Научная картина мира, ее исторические формы и функции
Научная картина мира – целостная система об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов. Различают общенаучную картину мира и естественнонаучную (физическую, химическую, биологическую и т.д.). В общенаучной картине мира определяющим элементом выступает картина той области научного знания, которая занимает лидирующее положения на том или ином этапе истории (с XVII в. на базе классической механики, затем электродинамики, потом квантовой механики, теории относительности, а сегодня – на основе синергетики).
Синергетика – это теория самоорганизации, родоначальником которой признан Г. Хакен. Синергетика изучает открытые, т.е. обменивающиеся с внешним миром веществом, энергией и информацией, системы. В синергетической картине мира царит становление, обремененное многовариантностью и необратимостью. Бытие и становление объединяются в одно понятийное гнездо. Нелинейность как принцип философии науки отражает реальность как поле сосуществующих возможностей. Научная картина мира опирается на достоверные знания и представляет собой не просто сумму отдельных дисциплин. Ее назначение состоит в обеспечении синтеза знаний. Отсюда вытекает интегративная функция научной картины мира. Научная картина мира не просто описывает мироздание, воспроизводя основные его закономерности, но задает систему установок и принципов на освоение универсума, влияет на формирование социокультурных и методологических норм научного исследования. Поэтому необходимо говорить о ее нормативной функции. В целом научная картина мира призвана выполнить задачу упорядочивания, систематизации научных данных, обобщающей результаты различных ветвей научного познания. В системе взглядов на мир – в мировоззрении – следует различать его интеллектуальную и эмоциональную составляющие. Интеллектуальная компонента охватывается понятием миропонимание, которое достаточно устойчиво, так как опирается на систему точных знаний о мире. Эмоциональная составляющая мировоззрения отражена понятиями мироощущение и мировосприятие. Мироощущение – превращение «энергии внешнего раздражителя в факт сознания». Мировосприятие дает целостное отражение ситуаций и событий в виде наглядных образов и представлений. Оно обеспечивает чувственную ориентировку человека в окружающем мире и очень зависимо от мотивационной сферы. В научную картину мира входят знания, отвечающие критериям научности. Основным критерием является объективность, которая направлена на изучение сущности самой вещи. Она тесно связана с интерсубъективностьюи общезначимостью. Интерсубъективность– общность между познающими субъектами, условие передачи знания, значимость опыта одного субъекта для другого. Общезначимость – фиксирует гносеологический идеал единодушного восприятия той или иной информации, претендует на то, чтобы знания были общими для всех, активно использует конвенции-соглашения. Современной научной картине мира свойственна строгость, достоверность, обоснованность, доказательность. Она представляет мир как совокупность причинно обусловленных событий и процессов, охватываемых закономерностью. Закономерность – это устойчивая, регулярная связь. Современная наука доказала, что закономерности могут иметь динамический и статистический характер. Наука XXI в. ориентирована, прежде всего, на учет статистических закономерностей.
43. Динамика научного знания: модели роста
1. Важнейшей характеристикой знания является динамика, т.е. его рост, изменение, развитие. Эта идея была высказана уже в античности, а Гегель сформулировал ее в положении о том, что «истина есть процесс», а не готовый результат.
Развитие знания – сложный диалектический процесс, имеющий различные этапы. Этот процесс можно рассматривать как движение от мифа к логосу, от логоса к «преднауке», а от преднауки к науке, от классической науки к неклассической и далее к постнеклассической, от незнания к знанию, от неглубокого, неполного к более глубокому и совершенному.
Проблема динамики науки в современной западной философии является центральной (постпозитивная, генетическая, эволюционная эпистемология). Эволюционная эпистемология – направление в западной философско-гносеологической мысли, основная задача которого – выявление генезиса и этапов развития познания, его форм и механизмов в эволюционном ключе, в частности построение на этой основе теории эволюции единой науки.
Особенно активно проблему развития знания разрабатывали, начиная с 60-х гг. сторонники постпозитивизма.
Основные его черты:
а) абсолютизация формальной логики;
б) активное обращение к истории науки как диалектическому процессу,
в) отказ от жестких ограничений,
г) резкое изменение отношения к философии.
Постпозитивизм главной своей проблемой делает понимание роста, развития знания. Концепцию роста знания анализировал Поппер, который рассматривает знание не только как готовую, ставшую систему, но также и как систему изменяющуюся.
Для Поппера рост знания - процесс устранения ошибок. Согласно Попперу «рост знания идет от старых проблем к новым посредством предложений и опровержений». Рост научного знания состоит в выдвижении смелых гипотез и наилучших теорий. Рост научного знания осуществляется методом проб и ошибок. Это делает науку рациональной и обеспечивает ее прогресс. Новая теория должна быть более плодотворной, выдержать некоторые новые и строгие проверки.
Теория Куна. Он полагает, что переход одной парадигмы к другой через революцию является обычной моделью развития, характерной для зрелой науки. Научное развитие, по его мнению, подобно развитию биологического мира. Фундаментальные положения следует рассматривать с помощью философии.
Лакатос особое внимание уделял не теориям, а исследовательской программе. Особенностями научно-исследовательской программы являются: соперничество, универсальность, прогресс и регресс. Новая наука должна объяснить то, что не могла старая.
Наука – сложный динамический процесс, насыщенный неожиданными и непредсказуемыми изменениями, требует разнообразных действий и отвергает анализ, опирающийся на правила, которые установлены заранее без учета постоянно меняющихся условий истории.
После постпозитивизма развитие эволюционной эпистемологии пошло по 2-м основным направлениям:
1. на основе альтернативной модели (Хучер);
2. на основе синергетического подхода (Уолдингтон).
Сторонники синергетического подхода проводят различие между биологией и эпистемологической эволюцией. Основная задача эволюционной эпистемологии состоит в разработке всестороннего и максимально исчерпывающего подхода к развитию познания. Реально этот подход может быть только междисциплинарным, т.к. базируется на результатах, полученных в различных науках.
В истории науки существуют 2 подхода к анализу динамики, развития научного знания:
1. Кумулятивизм (с лат. увеличение). В нем развитие знания происходит путем постепенного добавления новых положений к накопленной сумме знаний (Спенсер).
2. Антикумулятивизм. В ходе развития познания не существует каких-либо устойчивых сохраняющихся компонентов. Отрицается преемственность, история науки изображается в виде непрекращающейся борьбы и смены теорий, методов.