IV. Тесты для самопроверки

Семинар 3

Тема «Классический период античной философии»

I. Вопросы для обсуждения на семинарском занятии

1. Истоки, природа и цели движения софистов (Протагор и метод противоречий).

2. Сущность и видные представители скептицизма: (Пиррон, Секст Эмпирик).

3. Сравнительный анализ периодизации стоицизма.

4. Развитие античного атомизма в учении Эпикура.

II. Практические задания к семинарскому занятию

1. Познакомившись с основными положениями философских воззрений Сократа, заполните таблицу, выделив основание морали по следующим аспектам:

Аспекты учения Существенные признаки
Сущность человека
Понятие добродетели
Новая шкала ценностей
Понятие свободы
Парадоксы сократовской этики
Понимание счастья
Теология
Революция ненасилия
«Даймон» Сократа
Диалектический метод
Сократическое «незнание»
«Опровержение» и «маевтика»
Логика

2. Познакомившись с основными положениями философских воззрений Платона, заполните таблицу, выделив самое главное по следующим аспектам:

Аспекты учения Существенные признаки
Пирамида идей
Материя
Космология и космогония
Учение о душе
Гносеология
Учение о государстве

3. Составьте таблицу по предложенной Аристотелем классификации наук, выделив у каждой предмет науки:

Наука Предмет науки
Введение в философию  
Теоретическая философия  
Практическая философия  
Творческая философия  

4. Познакомившись с основными положениями философских воззрений Аристотеля, заполните таблицу, сравнив с основными положениями учения Платона, выделив отличное:

Аспекты учения Существенные признаки
Логика
Метафизика
Первоформа
Космология
Гносеология (стадии познания)
Политика(учение о государстве)
Эстетика

III. Вопросы для самостоятельной подготовки

1. Напишите тезисный конспект основных положений «кинического» образа жизни (кинизм). Предполагаемый план конспекта:

- пропаганда космополитизма;

- кинический образ жизни;

- учение о богах.

2. Основные представители и сущность неоплатонизма (сверхразумный экстаз, мировая душа, космогония).

3. Подготовка к тестированию на семинаре 4.

IV. Тесты для самопроверки

97. Что является источником философского знания, согласно Сократу?

а) процесс познания мира;

б) жизнь человека в обществе;

в) знание о неизбежности смерти;

г) постоянная духовная неудовлетворенность.

98. Учение об идеальном государстве создал:

а) Анаксимандр;

б) Эпикур;

в) Фалес;

г) Платон.

99. Каковы, на Ваш взгляд, негативные стороны философии софистов?

а) пытались научить людей спорить, аргументированно доказывать свою правоту;

б) дистанцировались от морали;

в) шлифовали язык диалога;

г) отрицали существование объективной истины.

100. «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют» - это:

а) высказывание софиста Протагора;

б) афоризм Гераклита;

в) апория Зенона.

101.Чем философия Сократа отличалась от философии софистов?

а) Сократ пытался вести спор не ради победы в споре, а ради достижения истины;

б) у Сократа подвергались обсуждению, в том числе, этические понятия («справедливость», «мужество», «добро» и др.);

в) философия у Сократа — это, прежде всего, знание жизни.

102. Философию Платона в целом можно охарактеризовать как:

а) наивный материализм;

б) субъективный идеализм;

в) объективный идеализм.

103.В чем суть познания, по Платону?

а) в добывании новых фактов;

б) припоминании;

в) в теоретической деятельности.

105. Концепция познания как «припоминания» принадлежит:

а) Сократу;

б) Платону;

в) Аристотелю.

106.Кого назвал К.Маркс «Александром Македонским греческой философии» ?

а) Сократа;

б) Платона;

в) Аристотеля.

107.Аристотель называл «первой философией»:

а) метафизику;

б) натурфилософию;

в) этику.

108.Основные онтологические понятия философии Аристотеля:

а) идеи;

б) материя и форма;

в) атомы и пустота.

109.Какие виды причин бытия называет Аристотель ?

а) материальную;

б) формальную;

в) деятельную;

г) целевую;

д) все вышеперечисленные.

110.Что характерно в целом для философии эллинистичекого периода?

а) утрата интереса к всеобъемлющим спекулятивным размышлениям;

б) повышенный интерес к проблемам гносеологии;

в) тенденция обращения к насущным человеческим проблемам, поворот к этике.

111. По Эпикуру, цель философии:

а) научить людей быть счастливыми;

б) помочь постичь первопричину бытия;

в) научить побеждать в споре.

112.Счастье как свобода от всяческих оков и, прежде всего, от неоправданных мнений. Такова точка зрения:

а) Эпикура;

б) Пиррона;

в) Диогена.

113.Счастье заключено «в свободе от печали, в умеренности чувств и расположении души, полагающих всему пределы, назначенные природой», с точки зрения:

а) софистов;

б) эпикурейцев;

в) скептиков.

114.Основателем скептицизма считают:

а) Гераклита Эфесского;

б) Пиррона Элидского;

в) Диогена Лаэртского.

115. Представителями стоицизма являются:

а) Зенон из Кития;

б) писатель Сенека;

в) император Марк Аврелий;

г) поэт Гомер.

116. Идеал стоиков таков:

а) подчинение страстей разуму;

б) получение максимальных удовольствий в жизни;

в) отрицание жизни как источника страданий.

117. Время и место возникновения философского учения неоплатонизма:

а) Афины, 5 век до н.э.;

б) Александрия, 3 век н.э.;

в) Спарта, 1 век н.э.

118.Какие из идей Платона получили дальнейшее развитие в неоплатонизме?

а) учение о «едином» и благе;

б) концепция познания как припоминания;

в) идея об антагонизме души и тела.

119.Эманация в неоплатонизме понимается как:

а) непротиводействие злу насилием;

б) естественный, природный ход вещей;

в) способ рождения мира из Божественного начала.

120. С точки зрения неоплатоников, материя – это:

а) субстанция, первооснова всего сущего;

б) иллюзия человеческого сознания;

в) угасание, недостаток Божественного начала.

121. С позиций неоплатонизма, познание Единого происходит:

а) преимущественно рационально-логическим путем;

б) посредством экстаза;

в) познание Единого вообще недоступно человеку ни в какой мере.

Наши рекомендации