Русская поэзия середины ХIХ века
Особенности поэтической эпохи 1850 – 60-х гг. Основные течения в лирике. Поэзия Ф.И.Тютчева. Космологическая картина мира в философской лирике. Пантеистические мотивы. Герой и героиня «денисьевского» цикла. Панславистские образы в поздней лирике. Поэзия А.А. Фета. Образ поэта. Концепция красоты природы в лирике. Импрессионизм в раскрытии внутреннего мира. Сборник «Вечерние огни» и его судьба в истории русской поэзии. Метроритмика Фета.
Лирика Н.А. Некрасова. Образ поэта. Демократический герой. Крестьянский мир в поэзии Некрасова. Образ современного героя. Жанрово-стилевое своеобразие лирики. «Ролевая» лирика. Поэмы Н.А. Некрасова.
Тексты:
Тютчев Ф. И. Стихотворения.
Некрасов Н.А Стихотворения. «Саша», «В.Г. Белинский», «Коробейники», «Мороз, Красный нос», «Дедушка», «Русские женщины», «Современники», «Кому на Руси жить хорошо».
Фет А.А. Стихотворения.
Научная литература:
1. Берковский, Н.Я. Ф.И. Тютчев / Н.Я. Берковский // Тютчев Ф.И. Стихотворения. – М. – Л., 1962.
2. Благой, Д.Д. Мир как красота / Д.Д. Благой. – М., 1972.
3. Бухштаб, Б.Я. Н.А. Некрасов: проблемы творчества / Б.Я. Бухштаб. – Л., 1989.
4. Бухштаб, Б.Я. Русские поэты / Б.Я. Бухштаб. – Л., 1970.
5. История русской поэзии: в 2 т. – М., 1967.
6. Касаткина, В.Н. Поэзия Тютчева / В.Н. Касаткина. – М., 1978.
7. Кожинов, В.В. Книга о русской лирической поэзии. Развитие стиля и жанра / В.В. Кожинов. – М., 1978.
8. Кожинов, В.В. Тютчев / В.В. Кожинов. – М., 1994.
9. Корман, Б.О. Лирика Н.А. Некрасова / Б.О. Корман. – Ижевск, 1978.
10. Озеров, Л. А.А. Фет. О мастерстве поэта / Л. Озеров. – М.,1970.
11. Пигарев, К.В. Тютчев и его время / К.В. Пигарев. – М., 1978.
12. Скатов, Н.Н. Некрасов: современники и продолжатели / Н.Н. Скатов. – М., 1986.
13. Эйхенбаум, Б.М. Фет / Б.М. Эйхенбаум // Эйхенбаум Б.М. О поэзии. – Л., 1969.
Дополнительная научная литература:
1. Бройтман, С.Н. К проблеме диалога в лирике Тютчева / С.Н. Бройтман // Типологические категории в анализе литературного произведения как целого. – Кемерово, 1983. – С. 119-128.
2. Бухаркин, П.Е. Любовно-трагедийный цикл в поэзии Ф.И. Тютчева / П.Е. Бухаркин // Русская литература. – 1977. – № 2. – С. 118-122.
3. Гаркави, А.Н. Лирика Некрасова и проблемы реализма в лирической поэзии / А.Н. Гаркави. – Калининград, 1979.
4. Гаспаров, В.В. Фет безглагольный / В.В. Гаспаров // Литературная учеба. – 1979. – № 4. – С. 216-220 или в кн.: Ново-Басманная, 19. – М., 1990. – С. 515-529.
5. Дарвин, М.Н. Проблема цикла в изучении лирики / М.Н. Дарвин. – Кемерово, 1983.
6. Ковач, А. Время и перспектива в лирике Некрасова / А. Ковач // Искусство слова. – М., 1973. – С. 177-183.
7. Тынянов, Ю.Н. Пушкин и Тютчев / Ю.Н. Тынянов // Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. – М., 1968. – С.166-191.
8. Лотман, Ю.М. Анализ поэтического текста / Ю.М. Лотман. – Л., 1972.
9. Сильман, Т. Заметки о лирике / Т. Сильман. – Л., 1977.
10. Спивак, Р.С. Русская философская лирика: Проблемы типологии жанров / Р.С. Спивак. – Красноярск, 1985.
Русская литература последней трети ХIХ века
Литературный процесс 1870 – 1890 гг. является особым этапом развития русской литературы в силу завершающего итогового значения периода в целом. Масштабные исторические события внутри страны, рост демократического движения, появление революционных и террористических организаций усиливали напряженность духовных исканий в обществе. Вектор идеологических и философских споров – проблема исторического выбора России между Востоком и Западом. Национальным и православно-христианским духовным ценностям противостояли европейские идеи социализма, научный позитивизм. Продолжающий поступательное развитие русский классический роман вступает в новую стадию. Его основу составляют философские споры героев об отношении к человеческому миру, Богу, мировой цивилизации, историософские концепции национального своеобразия России, нравственно-этические проблемы личностного выбора пути, поступка. Полифонизм, диалогическая позиция автора по отношению к героям, многообразие хронотопического строения, устремленности к метажанровой поэтике, вбирающей традиции эпоса, лирики, драмы – все это отличает лучшие романы данной литературной эпохи. Параллельно с романом развивается романизованная повесть, усиливается внимание писателей к художественно-философской, эпистолярной, публицистической форме. Лирика 1880 – 1890-х гг. создает образцы «тихой поэзии», поэзии «из угла», появляются поэты «больного поколенья»: С. Надсон, К. Случевский, К. Фофанов.
Учебная и справочная литература:
1. Жук, А.А. Русская проза второй половины Х1Х века: Пособие для учителя / А.А. Жук. – М.: Просвещение, 1981.
2. История русской литературы: в 4 т. Расцвет реализма. – Л.: Наука, 1982. – Т. 1. (Главы о творчестве Г.И. Успенского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого).
3. История русской литературы: в 4 т. Литературы конца XIX – XX века (1881 – 1917). – Л.: Наука, 1983. – Т. 4. (Главы о творчестве В.Г. Короленко, В.М. Гаршина, А.П. Чехова).
4. История русского романа: в 2 т. – М. – Л.: Изд. АН СССР, 1964. – Т. 2.
5. Кантор, В.К. Русская эстетика второй половины Х1Х столетия и общественная борьба / В.К. Кантор. – М. Искусство, 1978.
6. Кулешов, В.И. История русской литературы Х1Х века. (70 – 90-е годы) / В.И. Кулешов. – М.: Высшая школа, 1983.
7. Литературно-эстетические концепции в России конца Х1Х – начала ХХ веков. – М.: Наука, 1975.
8. Русская повесть XIX века: История и проблематика жанра / Под ред. Б.С. Мейлаха. – Л.: Наука, 1973.
9. Русские писатели Х1Х века. Биобиблиографический словарь: в 2 т. – М., 1996.
Творчество Л. Н. Толстого
Особенности жанровой структуры «Войны и мира». Философия истории Л. Принципы создания характеров в романе. Герои «пути» и герои «статичные». Эпилог в романе и проблема романного завершения.
Жанровое своеобразие романа «Анна Каренина». Специфика освещения семейной тематики и проблематики в русской прозе конца 1870-х гг. «Мысль семейная» в романах «Война и мир» и «Анна Каренина». «Большой диалог» романа и принципы переосмысления традиций западно-европейского романа (французский адюльтерный роман и английский семейный роман). Пути исканий толстовских героев в романе. Анна Каренина и Константин Левин. Новые тенденции в форме выражения авторской позиции. Смысл «загадочного» эпиграфа.
«Исповедь» как знамение «переходной эпохи». Новой тип авторской позиции. Формирование этико-религиозного учения Л. Толстого. Новые взгляды на искусство (трактаты «Что такое искусство», «О Шекспире и о драме»). Кризисные тенденции в повестях послекризисного периода («Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Отец Сергий»). Концептуальная заданность, иллюстративность, притчевость произведений кризисного периода. Этический эксперимент как основа сюжета.
Роман «Воскресение». Причины обращения к типу «кающегося дворянина» в 1880-х гг. Особенности сюжетной ситуации в романе. Сакральное значение сюжета путешествия в Сибирь. Трансформация метода «диалектики души» в произведениях послекризисного периода. Влияние публицистики и этико-религиозных трактатах на форму произведения (роман-трактат). Функции эпиграфов.
Повесть «Хаджи-Мурат» как «художественное завещание» Л. Толстого.
Тексты:
Толстой Л.Н. «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», «Исповедь», «Что такое искусство», «О Шекспире и о драме», «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Отец Сергий», «Хозяин и работник», «Хаджи-Мурат».
Научная литература:
1. Андреева, Е.П. Толстой-художник в последний период деятельности / Е.П. Андреева. – Воронеж, 1980.
2. Асмус, В.Ф. Мировоззрение Л.Н. Толстого // Литературное наследство. – М., 1969. – Т. 69. – Кн. 1. – С. 35-102.
3. Бабаев, Э.Г. Заметки о поэтической структуре «Воскресения» / Э.Г. Бабаев // В мире Толстого. – М., 1978. – С.21-274.
4. Бабаев, Э.Г. «Анна Каренина» Л.Н. Толстого / Э.Г. Бабаев. – М., 1981.
5. Бахтин, М.М. Эпос и роман / М.М. Бахтин // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975.
6. Билинкис, Я.С. «Анна Каренина» Л.Н. Толстого и русская литература 1870-х годов / Я.С. Билинкис. – Л. 1979.
7. Бочаров, С.Г. «Война и мир» Л.Н. Толстого / С.Г. Бочаров // Три шедевра русской классики. – М., 1971.
8. Ветловская, В.Е. Поэтика «Анны Карениной» (система неоднозначных мотивов) / В.Е. Ветловская // Русская литература. – 1979. – № 4. – С. 17-37.
9. Гей, Н.К. О поэтике романа («Война и мир». «Анна Каренина», «Воскресение» Л.Н. Толстого) / Н.К. Гей // Известия АН СССР. Сер. «Литература и язык». – 1978. – Т. 37. – № 2. – С. 121-132.
10. Гусейнов, А.А. Понятие веры, бога и ненасилия в учении Л. Толстого / А.А. Гусейнов // Разум и экзистенция. – СПб., 1999. – С. 312-324.
11. Жданов, В.А. Последние книги Л.Н. Толстого / В.А. Жданов. – М., 1971.
12. Журина, О.Б. Тема поиска выхода и мотив пути в романе Л.Н. Толстого «Воскресение» / О.Б. Журина // Проблемы поэтики, языка и литературы. – Петрозаводск, 1996. – С. 121-123.
13. Кедров, К. «Уход» и «воскресение» героев Толстого / К. Кедров // В мире Толстого. – М., 1978. – С. 248 -274.
14. Краснов, Г.В. Воскрешение в «Воскресении» Л.Н. Толстого / Г.В. Краснов // Русская словесность. – 1998. – № 6. – С. 2-6.
15. Купреянова, Е.Н. Эстетика Л.Н. Толстого / Е.Н. Купреянова. – М. – Л., 1966.
16. Лурье, Я.С. Об исторической концепции Льва Толстого / Я.С. Лурье // Русская литература. – 1989. – № 1. – С. 26-43.
17. Одиноков, В. Поэтика романов Л. Толстого / В. Одиноков. – Новосибирск, 1978.
18. Опульская, Л.Д. Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» / Л.Д. Опульская. – М., 1987.
19. Тамарченко, Н.Д. Об авторской позиции в повестях «позднего» Толстого («Крейцерова соната» и «Дьявол») / Н.Д. Тамарченко // Русская словесность. – 1999. – № 4. – С. 17-24.
20. Тамарченко, Н.Д. Целостность как проблема этики и формы в произведениях русской литературы Х1Х века / Н.Д. Тамарченко. – Кемерово, 1974. – С. 72-91.
21. Хализев, В.Е. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» / В.Е. Хализев, С.Е. Кормилов. – М., 1983.
22. Чичерин, А.В. Возникновения романа-эпопеи / А.В. Чичерин. – М., 1975.
23. Эйхенбаум, Б. Лев Толстой: Семидесятые годы / Б. Эйхенбаум. – Л., 1974.
Дополнительная научная литература
1. Виноградов, И. Критический анализ религиозно- философских взглядов Л.Н. Толстого / И. Виноградов. – М., 1981.
2. Гродецкая, А.Г. Ответы предания: жития святых в духовном поиске Льва Толстого / А.Г. Гродецкая. – СПб., 2000.
3. Камянов, В. Поэтический мир эпоса / В. Камянов. – М., 1978.
4. Маймин, Е.А. Лев Толстой. Путь писателя / Е.А. Маймин. – М., 1978. – С. 132-180.
5. Тарасов, А. Что есть истина? Праведники Льва Толстого / А. Тарасов. – М., 2001.
6. Чичерин, А. Стилистическое единство «Войны и мира» / А. Чичерин // Чичерин А. Ритм образа. – М., 1973. – С. 60-73.
7. Шульц, С.А. Миф и ритуал в творческом сознании Л. Толстого / С.А. Шульц // Русская литература. – 1998. – № 3 . – С. 33-42.