Объект и предмет в структуре научных исследований, их соотношение и признаки

СЛОВАРЬ:

  Объект — позднелатинское objectum — предмет, от лат. objecio — бросаю вперед, противопоставляю) — то, что противостоит субъекту в его предметно-практической деятельности. — часть реальности, которая находится во взаимодействии с субъектом, — выделение объекта происходит при помощи форм деятельности, выработанных в обществе и науке и отражающих свойства реальности. — дан субъекту уже в ощущениях, как бы в скрытой, непроанализированной форме, — в дальнейшем, чтобы имело место адекватное воспроизведение объекта в мышлении, происходит преобразование исходных (чувственных) данных в идеальное воссоздание объекта, — предполагается наличие определенных способов, форм, метотов познавательной деятельности, включая логические операции, — объект не творится субъектом — содержание способов, методов, логических средств — это не чистый продукт субъекта, а отражение особенностей объекта, — движение от эмпирического к теоретическому уровню освоения объекта — это не отход от объекта, а освоение его содержания на новых, все более глубоких уровнях — слоев. Предмет — категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания, — часто отождествляется с понятием «объект», или «вещь», — предмет может быть материальным — живой организм и т.д., или идеальным — математическое уравнение, образ и т.д., — один и тот же объект может быть предметом различных исследований, наук, — синтез различных предметов предполагает системный подход, ведет к образованию новых областей исследований, наук — науковедение как синтез предметных областей науки как системы, или биогеоценология — изучение биосферы в ее биологич., физич., геологич., космическиом аспектах, — противопоставление предмета и объекта — относительно, — в предмет обычно включаются только некоторые стороны объекта, причем взятые в их существенных признаках (свойствах и отношениях). Предметная область — область объектов, универсум рассмотрения, класс (множество) объектов, рассматриваемых в пределах данного контекста, гнапример, теории, — противопоставляется в логике и теории множеств т.н. пустому множеству (классу). Предметность — своество объекта и т.п. выступать в качестве предмета практической или теоретической (познавательной) деятельности человека. — объективный характер предметности знания, — в идеализме предметность нередко трактуется как инобытие духа (Гегель), как сторона самого акта познания (Гуссерль).

УШАКОВ:

    — Научное познание направлено на разнородную совокупность предметов, явлений, процессов действительности. — Разные науки изучают различные свойства этих предмтов — физич., химич., биологич., геологические и т.д. — науки изучают и такие предметы, которые создает сам человек — математические структуры. — Чтобы понимать то, что является предметом научного исследования, необходимо иметь специальное образование — причем и здесь могут быть расхождения в понимании, — Так предмет научной теории — ее референт — сегодня проблема с его пониманием, — два течения в трактовке референтов теории: реалистическое и антиреалистическое, —— а) реалистическое — терминам теории соответствует нечто, существующее в реальности, в частности то, что подтверждается эффективным использованием разного рода технологий (Я.Хакинг — если физики умеют напылять электроны, значит они существуют), —— б) антиреализм — соотношение реальности и теории более сложное, неопределенное, возможно — непознаваемое, — необходимость учета специфических законов роста и структурирования самого знания — введение гипотетических сущностей, — усложнение проблемы интерпретации научного знания, — наука активно формирует собственный предмет изучения — это проявление концептуальной свободы научного поиска.

СВОЕ:

  Объект — то, что противостоит субъекту, взятое во всем объекме его признаков. — Мир, природа, Вселенная — всеобщий объект. Предмет — та часть объекта, на которую непосредственно направлена данная деятельность субъекта, и знание о которой имеется у субъекта. Понятия распредмечивания и опредмечивания, объективации и субъективации. — исторические особенности объектов и предметов познания — трансформационные модели познания и преобразования действительности — практические формы, материальные практические формы, духовно-практические формы, познавательные формы, теоретические формы, научные формы, научные материальные формы, научные эмпирические (наблюдение и эксперимент) формы, научные теоретические формы, естественнонаучные формы , социально-гуманитарные научные формы, философские формы(донаучные, ненаучные, научные), и т.д. (Вспомни.: вступительный реферат в аспирантуру). — Виды, типы и т.д. объектов и предметов. — идеальная предметность — знание как особый вид идеальной предметности, — объекты и предметы различных наук, — предмет теории, гипотезы, модели, закона, концепции, понятия и т.д. — предмет заблуждения, — соотношение предметности в науке, искусстве, религии, — предметность науки и предметность обыденного сознания, здравого смысла и т.п.

Наши рекомендации