Материализм и идеализм о причинах возникновения сознания
Этапы
Античная философия.( Натурфилософский этап,(занимается поиском научных ответов на философские вопросы, заним. изуч. таких. фил. понятий как материя,сила,жизнь,пространство,время,закон природы; главная проблема — проблема устройства мира, проблема первоначала;) Гуманистический (смена проблематики от природы к человеку и обществу. Школа софистов, Сократ) Классический.(Платон, Аристотель); Эллинистически-Римский Проблема счастья. Школы Эпикура, скептиков, стоиков; Неоплатонизм (философия сближается с религией)
Характерно:
1. Космоцентризм: В центре внимания философов античности находился космос, особенно в ранний период. Философов интересовал вопрос о сущности природы, космоса, мира в целом. Поэтому досократиков называли физиками ("физис" - природа). Этот интерес был обусловлен арактером древнегреческой мифологии, которая была "религией" природы, её обожествлением. Важнейшая проблема древнефеческой мифологии - проблема происхождения мира. Если мифология отвечала на вопрос "кто родил космос, то философия - "из чего он произошёл?
2. С момента возникновения, философия мыслилась, как наука о причинах и началах всего сущего, т.е. античной философии присущ объективизм и антологизм.
Объективизм: что собой представляет и как существует внешний мир - сам по себе, независимо от мышления, воли и желания человека; Антологизм. Антология - учение о бытии, т.е. о том, что действительно существует, т.е. неизменно во всех своих изменчивых формах и что только
значится существующим;
3. Стихийная диалектика мышления. Космос - главный объект, единое целое. Его начало (Гераклит - огонь, Даллес - вода. Демокрит - атом, Платон - идея),неизменно и самотождественно, но приобретает различные формы, испытывая всевозможные превращения.
Средневековая философия - IV-XIV вв.; Мировоззр. эпохи средневековья – теоцентризм(философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага) (Этапы: Патристика(2-7вв)-учение отцов церкви, которые соединяли античную философ. и религиозные положения (Августин Блаженный произв. «Исповедь»); Этап становления схоластики (7-12вв) (Боэций,Эриуген,Абеяр); Расцвет схоластики (13 век)(Бэкон,Альберт Великий,Фома Аквинский) – философия которая преподавалась в шк. Обоснование религ. догматов логическим путем. Представиинтель – Фома Аквинский)
Харак. черты: 1)Идеализм(дух первичен); 2)Догматизм(беспрекословная вера); 3)Креационизм(Бог создал все из ничего
Эпоха возрождения (XIV-XVII)Представители: Николай Кузанский, Э.Роттердамский, Макиавелли, Монтень.
Харак. черты: адропоцентризм(человек-центр вселенной), гуманизм(признание прав и свобод человека), эстетическое восприятие действительности, реформация(возникн. протенционализма,у католич отним позиции),
Пантеизм(Бог во всем),секуляризация(ослабление влияния церкви на все сферы жизни)
Основной философ. вопрос средневеков. эпохи – вопрос об универсалиях. Общие понятия – это предметы и их свойства, а единичное – это конкретный предмет. Спор об общих понятиях разделил философов на:
реалистов(считали, что общие понятия существ. реально, как дух. сущности вещей) и
номеналистов(считали что общ. понятий не сущ., сущ. реальный предмет, а общие понятия – это их наименования) Номеналист Оккам окончательно разделил область веры и область знания.
Философия «Нового времени» - XV-XIX вв.;Мировоззр. эпохи нов. времени – механицизм (в основе всех явлений лежит механика), Деизм – Богу отводиться только роль первотолчка: создал, запустил и все. Ярко выражена материалистическая тенденция. В поисках истиного метода познания мира философия делится на 2 направления: эмпиризм(в основе истиного познания лежит опыт и чувственные данные; главный научный метод – индукция(от частн.к общ.) представит: Френсес Бэкон, Д.Локк) и рационализм(главный источник познания – разум и логика представит: Р.Декарт,Спиноза,Лейбниц. «Мыслю, следовательно существую» - Р.Декарт. Главный метод рационализма – дедукция (от общ. к частному). Декарт – дуалист, он создал учение о врожденных идеях.
Софисты –термин, котор. в древнегреч литературе обозначали учителей мудрости, красноречия, философов 2ой пол. V- 1ой половины IVвв до н.э. Они впервые в Греции стали преподавать свое искусство за плату. В наше время термин «софист» употребл. в значении «ученого, искусно вводящего в заблуждение» Значения слова изменилось благодаря противникам софистов (Сократ,Ксенофонт,Платон,Аристофан), которые высмеивали софистику и считали, что софисты заблуждаются и выдают желаемое за действительное.
Сократ –(469г до н.э – 399г Афины). Древнегреч. философ. «Сократич. метод» - метод последовательно и ситематически задаваемых вопросов, имеющ. своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой и признанию собствен. невежества. «Индукция Сократа» - установление общего в частных добродетелях путем их анализа и сравнения. Метод Сократа – «майевтика». Сократ считал главным пороком невежество, знания для него – высшая добродеятель
Онтоло́гия — раздел философии, изучающий бытие. «Онтология в своем классическом понимании есть знание о предельно общем»
Основной вопрос онтологии: что существует? Основные понятия онтологии: бытие, структура, свойства, формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное), пространство, время, движение.
Мате́рия — объективная реальность, существующая вне человеческого сознания и отображаемая им.
Формы существования материи:
1)Пространство (форма существования выражающая протяженность объектов, их строение. ; Свойства: протяженность, однородность, трехмерность, изотропность(одинаковость физических свойств среды по всем направлениям)
2)Время (форма существования материи, выражающая длительность протекания процессов, последовательность смены состояния ; Свойства: длительность, одномерность, однородность, необратимость)
3)Движение - философская категория, отражающая любые изменения в мире. (св-ва неуничтожимость , вечность)
Формы движения: механическая,физическая (тепловая, электромагнитная, гравитационная, атомная и ядерная), химическая,биологическая.,социальная,географическая
4)Системность
Сознание –высший уровень психологического отражения действительности.
Материализм и идеализм о причинах возникновения сознания
С точки зрения материалистов причина возникновения сознания – длительная биологическая эволюция материй.
Вульгарный материализм (представители Бюхнер, Фохт, Молешотт) – считают «мозг предназначен для машления, как печень для выделения желчи».
С точки зрения идеализма сознание развивается по своим собственным законам и дано нам свыше. Объективный идеализм считает, что мир существует независимо от сознания человека. Субъективный идеализм считает первичным сознание человека. Крайнее проявление субъективного идеализма – солипсизм («нет меня – нет мира»)
Структура сознания:
1)Разум – главная часть сознания, условие и следствие познавательной деятельности, которая может осуществляться рационально и нерационально. Может иметь форму фантазии, воображения, логики. Обеспечивает взаимопонимание людей, необх для их общения и совместной деятельности.
2)Чувства – условие и следствие избирательного отношения к миру. Все что есть в мире вызывает у человека положительные и отрицательные эмоции, либо нейтральное отношение. В результате у человека формируется богатый эмоц. мир.
3)Воля – часть сознания, которая обеспечивает достижение заранее поствленных целей за счет мобилизации сил необходимых для их достижения. Воля нужна для противостояние неблагоприятным воздействиям, для обеспечения псих. устойчивости.
Ф-ии сознания:
1)Отражающая
2)Связывание вновь поступившей инф-ии с имеющимися знаниями.
3)Выделения себя из окружающего мира и противопоставления себя ему как субъект объекту.
4)Целенаправляющая ф-ия
5)Мысленное моделирование и учет возможных последствий
Самосознание – есть форма сознания, это осознание человеком своих действий,чувств,мыслей,мотивов поведения, интересов,своего положения в обществе. Самосозн. – это сознание направл. на самого себя.
Включает в себя: 1)Самонаблюдение, 2)Самоконтроль, 3)Самоанализ
Язык и мышление.Мышление – высшая форма активного отображения объективной реальности, целенаправленное, опосредованное и обобщенное познание существенных связей и отношений предметов и явлений. Язык – это знаковая деятельность, обеспечивающая материальное оформление мыслей и обмен информацией между членами общ-ва. Виды языка: естественный, искусственный, язык жестов, мимика, вербальное общение (речь), письменность, музыка.
3 закона диалектики.Закон – связь которая характеризуется всеобщностью, необходимостью, повторяемостью, устойчивостью.
1)Закон единства и борьбы противоположности. Этот закон раскрывает источник движущей силы развития и дает ответ на вопрос «почему?» Суть закона в том, что в любом предмете существуют противоположные стороны – противоположности (это стороны системы имеющ. противоположн. тенденции изменения). Чтобы стать источником развития, противоположности должны быть сторонами единого, т.е. не только взаимоисключать, но и взаимодополнять друг друга. Для того, чтобы противоположности образовали противоречия, они должны находиться во взаимодействии. Противоречия – это поцесс, его этапы: 1)гармония, 2)дисгармония, 3)конфликт. Чтобы стать источником развития, противоречия должны разрешаться. Противоречия – это ядро диалектики.
2)Закон перехода количества в качество и обратно. Этот закон раскрывает общий механизм развития и даёт ответ на вопрос «как совершается развитие?». Суть закона: в процессе развития количественные изменения на определенном этапе приводят к качественным, а новое качество порождает новые возможности количественных изменений. Качество – это совокупность существенных свойств, выражающих определенность вещи. Количество характеризует яления со стороны его величины, интенсивности и т.д. Мера – это единство качественной и количественной опредиленности. Скачок – это процесс перехода от старого качества к новому.
3)Закон «отрицания отрицания». Этот закон харак. развитие со стороны его направленности и результата и дает ответ на вопрос «Каков характер поступательного развития ?». Суть: в процессе развития каждая последующая ступень является с одной стороны отрицанием предшествующей ступени, а с другой отрицанием этого отрицания т.к. воспроизводит в изменившемся предмете некоторые св-ва и кач-ва отрицаемого предмета.
В процессе развития сочетаются моменты разрушения старой системы и моменты преемственности, т.е. сохранение св-в старой системы обогащенных новым качеством. Напр. почка > цветок > плод
Отрицание бывает метафизическим (ведет к разрушению системы) и диалектическим (ведет к возникновению новой качественной ступени (уровня), которая базируется на предыдущей)
Формы познания мира:
Обыденная – констатирует, как протекает то или иное событие, рождается с опытом повседневной жизни.
Мифологическая – происходит на основе представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира.
Религиозная – основано на вере в существование сверхъестественных сил и существ, которые являются предметом поклонения.
Художественная – дает целостное отображение мира и человека в нем на основе художественного образа.
Философская – рассматривает мир с точки зрения его предельных оснований, стремясь выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия.
Научная – высший уровень познавательной деятельности, обеспечивающий формирование теоретических знаний, подтвержденных практикой.
Социальная – включенность человека как социального существа в общественную жизнь, которую он изучает; общество познает себя.
3 формы чувственного познания:
1)ощущение (зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые и др) – под этим понимают отражение в сознании человека отдельных свойств внешних предметов и внутренних состяний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.
2)восприятие – это отражения в сознании человека предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на рецепторы.
3)представление – это возникающие в сознании человека образы предметов и явлений внешнего мира или их свойств, которые человек когда-то воспринимал или ощущал.
3 формы рационального познания:
1)понятие – это мысль, в которой отражаются общие и существенные свойства предметов, явлений и процессов реальной действительности.
2)суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете или явлении. Суждение отражает связи, существующие между предметами и явлениями.
3)умозаключение – это рассуждение, в ходе которого логически выводится новое суждение (заключение или вывод). Умозаключения формируются на базе суждений и понятий.
Рациональное познание отличается от чувственного своим опосредованным характером.