Работы и подготовке к практическому занятию. Рассмотрение первого вопроса практического занятия предполагает, прежде всего, определение специфики философского подхода к данной теме
Рассмотрение первого вопроса практического занятия предполагает, прежде всего, определение специфики философского подхода к данной теме, который, хотя и отличается многогранностью, но направлен на определение сущности, целостности человека. Философию интересует вопрос о том, что есть человек? Что обусловило его выделение из животного царства? Это до сих пор остается такой же загадкой, как и возникновение живого из неживого. Для этого целесообразно обратиться к истории философии, к поискам главного отличия человека от всех возможных живых существ в рамках основного вопроса философии о соотношении материи и сознания. Особое внимание следует уделить философской антропологии М. Шеллера и его последователей. Такое вводное вступление прямо подводит к рассмотрению второго вопроса практического занятия: проблеме становления человека. Раскрытие этого вопроса в рамках трудовой теории антропосоциогенеза Ф. Энгельса (т.е. одновременного возникновения человека и общества в процессе труда) четко показывает соотношение биологического и социального в человеке, что является предметом рассмотрения в третьем вопросе практического занятия.
Здесь желательного рассмотреть отдельно в разных выступлениях: современные теории эволюции биологических предпосылок человека и становление человека как социального существа.
Особое внимание следует уделить понятию «деятельность», выделить ее целенаправленный характер, структуру (субъект, объект, цель, способ, акты, результат деятельности), отличие от инстинктивного поведения животных. Также необходимо различить виды деятельности (игровая, учебная, трудовая), дать философское определение понятию «практика» как единству трех основных видов деятельности (материально-производственной, научно-экспериментальной и общественно-политической).
Рассмотрение четвертого вопроса предполагает различение понятий «природа человека» и «сущность человека», отождествление которых ведет к путанице в понимании человека. Следует помнить, что «по природе» человек – житель двух миров: мира природы и мира культуры, т.е. общества. В то же время необходимо раскрыть глубокий смысл определения сущности человека по Марксу: сущность человека не есть абстракт, присущий индивиду, а в своей действительности представляет собой совокупность всех общественных отношений.
Ключевым моментом пятого вопроса является раскрытие смысла того факта, что из всех живых существ человек единственный, кто осознает свою смертность и видит в смерти финал всего живого. Только человек «обречен» искать, обосновывать смысл своего существования. Необходимо раскрыть два подхода к решению данных проблем: религиозный – вера в примат сверхъестественного над естественным, и философский – рациональное обоснование мировоззренческих положений науки и других видов духовного опыта человечества, включая религиозно-мистический. Решение указанных вопросов зависит от личных позиций, которые выработали студенты по ходу изучения философии. Поэтому из всех методических рекомендаций здесь уместны лишь те, которые обращают внимание на духовный опыт человечества и собственное понимание данных вопросов.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Что отличает философский подход к человеку?
2. Как трактуется в философии природа и сущность человека?
3. Что означает тезис К. Маркса о том, что сущность человека не есть абстракт присущий индивиду, а в своей действительности представляет собой совокупность (ансамбль) общественных отношений?
4. Что такое деятельность?
5. Почему труд является основанием деятельности?
6. В чем философский смысл проблемы жизни и смерти?
Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература и иные источники:
1.1 – 1.2; 2.1 – 2.5.
Тема 4.2. Проблема свободы и ответственности личности
Индивид, индивидуальность, личность. Личность как социальное измерение человека, как совокупность его социальных качеств. Личность как продукт общественных отношений и деятельности. Характер и структура личности. Типизация личности. Роль личности в истории. Соотношение понятий «историческая личность» и «великая личность». Богатство личности. Условия, средства и способы формирования личности как яркой индивидуальности и пути ее позитивной самореализации. Формирование навыков философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы общества. Социальная среда и личность.
Специфика проявления свободы человека как частицы космоса и элемента общественной жизни. Понимание свободы как познанной и освоенной необходимости. Свобода как гуманистическая ценность. Отрицательная и положительная свобода – «свобода от» и «свобода для». Свобода и необходимость. Фатализм и волюнтаризм. Свобода, принуждение, насилие. Свобода и ответственность личности, ее права и обязанности.
Практическое занятие «Проблема свободы и
ответственности личности»
(форма обучения: очная) – дискуссия
1. Человек, индивид, индивидуальность, личность. Личность как продукт общественных отношений и деятельности. Структура и динамика личности.
2. Понятие свободы в истории философии. «Свобода от» и «свобода для». Свобода как познанная необходимость.
3. Ответственность как атрибут личности. Диалектика свободы и ответственности. Свобода воли. Фатализм и волюнтаризм. Детерминизм и индетерминизм.
4. Философское определение смысла жизни.