Экзистенциализм, истоки, основные темы и направления
(небольшое предусловие) Если с сер. 18 века в европейской философии господствующее положение занимало рационалистическое направление, то с сер. 19 века на передний план выступают иррационалистич-е концепции.
Утверждение фил-го иррационализма происходит по мере разочарования широких масс людей в тех идеалах, которыми оперировал фил-кий рационализм. Люди убедились в том, что прогресс науки и техники сам по себе не ведет к реализации вековых идей человечества. Люди перестали видеть в мировом ист-ком пр-се проявл-е и осуществл-е высшего разума. Утратила свою притягательную силу идея приоритета социально-исторической активности человека. В фил-и утверждается мысль о беспочвенности и тщетности всех упований человека на то, что объективное движение мирового пр-са гарантирует осуществление собственно человеческих целей, что познание его закономерностей м. дать ч! надежную ориентацию в действит-ти. В иррационализме духовное отождествляется со спонтанным, бессознательными импульсами. Все формы рационального, целесообразного отношения к миру объявляются производными от первоначальной, досознательной основы.
В завис-ти от того, какое конкр-е начало объявляется сущностной характер-кой субъекта и какая дается интерпретация этому началу, в фил-фии возникают различные системы и школы иррационализма: фил-ия воли Шопенгауэра, фил-ия жизни Ницше, Э Хайдеггера, Сартра и других, психоаналитическая философия (курсивом предусловие) далее основное:
Экзестенциализм (философия существования) представлен в современной философии многочисленными учениями и школами. По отношениюю к сверхъестественному различают религиозную и секулярную формы Э. По геосоциокультурному признаку различают немецкий., русский, японский и другие Э. Течение сформировалось в Зап. Евр. в период м/у 2-мя мир. войнами. Он опирается на антрополого- персоналистскую традицию, которая берет свое начало от Сократа и софистов. Родоначальниками Э являются нем. философы Хайдеггер, Ясперс, франц. Жан-Поль Сартр и Габриэль Марсель, Альберт Камю. Эта философия вызвала интерес прежде всего потому, что она обратилась к проблеме критических, кризисных ситуаций, в которые зачастую попадает человек в период жестоких исторических испытаний.
Экзестенциалисты считают, что катастрофические события новейшей истории обнаружили неустойчивость, хрупкость не только индивидуального, но и всякого чел-го бытия. Индивиду, чтобы устоять в этом мире необходимо, прежде всего, разобраться со своим собственным миром, оценить свои возможности и способности. На передний план они выдвинули проблему человека.
Э сосредотачивает св. внимание на духовной выдержке человека перед лицом враждебного ему мира. Его представители отказываются превращать человека в инструмент, которым можно манипулировать: в инструмент познания или производства. Человек не объект, а субъект, свободное, самодеятельное, ответственное бытие. 1-ый призыв этой философии: “человек, пробудись”, т.е. займи активную жизненную позицию, действуй в этом мире и противодействуй ему всеми своими силами.
Ч! не определяется никакой сущностью: ни природой, ни обществом, ни собственной сущностью человека, ибо такой сущности по их мнению не существует. Имеет значение только его существование, которое предшествует сущности. Это означает, что человек сначала существует, появляется в мире, действует в нем, а уж потом определяется как личность.
Ч! можно рассматривать как историческое существо, пребывающее «здесь и теперь» в остановленный момент времени. Задача философии определялась как анализ наличного бытия человека, застигнутого «здесь и теперь». Исследование сиюминутного переживания, опыта времени - одна из ведущих тем Хайдеггера. Он ставит вопрос о создании новой онтологии, исходным пунктом которой является экзистенция, определяющая конечность человека, его положение в этом мире и коммуникацией с другими людьми.
Ч! - это временное, конечное существо, предназначенное к смерти. Представление о смерти как самоочевидной, абсолютной границе любых человеческих начинаний, занимает в учении такое же место, как и в религии. Ч! не должен убегать от сознания своей смертности, а потому высоко ценить все, что напоминает индивиду о суетности его практических начинаний. Этот мотив ярко выражен в учении о пограничных состояниях - предельных жизненных обстоятельствах, в которые постоянно попадает человеческая личность. И главная пограничная ситуация - это ситуация перед лицом смерти - в секулярной разновидности Э. И перед миром бога - в религиозной разновидности Э. Пограничные ситуации ставят человека перед необх-тью выбора. Ч! постоянно должен выбирать ту или иную форму своего поведения, ориентироваться на те или иные ценности и идеалы. Для религиозного Э главный момент выбора: за и против бога. “За” - значит путь веры, любви и смирения. В результате ч! ждет бесконечное блаженство. “Против” - означает отречение от бога, чреватое божественной карой.
В секулярной разновидности гл. момент выбора связан с формой самореализации личности. Эта самореализация определяется фактом случайности человеческого бытия, его заброшенностью в этот мир. Заброшенность означает, что человек никем не создан, не сотворен. Он появляется в мире по воле случая и ему не на что опереться. Бога нет, бог умер. Ни христианская мораль, ни любая др. светская мораль не укажет человеку как ему действовать. Мы не можем опереться ни на какие предписания, которые оправдывали бы наши поступки. Человек сам их формирует в ходе своей деятельности и общения. Выбирая те или иные ценности и идеалы, делая те или иные поступки, индивид формирует себя как личность. Ничто не определяет и не может определить характер его выбора. Сартр: “человек сам себя выбирает”. Но выбирая себя, он выбирает всех людей. Выбрать себя это утвердить ценности – которые ты выбрал. Отсюда чувство тревоги за человечество: раз у человечества нет никаких знамений, указаний для выбора, то его выбор происходит так, словно на него обращены взоры всего человечества.
Способность ч! творить самого себя и мир других людей, выбирать образ будущего мира является, с точки зрения Э - следствием фундаментальной характеристики чел-го существования - его свободы. Ч! - это свобода. Свобода ч! сохраняется в любой обстановке и выражается в возможности выбирать. Деятельность людей определяется не внешними обстоятельствами, а внутренними побуждениями, каждый ч! в тех или иных обстоятельствах мысленно реагирует не одинаково. От каждого человека зависит очень многое. Люди обладают определенной свободой в определении целей своей деятельности. Люди свободны и в выборе средств для достижения поставленных целей.
Слабость их подхода состоит в нежелании увязать субъективные цели и намерения людей с внешними источниками детерминантами, с тем фактом, что ч!, рождаясь на свет, застает готовым определенный уровень материальной и духовной культуры, систему социальных институтов и т.д. Он включен в это и ему приходится действовать в тех рамках, которые они диктуют.
Учение носит ярко выраженный нравственно-этический характер, мобилизует людей на формирование активной жизненной позиции.
Со свободой связана и ответств-ть. Сартр: Чел несет ответственность перед самим собой. Ч. не задан кем-то, он сам проектирует себя. Если действия ч! предопределены внешними факторами – он не отвечает за свои действия. Но если есть свобода выбора – он в ответе за последствия своих д-вий.
Экзистенциализм вскрыл абсурдность существования человека в современном мире. В центре внимания – чел одинокий, страдающий, но стремящийся к свободе и отвечающий за свои поступки.
Жизнь абсурдна, бессмысленна, поэтому чел стремится к смерти как к высшей свободе. Бытие, свободное для смерти, дает существованию цель и приводит экзистенцию к ее завершению.