IV. Тесты для самопроверки
Семинар 3
Тема «Классический период античной философии»
I. Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
1. Истоки, природа и цели движения софистов (Протагор и метод противоречий).
2. Сущность и видные представители скептицизма: (Пиррон, Секст Эмпирик).
3. Сравнительный анализ периодизации стоицизма.
4. Развитие античного атомизма в учении Эпикура.
II. Практические задания к семинарскому занятию
1. Познакомившись с основными положениями философских воззрений Сократа, заполните таблицу, выделив основание морали по следующим аспектам:
Аспекты учения | Существенные признаки |
Сущность человека | |
Понятие добродетели | |
Новая шкала ценностей | |
Понятие свободы | |
Парадоксы сократовской этики | |
Понимание счастья | |
Теология | |
Революция ненасилия | |
«Даймон» Сократа | |
Диалектический метод | |
Сократическое «незнание» | |
«Опровержение» и «маевтика» | |
Логика |
2. Познакомившись с основными положениями философских воззрений Платона, заполните таблицу, выделив самое главное по следующим аспектам:
Аспекты учения | Существенные признаки |
Пирамида идей | |
Материя | |
Космология и космогония | |
Учение о душе | |
Гносеология | |
Учение о государстве |
3. Составьте таблицу по предложенной Аристотелем классификации наук, выделив у каждой предмет науки:
Наука | Предмет науки |
Введение в философию | |
Теоретическая философия | |
Практическая философия | |
Творческая философия |
4. Познакомившись с основными положениями философских воззрений Аристотеля, заполните таблицу, сравнив с основными положениями учения Платона, выделив отличное:
Аспекты учения | Существенные признаки |
Логика | |
Метафизика | |
Первоформа | |
Космология | |
Гносеология (стадии познания) | |
Политика(учение о государстве) | |
Эстетика |
III. Вопросы для самостоятельной подготовки
1. Напишите тезисный конспект основных положений «кинического» образа жизни (кинизм). Предполагаемый план конспекта:
- пропаганда космополитизма;
- кинический образ жизни;
- учение о богах.
2. Основные представители и сущность неоплатонизма (сверхразумный экстаз, мировая душа, космогония).
3. Подготовка к тестированию на семинаре 4.
IV. Тесты для самопроверки
97. Что является источником философского знания, согласно Сократу?
а) процесс познания мира;
б) жизнь человека в обществе;
в) знание о неизбежности смерти;
г) постоянная духовная неудовлетворенность.
98. Учение об идеальном государстве создал:
а) Анаксимандр;
б) Эпикур;
в) Фалес;
г) Платон.
99. Каковы, на Ваш взгляд, негативные стороны философии софистов?
а) пытались научить людей спорить, аргументированно доказывать свою правоту;
б) дистанцировались от морали;
в) шлифовали язык диалога;
г) отрицали существование объективной истины.
100. «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют» - это:
а) высказывание софиста Протагора;
б) афоризм Гераклита;
в) апория Зенона.
101.Чем философия Сократа отличалась от философии софистов?
а) Сократ пытался вести спор не ради победы в споре, а ради достижения истины;
б) у Сократа подвергались обсуждению, в том числе, этические понятия («справедливость», «мужество», «добро» и др.);
в) философия у Сократа — это, прежде всего, знание жизни.
102. Философию Платона в целом можно охарактеризовать как:
а) наивный материализм;
б) субъективный идеализм;
в) объективный идеализм.
103.В чем суть познания, по Платону?
а) в добывании новых фактов;
б) припоминании;
в) в теоретической деятельности.
105. Концепция познания как «припоминания» принадлежит:
а) Сократу;
б) Платону;
в) Аристотелю.
106.Кого назвал К.Маркс «Александром Македонским греческой философии» ?
а) Сократа;
б) Платона;
в) Аристотеля.
107.Аристотель называл «первой философией»:
а) метафизику;
б) натурфилософию;
в) этику.
108.Основные онтологические понятия философии Аристотеля:
а) идеи;
б) материя и форма;
в) атомы и пустота.
109.Какие виды причин бытия называет Аристотель ?
а) материальную;
б) формальную;
в) деятельную;
г) целевую;
д) все вышеперечисленные.
110.Что характерно в целом для философии эллинистичекого периода?
а) утрата интереса к всеобъемлющим спекулятивным размышлениям;
б) повышенный интерес к проблемам гносеологии;
в) тенденция обращения к насущным человеческим проблемам, поворот к этике.
111. По Эпикуру, цель философии:
а) научить людей быть счастливыми;
б) помочь постичь первопричину бытия;
в) научить побеждать в споре.
112.Счастье как свобода от всяческих оков и, прежде всего, от неоправданных мнений. Такова точка зрения:
а) Эпикура;
б) Пиррона;
в) Диогена.
113.Счастье заключено «в свободе от печали, в умеренности чувств и расположении души, полагающих всему пределы, назначенные природой», с точки зрения:
а) софистов;
б) эпикурейцев;
в) скептиков.
114.Основателем скептицизма считают:
а) Гераклита Эфесского;
б) Пиррона Элидского;
в) Диогена Лаэртского.
115. Представителями стоицизма являются:
а) Зенон из Кития;
б) писатель Сенека;
в) император Марк Аврелий;
г) поэт Гомер.
116. Идеал стоиков таков:
а) подчинение страстей разуму;
б) получение максимальных удовольствий в жизни;
в) отрицание жизни как источника страданий.
117. Время и место возникновения философского учения неоплатонизма:
а) Афины, 5 век до н.э.;
б) Александрия, 3 век н.э.;
в) Спарта, 1 век н.э.
118.Какие из идей Платона получили дальнейшее развитие в неоплатонизме?
а) учение о «едином» и благе;
б) концепция познания как припоминания;
в) идея об антагонизме души и тела.
119.Эманация в неоплатонизме понимается как:
а) непротиводействие злу насилием;
б) естественный, природный ход вещей;
в) способ рождения мира из Божественного начала.
120. С точки зрения неоплатоников, материя – это:
а) субстанция, первооснова всего сущего;
б) иллюзия человеческого сознания;
в) угасание, недостаток Божественного начала.
121. С позиций неоплатонизма, познание Единого происходит:
а) преимущественно рационально-логическим путем;
б) посредством экстаза;
в) познание Единого вообще недоступно человеку ни в какой мере.