Основной вопрос философии имеет две стороны
1. Первая сторона выражена в вопросе: «Что первично – материя или сознание?»
В зависимости от ответа на этот вопрос возникли три философских направления (типа мировоззрения): материализм, идеализм и дуализм.
Материализм решает основной вопрос философии в пользу первичности материи (природы, бытия, физического) и рассматривает сознание (дух, мышление, психическое, субъективное) как свойство материи.
Формы материализма
1. Стихийный материализм. Это исторически первая форма материалистической философии. Считалось, что всё существующее возникло из нескольких изначальных стихий, материальных по своему характеру (земля, вода, огонь, воздух). Основные представители стихийного материализма: школа чарвака-локаята в Индии, школа книги Перемен в Китае, Фалес, Анаксимен, Гераклит в древней Греции.
2. Атомистический материализм. Основоположниками считаются древнегреческие философы Левкипп и Демокрит. Они предположили, что всё существующее состоит из мельчайших, неразложимых далее, то есть простых, частичек – атомов.
3. Пантеистический материализм. Характеризуется представлением о тождестве материи и божественного начала. На материю переносятся свойства, изначально приписываемые Богу (вечность, бесконечность, способность к сотворению и пр.). Основные представители пантеистического материализма: античные стоики (Сенека и др.), Джордано Бруно, Бенедикт Спиноза, И. В. Гёте.
4. Механистический (метафизический) материализм. Эта форма материализма получила наибольшее распространение в 17-18 вв. От атомистического материализма была заимствована идея о наличии мельчайших частиц, из которых состоит всё мироздание. Эти частички принято было называть корпускулами (лат. сorpuscula – тельце). Соответственно, теорию материи называют корпускулярной. Считалось, что эти частички подчиняются действию законов механики. Поскольку же из таких корпускул состоит всё существующее (в том числе психические явления и социальная реальность), полагали, что всё может быть объяснено из законов механики (механицизм). За недооценку процесса развития и роли противоречия данная разновидность материализма получила название метафизического. Основные представители механистического материализма: Т. Гоббс, Д. Дидро, П. Гольбах, Ж. Ламетри, М. В. Ломоносов.
5. Антропологический материализм. Эта форма материализма существовала в середине 19 в. Основоположником и главным представителем был немецкий философ Людвиг Фейербах. Он считал исходной точкой материалистической философии доказательство полной материальности человека, самого совершенного существа в мироздании.
6. Вульгарный материализм. Учения склонных к философским выводам учёных-естествоиспытателей 19 в. Утверждение полной материальности, вещественности сознания человека. К. Фогт писал, что «мысль находятся в таком же отношении к мозгу, как желчь к печени». Утверждалось, что сознание – это всего лишь вещественные выделения из мозга.
7. Диалектический и исторический материализм. Основы были заложены в 19 веке немецкими мыслителями К. Марксом и Ф. Энгельсом. Они использовали разработанный Г. Гегелем на идеалистической основе диалектический метод, переосмыслив его в материалистическом духе. Учение Маркса и Энгельса также принято называть историческим материализмом, поскольку понятие материи оказалось распространённым ими на общество и историю, которые стали пониматься как наивысший, социальный, уровень развития материи.
Идеализм утверждает, что сознание первично, а материя вторична.
Формы идеализма
1. Субъективный идеализм не допускает какой бы то ни было реальности вне и независимо от нашего сознания: Беркли, Фихте, Юм. Радикальной формой субъективного идеализма является солипсизм, в котором реальным признается только мыслящий субъект, а всё остальное объявляется существующим лишь в его сознании.
2. Объективный идеализм считает первоосновой мира некое всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало ("идея", "мировой разум" и т.п.): Платон, Гегель.
Монизм это способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала единой основы всего существующего. Материализм и идеализм являются разновидностями монизма.
Дуализм(от лат. dualis — двойственный) исходит из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал — духа и материи, идеального и материального: Аристотель, Р. Декарт.
2. Вторая сторона основного вопроса философии выражена вопросом: «Познаваем ли окружающий мир?».
При ответе на этот вопрос возникли три философских направления (типа мировоззрения): агностицизм, скептицизм, оптимизм.
Агностицизм отрицает принципиальную возможность познаваемости объективного мира.
Скептицизм не отрицает напрямую, но ставит под сомнение возможность принципиальной познаваемости мира.
Оптимизм провозглашает принципиальную возможность познания сущности всех явлений, предметов, процессов объективного мира. Различие между ними проявляется только в разной трактовке того, каким способом достигается знание: посредством ощущений (сенсуализм), в чувственном опыте (эмпиризм), разумом (рационализм), с помощью интуиции (интуитивизм) и др.