Философский анализ общества
Основные вопросы темы:
1. Природа и общество.
2. Общество в историческом изменении:
а) формационный и цивилизационный подходы к истории;
б) направленность исторического процесса.
3. Проблема насилия в истории.
Список рекомендованной литературы:
1. Введение в философию. М., 1989. Ч. II.
2. Барулин В.С. Социально-философская антропология. М., 1994.
3. Момджян К.Х. Социум. Общество. История. М., 1994.
4. Очерки социальной философии. М., 1994.
5. Социальная философия. Хрестоматия. М., 1994. Ч. I.
Вопросы и творческие задания:
1. Выберите правильный ответ:
общество в философском понимании – это…
– круг общения человека;
– группа людей, объединённая по интересам или профессиональным занятиям;
– часть объективной реальности, имеющая свои черты,
закономерности функционирования и развития;
– этап исторического развития человечества;
– население одной или нескольких стран.
2. Вспомните, что такое система, какие бывают типы систем и определите, к какому из них относится общество.
3. Назовите основные направления системного исследования общества.
4. Является ли верным, с вашей точки зрения, следующие высказывания: «Природа и общество – две различные формы бытия, Вечные во времени и бесконечные в пространстве»?
5. Выберите, какие из перечисленных ниже признаков характеризуют формационный подход к истории, а какие – цивилизационный:
1) основой общества считаются материальные, производственные отношения;
2) исторический процесс рассматривается как переход от низшего к высшему через резкие качественные скачки, социальные революции;
3) ядром общества считается культура, в центре которой находятся духовные ценности и идеалы;
4) история рассматривается как непрерывная эволюция;
5) историческое развитие представляется как однонаправленный процесс;
6) в истории общества предполагается многовариантность путей развития.
6. Найдите плюсы и минусы в формационной концепции истории.
7. Какова, с вашей точки зрения, направленность исторического процесса? Выберите нужное или напишите своё:
– общество с развитием цивилизации деградирует: оно идёт от «золотого» века к «серебряному», а от него – к «железному»;
– ход истории цикличен: различные общества многократно проходят замкнутые циклы зарождения, подъёмы, упадка и гибели;
– история – это поступательное развитие общества по восходящей линии
– другое ___________________________________________.
8. Что, по-вашему, может быть критерием общественного прогресса:
– вобода личности;
– уровень развития производительных сил;
– развитие техники.
Объясните, почему вы выбрали именно этот критерий.
Основное содержание темы:
Социальная философия рассматривает общество как целостную органическую систему открытого типа. Следовательно, общество должно быть рассмотрено во взаимосвязи со средой, коей является природа.
В широком смысле слова термином «природа» обозначают объективную реальность, все, что существует. Высшим порождением природного развития является человек. Благодаря труду, сознанию и членораздельной речи человек выделился из остальной природы. Таким образом, возникает особый вид объективной реальности – социум.
Природу и общество следует рассматривать как две различные, но связанные между собой формы-бытия. Изучая общество, нельзя его абсолютно противопоставлять природе. Человек и общество возникают из природы, существует и развиваются только в непосредственной связи с природой.
Человек – это часть природы, только особым образом организованная.
Рассматривая природу как предпосылку и условия человеческой истории, следует учесть, что в истории возникновения, функционирования и развития общества непосредственную роль играет не вся природа, а лишь та её часть, которая окружает человека, входит в сферу его интересов, потребностей и представляет собой совокупность естественных условий жизни людей. Природные условия – это, прежде всего, физико-географическая оболочка Земля как внешняя среда обитания человека: рельеф, почва, климат, водные ресурсы, полезные искапаемте, флора, фауна и т.д. Природа как условие жизни и развития общества не являются постоянной и неизменной величиной. По мере развития общества в его жизнедеятельности включаются всё новые и новые природные силы. Прогрессивное развитие общества связано с интенсивным освоением и потреблением природных ресурсов. Сегодня проблема взаимодействия природы и общества приобретает жизненно важное значение для дальнейшей судьбы цивилизации. Остро стоит проблема сохранения среды обитания человека как биологического вида. Трагедия современного человека состоит в том, что человек во взаимоотношениях с природой оказался заложником результатов собственной деятельности. Расширение масштабов преобразования природы вызывает усиление отрицательных эффектов. Человечество вступило в эпоху экологической кризиса. Для выхода из этой ситуации и преодоления кризиса необходимо переход к новой концепции природопользования, основанной на идеи коэволюции, т. е. совместной эволюции природы и общества.
Что касается исторического развития самого общества, то здесь надо отметить, что длительное время в отечественном обществознании была распространена формационная концепция Маркса. Сущность социальной теории Маркса рассматривалась выше. Теперь же необходимо охарактеризовать некоторую ограниченность формационного подхода. Реальная история далеко не всегда укладывается в такую модель развития. Согласно этой схеме выделяется пять общественно-экономических формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Однако, во-первых, следует заметить, что в разных регионах мира рабовладению и феодализму предшествовало особое раннеклассовое общество, в котором соединились доклассовые и раннеклассовые структуры. Во-вторых, древние государства, которые принято называть рабовладельческими, далеко не в полной мере соответствовали этому типу. Их экономика была основана не столько на труде рабов, сколько на труде свободных мелких производителей. Рабский труд во многих восточных обществах применялся только в сфере обслуживания. Даже в Римской империи большинство работников в сельском хозяйстве составляли крестьяне. В-третьих, большинство народов мира в своём историческом развитии вообще не знали рабовладения. Раннеклассовые формы цивилизации таких народов скорее были феодальными, чем рабовладельческими. Германцы, славяне, Англия, Скандинавия, прибалтийские народы, Япония, Корея, Вьетнам, Бирма, Индонезия и многие другие страны рабовладения не знали. Отсюда можно сделать вывод, что рабовладение не является общей ступенью в развитии человечества. Поэтому более целесообразно в качестве этапа исторического развития выделять докапиталистическое общество, которое характеризуется доиндустриальным периодом развития человеческой цивилизации. Ввиду указанных сложностей использования формационного подхода к историческому развитию в последние годы всё более распространяется другой – цивилизационный подход. Специфика цивилизационного подхода состоит в акцентировании внимания на духовных факторах, пронизывающих все общественные отношения.
Вопросы для самоконтроля.
1. Что такое социальная философия?
2. Дайте понятие общества.
3. Назовите аспекты изучения общества социальной философии.
4. Что понимают под природой?
5. Какова основная проблема современного взаимодействия общества и природы?
6. Назовите основные типы исторического взаимодействия общества с природой?
7. В чём суть формационной концепции развития?
8. Чем отличаются цивилизационный подход к истории от формационного?
9. Что такое цивилизация и каковы её элементы?
10. Какие существуют концепции направленности исторического развития?
11. Понятие о смысле и цели истории?
12. Проблема освобождения человека и её аспекты?
_________________________
КОЛЛОКВИУМ
На последнем семинаре целесообразно провести коллоквиум, который может стать своеобразной «репетицией» экзамена. На коллоквиум выносится 10 вопросов. Студенты, сдавшие коллоквиум на «хорошо» и «отлично», могут быть освобождены от этих вопросов на экзамене.
Вопросы для коллоквиума
1. Мировоззрение и философия
2. Сравнительный анализ исторических типов и мировоззрения
3. Предметная область философии
4. Понятие об основном вопросе философии.
5. Целесообразность в природе и обществе.
6. Специфика философского познания
7. Проблема понимания в философии
8. Природа как предпосылка и условие человеческой истории
9. Проблема периодизации истории
10. Социализация личности и опредмечивание ее духовности.
_________________________