Периоды и хронология | Представители | Проблематика |
1. Период Киевской Руси X – XIV вв. | Е. Полоцкая, К. Смолятич, К. Туровский | · проблема добра и зла, свободы и смирения, смысла жизни человека, смысла истории и их этическая, философская и богословская интерпретации; · доминирование этической проблематики, связанной как с просветительской деятельностью, так и наставнической, поиском пути духовно-нравственного совершенствования; · проблема образа философствования как аскетически-духовного поиска философа-монаха; · проблема языка и выразительных средств философствования (притчи-аллегории, повествования, молитвы и др.) |
1.3. Философская мысль Беларуси эпохи Ренессанса (XV – XVIII вв.)
Направления | Представители | Характеристика |
1. Гуманистическое | Франциск Скорина, Николай Гусовский, Михалон Литвин, Сымон Будный, Андрей Волан, Симеон Полоцкий, Лаврентий Зизаний | · поиск возможностей сочетания античного, средневекового и ренессансного наследия; · акцентирование этической и социально-политической проблематики; · понимание философии как важной практической дисциплины, которая существует для усовершенствования социальных, политических, религиозных и др. институтов и общества в целом |
2. Реформационно-гуманистическое | Якуб из Калиновки, Мартин Чеховиц, Феодосий Косой, Стефан Зизаний и др. | · акцентирование личной веры и значимости Священного Писания; · в гносеологии – понимание истины как результата религиозно-интуитивного прозрения, связанного с индивидуальным осмыслением Библии; · приоритет аксиологической составляющей (значимость таких социально-нравственных ценностей, как равенство, братство, гуманность); · обоснование необходимости духовного возрождения человека и общества |
3. Атеистическое | Стефан Лован, Каспер Бекеш, Казимир Лыщинский | · отрицание схоластического, теологического наследия, признание несостоятельности зависимой от теологии философии; · обращение к рационалистической мысли античности и европейского Возрождения; · в онтологии – материалистическое решение проблемы происхождения мира; · в антропологии – материалистическое решение соотношения материи и сознания; · в гносеологии – приоритет эмпирических и рациональных средств познания действительности; · в этике – утверждение естественного источника происхождения человеческой нравственности |
4. Эклектическое | А. Скорульский, С. Шадурский, Б. Добшевич | · синтез идей античной (Аристотель), средневековой (Ф. Аквинский) и новоевропейской философии; · обоснование позиции деизма |
1.4. Философия Беларуси XVIII – начАЛА XX в.
Направления | Представители |
1. Физиократы | И. Хрептович, И. Стройновский, |
2. Тайные студенческие общества | ФИЛОМАТЫ | А. Мицкевич, Ф. Зан, О. Ежовский, Ф. Малевский, Я. Чечот и др. |
ФИЛАРЕТЫ |
3. Белорусское «гегельянство» | И. Быховец, Ф. Бохвиц |
4. Революционный демократизм | К. Калиновский, Ф. Богушевич, М. Богданович, Я. Купала, Я. Колас и др. |
Наши рекомендации