Проблема отграничения истины от заблуждения
При решении вопроса об истинности или неистинности теории недопустима изоляция от практики. В практике человек должен доказать истинность своего мышления, именно практика отделяет иллюзию от действительност.
В общественных и естественных науках критерием истины выступают определенные виды практики. В сфере философии тоже имеет место практика, но как вся совокупность исторической практики людей, включая и повседневную, и производственную, и социально-политическую практику.
Помимо практики в научном познании существуют и другие критерии истины. Их ценность очевидна там, где практика пока не в состоянии определить истину и заблуждение (а подобные случаи встречаются довольно часто, их число возрастает с развитием науки). Среди них выделяется логический критерий. Его существо — в логической последовательности мысли, в ее строгом следовании законам и правилам формальной логики. Выявление логических противоречий в рассуждениях или в структуре концепции становится показателем ошибки и заблуждения.
Большое место в теоретическом естествознании, но главным образом в общественных науках и в философии занимает аксиологический критерий, т.е. обращение к общемировоэзренческим, общеметодологическим, социально-политическим, нравственно-эстетическим и эстетическим принципам. В политической жизни и в общественных (да и не только общественных) науках часто складывается обстановка, когда от субъекта требуется немедленная реакция, а он не имеет "показаний практики"; он должен оценивать, не дожидаясь получения и обработки максимально полной информации. Иногда такую информацию вообще невозможно получить. Субъект производит быструю оценку, не столько полагаясь на непосредственную конкретную информацию, идущую от практики, сколько на логику (т.е. на логический критерий) и на свой опыт ценностного, эмоционального и общемировоззренческого отношения К подобным ситуациям. В этих случаях чрезвычайно важно руководствоваться не просто интуицией (она тоже помогает в решении вопроса), , но какими-то рациональными принципами, вбирающими в себя исторический опыт жизнедеятельности субъекта. Весьма значительна, например, роль эстетического критерия (чувства гармонии, совершенства и красоты) при создании или выборе физических теорий. Эстетически высшее нередко оказывалось впоследствии и более достоверным, истинным. Аналогично в естествознании обстояло дело и со следованием принципам материализма и диалектики. Практика лежит и в основе логического, и аксиологического, и всех других критериев истины. Какие бы способы установления истинности суждений и концепций ни существовали в науке — будь то формально-логическая проверка, соотнесение со всеобщей философской методологией, общезначимость (интерсубъективность), интуитивное чувство и т. п., — все они в конечном итоге через ряд посредствующих звеньев оказываются связанными с практикой. В этом отношении можно утверждать, что практика — главный критерий истины.
Практика является диалектическим критерием — как в том смысле, что она взаимосвязана с другими критериями, так и в том, что она выступает и абсолютным, и относительным (определенным и неопределенным) критерием. практика как критерий истины находится в развитии. И, может быть, не только и не столько данный уровень развития эксперимента, производства и науки, сколько поступательное их движение, непрерывный процесс совершенствования практики доказывают истинность тех или иных положений и теорий в науке. На этом пути, например, и была доказана в конце XIX в. истинность положения "атомы делимы" и ложность противоположного суждения. Таким же образом в 30-х годах гипотеза Паули—Ферми о нейтрино, затем ряд опытов, ее подтверждающих, вновь доказали истинность и всеобщий характер закона сохранения энергии.
Таким образом, критерием истины являетсяпрактика, взятая в процессе своего движения, развития. Практика, взятая в процессе развития, доказывает объективную (а соответственно и абсолютную) истинность положений науки.
Практика.
Важнейшими чертами практики являются целенаправленность, предметно-чувственный характер, преобразование материальных систем. Т.о. практика— это целенаправленная предметно-чувственная деятельность субъекта по преобразованию материальных систем.
Имеются следующие формы практики:
-общественно-производственная(промышленное и сельскохозяйственное производство; изготовление продуктов потребления и средств производства),
- социально-политическая(создание государств, классовая борьба, формирование партий, преобразование социальных структур, органов управления, революционные движения, забастовки, войны, акции по ликвидации атомного и химического оружия и т.п.);
научно-экспериментаторская, связанная с намеренным изменением объекта исследования (социальный эксперимент, физический, химический, генетический и другие виды эксперимента);
врачебная, или медицинская(хирургическая, терапевтическая, стоматологическая и т.п.);
семейно-бытовая, повседневная, хозяйственная(строительство и ремонт жилья, садоводство, огородничество, приготовление пищи и т.д.).
Эти формы практики являются основными, поскольку охватывают важнейшие сферы жизнедеятельности человека (помимо них имеются: детская игровая практика, связанная с "преобразованием" предметов; асоциальная практика убийц; спортивная практика, ведущая к физическим изменениям людей и т.п.).
Художественную деятельность, на наш взгляд, нельзя безоговорочно относить к практике или к не-практической деятельности. Она нуждается в дифференциации по видам искусства и выделении видов с явно выраженной предметностью. В скульптуре, например, произведения имеют трехмерную форму и выполняются из твердых или пластичных материалов. Сама по себе предметность здесь не решает вопроса: необходима оценка цели, назначения деятельности. В аспекте главной функции искусства — эмоционально-эстетического воздействия на духовный мир людей — такая деятельность является духовной, а в аспекте технической реализации, приемов создания скульптур, свойств используемых материалов та же деятельность будет практической деятельностью.
По своему содержанию и назначению практика бывает стандартизированной (стереотипно-механической), сопряженной с многократным воспроизведением одного и того же результата, без непосредственного выхода на познавательную деятельность (хотя она также включает в себя цель), и поисковой, нацеленной на достижение прироста познавательной информации.
В зависимости от субъекта деятельности практика подразделяется на виды (отмечаем только некоторые из них):
индивидуальная,
микрогрупповая,
социального слоя,
класса, нации (народности),
государства,
общества.
Любая практика имеет общественный, социальный характер. В практике человек действует, конечно, как природная сила. Но эта сила наделена кроме всего прочего еще и общественной силой, воплощаемой прежде всего в духовном, идеальном компоненте практики. Выдвижение цели, идеи сопровождается ориентацией на определенные нормы и ценности общества, группы. Сам субъект — результат общественных отношений, их концентрированное выражение; сознание и мышление индивида невозможны без коммуникаций с другими людьми. Объем и результат практической деятельности — тоже общественные.
Практика выступает как общественный процесс изменения, преобразования материального мира в мир социальной предметности, культуры, в очеловеченный мир. В практике человек имеет средство для преобразования природы в своих интересах, в интересах человеческой цивилизации. Если исключить деструктивный, вандалистский тип практики, то последняя выступит в качестве антиэнтропийного процесса, способного упорядочивать не только общественную жизнь, но и более масштабные природные структуры.
В практике изменяется не только природа (или социальные структуры); изменяется сам субъект, в частности индивид. Практика воздействует на его органы чувств, на его сознание, мышление, идеи. Происходит взаимоотражение, ведущее к взаимообогащению и индивида, и общества, и природы. Такое взаимообогащение осуществимо благодаря идеальному моменту практики, имеющему в своей основе объективные закономерности.
В структуре практики имеются не только субъективные и объективные стороны, но и такие процессы, как распредмечивание и опредмечивание. Благодаря им и совершается взаимопереход субъективного и объективного. По определениям, имеющимся в "Философским энциклопедическом словаре", существо этих процессов в следующем. Опредмечивание ~ это процесс, в котором человеческие способности переходят в предмет и воплощаются в нем, благодаря чему предмет становится социально-культурным. Распредмечивание— это процесс, в котором свойства, сущность, "логика предмета" становится достоянием человека, его способностей, благодаря чему последние развиваются и наполняются предметным содержанием. Человек распредмечивает как формы прошлой культуры, так и природные явления, которые он тем самым включает в свой общественный мир-Распредмечивание является предпосылкой одного цикла практики, одного цикла опредмечивания; завершаемый цикл практики в ее поисковой форме содержит в себе основу для достижения нового уровня распредмечивания. Опредмечивание служит ведущим процессом, непосредственно обеспечивающим преобразование материальной системы.
В системно-структурном (а не процессуальном) плане любая практика складывается из следующих элементов:
- субъект практики,
- объект практики,
- цель (идеальная модель),
- средства,
- предметная деятельность субъекта,
- результат этой деятельности.
Все эти элементы проникают друг в друга так, что их представление в "чистом" виде затруднено. Они образуют целостную систему.
Практика и познание тесно связаны друг с другом: практика имеет познавательную сторону, а познание — практическую. Слово "сторона" оттеняет несводимость познания к практике, а практики к познанию. Их особая природа выражается и в своеобразии функций.
Рассмотрим их гносеологические функции по отношению друг к другу. Практика выполняет следующие функции:
а) базисная функция – основа познания (дает исходную информацию, которая обобщается, обрабатывается мышлением)
б) детерминирующая функция - движущая сила (детерминирует переход от чувственного освоения объектов к их рациональному познанию, от эмпирического познания к теоретическому, от дискурсивного к интуитивному, от одних методов исследования к другим, от одного стиля мышления к другому)
в) критериальная функция - критерий истины (на ее основе формируются разного рода заблуждения, но на ее же основе они и преодолеваются)
г) целевая функция - практика — цель познания в конечном счете.
Познание, в свою очередь, имеет несколько функций по отношению к практике.
- Информационно-отражательная функция является у познания, конечно, ведущей. В отличие от базисной функции практики, состоящей в предоставлении исходных данных для последующей их обработки мышлением, здесь имеет место сама переработка, т. е. производство понятий, гипотез, теорий, методов. Если практика выступает средством для познавательной деятельности, то познание, в свою очередь, есть средство практической деятельности.
- Существо регулятивной функции состоит в регулировании практики, в обеспечении управления практикой, практическими действиями.
- Одной из подфункций регулятивной функции выступает корригирующая (по отношению к практике) функция - корректировка средств, методик их проведения, широко распространена.
- Теория способна предвидеть ход практической деятельности {в этом состоит ее прогностическая функция), выдвигать научно обоснованные цели перед практикой.
Если практика есть критерий истинности теории, то подлинно научная теория есть критерий правильности практики.