Египетский посвященный
Привет тебе, Ра, Бог закона, чье святилище скрыто!
Гимн Амону Ра
Смерть поглощается светом.
Книга Мастера
Ранние историки масонства – такие, как Альберт Маккей, Роберт Фрик Гоулд и Альберт Пайк, – преследовали единую цель: установить определенное соответствие между масонской легендой о Хираме и мифом об Озирисе, изложенным в посвятительных обрядах древних египтян. В книге «Мораль и догма шотландского обряда» Альберт Пайк вкратце излагает труды Плутарха об аллегориях культа Озириса и даже высказывает предположение, что дева, рыдающая над сломанной колонной, возможно, есть Изида, мать мистерий, оплакивающая смерть своего мужа и брата, чье тело было спрятано в огромной колонне во дворце царя Библоса.
Освобожденный от обвинений в ереси благодаря такому прославленному прецеденту, современный исследователь масонской философии и символики может сосредоточить свое внимание на древности Ремесла, будучи уверенным, что научное исследование древних теологических и теогонических систем может лишь прибавить славы его ордену и повысить авторитет его собственного имени. Слишком долго масонство отклонялось от своих истинных целей, идя странными и ненужными путями, но в каждом его поколении находилось несколько более сведущих братьев, которые своими неустанными трудами помогали сохранять высший философский смысл символов Ремесла.
Крайне неприятно, более того, трагично, что великий египетский посвятительный обряд «Явления Днем» по какому‑то недоразумению получил неверное название «Книги Мертвых». Последний термин звучит интригующе, и именно он был подхвачен популяризаторами, что сделало исправление неверного наименования почти невозможным.
Признавая, что Египет явился колыбелью высшей культуры и самой возвышенной философии, и видя почти неоспоримые доказательства того, что египетские мистерии стали предшественниками современного масонства, весьма печально наблюдать, что критический анализ египетской теологической системы затрудняется и становится почти невозможным из‑за того, что сегодня мы располагаем лишь сравнительно поздними и неполными письменными памятниками древности, посвященными этому предмету.
Для любого египтолога совершенно очевидно, что такие папирусы, как «Ани» или «Хенефер», являются неполными и неточными списками более старых и полных памятников, до сих пор не обнаруженных. «Книга Мертвых» – сокровищница масонских знаний для тех, кто способен осознать, что этот древний труд обладает важным смыслом с начала и до конца и что если бы он был доступен полностью, то все его философское содержание было бы значительно яснее. Сейчас предпринимаются систематические усилия для того, чтобы сделать древний погребальный текст несколько более доступным для понимания; для этого переводятся иероглифы с важнейших саркофагов, ныне хранящихся в нескольких крупных европейских и египетских музеях.
В настоящее время мы можем лишь догадываться о значении этих исследований для масонства, но можно с уверенностью предположить, что если истина будет раскрыта, популярное масонство должно будет уступить место более глубокому и соответственно более ценному пониманию своей миссии. Каждый серьезный член ордена должен ощутить всю важность этих погребальных текстов, возможно, таящих в себе ключи к обновленной и более истинной интерпретации массы символов и аллегорий, вплетенных в ткань масонства.
Тени грядущих событий видны уже в настоящем, и два чрезвычайно важных случая сейчас свидетельствуют о характере того, что может ожидать нас в будущем. Совсем недавно на свет божий был извлечен важный свиток, благодаря которому весь предмет египетской мифологии становится, кажется, еще более запутанным.
Некий древний писец, страдающий от нужды – болезни ученых – видимо, доверил великую мудрость папирусу низшего сорта, в результате чего мы имеем бесценный, но разрушенный памятник его эрудиции. Египтологи весьма склонны рассматривать это древнее сокровище как каббалистический трактат, созданный для более или менее систематического изложения мифов, спутанные и поверхностные упоминания о которых содержатся в «Книге Мертвых». Интеллигенция уже объявила манускрипт «бессмысленной чушью, изложенной метафизическим жаргоном». Разумеется, модернисты, обожествляющие настоящее, будут глумиться над мыслью о том, что давным‑давно умерший египетский писец мог предложить нашему просвещенному веку нечто имеющее практическую ценность, но в конечном счете кто смеет называть себя мудрецом, пока вопрос Пилата еще остается без ответа?
Быть может, этот древний свиток окажется утерянным ключом к крайне запутанной ситуации, сложившейся в настоящее время. Если он откроет, что боги суть олицетворения великих научных принципов и что теология есть точная наука, а не безнадежная путаница сомнений, то наш век может быть спасен от печального конца, к которому он неизбежно придет.
Древние египтяне намного опередили свое время. Задолго до нашей эры египетские жрецы открыли систему кровообращения, создали труды по анатомии и физике, развили стеклодувное ремесло, выдавали лицензии зубным врачам и оккультистам и, если верить папирусу Эберса, варили превосходное пиво! Именно из черной земли Хем ведут начало многие науки, так же как и некоторые благородные школы философии и этики. Во времена высшей славы империи жрецы служили небесному Огню, используя его не только в мистериях алхимии, но и как абстрактный символ Верховного Божества.
Один философ, творивший около четырехсот лет назад, высказал предположение, над которым стоит поразмыслить современным археологам. Он сказал: «Мы должны помнить, что темная и на первый взгляд ничего не стоящая земля у нас под ногами тоже скрывает в себе драгоценные камни и металлы, из которых мы создаем наши самые блестящие украшения». Следует ли археологам искать одни лишь физические фрагменты или, объединив науку с философией, просеивать прах веков в поисках интеллектуальных сокровищ, гораздо более драгоценных, чем осколки древней империи?
Второе открытие представляет непосредственный и важнейший интерес для масонства. Папирус со списком «Книги Мертвых» убедительно доказывает благодаря разбросанным по нему ремаркам и пометкам, что этот странный документ (как предполагалось, посвященный исключительно судьбе покинувшего тело духа) на самом деле представлял собою драматизированный церемониал, разыгрывавшийся живыми актерами, скорее всего, в тайных помещениях храмов.
Из контекста манускрипта становится очевидно, что эта пьеса не могла иметь никакого другого значения, кроме сакрального, и является искаженным фрагментом, свидетельствующим о тайных обрядах введения в сан посвященного в культе Озириса. Хотя серьезные исследователи масонства уже давно это подозревали, доказательство до сих пор отсутствовало; и теперь мы с радостью приветствуем его появление, воспринимая его как звено великой и, очевидно, бесконечной цепи.
Но мы вполне можем спросить: какое значение все это имеет для обычного масона, обладающего безнадежно поверхностным знакомством с египтологией, и какую пользу может он извлечь из древних символов, которые позволят ему глубже ощутить и усерднее применять на практике истины его ордена? Если мы примем предположение об идентичности мифов об Озирисе и Хираме, то «Книга Мертвых» явится настоящим волшебным ключом к сокровищнице символического масонства, открывая в его обрядах тайную красоту, в его символах – неожиданное величие, а во всей масонской деятельности – божественную цель, придающую ей смысл.
В течение многих веков символы Ремесла получали поверхностное толкование, но даже Альберт Пайк признавался, что, как выявили углубленные исследования, проведенные им, действительное значение этих странных фигур оказалось безнадежно и, как он опасался, навсегда утраченным. Лишившись адекватного смысла, вся масса аллегорий теряет свою ценность и больше не побуждает неофита к достижению более высокого состояния сознания.
Обряд египетских мистерий был изначально направлен на достижение того странного и чудесного состояния, которое именовалось «Явление Днем». Понимание этой церемонии и принципа, который она означала, необходимо для достижения мудрости. Второе рождение появляется в тайных учениях едва ли не всех великих религий, а достижение осознанного бессмертия рассматривалось как одно из главных благ, являющихся результатом совершенства. Кем были древние иерофанты, о которых говорили: «Их позабыла смерть»? Кем были царственные жрецы, рождавшиеся от эпохи к эпохе, не умирая? Да, даже Мельхиседек, ибо о князе Салема говорилось, что он был своим собственным отцом и своей собственной матерью. Иисус описывается как принадлежащий к этому ордену – «священник по обряду Мельхиседека». То были бессмертные, к которым применялся термин «Феникс», и их символом была таинственная двухголовая птица, ныне называемая орлом, – известная, но малопонятная масонская эмблема.
Подсказку для разрешения этой загадки дает нам Платон, когда объявляет тело гробницей души. Дух, заключенный в теле, ожидает освобождения, и это освобождение рациональной части от иррациональной формы должно достигаться одним из двух путей. Невежды освобождаются по необходимости, мудрые – по собственному выбору. Так, в египетских мифах те, кто покинул тело и смертный сон, выходят по ночам и бродят во тьме, но те, кто посвящен в мистерии, обучены тайным наукам, посредством которых разумная природа освобождается из своего рабства без посредства телесного разложения. Истинный философ, освободившийся от темной части своего существа, уподобляется Еноху, не вкусившему горечи смерти. О таком человеке, просветленном и возродившемся, говорили: «Он явился днем».
Таким образом, мистерии рассматривались как замена смерти и в то же время второе материнское лоно, из которого посвящаемый рождался в мир мудрости. В Египте мистерии, или ордена философского возрождения, получили имя Изиды, а те, кто возрождался в лоне храма, назывались Сыновьями Изиды. Из‑за смерти Озириса, своего мужа, эта богиня надела знаки траура; из‑за потери Слова (символ которого – фаллос Озириса) она стала великой Вдовой. Следовательно, родившиеся из ее лона – избранники философии – получали имя Сыновей Вдовы; это название закрепилось за масонами вплоть до наших дней.
На одной древней колонне была надпись, которую Диодор перевел следующим образом: «Я Царь Озирис, Я старший сын Сатурна; Я родился из блестящего и величественного яйца, и моя сущность той же природы, из которой состоит свет».
Этим высказыванием объясняется состояние того, кто был поднят из гробницы крепким пожатием Львиной Лапы. Блестящее и таинственное яйцо, из которого выходит смертный, обретший бессмертие, – это храм, дом мистерий, сфера мудрых. Это то, что сегодня мы назвали бы масонской ложей, а тот, кто выходит из нее, подобно фениксу, облечен в новое тело – одежды из света, того света, которым наделяется душа благодаря величественным таинствам обряда.
Поэтому о соискателе и говорится, что он спускается во тьму могилы и, проблуждав по сумрачным чертогам Гадеса, возрождается к жизни и принимается как восставший из могилы. Инструменты и украшения, которыми он наделяется, свидетельствуют о его достижениях, и он считается превосходящим простого смертного. Он принадлежит к особой расе и, хотя и не заслуживает обожествления, все же достоин определенного почитания. Величественный этический орден, благородная и священная мистерия – вот что такое масонство. Все, что ниже этого, масонством не является и лишь затуманивает великую цель, ради которой орден был создан на заре человечества.
Итак, из дошедших до нас разрозненных фрагментов древнеегипетских манускриптов и комментариев к ним мы черпаем высшее вдохновение, облагораживающее понимание нашей единственной цели. Нам обещано, что если мы будем верно служить тому, ради чего появились Школы мистерий, и посвятим этому свою жизнь, то Слово будет в конце концов возвращено, а с ним придет полное понимание такой глубокой и величественной тайны философии, как рациональная замена смерти.
[1]Озирис (Осирис) – в египетской мифологии бог производительных сил природы, царь загробного мира (судья душ умерших). Старший сын бога земли Геба и богини неба Нут, брат и муж Изиды, брат Сета, отец Гора. Коварно умерщвлен Сетом, но воскрешен Изидой и Гором. В дни перехода от зимы к весне совершались мистерии Озириса, воспроизводившие его смерть и воскресение, и вместе с ним всей природы.
[2]Изида (Исида) – в египетской мифологии богиня‑мать, богиня плодородия, воды и ветра, символ женственности и семейной верности. Ее культ как богини‑матери существенно повлиял на формирование христианской догматики и искусства.
[3]Фалес (ок. 625 г. – ок. 547 г. до н. э.) – древнегреческий философ, родоначальник античной философии, основатель милетской школы. Возводил все многообразие явлений и вещей к единой первостихии – воде. За шесть веков до Р.Х. открыл электрические свойства янтаря.
[4]Солон (ок. 638 г. – ок. 558 г. до н. э.) – древнегреческий философ, поэт, афинский архонт‑реформатор. Античные предания причисляли его к семи греческим мудрецам
[5]Пифагор (ок. 580 г. – ок. 500 г. до н. э.) – самый знаменитый из философов‑мистиков, родился на острове Самос. Изучал эзотерические науки у браминов в Индии, астрономию и астрологию в Халдее и Египте. Величайший математик, геометр и астроном исторической древности, а также глубочайший из метафизиков и ученых.
[6]Платон (ок. 428 г. до н. э. – ок. 348 г. до н. э.) – древнегреческий философ, ученик Сократа, основал в Афинах школу – Академию.
[7]Арканы – символическое изображение Верховных Доктрин, выражающих в совокупности абсолютное герметическое синтетическое Учение о Божественной Первопричине, Человеке и Вселенной, отдельные этапы последовательного хода самоутверждения Единой реальности, раскрывающих совокупность путей, законов и принципов по которым творческий дух человека, создавая свой собственный мир, воссоздает некогда нарушенное Единство. Каждый аркан является полным Космическим Учением он заключает как себя самого, так и все другие арканы. Всего арканов 22.
[8]Иерофант – от греч. иерофантис – посвящающий (в тайны). Звание, дававшееся высшим адептам, посвящавшим в заключительные Великие Мистерии.
[9]Софистика – рассуждение, основанное на преднамеренном нарушении законов логики (употребление софизмов).
[10]Иератическое письмо – это упрощенная, скорописная форма иероглифического, употреблявшаяся при составлении юридических и деловых документов.
[11]Хем – автор имеет в виду второго сына Озириса Гарпократа, изображаемого с приложенным к губам пальцем в знак молчания.
[12]Стикс (Styx) – в греческой мифологии главная река подземного царства, семь раз опоясывающая ад. Боги клялись Стиксом, и эта клятва считалась самой священной.
[13]Цезарь Гай Юлий (ок. 100 – 44 гг. до н. э.) – римский диктатор, полководец, убит в результате заговора республиканцев.
[14]Амон‑Ра – как бог столицы Фивы, Амон приобрел в период Нового царства положение бога страны, в котором Амон‑Ра воплощал сущность бога Солнца. Его считали богом, «который остается во всех вещах», как и душа «ба» во всех явлениях.
[15]Тифом – здесь и далее автор имеет в виду египетского бога Сета, который в своих проявлениях и своим внешним видом напоминал Тифона из греческой мифологии.
[16]Ромул и Рем – в римской мифологии братья близнецы. Ромул – основатель и эпоним Рима.
[17]Эклектик – исследователь или художник, склонный к неорганическому, поверхностному соединению внутренне несоединимых взглядов, методов или точек зрения.
[18]Неоплатонизм – завершающий этап развития античного платонизма. Основоположник – Аммоний Саккас (умер ок. 242 г.). Учение о единстве духовного начала.
[19]Дионис – в древнегреческой мифологии сын Зевса и фиванской царевны Семельт. Культ Диониса – растительного или зооморфного божества – существовал в Греции уже в крито‑микенскую эпоху, в VIII–VI вв. до н. э.
[20]Митра – древнее индоиранское божество, бог Солнца, позже нравственного света и правды. Культ Митры с тайными обрядами существовал издревле в Персии и Армении.
[21]Серапис – великий Солнечный Бог, который в народном поклонении заменял Озириса и в честь которого пелись семь гласных. Изображался в виде змея, или «Дракона Мудрости». Покровитель столицы Египта Александрии. Культ Сераписа был введен в конце IV – начале III в. до н. э.
[22]Диана Эфесская – в мифах древних римлян богиня растительности, родовспомогательница, олицетворение луны. Отождествлялась с Артемидой и Гекатой. Ее называли «богиней трех дорог» (Тривия).
[23]Арес – в древнегреческой мифологии грозный бог войны, несущий гибель и разрушение. Сын Зевса и Геры. Изображался могучим воином в шлеме. В Древней Греции культ Ареса был распространен сравнительно мало.
[24]Порфирий (ок. 233 – ок. 304 гг., Рим), древнегреческий философ, представитель неоплатонизма. Ученик Плотина, издавший его сочинения, автор жизнеописания Плотина.
[25]Плотин (204–265 гг.) – философ, основатель неоплатонизма, был учителем философии в Риме, сделал неудачную попытку осуществить идею платоновского государства.
[26]Прокл (410–485 гг.) – греческий философ, главный представитель афинской школы неоплатонизма. Прокл являлся систематизатором язычества; он стремился возобновить и объединить учения всех греческих философов.
[27]Серапеум – пещерный комплекс в Саккаре, который с течением времени поглотили пески. По годам правления фараонов Мариёт сумел восстановить историю Серапеума, включающего в себя шестьдесят пять гробниц, относящихся к XV–IV вв. до н. э.
[28]Антик – старина, древность, памятники древнеримской и греческой скульптуры, живописи, резьбы на камнях и пр.
[29]Кали (санскр. «Черная») – Индийская богиня войны и разрушения, олицетворяющая собой губительный аспект божественной энергии. Но смерть и разрушение, воплощенные в образе Кали, едва ли можно назвать абсолютным злом, ибо для индийских мистиков всякая смерть есть начало новой жизни. В тантрических практиках черный цвет Кали символизирует незамутненное состояние чистого Сознания.
[30]Ном – округ в Древнем Египте.
[31]Тутанхамон – Фараон XVIII династии Нового царства (1650–1085 гг. до н. э.), пришедший на смену Эхнатону (Аменхотепу IV). Эхнатон выступал против Таинств, запретив поклонение Амону и заменив его экзотерической (доступной каждому, без таинств и посвящения) религией Атона (поклонением Солнечному Диску). Это явилось реальной угрозой для миропорядка страны, опирающейся на глубочайшие и древнейшие эзотерические традиции Мистерий, Таинств, Посвящений, страна была втянута в религиозную войну. Тутанхамон, приняв корону фараона, вернул Египту прежние традиции, однако его царствование было весьма непродолжительным, по неизвестной причине он умер в возрасте 18 лет.
[32]Ямвлих– выдающийся теург, мистик‑писатель III–IV вв., неоплатоник, философ, родился в Халке, Келе‑Сирии. Из биографии, собранной по фрагментам, явствует, что это был человек высокой нравственности и чистоты, обладавший огромными познаниями. Ямвлих был биографом Пифагора, знатоком халдейских мистерий.
[33]Титаны – Великаны божественного происхождения в греческой мифологии, начавшие войну против богов.
[34]Ормузд (Ahuramazda) – бог света по религии Зороастра, олицетворение добра.
[35]Ахриман – пехлевийская форма авестийского имени Ангро‑Майнью (Злого духа) – олицетворения злого начала в зороастризме, равный возрастом, но не совечный Ахурамазде (Ормузду), олицетворению благого начала, стоящему во главе зороастрийского пантеона. Зороастр (Заратуштра) учил, что существует лишь одно высшее существо, благой и светлый Ормузд, которому противостоит Ахриман и его злые силы.
[36]Юлий Матери Фирмик (IV в. н. э.) – сицилийский сенатор, автор астрологического трактата «Матезия», неоплатонист, современник римского императора Константина, которому и посвятил свой трактат «О неистинности языческой религии».
[37]Лнубис – в древнеегипетской мифологии бог‑покровитель мертвых, а также некрополей, погребальных обрядов и бальзамирования. Изображался в виде волка, шакала, или человека с головой шакала. Он – «Владыка Безмолвного Царства Запада», земли мертвых, «подготовитель пути к иному миру», тот, кому доверено отвести усопшего к Озирису (Судье).
[38]Вакх – (греч.) одно из имен греческого бога плодоносящих сил земли, растительности, виноделия, Диониса.
[39]Анх – (древнеегипетск. «ankh» – жизнь) древнеегипетский символ жизни. Видный исследователь религии Древнего Египта У.К.Бадж утверждает, что даже в древности анх «считался изображением некоего предмета, в отдаленные времена служившего амулетом… Этот амулет изготавливали из различных материалов и использовали, как правило, в качестве кулона на ожерелье».
[40]Правление Древнего Египта было теократическим. В то время как фараон был главой государства, жрецы были фактическими правителями империи. Царя возводили на трон жрецы, он удерживал его с помощью влияния жрецов и всю свою жизнь оставался под охраной и защитой жречества. Храмы были святилищами письменности и наук, а учение во всех своих областях развивалось исключительно силами жрецов.
В современной цивилизации считается священным принципом, что знание – общее достояние; каждый человек имеет право участвовать в процессе познания сообразно своим интеллектуальным способностям. Но в Древнем Египте учение считалось высокой привилегией, а образование находилось под управлением небольшой группы избранных, организованных в тайные школы или священные учреждения государства. Члены этих групп были объединены союзами, обетами и клятвами сохранять тайну.
[41]Годфри Хиггинс полагает, что именно отсюда происходит популярное верование, что все масоны – «отмечены».
[42]Друзы и другие общества следуют тому же древнему ритуалу.
[43]У индийских йогов делается так же, но это для того, чтобы дать возможность усвоить обычаи и почувствовать результат.
[44]Первая ступень – в английском варианте это слово обозначается «grade», что чаще переводится как «степень». Однако в этой работе большое внимание уделено символу лестницы и ее ступеням – как степеням продвижения посвященного вверх к знаниям. Поэтому далее слова «ступень» и «степень» будут взаимозаменяемы.
[45]Под этим имелось в виду то, что называлось в масонстве XVIII в. кабинетом размышлений, или дальней комнатой для концентрации и медитации.
[46]Одной из самых глубоких тайн метафизических учений древности была вера в единого, вечного и совершенного бога.
Самые мудрые посвященные признавали единство божественного принципа и оставляли теологию политеизма невежественной и необразованной массе. Греки, как и египтяне, признавали единого бога, праздненства в честь которого проводились с соответствующими ритуалами и обрядами. Менее сведущие греки, однако, продолжали поклоняться развитому пантеону божеств. Поклонение единому богу устраивалось величайшими греческими философами в храме Элевса под предлогом поклонения богине Церере.
[47]Это, возможно, покажется невероятным, но тем не менее это правда. У друзов это считается последним великим испытанием посвященного, и горе ему, если он преступит клятвы свои. Это испытание предшествует испытанию тенями, в которых можно призывать духов, становящихся видимыми для посвященного силой месмеризма, а также в результате дневного поста и испытаний.
[48]Копты владели искусством лишения змей яда.
[49]Жезл Меркурия является эмблемой движения Солнца по эклиптике.
[50]Климент Александрийский упоминает о чем‑то подобном. Это подтверждают открытия древних ассирийских надписей. Также еще существуют в Гималаях общества, основанные ранее всех других, которые передают такую информацию. Мы сможем когда‑нибудь выпустить статью на эту тему и показать связь этих обществ с передачей древних таинств и современным масонством.
[51]Мы не должны забывать, что автор Книги Бытия был воспитан при дворе египетского фараона и был посвящен втаинства. Другими словами, он глубоко проник в секреты храма и стал обладать тайным знанием, в огромном значении которого он никогда не сомневался. Моисей также усвоил принципы религиозного законодательства и оправдал его, когда стал вождем своего народа.
[52]В митраистских таинствах он отвечал: «Митра – моя корона».
[53]Издатель допускает здесь ошибку, приписываемую Платону, который плохо усвоил уроки, данные ему в Египте.
[54]Никто не может усомниться в том, что древние языки характеризовались очень гармоничным произношением. Примитивные языки состояли только из согласных. Говорящий или читающий вставлял гласные сообразно определенным правилам. Это является одним из принципов каббалы. Ораторы и жрецы, читая священные тексты, произносили их на манер песни. Поэзия является языком богов, и вполне естественно, если чтению гимнов или священных стихов придается определенный ритм.
[55]Древним, вероятно, был известен особо тонкий вид кожи (эпидермис) шейной складки быка. Использовали его по‑разному, в основном – в хирургии.
[56]Горгона – мифическое чудовище подземного мира, по Гомеру – одно существо, по Гесиоду – одна из трех сестер: Стено, Евриала и Медуза, дочери Форкида. Особенно известна Медуза с волосами в виде змей.
[57]Слово «Иегова», без сомнения, равнозначно «Иоа». Последнее является священным словом для 88‑й ступени мицраима. По ошибке его пишут как Зао в «Книге обрядов», хотя мы можем с уверенностью сказать, что «Дж» или «Джа» у индусов в некоторых странах транскрибировались как «3».
[58]Жрецы имели достаточно знаний, чтобы выставлять различные организации духов: геро, или полубоги, элементалы, архангелы, ангелы и хранители. Кроме того, они описывали и объясняли происхождение и свойства этих разнородных организаций небесного мира четко и ясно, доказывая великое совершенство, к которому египтяне привели науку теологию.
[59]Традиции политеизма не были абсурдными изначально. Эти традиции есть результат создания оригинальных символов, предназначенных для иллюстрации принципов жизни и действий универсального закона. Эмблемы стали путать с теми принципами, которые они символизировали. Так, например, бык служил символом силы, но с течением времени истинное значение оказалось забыто и люди стали поклоняться быку не как символу, но как факту. Героев чтили за их чудесные деяния, великие добродетели, творения, в благодарность за услуги, которые они оказали обществу. Со временем впечатлительные смертные стали обожествлять этих героев, почитая более личность, чем те добродетели, которые она представляла. Это пример того, как суеверие выхолащивает разумное, приводя необразованного человека к ошибкам и злоупотреблениям, которые неизбежно возникают из заблуждений.
[60]В те стародавние времена жрецы представляли самые развитые и обоснованные учения и были врагами невежества, обмана и суеверия. То, что знание развивает мозг, – истина, потвержденная не одной тысячей примеров. Также и свет философии, возвышая душу, распространял вокруг разумное, вел людей к справедливым идеям, мудрым воззрениям, гуманным чувствам и достойным и полезным деяниям.
[61]С упадком языческих таинств члены тайных школ разделились и, путешествуя по миру, разнесли фрагменты древних учений по многим племенам и народам. Так, часть философии, проповедуемой теми, кто жил на берегах Нила, проникла в леса Германии, где перемешалась с варварскими нравами и потеряла свою чистоту и возвышенность. Религиозные преследования в различные периоды изгоняли посвященных с родных мест и они несли знания другим народам. Нетрудно понять, что мудрые учения, распространившись среди диких племен, потеряли сам смысл и опустились до теологического деспотизма и фанатичного суеверия.
Томас Рейн в одной работе упоминает об исследовании, которое он провел с целью изучения возможности происхождения масонства от традиций и обрядов друидов. Другие авторы считают, что масонство обязано происхождением обрядам пирамид. Вероятно, наличие масонской символики у многих совершенно разных народов указывает на одно общее происхождение символов, учения и интерпретации.
[62]Повествование о сладком напитке, приятном ликере, который давали новому пророку, следует понимать аллегорически. Чаша представляла собой знание или мудрость, из которой человек пил, как из источника с живой водой.
[63]Вероятно, это примечание французского Брата, который переводил данную работу с немецкого языка. Еще более вероятно, что урезание языка происходило по‑настоящему, а не фигурально. В хатха‑йоге у адепта тоже был с нижней стороны подрезан язык, с тем, чтобы его можно было вставлять в горло, таким образом останавливая дыхание.
[64]Крест существует гораздо дольше христианства. Например, греки использовали крестовидные орнаменты. Их здания, посвященные различным религиозным обрядам, имели форму креста. Такая форма представляет четыре угла или стороны света.
[65]Слово «Адон» означает Господь и является корнем слова «Адонис», единственное число – Адонаи.
[66]Египетские жрецы очень строго относились к употреблению алкогольных напитков и запрещали членам своего общества пить вино или другие крепкие напитки. Магомет, чье отношение к вину совпадало со жреческим, сделал воздержанность одним из опорных столпов ислама.
[67]Согласно древним традициям, при значительных трапезах на почетное место помещался скелет человека, напоминая гостям, что даже сейчас, когда они пируют и веселятся, смерть недалеко – как говорит одна старая поговорка, «живи счастливо в этом мире, но не забудь, что скоро это временное пристанище придется покинуть».
[68]По всей видимости, отсюда и происходит слово «саркофаг».
[69]Crux ansata – как иероглиф этот знак означает «жизнь» (анкх), как символ – указывает на божественное, то есть на вечную жизнь. Поэтому анкх является атрибутом богов, которые вручают его царю.
[70]Творческому Повелению, или вибрации, посредством которой творятся все вещи.
[71]Хирам – масонская легенда определяет Хирама как «праведника, сохранившего верность долгу до последнего вздоха». Согласно этой легенде Мастер Хирам был убит тремя Подмастерьями, возжелавшими раньше срока стать Мастерами. Смотрители и Мастера воскрешают его. Хирам воскресает к жизни в новом Мастере, приносящем присягу. Эта легенда положена в основу мистерии посвящения в степень Мастера (третья степень посвящения в масонстве).
[72]Эзотерический – этим термином называют идею, теорию, предназначенную только для посвященных, понятную лишь специалистам.
[73]Этот термин используется как синоним чрезвычайно тайной и священной философии, существовавшей во все времена и вдохновлявшей великих святых и мудрецов всех веков, то есть это совершенная Мудрость Бога, раскрывающаяся через тайную иерархию просвещенных умов.
[74]Группы небесных разумных существ, управляющих творческими процессами в Космосе.
[75]Эзотерический – этим термином называют идею, теорию, предназначенную только для посвященных, понятную лишь специалистам.
[76]Это термин, употреблявшийся древними для обозначения эзотерической стороны их религиозных обрядов. Соискатель, участвовавший в этих мистериях, посвящался в таинства Природы и тайные аспекты естественных законов.
[77]Шилъонский узник – персонаж поэмы Байрона «Шильонский узник».
[78]Святая святых – место куда мог войти только первосвященник один раз в году.
[79]Каденция (итальянское cadenza, от латинского cado – падаю, оканчиваюсь) – гармонический или мелодический оборот, завершающий музыкальное построение и придающий ему законченность, цельность.
[80]Люцифер (латинский lucifer, буквально – носитель света) – в христианской мифологии падший ангел, дьявол.
[81]Тубал Каин – библейский владыка огня и металла.
[82]Диадема (гр. dibdema) – головная повязка, венец. 1) Головная повязка древнегреческих жрецов. 2) Головной убор (лобная повязка из ткани или металлический обруч с украшениями) – символ царской власти.
[83]Мельхиседек (евр. «царь справедливости») – во времена патриарха Авраама царь и первосвященник Салемский, называл себя «священником Бога Всевышнего».
[84]Трижды Величайший – Гермес Трисмегист, легендарный божественный основоположник египетского оккультизма (герметизм), причисляемый к Великим Посвященным и почитаемый в Египте под именем бога Тота. Герметизм, сочетая элементы популярного платонизма, стоицизма и других философских школ с халдейской астрологией и персидской магией, носит подчеркнуто эзотерический характер. Подразделяется на «популярный герметизм», представленный трактатами по астрологии, алхимии, магии и медицине (герметические науки), и «ученый герметизм», представленный трактатами религиозно‑философского характера, известными как «Герметический корпус» (наиболее обобщенно‑связное изложение учения герметизма в первом трактате корпуса «Поймандр»).
[85]Crux Ansata – Тау‑крест, увенчанный кругом или овалом. Он был ключом к мистериям античности и, вероятно, послужил источником более поздней истории о золотом ключе от Неба у Святого Петра.
В египетских мистериях кандидат проходил через все виды действительных и вымышленных опасностей, держа над головой Crux Ansata для того, чтобы отогнать силы зла.
[86]Обелиск – четырехгранная кверху суживающаяся и увенчанная пирамидкой колонна, один из видов египетского искусства. Большей частью иссечены из гранита и покрыты иероглифами. Ставились попарно при входе в храмы.
[87]Хепера – Невидимая сила созидания, которая движет Солнце по небу. Сила Бога, проявленная в виде бога Хепера, заставляет Солнце катиться по небу, и скарабей, перекатывающий шарики, получил имя Хепер.
[88]Парки (гр. Рагсае) – богини судьбы, дочери Зевса и Фемиды: Клото, прядущая нить человеческой жизни, Лахезис, распределяющая судьбу, Атропос, неотразимая (смерть).
[89]Эфод – входил в одежду священника, похож на фартук, но надетый как бы «наоборот», широким полотнищем назад.