Бесконечного развития материи
Происхождение сознания — это вопрос, который относится к компетенции целой системы наук, прежде всего эволюционной биологии, физиологии и психологии. Философия выясняет наиболее общие и фундаментальные стороны этого процесса. Ее интересуют наиболее общие причины, механизмы и закономерности развития материи, которые приводят к появлению высшей формы отражения, идеальному, способному к универсальному отображению мира, познанию любых качеств бесконечно многообразного мира, включая и саму способность к универсальному отображению.
Как уже отмечалось, марксистская концепция возникновения сознания, идеального рассматривает последнее в качестве закономерного продукта развития материи в целом, возможность и необходимость которого (идеального) заложены в самой природе материи. Исследуя эту способность далее, научная философия ввела понятие об отражении — всеобщем свойстве материи, закономерным этапом развития которого становится психика и ее высшая форма — сознание.
Первоначально гениальная догадка о существовании у всей материи свойства, родственного ощущению, психическому, была высказана французским материалистом XVIII в. Д. Дидро. В «Разговоре Даламбера с Дидро» последний возражает Даламберу, который утверждал, что человек обладает бессмертной душой, резко отличающей его от неживой природы. По мнению Дидро, различие между «одушевленной» и «неодушевленной» природой, между человеком и мраморной статуей не является столь абсолютным. Растолките мрамор в порошок, смешайте его с землей, вырастите на ней растение, которое съест животное. Что при этом произошло?—Материя якобы полностью неодушевленная становится одушевленной. Дидро логично заключает, что, очевидно, материя обладает «всеобщей чувствительностью», которая в неживой материи выступает в пассивной, а в живой — в активной форме. Аналогичные мысли позднее высказывали многие видные ученые — крупный биолог-эволюционист Э. Геккель, великий отечественный физиолог И.П. Павлов.
На новой теоретической основе мысль о родстве человеческого сознания с «природой материи» была высказана В.И. Лениным в книге «Материализм и эмпириокритицизм». Критикуя махизм за отождествление объективного мира с ощущениями, за непонимание того, что ощущения связаны «только с высшими формами материи», Ленин писал: «...в фундаменте самого здания материи» можно лишь предполагать существование способности, сходной с ощущением. Таково предположение, например, известного немецкого естествоиспытателя Эрнста Геккеля, английского биолога Ллойда Моргана и др., не говоря о догадке Дидро...». И далее, в связи с утверждением махиста Пирсона «нелогично утверждать, что вся материя сознательна», Ленин замечает: «Но логично предположить, что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения»1.
Отражение как свойство всей материи — всеобщая и неуничтожимая предпосылка возникновения ощущений и в конечном счете человеческого сознания, заложенная в «самой природе материи». Однако диалектический материализм отвергает концепцию гилозоизма (или панпсихизма), с позиций которой вся материя обладает психикой, одушевленностью.
Разработка понятия отражения в рамках концепции единого закономерного мирового процесса на десятки лет опередила появление одного из важнейших понятий современной науки — информации. Последнее возникло в русле такого хода идей, который связан с формированием философского понятия отражения — глубокого сопоставления сущности человека и окружающего мира, мыслящей материи и природы. Не случайно появление понятия информации привело к резкому повышению интереса к разработке ленинского философского наследства, в особенности понятия отражения. Замечательный факт предварения конкретно-научного понятия философским — выражение огромного творческого потенциала марксистско-ленинской философии, непрерывно растущего по мере развития научной философии, обобщения данных естественных, общественных и технических наук.
Проблема отражения как всеобщего свойства материи в 50-80-е гг. подверглась широкому обсуждению в советской философской науке. Отражение — это способность взаимодействующих тел воспроизводить особенности друг друга. Отражение — внутренняя сторона всякого взаимодействия. От понятия взаимодействия категория отражения отличается тем, что она относится к внутренней стороне взаимодействия, которая заключается в более или менее адекватном воспроизведении телами особенностей друг друга. В процессе взаимодействия каждое тело испытывает изменения под влиянием другого тела, и в результате этого взаимодействия в «следе» воздействия так или иначе выражена природа воздействовавшего тела, т. е. внешняя причина «следа».
В процессе развития материи отражение проходит последовательный ряд форм, или ступеней развития. Концепция единого закономерного мирового процесса выступает поэтому теоретической основой исследования эволюции форм отражения, их закономерного усложнения, возникновения психики и сознания.
В развитии свойства отражения обнаруживаются три основные особенности или закономерности. Наиболее общая из них может быть сформулирована как зависимость полноты отражения от субстрата отражения. Чем сложнее, богаче содержанием является этот субстрат, тем шире диапазон свойств, которые он может воспроизвести. При этом нетрудно обнаружить вторую закономерность отражения — предмет способен отобразить качество внешнего воздействия, т. е. отобразить другой предмет без сведения качества только в том случае, если это качество присуще самому субстрату отражения. Так, взаимодействие двух электростатических полей происходит с сохранением качества, поскольку взаимодействующие поля качественно однородны. Напротив, во взаимодействиях, связанных с превращением электричества в теплоту, сходство отражения и воздействия становится весьма отдаленным и состоит, в основном, в количественном соотношении воздействия и изменения: происходит передача определенного количества энергии безотносительно к качеству взаимодействовавших агентов. Наконец, поскольку высшие формы материи (например биологическая) включают в себя низшие (химическую и физическую), высшая форма материи способна воспроизводить качество низшей. Так, химическое вещество способно воспроизводить физические качества в своей внутренней физической, электромагнитной, основе.
В ходе единого мирового процесса развития прослеживается радикальное усложнение форм отражения. Так, на уровне макромеханического взаимодействия отражение телами состояния друг друга имеет суммарный характер. Тела отображают, например, силу (F), с которой они воздействуют друг на друга, равную произведению m·a, но не способны отобразить массу и энергию по отдельности. Отображение, далее, имеет на этом уровне эпизодический, случайный характер, отображенные изменения не закрепляются и бесследно исчезают. В более сложных формах физического взаимодействия отражение приобретает структурный характер, локализацию, необратимость, цепной характер и т. д.
На уровне химической формы материи, сохраняя ранее приобретенные черты, отражение получает более многообразный и в то же время прерывный характер (ибо связано с качественными превращениями химических веществ). В коллоидной форме химические вещества приобретают своеобразные черты, служащие прообразами жизненных свойств — «сенсибилизацию», «защиту» и «привыкание».
Загадка возникновения психики |
На уровне живой материи отражение получает несравненно более сложный и многообразный характер, приобретает две важнейшие черты: 1) если в неживой природе отражение слито с общим процессом взаимодействия, то в живой материи от этой формы отражения обособляется и специализируется особый вид отражения, который 2) приобретает приспособительный характер, служит средством приспособления к среде обитания. С помощью этой формы отражения живое получает сведения о внешней среде и дает им биологическую оценку, определяет их биологическую значимость. Такой формой отражения становится раздражимость, как способность живой ткани отвечать возбуждением на внешние воздействия, выражающимся во внешней реакции организма. Раздражимость — это материальный физиологический процесс, в котором нет никакого иного содержания, кроме состояния возбуждения самой живой ткани. На уровне раздражимости живое различает все внешние воздействия лишь по признаку полезные — вредные. В состоянии раздражения отсутствует собственное качество внешнего воздействия. Представляя собой гигантский шаг в развитии, способность оценивать внешние воздействия как биологически полезные или вредные имеет в то же время ограниченный характер, поскольку в состоянии возбуждения ткани не сохраняется качество внешнего воздействия как таковое. Сколько бы мы не исследовали состояние возбуждения ткани, мы не обнаружим в нем ничего, кроме собственных признаков возбудимой ткани.
Раздражимость, физиологические процессы, претерпевает крупные изменения в ходе развития живой материи, специального субстрата раздражимости (нервные клетки — нервная система), выражаясь у высших животных в виде высшей нервной деятельности. Однако физиологическая форма отражения сохраняет свою названную коренную ограниченность. Поэтому уже на ранних ступенях эволюции жизни раздражимость, высшая форма материального отображения, становится недостаточной для приспособления и эволюции жизни. Второй гигантский шаг в развитии отражения на уровне биологической формы материи заключается в появлении психического, идеального. Идеальное, как высшая форма отражения, возникает тогда, когда в отраженном состоянии, отраженном «следе» внешнего воздействия возникает содержание, отличное от содержания субстрата отражения, объективное содержание, т. е. начинает отображаться качество внешнего агента как таковое.
Сохранение качества внешнего воздействия в форме материального состояния оказывается принципиально невозможным. Вершина того, что может дать материальная форма отображения, — это обобщенная оценка биологической значимости внешних воздействий. Отображение качеств внешних агентов становится возможным только в идеальной форме, замещающей собственный специфический материальный субстрат, которому эти качества принадлежат.
В развитии психики можно различить две крупнейшие ступени: животной психики и психики человека, в которой ведущее место занимает высшая форма психической деятельности вообще — сознание. Если животная психика непосредственно отображает внешние качества вещей (явления), в которых в скрытой форме отображены также и сущности вещей, то сознание отображает не только явления, но и сущности вещей как таковые. Возникновение такой формы психики, главным для которой становится отображение существенных свойств, сущностей, законов действительности, связано с производящим характером человеческого существования (трудом).
Производя свое собственное бытие, свою собственную человеческую сущность, человек должен отображать сущность окружающего мира и самого себя.
Поскольку характер отражения определяется природой материального субстрата отражения, следует признать, что появление универсального отражения (сознания), способного воспроизводить бесконечное многообразие качеств реального мира, обусловлено возникновением универсальной формы материи, которая включила в себя, в каком-то виде, все бесконечное качественное многообразие материального мира. Но как это могло произойти? Каким образом конечный материальный субстрат — человек может включать в себя бесконечное качественное многообразие мира? Мы снова приходим к одному из ключевых философских вопросов: каким должен быть процесс развития, который способен привести к появлению универсальной формы материи, обладающей универсальной способностью отражения?
Вторичность, производность сознания от материи означает, что сознание возникает на основе бесконечного многообразия свойств предшествующих человеку форм материи, «строится» из них, представляя в то же время высшее свойство, являющееся итогом предшествующего развития материальных свойств. Сознание в этом смысле «выводимо» из свойств предшествующих форм материи. Действительный материализм заключается в такого рода выведении сознания из предшествующего развития.
Сознание сформировалось как итог всех предшествующих способов существования и развития форм материи. В нем, следовательно, есть нечто от природы физических масс-энергетических взаимодействий, благодаря чему сознание реально становится в отношение к физической материи и оказывается способным ее понять. Вместе с тем сознание—это над-массэнергетическое взаимодействие, которое возникает с появлением химической формы материи и «опыт» которого каким-то сложнейшим, пока неизвестным нам способом, включен в природу человеческого духа.
Мысль возникает, далее, на основе биологических превращений и адаптации к среде, вбирая в себя их природу. От биологической формы материи человеческая мысль заимствовала приспособительный способ существования, ибо суть мышления во многом состоит в приспособлении к среде, непрерывном стремлении к соответствию с миром. Адекватность мысли действительности несет в себе «изобретение», возникшее вместе с жизнью. Мысль, ее логика несет в себе нечто существенное от естественного отбора, заимствуя в нем, например, процесс «проб и ошибок».
Наконец, черты будущей высшей формы отражения — человеческого сознания явственно проступают в раздражимости, физиологических процессах. Раздражимость представляет собой обобщенную биологическую оценку внешних агентов — мысль так же возникает на оценочной основе и по своей сути представляет собой оценку мира и самого человека под углом зрения объективной природы мира и природы человека, в интересах человеческого развития. На уровне раздражимости существует обобщение (генерализация) и обособление (концентрация возбуждения), анализ и синтез, прообразы индукции и дедукции. Все эти свойства получают далее предельное развитие в сознании. Они поднимаются на качественно новый, универсальный уровень благодаря появлению идеальной формы, которая сама представляет собой сложнейший продукт развития материи, ее внутренних противоречий.
Сознание выражает специфически человеческий производящий способ существования и имеет поэтому не приспособительную, а более радикальную, производящую природу, ибо человеческое сознание представляет собой мысленное производство человеческого существования и человеческой сущности.
Включая в себя «опыт», или, точнее, итог бесконечной эволюции материи, сознание становится в реальное отношение к бесконечному миру самой своей внутренней природой. Разумеется, это не означает, что сознание с момента своего возникновения уже таит в себе готовые знания о бесконечном числе вещей. Являясь итогом бесконечного развития материи, сознание получает только способность к бесконечному познанию, заложенную в природе сознания и реальном отношении сознания к бесконечному миру.
Исследование процесса возникновения сознания из всей предшествующей истории материи пока еще в самых общих чертах намечено марксистской философской наукой. И здесь мы также находимся еще в начале пути. Однако следует заметить, что задача такого исследования поставлена не частными науками, а прежде всего научной философией.