Тема № 8 . Философия эпохи Возрождения
1. Особенности мировоззрения и философии эпохи Возрождения. Гуманистическая тенденция философии Возрождения
2. Социально-философская мысль Николо Макиавелли
3. Евангелизм Эразма Роттердамского и утопизм Томаса Мора
4. Натурфилософия эпохи Возрождения
1. Особенности мировоззрения и философии эпохи Возрождения. Гуманистическая тенденция философии Возрождения
Эпоха Возрождения - это период с 14 по начало 17 в.в. Возрождение – это прежде всего переворот в системе ценностей западноевропейского мира. Приходит новое убеждение, что человек является высшей ценностью. Вместе с этим возникают идеи индивидуализма и гуманизма. То, что человек рассматривается как центральное звено космического бытия, определяет философию Ренессанса как антропоцентрическую. Философии Возрождения присуща светская и антисхоластическая направленность, критика церкви. Философии Возрождения также присущ пантеизм, который переносился на картину мира, о чем будет подробно говорится в разделе «Натурфилософия Возрождения». Наконец, что является особой характеристикой ренессанской культуры, происходит поворот европейской науки, философии и искусства к античной традиции, преданной забвению в средние века. Гуманисты проявляют глубокий интерес к духовному и материальному наследию античности, к греческому и классическому латинскому языку. Возникает убеждение, что в средние века как в эпоху дикости и варварства латынь использовалась в испорченном виде, и именно гуманисты вернулись к классическому литературному латинскому языку. Если средние века – это период страданий и смерти, то Возрождение уподоблялось Христову воскресению.
Современное понятие гуманизма сложилось в эпоху Возрождения. Уже тогда под гуманизмом понимался образ мышления, провозглашающий идею блага человека главной целью общественного развития и ценности человека как личности. Гуманизм в переводе с латинского означает человечность. Родоначальником ренессанской традиции гуманизма является итальянский философ и поэт Франческо Петрарка, живший в 14 веке. В своем трактате «О невежестве собственном и многих других» он подвергает критике схоластическую ученость как совершенно бесполезную, а невежестве в ней признает как добродетель. Он наметил линию отношения гуманистов к античности не только как образца подражания, но и высоты, которую следует переоценить и превзойти. Петрарка полагал, что содержанием философии должны стать науки о человеке, а объект познания философии заключается именно в человеке.
Гуманистами вырабатывается новый критерий оценки человека, а именно деятельность человека и его личные заслуги, а не благородство происхождения. Так Леон Баттиста Альберти в своем утверждении, что иго судьбы терпит тот, кто привык подчиняться, убежден, что человек способен одержать верх над роком только ценой собственных усилий и активности. В то же время гуманистам Возрождения присущ напыщенный индивидуализм. Так Лоренцо Валла в философском сочинении «О наслаждении» гедонистическое стремление к наслаждению рассматривает как неотъемлемое свойство человека, смысл его индивидуального бытия. Личное благо является мерилом нравственности, а патриотизм это лишь пустые слова перед идеей личного благополучия, так как родина там, где индивиду хорошо.
В то же время в гуманистической философии Возрождения силен пафос величия человека, о чем пишет Джовании Пико делла Мирандола в «Речи о достоинстве человека». При этом человек помещается в центр мира и наделяется Богом возможностью творить самого себя. Человек по своим творческим способностям, потребностью творить, схож с Богом-творцом. Человек выдвигался на первый план, о Боге говорили после человека. Этими рассуждениями человек фактически обожествлялся и этим самым снимается средневековый образ человека как греховного существа от рождения.
2. Социально-философская мысль Николо Макиавелли
Николо Макиавелли (1469— 1527) является автором концепций государства и политики, основанных на реалистических принципах. Именно с него начинается современное понимание политики и государства. Это крупный политический мыслитель, историк и государственный деятель итальянского Возрождения. Николо Макиавелли является автором таких трактатов, как «Государь» и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия».
В учении Макиавелли сила обстоятельств или фортуна, заставляющая человека считаться с необходимостью, приходит на смену средневековому учению о божественном предопределении. Тем не менее мыслитель полагает, что человек может и должен бороться с силой обстоятельств, так как судьба «являет свое всесилие там, где препятствием ей не служит доблесть» [1,373]. Подлинное воплощение свободы человеческой воли – это политика, так как в ней существуют причины и правила политической игры, учет которых позволяет не только предвидеть те или иные последствия и события, но и принимать меры по их изменению или предотвращению. Именно в объяснении действительного положения вещей Макиавелли видит задачу политической науки. Более того, он освободил теоретическое рассмотрение политики от абстрактного теоретизирования. Этим самым Макиавелли реалистически определял как поступают люди в политике, а не рассуждал абстрактно о политическом долженствовании. Фактически Макиавелли низвел политику с заоблачных высот абстрагирования и моралистического лицемерия на действительное положение вещей. Политика в учении Макиавелли стала объектом беспристрастного научного анализа. Этим самым, в чем, несомненно, заключается заслуга политического учения Макиавелли, он возвысил политику до статуса науки и искусство возможного.
В «Государе» Макиавелли читатель попадает совсем в иной мир, чем средневековье. Для Макиавелли государство не орудие временного человеческого существования, как утверждалось в средневековой философии. В то же время он далек и от античного политического пространства с этической ориентацией на всеобщее благо. Макиавелли отвергает средневековые концепции государства о Земном и Небесном Градах, Божественном провидении. Он вообще не задается вопросом, что есть такое государство. Государство есть и главное, что необходимо – укреплять и сохранять его. Цель государства – это процветание и величие. Легитимность, мораль и религия – это социальные факты, с которыми политик должен считаться и в то же время должен ими умело пользоваться. Что касается политического расчета, то правитель должен брать во внимание только факты, а не моральные рассуждения. Решающее значение на уровне политических фактов принадлежит силе, так как победа сильнейшего – центральный факт всей истории. Поэтому государство есть порождение силы, употребление ее – это основание политики правителя. Война же является подлинной профессией того, кто находится у власти.
В своем трактате «Государь» Макиавелли создает идею нового государя, в котором воплощены черты абсолютного монарха. Монархическая личность, стоящая у власти, должна придерживаться принципа твердой власти и должна помнить, что «государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением, смотря по надобности» [1,345]. В то же время необходимо учитывать то, что Макиавелли не был сторонником идеи политической жестокости, а исследовал политические реалии своего времени. Он освобождает правителя от следования моральному закону в силу политической необходимости, так, «когда на весы положено спасение родины, предпочтение следует отдать тому образу действий, который спасет ее жизнь и сохранит ее свободу» [1, 349]. Правитель должен хитроумным способом сочетать в себе качества лисицы, позволяющие ловко обходить ловушки политических недругов и оппонентов, и качества льва, дающие возможность подавлять внутренние смуты и заговоры, сокрушать внешнюю агрессию соседних государств.
Как утверждает Макиавелли, государь не должен совмещать в себе все добродетели и неуклонно следовать им, так как это невозможно никому. Единственное, что важно для государя – это умение избегать пороков, которые могут привести к утрате власти. При этом некоторые пороки полезны для удержания власти, а некоторые добродетели приводят к ее утрате. Макиавелли выделяет ряд качеств, которые способствуют укреплению власти правителя и процветанию его государства. К ним относится прежде всего реализм, согласно которому государь должен воспринимать людей такими, каковы они на самом деле, то есть неблагодарными и алчными. Поэтому пока людям делают добро, они преданны, но они отворачиваются от правителя, когда возникает угроза их благополучию. Что касается такого качества, как расчет, здесь Макиавелли полагает, что государь должен рассчитывать на то, что зависит от него, а не от кого-то другого.
Поэтому лучше добиваться страха подданных, чем любви, так как люди любят своих правителей по своему усмотрению, а боятся - по усмотрению государя. Государь должен быть безразличен к таким моральным категориям, как честь, добро, они похвальны для государя, но, как считает Макиавелли, великие дела удавались лишь тем правителям, которые не сдерживали своего слова и прибегали к хитрости. Государь должен быть жестоким, так как жестокость полезна, ибо она убивает смуту в зародыше, этим самым способствует избеганию разложения и ослабления государства. Государь должен быть величественным, то есть выше обыденности. Он должен уметь внешне выглядеть добродетельным, но также необходимо сохранять внутреннюю готовность проявить в случае необходимости противоположные добродетели качества.
Вопросы дискуссионного характера:
1. Почему политика в понимании Н. Макиавелли является подлинным воплощением человеческой воли?
2. В чём значение новаторства Макиавелли, что он поставил политику вне морали?
3. В чём смысл образа идеального правителя, сочетающего качества двух животных?
4. В чём заключается истинная суть приписываемого Макиавелли положения «цель оправдывает средства» (реальный автор афоризма иезуит Эскобар)?
5. Значение социально-политической мысли Н. Макиавелли