мнению ученого, важна не только в научном плане, но и в практическом.
Потрясающим является то, что ребенок может быть рожден мужчиной. Специалисты признают, что теоретически (пока) возможно перенесение в организм мужчины человеческого зародыша (возникшего с участием спермы этого мужчины) и вынашивание его отцом. И, наконец, роды с помощью хирургического вмешательства. Не вдаваясь в анатомические или технические детали, отметим, что такие эксперименты уже проводятся на обезьянах.
Уже сейчас многие ученые считают, что подобного рода эксперименты на человеке не только допустимы с точки зрения медицины и этики, но и необходимы для лечения наследственных болезней и улучшения человеческого вида. Например, Дж. Холдейн указывает, что клонирование (и введение нужной генетической инструкции) является самым лучшим способом "воспроизведения" людей, обладающих исключительными способностями, нужными человечеству, а Ж. Ростам утверждает, что клонирование даст человеку возможность достичь своего рода бессмертия, ибо оригинал, исчерпавший свой срок функционирования, можно заменить копией того же самого индивида, и так до бесконечности. В связи с этим возникает ряд вопросов как моральной так и социальной природы типа, кто и на основе каких критериев будет совершать «селекцию способностей», «какие способности необходимо культивировать» и т. д.