Тайна дыхания
Даже для тех, кто не знаком с медициной, совершенно ясно, что всякая жизнедеятельность тела прекращается, когда останавливается дыхание. Это означает, что, каким бы совершенным ни было тело, без дыхания оно – лишь труп. Другими словами, то, что живет в теле, или то, что оживляет его, – это дыхание. А сколь немногие из нас осознают этот факт. Мы переходим из одного дня в другой, работаем, беспокоимся о повседневных нуждах, поглощены своими мыслями, заняты бизнесом, следуем за побуждениями и все же игнорируем тот принцип, на котором основана вся наша жизнь. Если кто-либо скажет: "Молитва чрезвычайно важна", люди, вероятно, подумают: "Да, возможно". Если кто-то скажет: "Медитация – великая вещь", люди могут сказать: "Да, в этом что-то есть". Однако когда кто-то говорит: "Дыхание – великая тайна", то реакция такова: "Да ну, я никогда не задумывался об этом. Что же это на самом деле?"
Насколько известно науке, дыхание – это вдыхаемый и выдыхаемый воздух. При вдохе из воздуха поглощается кислород, а при выдохе выделяется углекислый газ. Более глубокое знание показывает, что дыхание управляет работой гланд и других дыхательных органов таким образом, чтобы внутрь поступали газы, способствующие усвоению пищи: ваша способность к усвоению возрастает. На основании этого принципа начинается использование дыхания в физических упражнениях для оздоровления. На протяжении последних нескольких лет певцы стали уделять этому большое внимание. В действительности само дыхание – это голос, и постановка голоса полностью на нем основана. С другой стороны, некоторые врачи начинают замечать, что дыхательные упражнения помогают при лечении многих заболеваний нервной системы, гланд или различных нервных центров. Кажется, наступает всеобщее пробуждение интереса к науке о дыхании. И те, кто практиковал дыхание при выполнении физических упражнений с целью улучшения своего индивидуального состояния, для лечения болезни или слабости, обнаруживали удивительные результаты. Вот то, что на данный момент постигла наука о дыхании.
Когда же мы приближаемся к таинству дыхания, то попадаем в совершенно другую область. То, что мы ощущаем при вдыхании и выдыхании воздуха через ноздри, не есть само дыхание, – это только его воздействие. Ибо мистическое дыхание – это тот поток, который выводит воздух наружу и вовлекает его вовнутрь. Ощущается воздух, а не сам поток; последний неразличим. Это вид эфирного магнетизма, электричества более тонкого рода – поток, который входит и выходит, приводя в действие воздух. Это то, что мистики называют Нафс, что означает "я". Дыхание есть "я", сам человек. К тому же слово "Атман" обозначает душу, и это же слово употребляется в немецком языке для обозначения дыхания. Так что если душа оставляет какие-то следы, то искать их следует в дыхании. Конечно, дыхание – настоящее "я", это не просто выдыхаемый нами воздух, а некий поток, который, как утверждают мистики, течет из материального уровня в глубочайший план бытия; поток, который льется сквозь тело, ум, душу, прикасаясь к самой сокровенной части жизни и опять возвращаясь; непрерывный поток, вечно движущийся вовнутрь и вовне. Такое знание дает абсолютно иное объяснение дыханию и демонстрирует важность чего-то такого, что очень немногими людьми считается значимым; оно приводит к пониманию дыхания как самой важной части существования, ибо дыхание достигает глубочайшей области жизни, а также выходит на ее поверхность, то есть затрагивает материальный план. Однако направление дыхания лежит в некоем измерении, которого не знает нынешняя наука, в том измерении, которое мистики осознают как измерение "внутри".
Однажды я читал лекцию в Англии, и в аудитории находился известный ученый. После окончания лекции он подошел ко мне и сказал: "Мне очень интересно, но один вопрос ставит меня в тупик. Я не могу понять слово "внутри". Что вы имеете в виду? Внутри тела? Нам понятно только "внутри тела"". Здесь вы видите трудность достижения общего понимания между наукой и мистицизмом. Наступит день, когда она будет преодолена. Эта трудность носит лишь временный характер.
Для философского объяснения этого особого измерения можно в качестве примера провести сравнение со зрением: как наши глаза могут видеть в кругозоре нескольких километров? Размер глаз так мал, а они охватывают такое широкое поле зрения. Где это умещается? Это помещается внутри. Вот единственный пример, который можно привести. Это измерение, которое не может быть измерено, но которое дает пристанище и является убежищем. Вместимость глаза – неосознаваемое измерение, но все же это определенное измерение. Точно так же существует и измерение ума. Человек может глубоко думать и чувствовать; он может осознавать жизнь и может осознавать ее глубже; но на это невозможно указать, поскольку это измерение является абстрактным. Если и существует для этого какое-либо название, то только слово "внутри". Сквозь это измерение поток направляется от самого сокровенного плана к физическому, где он поддерживает жизнь. Поэтому можно сказать, что дыхание – это душа, а душа – это дыхание. Важно понимать, что вдох и выдох не есть движение воздуха туда и обратно по одной и той же прямой. В действительности дыхание представляет собой как бы колесо, круг, который начинается от ноздрей и там же заканчивается.
Третий момент, который необходимо осознать, состоит в том, что дыхание, как и нить накаливания, по которой течет ток, светится; и так же, как в случае с лампочкой, тепло и свет не заключены в нити накаливания, а окружают ее, так и сияние круга дыхания, пронизывающего тело, касается каждой его части.
Другой закон, который можно наблюдать, заключается в том, что дыхание оказывает различное воздействие и приводит к разным результатам в зависимости от направления своего движения. Например, такие действия, как сжатие и растяжение мышц, открывание и закрывание глаз, – это игра дыхания, движущегося в разных направлениях. Так обстоит дело с каждым естественным действием, которое мы совершаем в течение дня. Кашель, зевота, тяжелый вздох: все это различная работа дыхания. Также все способности тела – есть, пить, удалять что-либо из организма – все это результат различных направлений работы дыхания. И если в каком-то направлении дыхание не действует, то определенная активность тела прекращается.
Наука о дыхании еще ждет исследования ее учеными и медиками. И чем лучше она будет изучена, тем меньше будет необходимости в операциях и многих других опасных вещах, которые врачам приходится делать или прописывать своим пациентам. Возможно избежать склонности к легочным заболеваниям, а также тяжелых родов, ранней смертности, если наука о дыхании будет хорошо понята учеными и если ее будет практиковать большинство людей.
Если бы мы попытались изобразить отношения Бога и человеческих душ, то у нас возник бы образ солнца и его лучей. Лучи неотличимы от солнца, солнце неотличимо от лучей. И все же солнце – одно, а лучей – множество. Лучи не обладают своим собственным существованием, они – лишь воздействие солнца. Лучи неотделимы от солнца, и все же кажется, что существует много различных лучей. Солнце представляет идею центра. Таково же отношение Бога и душ. Что есть Бог? Дух, испускающий различные лучи, и каждый луч – это душа. Поэтому дыхание – это поток, луч, исходящий от Солнца, Божественного Духа. Именно этот луч и есть знак жизни. Что такое тело? Только покров этого луча. Когда луч высвобождается из покрова тела, оно превращается в труп.
Есть и другой покров – ум. Разница между умом и сердцем подобна различию между поверхностью и глубиной. Ум – поверхность сердца, а сердце – глубина ума. Ум выражает способность думать, сердце – способность чувствовать. Это покров, внутреннее облачение того, что мы называем дыханием. Следовательно, если луч, являющийся дыханием, избавляется от покрова тела, он по-прежнему существует, ибо у него есть другой покров, внутреннее облачение. Тело – это внешнее одеяние, внутренним одеянием является ум. Дыхание продолжает существовать, даже если оно лишается покрова ума, поскольку под ним есть еще один, более тонкий покров – душа. Ибо дыхание протекает сквозь все три покрова: тело, ум и душу.
Посмотрев с этой точки зрения, можно осознать, что человек никогда не был отделен от Бога, в каждом дыхании человек к Нему прикасается. Он связан с Богом потоком дыхания. Это подобно тому, как мы достаем воду из колодца: веревка у нас в руках, а ведро с водой в колодце. Ведро находится в воде, но веревка у нас в руках. Насколько наша душа соединена с Богом, настолько она есть луч Божественного Солнца; с другой стороны, она есть то, что мы называем дыханием. Мы не видим, как далеко простирается дыхание, ведь различные планы доступны только высшей части физического тела. Дыхание до них доходит, но мы не видим его воздействия на этих планах. Действие дыхания в теле ограничено, но в действительности дыхание соединяет тело с Божественным Духом, связывая в одном потоке Бога и человека.
Основной поток нашего ума – это также дыхание. Поэтому мы дышим не только телом, но и умом и душой. Больше того, смерть есть только отделение тела от этого главного потока, который мы называем дыханием. Когда тело умирает, ум по-прежнему удерживается вокруг этого потока, а если ум жив, то и человек жив. Это дает нам доказательство существования жизни после смерти. Многие скажут: "Неинтересно жить после смерти не как тело, не как индивидуальность, а только как ум!" Но именно ум создал это тело; ум более самодостаточен, чем мы можем вообразить. Ум имеет свое тело на том плане, где он находится, точно так же как физическое тело принадлежит материальному плану. Тело ума по сравнению с тем телом, которым мы обладаем в физическом мире, столь же важное и оно даже более реально, ибо физическое тело весьма ограничено и подвержено смерти и распаду. Тело ума – эфирное и сохраняется дольше, поскольку меньше зависит от пищи и воды; эфирное тело поддерживается дыханием больше, чем бы то ни было другим. Даже в физическом мире нас поддерживает главным образом дыхание, хотя мы считаем, что нашими средствами к существованию являются хлеб, вода и другая пища. Если бы мы только знали, что хлеб и вода не составляют и сотой доли той поддержки, которую дает нашей жизни дыхание! Без дыхания мы не можем прожить и пяти минут, без пищи мы можем обходиться несколько дней.
Поскольку дыхание представляет такую огромную, величайшую важность, то очевидно, что именно дыхание может привести в порядок и гармонизовать тело и ум, а также установить гармонию между телом, умом и душой. Развитие дыхания, наука о дыхании, дыхательные практики помогают нам держать себя в хорошей форме, настроиться, сбалансировать наше бытие. Многие практикуют дыхание без правильного руководства и знания. Год за годом они продолжают заниматься, но с малым результатом. Другие сходят с ума, и также часто случается, что небольшие кровеносные сосуды мозга и грудной клетки лопаются из-за неправильной практики. Многие люди берутся за дыхательные техники, не зная, как ими пользоваться. Необходимо быть чрезвычайно аккуратным; человеку либо следует выполнять дыхательные практики верно, либо не делать их вообще.
Невозможно полностью описать словами все то, что достигается с помощью дыхания. Если сегодня в этом мире существуют люди, которые прочно стоят на земле и в то же время видят скрытые планы бытия, если есть те, кто на самом деле может связываться с высшими сферами, если есть кто-либо, убежденный в жизни после смерти и знающий, чему она подобна, то эти люди – мастера дыхания, а не студенты, изучающие интеллектуальные книги.
Тайне дыхания йоги во многом научились у змеи, поэтому змея для них является символом мудрости. Змея – ожерелье на шее у Царя йогов, Шивы. Это знак тайны, мудрости. В лесах тропических стран, особенно в Индии, водятся кобры, которые просыпаются лишь раз в шесть недель, когда чувствуют голод. Проснувшись, кобра просто дышит, она голодна, она хочет есть, и мысли кобры притягивают к ней пищу, где бы та ни была, даже за несколько миль. Дыхание кобры настолько примагничивающее, что пища безропотно идет к ней сама; дичь, олень или другое животное подходят все ближе и ближе. Притяжение так велико, что птица может упасть прямо в рот кобре. Змея не предпринимает никаких усилий. Она просто дышит, открывает рот и ловит падающую туда пищу. А затем кобра опять отдыхает шесть недель.
Строение змеи таково, что она летает без крыльев и передвигается без ног. О змее также можно сказать, что это самое здоровое из всех животных. Она никогда не болеет, она умирает раньше, чем заболевает, и все же живет очень долго. Народы тропических стран считают, что кобра может отомстить через двенадцать лет. Если вы однажды ударите ее, она запомнит это навсегда. Вот пример ее памяти, ее ума. Музыка привлекает кобру так же, как и интеллектуального человека. Чем менее разумен человек, тем меньше нравится ему музыка; музыка тесно связана с разумом. В кобре можно увидеть все признаки разума, мудрости и силы.
Изучая жизнь кобры, мистики обнаружили два удивительных факта. Первый состоит в том, что кобра не расточает энергию. В отличие от птиц, которые летают, пока не устанут, и от животных, бегающих повсюду, кобра живет и отдыхает в своей вырытой ею норе. Ей известен наилучший способ отдыха, который может продолжаться столько, сколько ей хочется. Мы на это не способны. Мы, люди, знаем об отдыхе меньше, чем все другие создания, и имеем представление только о работе, но не о покое. Мы придаем огромное значение работе, но не отдыху; это происходит потому, что мы ничего не находим в покое, тогда как в работе мы обретаем все. Действие покоя остается для нас незаметным.
Кроме того, естественная способность кобры к дыханию не сравнима со способностью никакого другого существа. Дыхание проходит через все тело кобры, как по прямой линии. Поток, получаемый коброй из космоса и проходящий через нее, наделяет ее светом, энергией, сиянием и силой. По сравнению с коброй все остальные создания кажутся неуклюже сложенными. Кожа кобры такая мягкая, она подобна шелку, и в один момент кобра может сбросить старую кожу и в новой выглядеть так, как будто она только что родилась заново. Мистики многому научились на ее примере. Они говорят: "Мы должны покинуть тело так же, как кобра сбрасывает кожу; нам следует выйти из круга наших мыслей, идей, чувств так же, как это делает кобра со своей старой чешуей. Мы должны так же ритмично дышать, так же контролировать дыхание, как это делает кобра. Нам следует научиться отдыхать и расслабляться таким же образом, как она. И тогда мы сможем достичь всего, чего пожелаем". Как сказал Христос: "Ищите же прежде царства Божия... и это все приложится вам". И приложится все необходимое человеку, как приходит все необходимое к кобре, если только человек перестанет беспокоиться об этом. Как сказал Саади: "Мое "я", ты так заботишься о том, что тебе необходимо, но знай, что Тот, кто работает ради твоих нужд, непрерывно занят твоими проблемами. И все же ты продолжаешь беспокоиться о своих нуждах, ибо это твоя болезнь, твоя страсть – быть в постоянной озабоченности!".
Если мы посмотрим на жизнь более проницательно, то увидим то же самое. Наша озабоченность кажется нашей природой, характером, мы ничего не можем с этим поделать. Беспокойство настолько стало частью нашей натуры, что если бы мы прекратили беспокоиться, то стали бы сомневаться в том, что действительно живем! Поэтому мистики на протяжении тысячелетий практиковали контроль над дыханием, сбалансированность дыхания, его ритм, объем, долготу, широту и центрированность. Благодаря этой практике были достигнуты необыкновенные явления. Все суфии в Персии, Египте и Индии были великими мастерами дыхания. Некоторые мастера пребывают в осознании духовного осуществления при каждом вдохе и выдохе – каждый вдох приносит им осознание того плана осуществления, на котором они находятся.
Для того, кто действительно знает, как работать с дыханием и не ленив при этом, нет ничего такого, чего нельзя было бы достичь; он ни о чем не скажет "невозможно". Однако необходимо поработать; дело не в знании теории, а в ее понимании. Вот почему адепты, мистики не считают дыхание всего лишь наукой или упражнением – они почитают дыхание как самое сокровенное, считают его таким же священным, как религию. Для того чтобы совершенствоваться в дыхании, учитель предписывает ученику определенную дисциплину.
Здесь начинаются большие трудности. Часто, рассказывая о дыхании во время своих путешествий, я обнаруживал, что люди подходят к этому вопросу с предвзятым мнением. Они желают учиться, но не желают подчиняться какой бы то ни было дисциплине. Но существует же дисциплина в армии, на фабрике, в учреждении, при обучении в университете – всюду требуется дисциплина; однако в духовных вопросах люди не желают ее признавать; они начинают создавать трудности, когда дело доходит до дисциплины в духовных практиках. Люди мало ценят ее и не желают приносить какие-либо жертвы. Поскольку они не знают, каковы плоды дисциплины, то они не верят в нее.
Кроме того, там и тут обучают ложным методам, и люди превращают в коммерцию то, что является самым святым. Таким образом, высшие идеалы опускают на самый низкий уровень; и сейчас просто необходимо введение, серьезное изучение, опыт и осознание на практике реальных вещей.