Аристотель
Аристотель (384—322 до н. э.) — древнегреческий философ и ученый. Его по справедливости называют отцом и творцом некоторых отдельных дисциплин — логики, естествознания, риторики, теории искусства.
()жи:ши Лрмпчугели н древнее время существовала б< >гатсйп!:1>1 литература, 110 так как от нее до нас дошли только жалкие остатки, а спсдсния, сообщаемые писателями позднейшею времени, требуют к себе осторожного отношения, то при установке биографических данных об Аристотеле нередко приходится ограничиваться предположениями.
Известно, что Аристотель родился в Стагире, греческой колонии во Фракии, почему нередко и называется в древних источниках Стагиритом. Отец его, Никомах, был врачом и другом македонского царя Аминты. Это обстоятельство, видимо, имело свое значение в жизни Аристотеля. Происходивший из старинной фамилии врачей и сам знаменитый врач своего времени, написавший несколько сочинений по медицине и физике, Никомах, естественно, и сыну своему должен был дать соответствующее образование.
Мы не имеем точных сведений о том, сколько времени Аристотель воспитывался под руководством своего отца; из древних источников можно заключить только, что он лишился родителей, когда ему еще не было 17 лет, и был поручен попечению жившего в Стагире друга Никомаха, Проксена из Атарнея. Однако нужно думать, что и семейные традиции, при общей медико-натуралистической атмо-
сфере, господствовавшей тогда в ученых кругах северной Греции, должны были отразиться на направлении мысли молодого Аристотеля, впоследствии столь определенно заявившего в своей философии положительное отношение к реальному миру и уважение к опыту. G другой стороны, положение Нико-маха при дворе Аминты делали Аристотеля небезызвестным царской фамилии. Этим, между прочим, можно объяснить, почему преемник Аминты, Филипп, ропееник Аристотеля, пригласил впоследст-ын1 философа в воспитатели к своему сыну Александру, Наконец, и то обстоятельство, что Аристотелю досталось в наследство значительное состояние, благодаря чему он имел возможность свободно и даже с удобствами (у него была библиотека, что считалось роскошью по тому времени) отдаваться научным занятиям, нельзя не поставить в связь с придворною службою его отца.
В 17-летнем возрасте Аристотель прибыл в Афины — столицу тогдашнего просвещения — с целью завершить свое образование и привлекаемый, без сомнения, славою Платона. В год своего прибытия (367 до Р. Хр.) он, если и мог видеть Платона, то только i ia короткое время, потому что как раз тогда 11латон отнранился во второе свое сицилийское пу-тппсчтнис, продолжавшееся около трех лет. Платон, по ношр.ицгмии н Афины, не мог не отличить Аристотеля среди своих учеников: по свидетельствам, заслуживающим доверия, он называл Аристотеля «философом истины», «умом своей школы» и «чтецом» за его сильный и проницательный ум, за неутомимое искание истины, за ревностное изучение тогдашней философской литературы. Со своей стороны и Аристотель питал уважение и любовь к своему великому учителю, которого «худым людям и хвалить не приличествует», как гласила надпись на жертвеннике, поставленном Аристотелем, по одному древнему известию, Платону. Встречающиеся у позднейших писателей рассказы о личной вражде между Платоном и Аристотелем — плод досужей фантазии людей, не расположенных к Аристотелю.
Конечно, в основе подобных легенд есть нечто действительное: отношения между Платоном и Аристотелем не всегда могли быть ровными уже в силу несходства их натур и различия философских точек зрения, а также ввиду того, что Аристотель не мог мириться с ролью простого последователя Платона, а стареющий Платон не мог равнодушно относиться к несогласию с ним лучшего из своих учеников. Однако Аристотель, которого главным образом обвиняют позднейшие источники как человека упрямого, неблагодарного и честолюбивого, уже в сочинениях своих дает опровержение этим наветам. Он во многих случаях полемизирует с Платоном, но никогда не проявляет личной раздражительности по отношению к нему. Более всего он полемизирует протип 11латон(лн)й теории идей, но в заявлении, которым он нрсднаряст мчу полемику в «Этике Нико-маха» (I, 4), он огонарпвастся, что сознает все неудобство подобной полемики: учение об идеях принадлежит дорогим для него людям, по н интересах истины он должен пожертвовать своими личными чувствами: оба дороги для него (и Платон и истина), тем не менее он должен отдать предпочтение истине. Даже в позднейшие времена Аристотель сам причислял себя к Платоновой школе, а с одним из самых верных и твердых в своих убеждениях платоников — Ксенократом находился в дружественных отношениях. Во всяком случае, до смерти Платона Аристотель в течение 20 лет был членом Платоновой академии, не порывая с ней и не выступая в качестве главы особой школы.
Хотя учительская деятельность Аристотеля началась при жизни Платона, но в то время она ограничивалась лекциями по риторике, в которых Аристотель выступал против известного тогда ритора Исо-крата. Влияние Платона не только в первые годы писательской деятельности Аристотеля отразилось и на содержании, и на форме его произведений, но и в последующие, уже самостоятельные годы философствования Аристотеля он заявляет себя существенным образом. Наряду с философией Платона
Аристотель уделял внимание и другим мыслителям, особенно представителям естественнонаучных изысканий, из которых главнейшего, Демокрита, он так часто упоминает в своих сочинениях. • После смерти Платона Аристотель, следуя приглашению своего друга, тирана атарнейского Гер-мия, переселяется в Атарней, где проживает три года, а затем, по смерти Гермия, женится на его сестре и переезжает и Митилспу. Отсюда, вероятно, Филипп, царь македонский, и .VI3 ''• призывает его в воспитатели к своему сипу Александру, которому было и то нремя 13 лет и воспитание которого дотоле на-л. ходил ось в неумелых руках двух придворных педа-<! гогон. Несмотря на то, что Аристотелю приходилось > исправлять педагогические промахи других, а также f вести постоянную борьбу с вредным влиянием на » душу Александра окружающей придворной атмосферы, несмотря на то, что Аристотель занимался воспитанием Александра недолго — не более 4 лет, он, несомненно, успел оказать сильное и благотворное влияние на своего воспитанника; последний любил своего воспитателя не менее, чем отца, потому что «от отца он получил жизнь, а от него (т. е. от Аристш'еля) i мучился жить прекрасно». Все лучшие стороны п личности и деятельности Александра — мудрость " управлении, храбрость, великодушие, гу-» манность, любом, к наукам и искусствам, стремление не к завоеваниям только, но и к насаждению культуры — все это должно быть приписано воспитательному воздействию Аристотеля. Заслуживающие доверия древние источники сообщают, что i Александр изучал прежде всего этику и политику, затем с достаточным правом можно предполагать, что ему преподавались также естественные науки, диалектика, риторика, история, поэзия и, наконец, ме-J тафизика.
J В 340 г. на Александра были возложены отцом
S некоторые административные и военные обязан-
1 ности, и воспитание его должно было закончиться.
Аристотель поселился тогда в своем родном городе
Стагире, а когда Александр предпринял поход в
Персию, то, не видя причин оставаться долее в Македонии, философ возвратился в Афины. Близкие отношения к македонскому и атарнейскому дворам имели для Аристотеля, между прочим, то значение, что он получал от них значительные субсидии для своих естественнонаучных изысканий. Сохранилось свидетельство, что Александр подарил ему для этих целей 800 талантов и предоставил в его распоряжение несколько тысяч человек на всем протяжении Азии и Греции для собирания и доставки ему разных экземпляров животного царства: так составился материал для замечательных «Исследований о животных».
В Афины Аристотель возвратился в 335 г., 13 лет спустя после смерти Платона. Теперь он выступает как ociK житель соГктнсмний школы, которая по всесторонности научных интересом, по систематичной сти п методичности и шпнтпнх стала выше Платоно-вой академии. Замятин проходили н лицее — так на^ зывалась гимназия, находишнанся и предместье Афин, около храма Аполлона Ликсйского, которому она и была посвящена. Аристотель имел обыкновение вести свои беседы с учениками, прохаживаясь в аллеях этой гимназии, почему и сам он, и ученики его получили прозвание перипатетиков. Но, конечно, при большом стечении слушателей философ уже должен был оставлять эту привычку. Точно так же и самый способ преподавания, смотря по обстоятельствам, должен был носить различную форму: диалогическую или монологическую. Преподавание происходило в утренние и вечерние часы: первые предназначались для избранного кружка посвятивших себя изучению философии и предметом своим имели метафизику, физику и диалектику, а последние — для широкой публики, которой предлагались лекции по риторике, софистике и политике. Сообщающий об этом Геллий первый род преподавания называет акроаматическим, второй — экзотерическим; однако нет оснований полагать, что в первом случае сообщалось какое-то только избранным открываемое, таинственное учение: дело, очевидно,
касалось не более чем различия предметов и форм преподавания.
Школа Аристотеля имела особый внешний строй: на каждые 10 дней в ней выбирался архонт, обязанностью которого было следить за порядком, были в ней, как и в Платоновой, и периодические пиршества. Аристотелем были даже изданы особые письменные законы, до мелких деталей определяющие устройство таких собраний. Гораздо важнее была внутренняя организация, нмсшпая и «иду распределение научного труда. Аристотель не был только преподавателем в сноси школе: он был вместе с тем и руководителем своих слушателей в самостоятельных научных занятиях, выдвигая известные проблемы, ставя задачи и распределяя материал. Справедливо указывают, что только совместной работой многих сил, направляемых к одной определенной цели и действующих по одному определенному плану, можно объяснить и то изобилие фактического материала, и ту его обработку, какие нам даны в сочинениях Аристотеля. И если в короткий срок своего управления школой, продолжавшийся не более 12 лет, Аристотель сделал изумительно много (количество всего написанного им древние определяют в 1000 книг), то это, кроме его личной неутомимости и работоспособности, кроме того, что многие философско-научные подготовительные работы были выполнены им до вторичного прибытия в Афины, нужно объяснять и тем, что он работал не один, а совместно с руководимой им школой.
В отношениях Аристотеля к Александру Македонскому в последние годы жизни философа произошел переворот. Самое удаление учителя от ученика вело уже ко взаимному охлаждению; но дружественные отношения между ними должны были окончательно порваться после печальной истории с философом Каллисфеном, племянником Аристотеля, сопровождавшим (по рекомендации Аристотеля и, вероятно, с целью нравственной поддержки молодого царя) Александра в Азию. Нрав и образ жизни Александра после персидского похода изме-
нились к худшему: это побуждало Каллисфена, человека твердых нравственных принципов и прямого характера, выступать с резкими обличениями, обращаемыми и к самому царю, и к окружившим его льстецам. По интригам последних Каллисфен был несправедливо обвинен в политическом преступлении и казнен, причем недовольство Александра обратилось и на Аристотеля. Разумеется, Аристотель был глубоко опечален трагической смертью Каллисфена; однако ничто не дает повода доверять вымыслам некоторых древних писателей, утверждавших, будто бы Аристотель замышлял отомстить Александру, и даже обвиняющих его в отравлении последнего. Нелепость этой выдумки ясна уже из того, что, когда по смерти Александра в Афинах вспыхнуло шххтание против македонского владычества, ил Аристотеля началось гонение как на пред ста и и тел я македонской партии. Это гонение, осложнившееся тем, что у Аристотеля были и личные враги, имело для него трагический исход. Так как он в действительности не играл никакой политической роли, то и личная, и политическая неприязнь могла предъявить к нему только одно, притом не новое, обвинение: в оскорблении господствующей религии. Подобные обвинения редко в Афинах не достигали своей цели, и Аристотель был принуж-I ден бежать в Халкиду (на остров Евбей), оставив школу в заведовании своего лучшего ученика и друга, Теофраста.
В 322 г. Аристотель умер от болезни желудка, которою давно страдал. Тело его, по одному известию, было перевезено в Стагиру (по ходатайству Аристотеля восстановленную Александром после разрушения) и здесь погребено; соотечественники поставили ему памятник, и могила его служила местом собрания вдень ежегодных «аристотелий» — празднеств,устраиваемых в честь философа.
Один из самых достоверных биографов Аристотеля, Аристокл, отрывки из сочинения которого сохранились до нас у Евсевия, замечает, что Аристотель из-за своей дружбы с царями и из-за своего умствен-
ного превосходства не мог не служить предметом зависти тогдашних софистов. Действительно, насколько он был почитаем учениками и приверженцами, настолько ненавидим врагами, которые не стеснялись в вымыслах, чтобы не только очернить нравственную репутацию философа, но даже представить в карикатурном виде его наружность, по дошедшим до нас отрывочным сведениям, видимо, не отличавшуюся представительностью, Беспристрастный исследователь, допуская и Аристотеле как в человеке иек(хгорые сстестиеииыс недостатки нравственного свойства, должен был решительно отвергнуть те обвинения в неблагодарности (к Платону и Филиппу), в честолюбии и корыстолюбии, в наклонности к роскоши, в безнравственном отношении к Гермию и т. п., которые шли от врагов философа. Не говоря уже о том, что эти обвинения, сохранившиеся у менее заслуживающих доверия писателей древности, признавались ложными и с негодованием отвергались другими писателями, более достоверными и беспристрастными. Для суждения о нравственном характере Аристотеля могут иметь известное значение и его сочинения: трудно допустить, чтобы в основе проводи мой в них высокой морали не лежал собственный внутренний опыт философа, собственное его внутреннее убеждение, собственное его благородное на-стр< >ei me.
Наиболее ценные биографии Аристотеля, принадлежащие древним перипатетикам, не дошли до нас или дошли в скудных отрывках; из позднейших писателей древнего времени сведения о жизни Аристотеля мы почерпываем более всего у Диогена Ла-эртского, затем у Дионисия Галикарнасского, Гези-хия, Свиды и нескольких псевдонимов и анонимов.
(Д. Миртов)
Отрывки из произведений Аристотеля приводятся по следующим изданиям: Метафизика, перевод А В. Ку-бицкого. М; Л, 1934; «Категории», перевод А В. Кубиц-кого. М., 1939; Аналитика, перевод Б. А Фохта. М., 1952; Физика, перевод В. П. Карпова. М., 1936; Психологи-350
ческие сочинения («О душе»), перевод В. Снегирева. Казань, 1885; Этика, перевод Э. Радлова, СПб., 1908; Политика, перевод С. А. Жебелева. М., 1911; «О поэзии», перевод Б. Ордынского, по книге: Аристотель. «Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории», Мн., 1998.