Проблема сознания в философии
План
1. Концепции сознания в философии.
2. Решение проблемы происхождения сознания в диалектическом материализме. Сущность отражения.
3. Общественная природа сознания. Сознание и язык.
4. Природа самосознания.
Методические рекомендации
При подготовке первого вопроса обратите внимание на освещение следующих дидактических единиц: постановка проблемы сознания в философии. Категория «сознание» и ее значение для анализа всех форм проявления духовной деятельности человека. Постановка вопроса об отношении сознания к бытию. Концепции: религиозно-философская, сознание в субъективном и объективном идеализме, диалектико-материалистическая, информационная.
При подготовке второго вопроса обратите внимание на освещение следующих дидактических единиц: сознание как форма отражения действительности и регуляции человеческой деятельности. Природа идеального. Развитие форм отражения как генетическая предпосылка сознания. Отражение как всеобщее свойство материи и как способность получения адекватных образов действительности. Возникновение информационного отражения. Психика как форма отражения.
При подготовке третьего вопроса обратите внимание на освещение следующих дидактических единиц: возникновение человеческого сознания. Сознание и высшие формы психической деятельности – мышление, память, воля, эмоции. Сознание и язык. Сознание как необходимое условие всех форм жизнедеятельности человека. Общение как необходимая предпосылка сознательной деятельности. Социальные предпосылки возникновения сознания.
При подготовке четвертого вопроса обратите внимание на освещение следующих дидактических единиц: Выделение субъектом самого себя в качестве носителя активной позиции по отношению к миру. Структура и формы самосознания. Самосознание как процесс коллективной практической деятельности и межчеловеческих взаимоотношений. Предметность и рефлексивность самосознания.
Доклады и сообщения
· Космическая концепция происхождения и функционирования сознания.
· Загадка религиозного сознания.
· Проблема сознания в философии.
· Современные философские и естественнонаучные дискуссии о необычайных явлениях психики (гипноз, телепатия, телекинез).
· Подсознание и его возможности.
· Самосознание в структуре сознания.
Основные понятия
Бытие вещей, бытие общества, бытие человека, духовное бытие, субъективная реальность, объективная реальность, деятельность, объективация, экзистенция.
Используемая литература:[1; 3; 6; 9; 10; 14; 16; 19; 32; 33; 40; 41; 64-84].
Тема 8. Учение о развитии (диалектика)
Цель занятия: уяснение проблемы развития в философии, раскрытие сущности основных форм чувственного и рационального познания, выяснение проблемы истины, а так специфических признаков научного познания и ее основных методов. На основе осмысления темы происходит базовое освоение такой общекультурной компетенции как способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы.
Семинарское занятие – 4 часа
Семинар 8.1
Диалектическое понимание мира
План
1. Диалектика в истории философии. Формы диалектики.
2. Диалектическое понимание мира. Идея развития.
3. Категории диалектики в осмыслении единства Мира.
4. Принцип детерминизма в диалектике. Связи детерминации.
Методические рекомендации
Диалектика как учение об универсальных связях, изменении и развитии. Диалектика и догматическое мышление: принципиальные отличия. Исторические формы диалектики. Стихийная диалектика Гераклита. Искусство творческого спора: диалектика Сократа. Диалектика в эпоху средневековья. Противоречия как самая сложная проблема диалектики. Идея развития. Идеалистическая диалектика Гегеля. Диалектический материализм Маркса (А.С. Богомолов, «Введение в философию», «Диалектика и научное мышление», А.А. Миголатьев, А.Г. Спиркин).
Универсальные связи бытия. Сущность категорий диалектики. Единичное, особенное, общее: диалектика единичного и общего. Явление и сущность. Структурные связи: часть и целое, форма и содержание. Связи детерминации: причина и следствие, случайность и необходимость, возможность и действительность («Диалектика материального мира», «Материалистическая диалектика», «Введение в философию», И.З. Налетов).
Далее необходимо осмыслить суть трех универсальных законов философии, понять диалектические закономерности. Диалектика количественных и качественных изменений. Свойство и качество. Категория меры. Переход в новое качество. Категория скачка. Формы перехода от старого качества к новому (И.С.Нарский, В.П. Огородников, «Диалектика материального мира»).
Диалектика и логические противоречия. Противоречивость изменений. Диалектические противоположности. Развитие как самодвижение. Закон «единства и борьбы» противоположностей. Основные типы противоречий. Противодействие и содействие. Диалектика отрицания. Отрицание и синтезы. Сущность закона «отрицания отрицания». Цикличность и поступательность изменений. Единство цикличности и необратимости.
Доклады и сообщения
· Противоречие как движущая сила развития научного познания.
· Эволюция учения о причинности.
· Явление и сущность.
· Необходимость и случайность в медицинской практике.
· Конструктивная роль случая.
Семинар 8.2.
Законы диалектики
План
1. Закон «единства-и-борьбы» противоположностей.
2. Закон перехода количественных изменений в качественные.
3. Закон «отрицания отрицания».
4. Принципы диалектики.
Методические рекомендации
Необходимо осмыслить суть трех универсальных законов философии, понять диалектические закономерности. Диалектика количественных и качественных изменений. Свойство и качество. Категория меры. Переход в новое качество. Категория скачка. Формы перехода от старого качества к новому (И.С.Нарский, В.П. Огородников, «Диалектика материального мира»).
Диалектика и логические противоречия. Противоречивость изменений. Диалектические противоположности. Развитие как самодвижение. Закон «единства и борьбы» противоположностей. Основные типы противоречий. Противодействие и содействие. Диалектика отрицания. Отрицание и синтезы. Сущность закона «отрицания отрицания». Цикличность и поступательность изменений. Единство цикличности и необратимости. Освоить основные принципы диалектики: детерминизма, целостности, историчности
Доклады и сообщения
· Диалектика и логические противоречия.
· Принцип системности.
· Принцип целостности и его роль в медицине.
· Диалектика количественных и качественных изменений в медицине.
· Проблема направленности развития.
· Здоровье в системе детерминационных связей.
Основные понятия
Возможность, детерминация, действительность, диалектическое противоречие, диалектическое отрицание, инволюция, индетерминизм, конвергенция, развитие, причина, следствие.
Используемая литература:[1; 3; 6; 9; 10; 14; 16; 19; 32; 33; 40; 41; 64-84].
Тема 9. Философские проблемы познания (гносеология)
Цель занятия: уяснение проблемы познания в философии, раскрытие сущности основных форм чувственного и рационального познания, выяснение проблемы истины, а так специфических признаков научного познания и ее основных методов. На основе осмысления темы происходит базовое освоение такой общекультурной компетенции как способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы.
Семинарское занятие – 4 часа
Семинарское занятие 9.1