Предназначение философии и ее роль в обществе
Предмет философии
Слово философия появилось в 6-5 веке до н.э. и его авторство приписывают древнегреческому математику и мыслитель Пифагору, который впервые употребил слово “философ” по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и достойному образу жизни. Слово состоит из 2-х составляющих – “филео” и “софе”. “Филео” – любовь; “софе” – мудрость, следовательно, философия - «любовь к мудрости». Древние Греки приписывали софе любому человеку, который профессионально владел своим делом (именно отсюда появляются трактаты с названиями “о мудрости возничего” “о мудрости кормчего ” и т.п.).
Истолкование же и закрепление в европейской культуре термина «философия» связывают с именем древнегреческого мыслителя Платона. В учении Платона софия — это мысли божества, определяющие разумное, гармоничное устройство мира; некий космический ум, который правит всей Вселенной. Слиться с софией способно лишь божество. Людям же посильны стремление, любовь к мудрости (т.е некоторое относительное стремление к абсолюту (Богу)). Следовательно, люди стали приписывать софе Богам. Бог делает все живым, пропорциональным, а человек нет и значит он не мастер (абсолют). Богу прилично назвать себя мастером, а человеку нет потому, что он не может знать то, что знает Бог. Для того, что бы быть абсолютом (Богом) надо знать причины и начала вещей, нет вещей нет законов. Вставших на этот путь стали называть философами, а область их занятий — философией.
Таким образом, предметом философии в узком смысле являются отношение между абсолютным и относительным и вечного ко времени. Разумно указать исходя из выше сказанного, что философское мышление делит все вещи на две группы:
Относительные
Вещи, локализованные во времени и пространстве у которых есть точка возникновения и гибели. Относительное – это то, что существует благодаря иному и постигается благодаря иному. Существовать за счет иного значит иметь свои начала сущности в ином (напр. часы). Относительно, то что существует через иное. Авторучка, часы существуют только потому, что они выполняют какую-либо функцию для человека. Начала этих предметов находятся в потребности. Сущность относительного в отношение чего-то к чему-то. Это положение обусловлено тем, что сущность относительного находится не в нем самом, а в ином. Относительное бытие - бытие некоего отношения. Относительное в абсолютном смысле не познаваемо. Мы можем понять только сущность тех предметов, которые сами создали, а о других будем формировать только относительное представление. Дать определение сущности жизни невозможно.
Абсалютные
Это то, что существует благодаря себе и постигается так же. Начала сущности у абсолюта в нем самом.
Абсолют не знает границ. Абсолют - это та реальность, в которой сущность и существование - одно и тоже. Причем существование превалирует над сущностью. Абсолют не подчинен пространству и времени, не локализован в них, но может находиться и в пространстве и во времени. Он один у него нет пары. Абсолют - это та реальность, в которой сущность и существование - одно и тоже. Причем существование превалирует над сущностью ( в противовес человеку, у которого сущность довлеет над личностью).Сущностное начало безличное. В абсолюте индивидуальность господствует над личностью, для абсолюта сущность- результат его существования. Абсолютное- всемогущее, выше, сильнее, могущественнее его ничего нет. Абсолют невозможно загнать в рамки типичных категорий. Один раз в вечность он воплотился в человека (Бог). Абсолютное- всемогущее, выше, сильнее, могущественнее его ничего нет. Абсолют непознаваем. Человек же по своей сути не есть мера (критерий) абсолютного. Существует 2 точки зрения на возможность постижения:
Пантеистическое представление - абсолют присутствует во всем
Теистическое представление - абсолют изолирован от всего, даже от того , что создал сам, не разлит во всех вещах, хотя сохраняет способность быть вездесущим. Познание возможно путем откровения абсолюта перед человеком.
Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания, о сущности и развитии человеческого общества, учение о человеке и его бытии в мире, теория познания, проблемы теории познания, творчества, эстетику, этику, культуру и историю философии. Так исторически сложился предмет философия Предмет философия - все сущее во всей полноте своего содержания и смысл. Философия занимается всеобщим, ни одна другая наука не занимается этим.
Философия — это такая область духовной деятельности человека, которая основывается на особом, философском типе мышления, лежащем в основе именно философского познания, и на самостоятельности предмета философии.
Да, философия действительно не обладает таким же предметом, как, например, естественные науки, в том смысле, что предмет философского знания не локализован в пределах той или иной конкретной области знания и действительности, как, например, физика, биология и т.д. Однако предмет у философии есть, и принципиальная невозможность его локализации составляет его специфическую особенность. Так что же включено в понятие “предмет философии”? Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, обществ, человека, отношения объектов действительности и субъектов мира, материального и идеального, бытия и мышления. Всеобщее - это свойства, связи, отношения, присущие как объектам действительности, так и субъективному миру человека. Количественная и качественная определённость, структура и причинно-следственные связи и другие свойства, связи относятся ко всем сферам действительности: природе, обществу, сознанию. Предметом философии является не индивидуальный субъект с его особенными качествами, но субъект как общее, субъект как универсальная категория, противопоставленная столь же универсальной категории объекта. В этом смысле философия рассматривает не только, скажем, проблему “я”, но проблему соотношения этого “я” с другими “я”, проблему понимания, как одну из центральных проблем теории познания. Предмет философии необходимо отличать от проблем философии. Предмет философии существует объективно, независимо от философии. Всеобщие свойства и связи (пространство и время, количество и качество) существовали, когда философии ещё и не было. Это та область духовной деятельности человека, в основании которой лежит рефлексия над самой этой деятельностью и, следовательно, над её смыслом, целью и формами и в конечном счёте над выяснением сущности самого человека как субъекта культуры, то есть сущностных отношений человека к миру. Человек, его уникальная личность, будучи, во-первых, предметом философии, во-вторых, единственным субъектом любого знания вообще и тем более философского, является также и непременным атрибутом философии.
Метод философии
В истории философии известны два противоположных метода познания: диалектический и метафизический.
Первый— метафизический метод познания – вырывает рассматриваемые предметы и явления из всеобщей связи и рассматривает их изменения с позиций плоского эволюционизма как накопление или уменьшение каких-либо признаков, качеств или свойств. Возникновение и существование диалектики и метафизики отражает объективный процесс развития человеческого мышления. Второй, основанный на диалектике, рассматривает явления в их изменчивости, движении, развитии
Метафизический метод
Сущность метафизики как метода мышления - односторонность, абсолютизация какой-то одной стороны живого процесса познания или любого элемента целого. Примерно до сер.19в. преобладающим методом в ф. и науке была главным образом старая метафизика, которая имела дело преимущественно с предметами и их мысленными отражениями как с чем-то законченным и неизменным.
Гегель называет метафизикой метод, теорию, в которой процесс развития рассматривается только количественно, и т.о. сам процесс развития представляет мир в устойчивом состоянии.
Термин "метафизика" ввел Андроник Родосский (1 в. до н.э.). С этим понятием происходила невероятная трансформация. Мета - сверх, над. Т.о. все, что сверх физической реальности, относится к реальности метафизической. Под метафизикой понималась особая сверхчувственная реальность, пребывающая за пределами опыта. Путаница возникла, когда под метафизикой стали понимать метод, противоположный диалектике, хотя предмет последней не только чувственная, но и сверхчувственная реальность. Рассматривая истину и бытие как процесс, Гегель создал систему, в которой истина выступает как поступательное развитие разума, а противоречие - как его необходимый момент. Он переосмыслил кантовское различение рассудка и разума и сделал последний носителем истинного познания, а диалектику - методом постижения противоречий и развития понятий. Рассудок, согласно Гегелю, оперируя конечными однозначными определениями, является хотя и необходимым, но недостаточным условием познания. Источник ошибок метафизического метода он видел в ограничении познавательной деятельности лишь сферой рассудка. Таким образом, Гегель впервые противопоставил метафизику и диалектику как два различных метода.
Кант под м. понимал любые суждения, не основывающиеся на чувственных данных. Наряду с гносеологической интерпретацией он допускал и онтологическую как сверхчувстенной реальности и оценивал ее как первичную. Реальность, выходящая за грани эмпирии и характеризующаяся, по Канту, т.н. априорными формами познания (пространство и время, причинность…), называется трансцендентальной. Выше ее стоит полностью сверхопытная реальность, фактически недоступная и теоретическому познанию. Это трансцендентная, или ноуменальная, реальность. Например, бог.
Диалектический метод
Высший уровень философской методологии - диалектика. Она помогает человеку смотреть на мир как на вечное становление и развитие, а корень развития искать во внутренних противоречиях предмета. Диалектическая логика есть логика динамических, текущих понятий, переходящих друг в друга: кол-во переходит в качество, случайность в необходимость…
Диалектика: учение о всеобщей связи; учение о развитии в его наиболее полном и свободном от односторонности виде; учение о единстве противоположностей.
Объективная диалектика - развитие реального мира; противоречивое взаимодействие вещей, явлений, процессов подчиняющаяся универсальным законам действующим в природе и обществе. Причину развития она усматривает в противоречиях, которые присущи всем без исключения предметам, явлениями и процессам действительности. Для диалектиков "Мир соткан из противоречий". Видным представителем диалектической философии был древнегреческий философ Гераклит, немецкий философ первой половины 19-го столетия Гегель. Диалектической философией является марксизм. Диалектика находит свое применения в различных философских школах и типах мировоззрения, в том числе и в мировоззрении религиозном
Субъективная - диалектическое мышление (отражение диалектического движения действительного мира) и теория диалектики, т.е. учение о всеобщих законах развития.
Итак, д. - это учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия. В центре ее внимания всегда была проблема развития.
Диалектика в качестве метода диалектика выступает благодаря тому, что помогает четко разделять единое на многое, сводить многое к единому, позволяет представить целое как раздельно-единую множественность. Вот какой путь исследования предлагает Платон философу-диалектику: «Различать все по родам, не принимать один и тот же вид за иной и иной за тот же самый — неужели мы не скажем, что это (предмет) диалектического знания? — Кто, таким образом, в состоянии выполнить это, тот сумеет в достаточной степени различить одну идею, повсюду пронизывающую многое, где каждое отделено от другого; далее он различает, как многие отличные друг от друга идеи охватываются извне одною и, наоборот, одна идея связана в одном месте совокупностью многих, наконец, как многие идеи совершенно отделены друг от друга. Все это называется уметь различать по родам, насколько каждое может взаимодействовать (с другим) и насколько нет.»
2. Условия и причины возникновения философии.
В начале разговора о причинах и условиях появления философии следует, определить данные понятия. Причина – то, что создает явление; образно выражаясь, семя. Условия- то, что обуславливает возникновение явления; образно выражаясь, почва.
Время и место зарождения.
Индивидум воспроизводит все то, что его некая родовая сущность некогда проделала. В отличие от науки философия занимается своим особым мышлением. Индивидуум развивается по законам рода и в соответствии с этим в 8-7 в. до н.э. – философия появляется в Индии; 7-6 в. до н.э –философия появляется в Греции; 5-4 в. до н.э –философия появляется в Китае. Такая последовательность обусловлена временем появления возможности мыслит абстрактно (отвлеченно). Причем представляется, что предфилсофия (совокупность дискурсивных мыслей, когда каждая последующая мысль вытекает из предыдущей, что обуславливает последовательность, системность) была наиболее теоретична в Древней Греции где философии кстати и впервые и обретает свою классическую форму, а философия Востока менее теоретична. Основные возникающие при этом вопросы: 1.Когда и где? 2.Из чего? 3.Почему?
Источники философии.
К источникам философии можно отнести: народное творчество в целом (мифы и т.д.);накапливающийся опыт
«Философия наблюдается в момент разложения мифологического мировоззрения»(Гегель)
В основе философии лежит –понятийно–логический язык в отличие от мифов(образный). Философия проявляет себя в литературных произведениях (Гомер)– в начале были древние летописи.
Существуют 4 основных концепции источников философии: Мифогенная; Гносеогенная; .Теологическая..
Мифогенная. Философия возникает путем закономерного внутреннего развития мифа. Содержание остается, форма изложения меняется. Персональная философия становится общей. Философия–рационализация мифа. (Основные представители концепции: Гегель, Лосев, Коннфорд)
Гносеогенная. Философия возникла в результате обобщения различного рода знаний - космогонии, медицины и т.д. (Представитель концепции: Богданов и др.)
Теологическая.Концепция прослеживается с момента зарождения богословной традиции. Философия–реализация человеком дар божьего.
Наиболее адекватной представляется 4 концепция – синтетическая конструктивно учитывающая элементы каждой из трех названных концепций сводящаяся к представлению о том, что философия возникла из мифологии, накопления знаний, науки.
Предпосылки возникновения философии
С достижением определенного временного этапа наступает необходимость теоретического понимание действительности, чему способствует отделение умственного труда от физического (разделение труда; присущее человеку творчество духа (Эдман Гусман считал, что причина появления философии «страсть человека к познанию и созерцанию мира, свободная от всякого практического интереса»); экономическое развитие общества; формирование полисности
Пифагор: «Жизнь подобна игрищам: Иные приходят состязаться, иные–торговать, а самые счастливые- смотреть».
Предназначение философии и ее роль в обществе.
Назначение философии – поиск удела человека, обеспечение его бытия в причудливом мире, а в конечном счете в возвышении человека, в обеспечении его совершенствования. Специфика философской мудрости состоит в ее нацеленности на смыслы максимально всеохватной (общей, предельной, целостной) и вместе с тем фундаментальной значимости.
Две точки зрения на появление философии:
Материалистическая. (Маркс и Энгельс) вызвана материалистическим пониманием истории: главное- материальные потребности, они руководят человеком во время формирования исторического процесса. Вся человеческая деятельность направлена на поиск пищи. Материальное производство порождает духовное мышление, духовное бытие. Материальное производство главенствует, это база истории – совокупность производственных отношений, сил и юридических отношений. Идеи - не самостоятельная сущность, они производятся обществом. Философия появляется как идеология рабовладельческого общества. Смена отношения к собственности ведет к смене идеологии, изменении философии. Т.е. философия появляется при переходе от одной формации производственных отношений к другой.
Идеалистическая (Гегель В.Ф.): Дух - самостоятельная реалия. Мышление - духовная составляющая человека, оно заложено в человеке изначально. Индивидуальное развитие человека сравнивают с развитием истории. Идеалисты замечают аналогию между развитием одного человека и развитием общества в целом. В человеке нельзя развить того, что в нем не заложено генетически. Человек появляется как существо ощущающее, затем активизируется восприятие, затем воображение, затем рассудок (мышление). Становление рассудочного мышления проходит несколько этапов: 1- умение пользоваться словом, 2-освоение чисел, 3-появл отвлеченных рассудочных понятий, 4-становление разума, способностей, 5-становление отвлеченного философского мышления.
Когда на родовом уровне доминирует воображение - появляется мифология, когда способность отвлеченного мышления - появляется философия. Поэтому Философия появляется независимо и одновременно у разных народов. Но философия появляется только в зрелых этносах. К появлению философии одна причина. Причина – это семя, а условие – почва. Философия появляется, когда на уровне рода вызревает способность отвлеченного разумного мышления. Причины: материальные и наличие свободного времени. Философия – оппозиция религиозной точке зрения, т.е. инакомыслие. Инакомыслие подрывает основы государства, где не было одной религии, философия появлялась, где нетерпимо относились к инакомыслию, философия либо не появлялась, либо быстро исчезала.
3. Соотношение философии, науки и религии. Философия и мировоззрение.
Философия и наука.
Является ли философия наукой? Первое. Наука–систематическое, доказательное и проверяемое знание. Наука состоит из положений, которые образуют систему, реализуется принцип доказательности в науке; выводы науки должны проходить практическую проверку. Философия–в ней также есть систематичность, доказательность, проверяемость. Эти признаки были выработаны именно в философии. Философы стараются проверять свои выводы фактами. Второе. Главная ценность науки–истина. Поскольку в философии ей уделяют первостепенное внимание, то философия- наука ( «философия»–любовь к мудрости, истине). Третье. Любая наука имеет научный аппарат (методы, теорию и т.д.) Философия имеет научный аппарат.
Принцип научности требует, чтобы категории были строго определены. В философии категории имеют «размытые» края. С точки зрения применимости этих категорий – это основное достоинство. С помощью категорий человек может изменить свое отношение к миру, т.к. изменить мир он не в состоянии.
Сходство: конкретный предмет исследования; обосновываются особыми способами доказательства (ф. - верификация), само научное знание подчас служит доказательством фил. принципа; оба знания - обобщение идей, но степень обобщения различна, ф. часто именуется как метатеория (теория теории); цель - обогащение опыта человека; метод абстракции.
Различия: наука изучает только относительное, а ф. еще и абсолютное; научное мышление рассудочное, а ф. - разумное (т.к. об относительном можно знать только относительное); научное знание систематизировано предметом, а ф. - разумом философа; наука деидеализирована и деперсонифицирована; научное знание безразлично к целям, смыслам, ценностям и интересам человека, фил. знание - ценностное.
В античности и средневековье философию и науку почти не различали. Наука была развита весьма слабо. Еще только вырабатывались принципы всестороннего как теоретич., так и экспериментального обоснования знания. В Новое время благодаря работам Декарта и Гегеля было введено представление об универсальной науке - философии.; остальные науки выступали как части философии. Это спокойное согласие продолжалось недолго. С одной стороны, в самой ф. возникло движение против признания философии. наукой, поскольку, как считали некоторые (Шопенгауэр, Ницше), она жизненней всякой науки, она искусство. С другой стороны, чувствовалось давление наук на философию. В рамках неопозитивизма (20 в.) ф. уже не считалась наукой, ибо у нее нет самостоятельной экспериментальной базы и она не занимается истиной.
Некоторые утверждали, что философия - наука, наука о первопричинах (Аристотель, Гегель). За научность философии также выступают позитивисты. Ф. имеет научное содержание, поэтому она является наукой, также обладает эстетическим (наука о чувственном знании, отношение между человеком и миром, художественная деятельность) и этическим (изучает мораль, нравственность) содержанием.
Проблемы философии неразрешимы. Если проблема разрешилась–то это уже проблема другой науки. Каждое поколение заново решает философские проблемы.
Философия не наука, т.к.: стремится к объяснению всеобщих начал, а единичное не м. объяснить общее; всеобщее, универсальное знание необходимо допускает присутствие веры; исследует не только предметную реальность, но и бытие человека, отсюда простор для умозрения; объясняет наиболее сложные явления, здесь м. присутствовать бездоказательное знание.
Философия и религия.
Религия - вера в существование абсолютного, всеобщего духовного начала - бога; это вера в сверхъестественное; это система правил, основанных на вере.
Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам, однако в отличие от мифа религия не смешивает земное и сакральное, а глубочайшим и необратимым образом разводит их на два противоположных полюса. Творческая всемогущая сила - бог - стоит над природой и вне природы. Бытие бога переживается человеком как откровение.
Сходства: оба типа знания ориентированы на знание абсолютного начала; цель - стремление к истине, хотя по существу и разной.
Различия: религия - сознание массовое, философия - теоретическое; религия не требует доказательств и обоснования; религия ориентирована на запредельный мир, философия - на действительность; религия сдержанно отрицательно относилась к научному знанию, а философия всегда на него опиралась; религия концептуальна, вне времени, а философия - образ истории; в религии человек - пассивное существо, а в философии - активно познающий субъект; религиозное знание базируется на вере и догмате, а философское - на опыте, рассудке и разуме; религиозное знание неизменное, коллективное, а потому в философии господствует персонификация, это свободная, открытая система знаний.
Философия включает в себя и религиозное знание; религия же негативно относится и к ф. как рассудочно-разумному знанию и науке как к объясняющему.
Философия и мировоззрение
Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения. Но мировоззрение имеет и высший уровень — обобщение достижений науки, искусства, основные принципы религиозных взглядов и опыта, а также тончайшая сфера нравственной жизни общества. В целом мировоззрение можно было бы определить следующим образом: это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентации, верований, убеждений и идеалов людей.
В зависимости от того, как решается вопрос о соотношении духа и материи, мировоззрение может быть идеалистическим или материалистическим, религиозным или атеистическим. Материализм есть философское воззрение, признающее субстанцией, сущностной основой бытия материю. Согласно материализму, мир есть движущаяся материя. Духовное же начало, сознание есть свойство высокоорганизованной материи —мозга.
Идеализм есть философское мировоззрение, согласно которому истинное бытие принадлежит не материи, а духовному началу: разуму, воле. А.Г.Спиркин исходит из того, что материальное и духовное — это совечно единое сущее. Вне этого принципа мы не можем понять смысл сущего, его регулятивные принципы, объективную целесообразность и гармонию в мироздании. В рамках только материализма мы в принципе не в состоянии ответить на вопрос: кто в универсуме так мудро формообразует все и вся и осуществляет регулятивную функцию. Материализм не совместим с признанием объективной целесообразности в мире, а это неоспоримый факт в бытии сущего. С нравственно-психологической точки зрения мировоззрение может характеризоваться как оптимистическое или пессимистическое. В практике общения, в литературе понятие мировоззрения употребляется и в более узком смысле, например говорят: «философское мировоззрение», «политическое мировоззрение» или «художественное мировоззрение», или даже в еще более узком понимании — «врачебное мировоззрение», «физическое мировоззрение» и т.п.
Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать и так: понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия — это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать.
В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Философия как едино-цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как и отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентации, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества (как форма реализации духовной сущности мировоззрения). И все это в органическом единстве — ведь о мировоззрении человека мы судим по делам его.
Итоговое определение соотношения философии и мировоззрения можно было бы сформулировать так: философия –это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества
4. Структура философского знания. Основные направления философии.
Структура фил. Знания: 1) Ядро фил - диалектика, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. 2) Гносеология (теория познания) - наука о том, как человек познает мир и самого себя. 3) Онтология - учение о бытии. 4) Общая социология - о закономерностях и движущих силах развития обва. От общей соц. Отделились такие науки : этика, политология, религиоведение и др., которые сущ. Сегодня как самостоятельные науки. 5) Историко-филосовский раздел - изучение истории фил учений. 1-5 Ф в полном смысле слова, 1-3 фил. в узком смысле слова.
Онтология равнозначно метафизике изучает высшие, недоступные органам чувств, лишь предполагаемые начала всего существующего, обязательное для всех наук. Она выступает в тесной связи с естественнонаучным и гуманитарным знанием. Онтология выступает как система умозрительных всеобщих определений бытия. Проблему бытия тесным образом связывают с научным и жизненным (экзистенциальным) опытом, с границами и возможностями познания действительности.
Гносеология - важная часть философской теории, учение о способности человека познать действительность, об источниках, формах и методах познания, об истине и путях ее достижения. Термин ввел Кант. Материалистическая гносеология. исходит из признания объективности внешнего мира и возможности его познания. Идеалистическая гносеология. либо утверждает, что познание является отражением мистической идеи, либо считает, что мир создается в процессе восприятия, т.к. предметы суть “комплексы ощущений”, либо в принципе отрицает возможность познания мира.
Аксиология - раздел философии, посвященный учению о ценностях. Преобразую окружающий мир, люди создают матер. и духовные ценности. Среди них производственно-бытовая техника, здоровье, семья, нравственные нормы, художественные произведения. В контакте с ними проходит жизнь индивида и для него не безразлично, какой круг ценностей будет ориентиром и мотивом в его жизни. Особое значение в качестве ценностей имели истина, добро и красота. Религиозно-христианская. мысль в качестве незыблемой основы ценностей предложила Бога, а главной ценностью - спасение души. Критика религиозных догматов способствовала возрождению науки и искусства и завершилась разработкой новой системы ценностей, в которой должное место заняли труд, здоровье, просвещение, познание и техника, государство и социальная справедливость.