Герцен. И Концепция русского социализма

Герцен основательно знакомится с социалистическими учениями Запада и сам становится убежденным сторонником идеи социализма как общественного идеала. Следует отметить, что герценовский социализм - это проникнутое гуманизмом представление об обществе, предполагающее свободу личности, находящейся в гармонии с общественными интересами. Герцену были чужды уравнительные социалистические и коммунистические идеалы общества,

некоторые элементы христианской веры, особенно серьезное отношение к Евангелию, сохранились у Герцена на всю жизнь. Решающие основы его позднейшего мировоззрения до конца определялись христианскими идеями. Тем не менее, Герцен отошел по существу от религиозного мировоззрения и всецело принял построения атеистического натурализма.

Прочным и устойчивым оказался только этический идеализм. Именно потому социально-политический радикализм стал единственным выражением этического идеализма Герцена. Этот этический идеализм не имел теперь под собою никакого принципиального основания и держался всецело на утопической вере в прогресс и западноевропейскую борьбу за свободу и социальную правду моральной ограниченности и духовного ничтожества мещанства определялись, главным образом, именно эстетическим отвращением.

Основные положения теории "русского социализма" разработал Александр Иванович Герцен Герцен пришел к выводу, что страной, в которой есть возможность соединить социалистические идеи с исторической реальностью, является Россия, где сохранилось общинное землевладение.

В русском крестьянском мире, утверждал он, содержатся три начала, позволяющие осуществить экономический переворот, ведущий к социализму: 1) право каждого на землю, 2) общинное владение ею, 3) мирское управление. Эти общинные начала, воплощающие "элементы нашего бытового, непосредственного социализма", писал Герцен, препятствуют развитию сельского пролетариата и дают возможность миновать стадию капиталистического развития. По мнению Герцена, отмена крепостного права при сохранении общины даст возможность избежать печального опыта капиталистического развития Запада и прямо перейти к социализму

Существовавшую в России общину Герцен считал основой, но отнюдь не готовой ячейкой будущего общественного устройства. Ее главный недостаток он видел в поглощении личности общиной.

Народы Европы, согласно теории Герцена, разработали два великих начала, доведя каждое из них до крайних, ущербных решений: "Англосаксонские народы освободили личность, отрицая общественное начало, обособляя человека. Русский народ сохранил общинное устройство, отрицая личность, поглощая человека".

Главная задача, по мнению Герцена, в том и состоит, чтобы соединить права личности с общинным устройством: "Сохранить общину и освободить личность, распространить сельское и волостное self-government* на города, на государство в целом, поддерживая при этом национальное единство, развить частные права и сохранить неделимость земли — вот основной вопрос русской революции — тот самый, что и вопрос о великом социальном освобождении, несовершенные решения которого так волнуют западные умы".

4.1 Философия Гоголя

Гоголь критически размышляет о западной культуре и утверждает, что в православной церкви имеет место возможность разрешения вставших перед человечеством вопросов. У Гоголя также как и впоследствии у других мыслителей мелькает идея об ином отличным от Запада пути России, поскольку дух православия совершенно иной, чем дух христианства западного образца. Тем самым Гоголь ставит вопрос об освящении всей светской культуры культурой православной, о чем ранее проповедовалось его предшественниками в прошлом веке.

Гоголь ставит вопрос перестройки всей культуры в духе православной религии и тем самым его можно назвать пророком православной культуры. Он первый начинает критиковать духовное мещанство и пошлость современности, которая с такой силой позднее была развита его последователями.

Мыслитель постоянно занят поисками спасения эстетического начала и тем самым навязывает теургическое видение проблемы. Он заявляет, что нельзя заниматься повторением Пушкина, то есть не следует творить искусство только ради искусства; творчество необходимо связать с человеческими качествами в борьбе за Царство Божье.

Эта позиция Гоголя выдвигает новые основы для идеологии и означает принятие нового свободного движения и культурного соединения с церковью. Конкретно за это взялись такие мыслители как Хомяков Киреевский.

Но прежде обратимся к двум ведущим противоборствующим силам, полностью сформировавшимся в середине XIX века.

Гуманизм Гоголя. В человеке доминирует эстетическое начало и с этим связывается естественный аморализм современного человека. Конечно, все, что беспокоило Гоголя, в настоящее время, относится к психологическим факторам. Эгоистическое начало изначально природой заложено в человеке, и если бы его не было, то тем самым человек не смог бы сохранить себя как особь. Необходимо не только защищаться от тех или иных внешних воздействий, но также использовать других индивидов с тем, чтобы взять у них то, что полезно для биологического и для иного развития и отдать им примерно такого же характера излишки. В силу этих соображений каждый индивид воспринимает другого индивида по своему образу и подобию. Поэтому различить добро в таком случае является проблематичным, поскольку те внешние действия, которые можно было бы отнести в к проявлению добра с точки зрения принимающего добро могут быть оценены совершенно иначе как выгоды, которые при этом преследует дающий добро.

Вот это трагическое противоречие эстетического и морального начала Гоголь всегда болезненно переживал.

Это ярко отражено в упоминавшейся уже повести «Невский проспект». Художник с глубокой верой в единство эстетического и морального начала вынужден покончить собой при обнаружении ее вопиющего несоответствия.

Гоголь о людях. Моральное сознание Гоголя характеризовалось остротой и напряженностью. Он носил в себе всю проблематику морального осознания этической проблемы. Он был одержим моральным идеалом и им же он воспринимался как нереальный и неестественный. Так, он мучительно переживал, обращаясь к теме являющейся основной для европейского и русского гуманизма – об отношении к людям как к братьям. Моральные принципы оказываются бессильными, поскольку душа движется к эстетической составляющей, а не на моральную сторону. Получается что душа – божье создание сама по себе не способна к подлинно моральному действию, то есть к любви, при которой можно любить все человечество, но тут же ненавидеть своего брата. Так он часто приводит мысль, что мы незаметно связаны со всеми людьми и все наши мысли и действия оказывают влияние на людей.

Тема морали, несмотря на всю ее значимость, тем не менее, не имеет какой либо жесткой опоры в душе человека. Как показывает Гоголь, страшно становится, что даже там где действительно имеет место подлинное добро, оно многими не воспринимается именно как добро.

4.3. Философские взгляды Достоевского.

Федор Михайлович Достоевский (1821 — 1881) известен как великий русский философствующий писатель. Его идеи позволяют некоторым исследователям видеть в нем одного из предтеч современного экзистенциализма. Его романы и повести “Преступление и наказание”, “Идиот”, “Бесы”, “Записки мертвого дома”, “Братья Карамазовы”, “Дядюшкин сон”, “Село Степанчиково и его обитатели” стали средством пропаганды гуманистической морали. Большое значение имеет для характеристики мировоззрения Достоевского “Дневник писателя”.

В своих общественно-политических исканиях он пережил несколько периодов. Увлекался идеями утопического социализма (в кружке Петрашевцев). Затем в его взглядах произошел перелом, связ. с усвоением религиозно-нравственной идей. Отказался от рев.борьбы. Исповедовал идеи почвенничества, для кот хар-но религ ориентированность фил. осмысления судеб. рус. истории, противопоставление России и Запада.. Вся истор. человечества с этой точки зрения представлялась как борьба за торжество христианства. Русс.народ - миссия, носитель высшей дух истины, он призван спасти человечество через "новые формы жизни, искусства" благодаря широте его "нравственного захвата". Идея архетипа в народе, в России - братские связи и христианское единение. Против как капиталистического, так и атеистического социализма, идея русского социализма.

По словам Соловьева, что Д. понял прежде всего, что отдельные лица, хотя бы и лучшие люди, не имеют права насиловать общество во имя своего личного превосходства; он понял также что общественная правда не выдумывается отдельными умами, а коренится во всенародном чувстве, и, наконец, он понял, что эта правда имеет значение религиозное и необходимо связана с верой Христовой, с идеалом Христа. Д. был искателем искры Божией во всех людях, даже дурных и преступных.

Проблема духовно-нравственного искания личности, выбор между добром и злом, свободой и рабством, христом и антихристом. В любой ситуации ч-к должен остаться ч-ком. Но свобода есть не только источник добра, но и зла, таящегося в подполье. Беспредельная свобода или бунт приводит к разрушению и этическому анархизму, это недостойный путь человекобожества. Истинный путь свободы -- путь Богочеловека.свобода есть тяжкое бремя, страдание и высочайшая ответственность. Для Богоч-ка надо пройти испытание свободой, страдания, сознательно придя к идеалам Христа. Можно ли помирить Бога и мир, который им создан? Стоит ли светлая цель хоть одной слезы ребенка?

Одной из особенностей русской философской мысли было то, что она развивалась через творчество не только "чистых" философов, вроде И.Киреевского, А.Хомякова, В.Соловьёва, но и в работах классиков русской художественной литературы. Одним из самых талантливых из них, несомненно, был Ф.М.Достоевский. И отечественные и зарубежные исследователи единодушно считают Достоевского видным философом-экзистенциалистом, разработавшим свою концепцию человека и оказавшим влияние на многих, в том числе и на западных, мыслителей. В частности, совсем недавно, исследователи Ницше, нашли в архиве последнего подробные записки и комментарии к "Братьям Карамазовым" Достоевского - самому, пожалуй, глубокому и философскому роману писателя.
Главная проблема творчества Достоевского - поведение человека в условиях, когда бытие Бога проблематично. "Что есть человек без Бога, то есть без высочайшей нравственной инстанции"? "Какие факторы, силы влияют на развитие человека"? - Эти вопросы стоят в центре творчества мыслителя, которое разделяют на два периода: "до-каторжный" и "после-каторжный".
В 1849 году Достоевский, известный как автор повестей "Белые ночи", "Униженные и оскорбленные", за участие в организации Петрашевского, был приговорён к расстрелу с заменой на каторжные работы. После возвращения с каторги в 1859 году он заявляет о себе как писатель, уверенный в том, что никакие социальные преобразования не изменят человека, его природы.
Достоевский много рассуждал о судьбе России в контексте судьбы Запада, писал статьи на злобу дня

В центре внимания Достоевского - внутренний мир отдельного человека, в душе которого сталкиваются противоположные моральные силы. Что заставляет его поступать так или иначе, творить добро или зло? Вывод один: тотальный нигилизм, отрицание нравственных Абсолютов, приводит к бесовству, к потере человеческого облика. Достоевский убеждён, что только через личные страдания человек может возвыситься до понимания необходимости любви к ближнему и до веры в Бога.

4.3

Наши рекомендации