Немецкая классическая философия
I. Среди данных ниже выражений укажите наиболее важные этические принципы И. Канта?
2. Поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом;
3. Поступай так, как считаешь нужным;
4. Все поступки должны быть направлены на общее благо;
5. Все поступки должны быть целесообразны;
6. Основанием поступков человека должно быть осознание того, что сам человек есть высшая ценность, а не средство достижения цели;
7. Каждый поступок должен быть направлен на достижение личного благополучия.
II. Среди перечисленных ниже понятий укажите те, которые являются категориями диалектики Г. Гегеля?
– тождество; – абсолютная идея;
– противоречие; – относительная идея;
– количество; – пространство;
– качество; – различие;
– мера; – материя.
III. Что для И. Фихте является высшим принципом деятельности?
– объективный закон; – необходимость;
– целесообразность; – свобода выбора;
– нравственный закон.
IV. Ноуменальная реальность, с точки зрения И. Канта, означает……………?
1. рассуждения об абсолютном мировом целом;
2. аффицирование человеческих чувств;
3. сверхопытную реальность;
4. трансцендентальное божество.
V. Кант считает, что «вещь-в-себе» характеризует……………..?
1. непознаваемую суть вещи;
2. дуализм восприятия мира;
3. противоречия социальной жизни;
VI. Назовите основные труды Иммануила Канта?
1. «Феноменология духа», «Наука логики», «Философия истории»;
2. «Основа общего наукоучения»;
3. «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения»;
4. «Система трансцендентального идеализма».
VII. Назовите основные формы чувственного представления в философии Канта?
1. пространство и время;
2. движение и перемещение;
3. случайность и необходимость.
VIII. Категорический императив И. Канта является……………..?
1. политическим правилом;
2. этическим правилом;
3. логическим правилом.
IX. Способность души, объединяющая область природы и область свободы в философии Канта получила название………………?
1. способности суждения;
2. способности мистического экстаза;
3. способностью беспристрастности.
X. Гегеля по праву считают создателем грандиозной системы……………?
1. материализма;
2. объективного идеализма;
3. сенсуализма;
4. априоризма.
XI. Гегель впервые в истории философской мысли дал систематическую разработку…………………………?
1. метафизического метода мышления;
2. диалектического метода мышления;
3. герменевтического метода мышления;
4. феноменологического метода мышления.
XII. Источником развития согласно философии Г. Гегеля является…………….?
1. противоречие;
2. Божественная воля;
3. разум;
4. аффицирование.
XIII. Исходное положение философии Гегеля……………….?
1. тождество бытия и мышления;
2. учение о первоначалах;
3. жизнь – это страдание.
XIV. Абсолютная идея в философской системе Георга Гегеля проходит ……….?
1. два этапа;
2. три этапа;
3. пять этапов.
XV. Единством категорий «качества» и «количества» в философии Гегеля является………………………………………?
1. случайность;
2. бытие;
3. ничто;
4. мера.
XVI. «Понятие» по мысли Гегеля является ……………..?
1. одной из форм мышления;
2. результатом абстрагирующей деятельности рассудка;
3. противоречием между «бытием» и «ничто»;
4. процессом «становления».
XVII. Философия природы по Г. Гегелю является учением …………….?
1. об абсолютной идее;
2. об идее в форме инобытия;
3. нравственном законе.
XVIII. Философия природы подразделяется у Гегеля на три больших раздела:…………………………………?
1. механика, физика, органическая физика;
2. химия, квантовая физика, математика;
3. физиология, география, биология.
XIX. Фейербах является основателем……………………?
1. стихийного материализма;
2. диалектического материализма;
3. антропологического материализма;
4. механистического материализма.
XX. В теории познания Фейербах продолжал линию …………………..?
1. материалистического сенсуализма;
2. объективного идеализма;
3. субъективного идеализма;
4. минимализма.
XXI. Из всех человеческих чувств Л. Фейербах выделял «чувство любви», имея в виду………………..?
1. платоническую любовь;
2. нравственную любовь;
3. любовь к Богу.
XXII. Назовите основной труд Людвига Фейербаха?
1. «Диалоги»;
2. «Сущность христианства»;
3. «Да и Нет».
XXIII. Философия Гегеля утверждает, что «развитие» осуществляется…………?
1. параллельно;
2. поступательно;
3. циклично;
4. линейно.
XIV. Вся история с точки зрения Гегеля есть……………..?
1. история саморазвития разума;
2. история жизни великих царей;
3. история действий людей.
XV. Цель всемирной истории по Гегелю заключается в познании………….?
1. мировым духом самого себя;
2. субъектом своего сознания;
3. ощущение собственной значимости.
XVI. Всемирная история, согласно Гегелю, есть воплощение…………в реальной жизни народов.
1. корысти;
2. свободы;
3. доброты;
4. мужественности.
XVII. В философии Гегеля человек создает средства для удовлетворения своих потребностей лишь путем…………..?
1. труда;
2. требования;
3. воли;
4. любви.
XVIII. Философская система Шеллинга получила в истории философии название……………………………?
1. предхристианский платонизм;
2. трансцендентальный идеализм;
3. субъективный идеализм;
4. солипсизм.
Русская философия
I. Укажите основные направления в русской философии XIX – начала XX веков?
– космизм; – славянофильство;
–антропологический материализм; – религиозная философия;
– прагматизм; – марксизм;
– экзистенциализм; – философия жизни;
– интуитивизм; – западничество.
II. Перечислите основных русских философов?
1. Деррида Ж., Батай Ж., Бланшо М., Хабермас Ю.;
2. Достоевский Ф. М., Бердяев Н. А., Лосев А. Ф., Иванов В. И.;
3. Тертуллиан, Боэций, Афанасий Александрийский, Эриугена И. С.
III. Ломоносов придерживался концепции…………….?
1. креационизма;
2. атомизма;
3. орфизма;
4. монизма.
IV. Ломоносов М. В. был убежден, что все в природе…………….?
1. развивается;
2. статично;
3. противоречиво.
V. В своих философских воззрениях Ломоносов стоял на позиции примирения……………………………?
1. научного и религиозного объяснения мира;
2. метафизического и диалектического познания мира;
3. имманентного и трансцендентного начал в бытии.
VI. В учении о бытии Ломоносов являлся последователем…………..?
1. атеизма;
2. деизма;
3. теизма;
4. плюрализма.
VII. Радищев А. Н. в основном разрабатывал……………………?
1. онтологические проблемы;
2. гносеологические проблемы;
3. социально-философские проблемы;
4. антропологические проблемы.
VIII. Философская концепция Чаадаева П. Я. получила в истории философии название……………………….?
1. монизма;
2. плюрализма;
3. дуализма;
4. гедонизма.
IX. Назовите ярких представителей «славянофильства» в русской философии?
1. Белинский В. Г., Чернышевский Н. Г., Добролюбов Н. А.;
2. Хомяков А. С., Киреевский И. В.;
3. Толстой Л. Н.;
4. Достоевский Ф. М.
X. Славянофильский идеал общественного устройства – это …………..?
1. крестьянский мир;
2. мир дворян;
3. царство Бога на Земле.
XI. «Соборность» согласно философии Хомякова А. С. означает…………….?
1. «единство во множестве»;
2. «множество в единстве»;
3. «единое» и «многое»;
4. «единичное» и «множественное».
XII. Киреевский И. В. развивал учение о…………………….?
1. единичного Духа;
2. Абсолютном Духе;
3. цельности духа.
XIII. Аксаков К. С. сформулировал концепцию ………………?
1. земли и государства;
XIV. Чичерин Б. Н. выразил мысль о том, что русскому человеку нужна……?
1. благость;
2. свобода;
3. революция.
XV. Основной закон развития русской исторической жизни Кавелин К. Д. выразил формулой: ………………………..?
1. родовой быт – семья и вотчина;
2. семья и вотчина – личность и государство;
3. родовой быт – семья и вотчина – личность и государство.
XVI. Согласно Соловьеву С. М. все народы в своем историческом развитии проходят два периода:………………?
1. период чувства и период мысли;
2. период ощущения и период разума;
3. период чувства и период духа.
XVII. Социальным идеалом Чернышевского Н. Г. является…………?
1. тирания;
2. монархия;
3. социализм;
4. демократия.
XVIII. Этическая концепция Чернышевского Н. Г. основывается на…….?
1. разумном эгоизме;
2. гедонизме;
3. этноцентризме;
4. пассионарности.
XIX. Анархистское направление в народничестве развивал ……………?
1. Бердяев Н. А.;
2. Толстой Л. Н.;
3. Шестов Л. С.;
4. Бакунин М. А.
XX. Основой общественного прогресса с точки зрения Ткачева П. Н. является прогресс в…………..?
1. политике;
2. экономике;
3. науке;
4. семье.
XXI. Лавров П. Л. развивал идею о соотношении………….?
1. социологии и истории;
2. географии и политики;
3. политики и истории;
4. социологии и политики.
XXII. Исторический процесс у Михайловского Н. К. выглядит в виде………….?
1. дифференциации социальной среды;
2. дифференциации политической среды;
3. дифференциации политической среды.
XXIII. Достоевский Ф. М. был сторонником идей……………?
1. монархизма;
2. теократии;
3. христианского социализма;
4. анархизма.
XXIV. Единственным средством радикального уничтожения зла может быть по мысли Толстого Л. Н. только……………………..?
1. борьба;
2. непротивление злу насилием;
3. революция.
XXV. В качестве основных форм влияния народов друг на друга Данилевский Н. Я. предложил следующие формы: «пересадку», «прививку» и ……?
1. «удобрение»;
2. «тезис»;
3. «благо».
XXVI. Согласно учению Леонтьева К. Н., сильная…………………..есть высшая точка развития государственности.
1. теократическая власть;
2. деспотическая власть;
3. военная власть;
XXVII. Центральной идеей в учении Соловьева В. С. является ………..?
1. идея «всеединства»;
2. идея космизма;
3. идея мессианства.
XXVIII. Главный смысл и содержание философии Флоренского П. А. составляет ………………….?
1. живой религиозный опыт;
2. идея соборности;
3. учение о всеединстве.
XXIX. Наиболее полной разработкой вопросов «плоти» и «пола» в русской философии занимался…………..?
1. Лосский Н. О.;
2. Лосев А. Ф.;
3. Розанов В. В.;
4. Филипп Пустынник.
XXX. Лосским Н. О. создана философская система……………..?
1. фундаментальной онтологии;
2. онтологической гносеологии;
3. деструктивизма;
4. максимализма.
XXXI. Перечислите основных представителей философского направления «русский космизм»: ………………………?
1. Бердяев Н. А., Ильин И. А., Толстой Л. Н.;
2. Федоров Н. Ф., Циолковской К. Э., Вернадский В. И., Чижевский А. Л.;
3. Булгаков С. И., Струве П. Б., Плеханов Г. В., Шпет Г. Г.
Философия XX века
I. На какие уровни бытия делится реальность в философии К. Поппера?
2. материальное бытие вне нас, мир психики как субъективное бытие и мир объективного духа;
3. эмпирическая, трансцендентная и трансцендентальная;
4. творящая и тварная.
II. Укажите наиболее характерные черты неопозитивизма?
– эмпиризм; – рационализм;
– интерес к анализу обыденного языка; – интерес к проблемам языка науки;
– мировоззренческий нигилизм; – интерес к проблемам логики;
–художественный способ философствования;
– внимание к проблемам чувственно-практического опыта;
– антропоцентризм;
– внимание к проблеме истины в познании.
III. Укажите наиболее характерные черты экзистенциализма?
– интерес к проблеме личности;
– отождествление свободы и существования;
– представление бытия как целостности субъекта и объекта;
– интерес к проблеме времени;
– рационализм;
– прагматизм;
– трагизм;
– дуализм;
– атеизм;
– скептицизм.
IV. Укажите теоретические, социально-политические, экономические и естественно-научные предпосылки возникновения марксистской философии?
– открытие клетки; – учение Ч. Дарвина;
– закон инерции; – закон сохранения и превращения;
– возникновения пролетариата; – научная революция;
– промышленная революция; – нем. классическая философия;
– рациональная философия Р. Декарта; – метафизический материализм.
V. Объясните, в чем заключается суть «пограничной ситуации» в философии экзистенциализма?
1. выбор между жизнью и смертью;
2. выбор между жизнью и бессмертием;
3. тоска по бытию.
VI. Одной из самых ярких фигур иррационализма является………….?
1. Поппер Карл;
2. Шопенгауэр Артур;
3. Кун Томас;
4. Шарден Пьер Тейяр де.
VII. Для Шопенгауэра «воля» - ……………………?
1. основа мироздания;
2. путь всего сущего;
3. антиномия бытия;
4. корень зла.
VIII. Къеркегор Серен выдвинул идею…………………….?
1. «физиологического мышления»;
2. «экзистенциального мышления»;
3. «герменевтического мышления»;
4. «диалектического мышления».
IX. Ницше Фридрих сформулировал идею…………………………..?
1. теократии;
2. всеединства;
3. соборности;
4. сверхчеловека.
X. Рассматривая искусство, Ницше выделяет в нем два начала:……….?
1. субъективное и объективное;
2. чувственное и рациональное;
3. дионисийское и апполоновское.
4. земное и божественное.
XI. Бергсон Анри является представителем………………………?
1. номинализма;
2. милетской школы;
3. интуитивизма;
4. концептуализма.
XII. Истинность знания с точки зрения Пирса Чарльза является………….?
1. надежным условием результативной практики;
2. недостижима для конкретного человеческого индивидуума;
3. проявление самосознания конкретной личности;
XIII. Пирс Чарльз в истории философии представлен как основатель……..?
1. позитивизма;
2. тейярдизма;
3. прагматизма;
4. феноменологии.
XIV. В теории познания Джемс Уильям исходит из признания исключительной значимости……………?
1. разума;
2. опыта;
3. интуиции;
4. потребностей.
XV. Согласно Дьюи Джону «философия» возникла из……………..?
1. удивления;
2. сомнения;
3. мышления;
4. социальных напряжений и стрессов.
XVI. Разработчиком метода «феноменологической редукции» в XX веке является………………?
1. Феофан Прокопович;
2. Иванов В. И.;
3. Гуссерль Э.;
4. Мах Э.
XVII. Шелер Макс в истории философии XX является представителем……..?
1. экзистенциализма;
2. марксизма;
3. феноменологии;
4. философской антропологии.
XVIII. Высшим выражение космической эволюции в философии Шардена П. является…………..?
1. разумный человек;
2. идеальное общество;
3. социально-политические условия.
XIX. Хайдеггер Мартин утверждал, что для истинного понимания «бытия» в него необходимо………………?
1. «вслушиваться»;
2. «вкрадываться»;
3. «впечатляться».
XX. Настоящая философия, по Ясперсу Карлу, - это, прежде всего…………….?
1. сомнение;
2. удивление;
3. процесс философствования;
4. социальные напряжения и стрессы.
XXI. Жан-Поль Сартр рассматривает феномен воображения как средство…….?
1. отрыва сознания от мира и полагание несуществующего;
2. формирование творческой субъективности;
3. вслушивания в собственное бытие;
XXII. Огюст Конт сформулировал основные положения………….?
1. «позитивной философии»;
2. диалектического мышления;
3. диалогического метода.
XXIII. Бертран Рассел развивал концепцию………………?
1. эмпириокритицизма;
2. постпозитивизма;
3. нейтрального монизма;
4. атомизма.
XXIV. Витгенштейн Людвиг развивал идеи……………….?
1. корпускулярной теории материи;
2. лингвистической философии;
3. позитивизма;
4. томизма.
XXV. Леви-Стросс Клод является представителем……………….?
1. эмпириокритицизма;
2. постпозитивизма;
3. структурализма;
4. франкфуртской школы.
XXVI. Поппер Карл выдвинул принцип «фаллибилизма», означающий……..?
1. признание принципиальной гипотетичности любого научного знания;
2. понимание дуальности человеческого существования;
3. экзистенциальной первостепенности человеческого сознания.
Учение о бытии
I. Мир – это закономерно организованная ……………………………?
1. концепция;
2. система;
3. структура;
4. модель.
II. Какие превращения материи невозможны с точки зрения современной теории бытия?
1. возникновение из ничего и переход в ничто;
2. пр
3. Бытие и движение материи невозможны в не её структурной организаци
4. пр
III. Движение – это…………………………….?
1. способ существования трансцендентного;
2. способ существования сущего;
3. жизнь.
IV. Процесс, качественное многообразие, включающее в себя бесконечность пространства и времени, единство противоположностей, постоянный выход за пределы конечного, процесс его продолжения называется…………….?
1. бессмертием;
2. жизнью;
3. бытием;
4. истинной бесконечностью.
V. Исходной философской категорией является категория……………..?
1. смерти;
2. жизни;
3. бытия;
4. возможности.
VI. Формы отражения в мысли универсальных законов объективного мира называются……………………………………………………………..?
1. категориями;
2. результатом;
3. акциденциями;
4. модусами.
VII. Связь является ……………. одного явления от другого в каком-либо отношении.
1. свойством;
2. зависимостью;
3. отражением;
4. взаимопониманием.
VII. Определенно направленное, необратимое изменение объекта; или просто от старого к новому, или от простого к сложному, от низшего уровня ко все более высокому называется……………………………………?
1. изменением;
2. развитием;
3. явлением;
4. становлением.
IX. Более высокий уровень развития объекта характеризуется тем, что ……?
1. его движение происходит в более многообразных формах;
2. его движение происходит в менее многообразных формах;
3. его движение происходит в единообразных формах.
X. Закон – это необходимые, устойчивые, повторяющиеся, существенные …… и отношения вещей.
1. явления;
2. случайности;
3. возможности;
4. связи.
XI. Форма причинной связи, при которой начальное состояние системы однозначно определяет ее последующее развитие получило в истории философии наименование…………………………………?
1. закономерности;
2. динамического закона;
3. взаимовлияния.
XII. Отношение объекта к самому себе и к другим, характеризующее устойчивость и изменчивость, равенство и неравенство, сходство и несходство, одинаковость и неодинаковость, повторяемость и неповторяемость, непрерывность и прерывность его свойств, связей, а также тенденций развития называется………………………?
1. тождеством и различием;
2. субстанцией и акциденцией;
3. эссенцией и экзистенцией.
XIII. Единичное – это ……… во всей совокупности присущих ему свойств, отличающих его от всех других объектов и составляющих его индивидуальную, качественную и количественную определенность.
1. субъект;
2. объект;
3. субъект-объект;
4. объект-субъект.
XIV. Какие три основных типа целостности выделяет теория бытия?
1. неорганизованная, организованная и органическая;
2. простая, сложная и суперсложная;
3. индуктивная, дедуктивная, интерсубъективная.
XV. Содержание – это ……………всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций.
1. множество;
2. единство;
3. согласованность;
4. противоречивость.
XVI. Способ выражения и существования содержания называется…………..?
1. формой;
2. взаимовлиянием;
3. взаимодействием.
Учение о познании
I. Учение о познании получило в истории философии название…………..?
1. онтологии;
2. гносеологии;
3. соиальной философии;
4. антропологии.
II. Назовите основные уровни познания?
1. субъективный и объективный;
2. чувственный и рациональный;
3. имманентный и трансцендентный.
III. Истина – содержание знания, которое……………..?
1. противоречиво отражает действительность;
2. адекватно отражает действительность;
3. ясно и очевидно.
IV. Научное познание – это деятельность, ориентированная на получение………?
1. субъективного знания;
2. объективного знания;
3. божественного знания.
V. Назовите основные принципы, законы и категории диалектики?
Диалектические принципы
Конкретность истины, Единство логического и исторического, абстрактного и конкретного,
Законы диалектики
Закон единства и борьбы противоположностей, Закон перехода количественных изменений в качественные, Закон отрицания
Основные диалектические закономерности и категории
Сущность и явление, Содержание и форма, Случайность и необходимость, Причина и следствие, Возможность и действительность, Единичное, особенное и всеобщее
VI. В истории философии выделяют следующие всеобщие философские методы:……………………..?
1. междисциплинарные и дисциплинарные;
2. методы естествознания и техникознания;
3. диалектический и метафизический.
VII. Абсолютизация изменчивости, текучести явлений, событий бытия и познания выразилась в философском течении………………….?
1. гностицизма;
2. гносеологического релятивизма;
3. агностицизма;
4. постмодернизма.
VIII. Философское учение о законах развития материи и сознания называется…..?
1. метафизика;
2. каббала;
3. диалектика;
4. онтология.
IX. Всякое взаимодействие и вызываемое им изменение называется………….?
1. перемещением;
2. движением;
3. атрибутом.
X. В современной философии «развитие» представляется как………………..?
1. линейный, однонаправленный процесс;
2. нелинейный, вероятностный процесс;
3. спиралевидный процесс.
XI. Принцип диалектики, нацеливающий на выяснение сложного комплекса взаимосвязей и взаимозависимостей явлений мира называется принципом……?
1. детерминизма;
2. монизма;
3. развития;
4. системности.
XII. Содержание закона ………………..выражается через взаимодействие категорий тождества, различия, противоположности и противоречия.
1. единства и борьбы противоположностей;
2. перехода количественных изменений в качественные;
3. отрицания отрицания.
XIII. Противоречие – это ………………….?
1. неразрешимая проблема;
2. источник дальнейшего развития;
3. проявление субъективного в объективном.
XIV. Качество и количество, являясь сторонами определенности предмета, образуют единство, которое выражается категорий…………..?
1. движения;
2. меры;
3. соотношения;
4. случайности.
XV. Всякое развитие характеризуется взаимодействием………………..?
1. сущности и явления;
2. необходимости и случайности;
3. возможности и действительности.
XVI. Закон взаимозависимости предметов выражается через отношение категорий………………………..?
1. возможности и действительности;
2. причины и следствия;
3. общего и единичного.
XVII. Явление, которое порождает другое или вызывает в нем определенные изменения называется……………….?
1. следствием;
2. причиной;
3. заблуждением;
4. случайностью.
XVIII. Неотъемлемой частью процесса человеческого познания является…………., которое осуществляется в формах понятия, суждения и умозаключения.
1. чувственного мышления;
2. абстрактного мышления;
3. линейного мышления;
4. диалектического мышления.
XIX. При……………………….выделяется какое-либо одно свойство объекта из целого набора свойств.
1. абстрагировании;
2. обобщении;
3. метафоричности;
4. изменчивости.
XX. Основным критерием истинности является………………..?
1. допущение;
2. практика;
3. Божественный разум;
4. чувства.
Учение о человеке
I. Человек представляет собой целостное единство……………уровней.
1. биологическое, психического и социального;
2. биологического и социального;
3. психического и социального;
4. биологического и психического.
II. Высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга называется………………….?
1. понятием;
2. свойством;
3. сознанием;
4. личностью.
III. Специфически человеческой способностью является способность к…………………………………………………..?
1. целеполаганию;
2. заблуждению;
3. противоречию.
IV. Осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе называется………?
1. модусом;
2. сознанием;
3. самосознанием;
4. потребностью.
V. Рефлексия – это ………………………., когда она вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни.
1. размышление личности о самой себе;
2. конструирование социальной реальности;
3. ощущение божественной благодати;
4. антагонистичность современной жизни.
VI. Сознательность – это…………………………….действий личности, которая основывается на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей.
1. физиологическая характеристика;
2. божественная характеристика;
3. нравственно-психологическая характеристика;
4. биологическая характеристика.
VII. Материальный предмет, процесс, действие, выполняющие в общении роль представителя чего-то другого и используемые для приобретения, хранения, преобразования и передачи информации называется………?
1. умозаключением;
2. значением;
3. знаком;
4. лектоном.
VIII. Учение о человеке – это ……………………………?
1. онтология;
2. социальная философия;
3. эпистемология;
4. философская антропология.
IX. Философская антропология возникла в XX веке благодаря деятельности философа………………..?
1. Маркса К.;
2. Куна Т.;
3. Шелера М.;
4. Деррида Ж.
X. Проблема становления человека является проблемой………………..?
1. антропосоциогенеза;
2. филогенеза;
3. социогенеза;
4. биогеоценоза.
XI. В понимании взаимоотношения языка и мышления выделяются две концепции:………………………………………………….?
1. вербальная и невербальная;
2. эволюционная и креационная;
3. метафизическая и диалектическая.
XII. Атрибутивными характеристиками человеческого бытия являются…..?
1. свобода и ответственность;
2. труд и творчество;
3. самоорганизация и саморазвитие.
XIII. Свободный человек имеет защиту от насилия и может выражать свою…..?
1. позицию;
2. волю;
3. веру;
4. вседозволенность.
XIV. Принуждение освобождает человека от…………………….?
1. семьи;
2. общества;
3. ответственности;
4. познания.
XV. Трактовка человеческого бытия как цели мирового процесса, а позиции человека в мире как центральной получила в истории философии название………………………………………………..?
1. теоцентризм;
2. телеологизм;
3. суфизм;
4. антропоцентризм.
XVI. Одной из форм самоутверждения личности, позволяющей осознавать себя свободным, самостоятельным и ответственным является………..?
1. причинность;
2. достоинство;
3. мужество;
4. отражение.
XVII. Формой человеческих действий или взаимодействий, в которой человек выходит за рамки своих обычных функций или утилитарного употребления предметов называется…………………?
1. игрой;
2. тождеством;
3. Единым;
4. сознанием.
XVIII. Структура индивидуального сознания, отвечающая факту существования других индивидов называется………………?
1. интенциональностью;
2. интерсубъективностью;
3. позиционностью;
4. транснациональностью.
XIX. Тип взаимодействия между людьми, предполагающий информационный обмен называется………………………?
1. коммуникацией;
2. трансформацией;
3. категоризацией;
4. профанизацией.
XX. Комплекс принадлежащих человеку от рождения прав и свобод, определяющий его правоспособность и меру личной автономии по отношению к действиям других лиц или общественных институтов называется………………………………….?
1. неотчуждаемыми правами личности;
2. естественными правами личности;
3. божественными правами личности.
Учение об обществе
I. Целостная система жизнедеятельности людей называется…………..?
1. потребностью;
2. обществом;
3. технократией;
4. общественным сознанием.
II. В истинно гражданском обществе каждый человек является…….?
1. «винтиком»;
2. высшей ценностью;
3. «маленьким человечком».
III. Исторически сложившаяся, упорядоченная, относительно устойчивая система связей и отношений между различными элементами общества как целого получила в истории философии название………………….?
1. страты;
2. планетарного сознания;
3. социальной структуры;
4. идеологии.
IV. Исторически сложившаяся форма общности людей, обладающих общностью территории, экономической жизни, языка, духовного склада, биологического своеобразия, особенностями характера, темперамента и обычаев является………………..?
1. нацией;
2. экологией;
3. ноосферой;
4. народностью.
V. Чувство и самосознание духовного единства своего народа и притом именно его культурного своеобразия называется……….?
1. правовым сознанием;
2. экономическим сознанием;
3. национальным самосознанием;
4. идеологическим сознанием.
VI. Основу «национализма» составляют идеи………….?
1. национального превосходства и национальной исключительности;
2. божественного предопределения;
3. бессмертия души;
4. идеального государства.
VII. Воззрения людей в их совокупности на явления природы и социальную реальность, выраженные в созданных обществом естественном или искусственном языке, творениях духовной культуры, социальных нормах и взглядах называется………?
1. общественным сознанием;
2. политикой;
3. онтологией;
4. верой.
VIII. Нравственность – это исторически сложившаяся………..?
1. система правовых норм и принципов;
2. система неписаных законов;
3. формальная обязанность каждого гражданина.
IX. Одной из форм общественного сознания является…………?
1. правовое сознание;
2. Бог;
3. разум;
4. человек.
X. Определенная основа целостного образа жизни человека, детерминирующая как осознанно, так и неосознанно всю линию жизнедеятельности человека называется…………….?
1. право;
2. политика;
3. менталитет;
4. общественная психология.
XI. Элементами политической сферы общества являются: государство, профессиональные союзы,…………………?
1. политические партии;
2. семья;
3. книги;
4. деньги.
XII. Основная часть общества, представляющая людей занятых в основном созидательной деятельностью называется……?
1. средними слоями;
2. интеллигенцией;
3. массой;
4. маргиналами.
XIII. Социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью называется………..?
1. нацией;
2. народностью;
3. семьей;
4. социальной общностью.
XIV. Формой общественной жизни людей, в основе которой лежит исторически возникшая связь между ее членами называется…….?
1. социальной общностью;
2. менталитетом;
3. массой;
4. классом.
XV. Особое место в системе многообразной деятельности человека занимает……………………..?
1. диалог;
2. наука;
3. экономика;
4. труд.
XVI. Содержание и значение деятельности людей раскрывается в понятии………………….?
1. необходимости и случайности;
2. свободы и необходимости;
3. знака и значения;
4. бытия и небытия.
XVII. Непрерывный процесс создания материальных благ и духовных ценностей называется…………………?
1. производительными силами;
2. общественным производством;
3. производственными отношениями.
XVIII. Совокупность государственных и политических учреждений и институтов, политических отношений, политических и правовых норм, политического сознания называется……………..?
1. экономической системой;
2. авторитаризмом;
3. политической системой;
4. технологическим детерминизмом.
XIX. Главным субъектом политической деятельности является….?
1. государство;
2. семья;
3. собственность;
4. право.
XX. Способ осуществления властью своих функций называется…….?
1. политическим режимом;
2. государством;
3. формой государственного устройства;
4. формой правления.