Общая характеристика и периодизация 6 страница
Визитной карточкой западной культуры является образ Фауста, ассоциирующийся с динамикой Галилея, идеей глубинной метрики бесконечного пространства, математическим анализом, динамо-машиной, искусством души, политическим динамизмом и стремлением к объединяющей политической власти. Культура для Шпенглера – это космос человеческой жизни, т.е. вся совокупность проявлений человеческой жизни. Она обладает своим временем жизни, циклом проходит стадии рождения. Юности, расцвета зрелости, упадка. Смерти. Жизненный цикл культуры длится около 1000 лет, каждая культура проходит одни и те же фазы: Мифо-символическую, раннюю культуру, метафизико-религиозную высокую культуру, переходящую в цивилизацию. Цивилизация есть стадия упадка, умирания культуры как организации, затухание одушевляющей его культуры, возврат «в небытие» культуры, этнический хаос, не порождающий более культурные индивидуальности. Если для культуры характерно творчество во всем, то для цивилизации – механическая, бесплодная работа. Художественное и литературное творчество вырождаются в спорт, гипертрофия насилия в политике, прагматизм, потеря высшего смысла жизни, массовость явления культуры, преобладание экстенсивного над интенсивным, всеобщий скепсис.
30. Герменевтика
31.Феноменология
ЭДМУНД ГУССЕРЛЬ (1859 - 1938) – немецкий ученый основатель феноменологии. В понимании Гуссерля феноменология – это наука о созерцании сущности, о сознании, созерцающем сущность. Внешний мир дан субъекту в потоке феноменов (возникающие в сознании смыслы предметов). Осуществляя (воздержание от суждений), феноменолог в ходе феноменологической редукции, сводит поля анализа к этому потоку феноменов. Оперируя феноменами, философ интендирует, т.е. имеет дело только с внешним, но и с внутренним миром человека. Начиная анализ с феноменологической редукции, феноменолог переходит к эйдосу (образ, понятие, идея, в феноменологии Гуссерля равнозначно сущности). Путем воображения предмету придаются различные присущие ему свойства, что составляет эйдическое описание. Эйдос обозначается высказыванием. На основе эйдосов и полученных высказываний интерпретируется содержание предмета анализа. Эта интерпретация дает возможность более полного взгляда на мир.
32.Экзистенциализм
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ. «Экзистенция» - существование. Центральная проблема философии экзистенциализма / человек и его существование в мире. Идейный вдохновитель Сёрен Кьеркегор (1813-1855) – датский философ и теолог. Считая что на пути к существованию (существовать – значит реализовать себя через свободный выбор как загадочный, внезапный и интуитивный поступок духа). Один человек для другого является препятствием. Истинно лишь единичное . В процессе существования единичное проходит в три стадии : 1) эстетическую(человек лишь игрушка в руках стихии собственных эмоций), 2)этическую (человек испытывает тягу к различным поступкам, но всеобщие нравственные принципы требуют других действий от индивида, что приводит к страданиям), 3) религиозную (хотя это и есть подлинное человеческое существование, но и оно не избавляет от страданий). Вывод Кьеркегора – «Отчаяние лежит в самом человеке, оно есть определение духа».
Немецкая школа экзистенциализма: Мартин Хайдеггер (1889-1976),«Бытие и время». В этой работе Хайдеггер вводит понятие «экзистенциал», которым обозначает различные выражения состояний бытия. В систему экзистенциалов включаются понятия «бытие-в-мире», «бытие-с-другими», «бытие-здесь». По мнению Хайдеггера, человек испытывает «ничто» главным образом, в переживании страха. Страх как состояние есть способ бытия-в-мире. Взятое в его полноте , явление страха характеризует поэтому существование как фактически существующее бытие-в-мире. К существованию принадлежит также смерть. Забегание в смерть раскрывается в явлении страха. Бытие есть бытие, направленное к смерти.
Карл Ясперс (1883-1969), «Смысл и назначение истории», «Разум и экзистенция», «Философия и мир». Основатель религиозного экзистенциализма. Постижение человеком своей сущности происходит в неких пограничных ситуациях, которые позволяют человеку очистить себя от господствующих норм, ценностей и правил. Экзистенция помогает человеку понять всю иллюзорность бытия и соприкоснуться с богом, с трансценденцией. Человек живет и действует в определенной исторической ситуации. Ясперс предлагает собственную трактовку исторического процесса. Всеобщая история делится на следующие периоды: 1) прометеевская эпоха, 2) эпоха великих культур древности, 3) «осевая эпоха», 4) эпоха развития техники.
Французская школа (Жан-Поль Сартр, Альбер Камю).
Сартр Ж.-П.(1905-1980), «Бытие и ничто», «Экзистенциализм – это гуманизм». Литературные произведения – «Тошнота», «Дороги свободы», « Мухи». Сартр пыталсявстать «по ту сторону " материализма и идеализма и обратитьсяк трагичности человеческого существования. Человек всегда одинок, окружающая внешняя реальность , общество - лишь немая серая масса ,в которой он вынужден жить. Человек – единственный носитель сознания. Сознание – это свобода и творчество, поэтому взаимоотношение человека и общества всегда трагично и конфликтно. Человек сам за себя все выбирает, но эту, личную свободу, всегда ограничивает серая безликая масса реальности. Трагизм человека в том, что он не знает смысла этой конфронтации, а значит и не видит смысла своей собственной жизни.
Камю А.(1913-1960), «Миф о Сизифе», «Чума», «Бунтующий человек». Главные вопрос – о наличии или отсутствии смысла человеческой жизни. Камю считает жизнь абсурдной. Абсурдный человек – это человек, осознавший себя и свои пределы, поставивший под сомнение все ценности и противопоставивший себя миру посредством бунта. Бунт рождается из страдания, и именно он придает человеческой жизни ценность, а также порождает у индивида стремление выйти за собственные пределы, стать иным. Основные проблема философии – проблема самоубийства. Камю отрицает его, поскольку самоубийство предлагает согласие с собственным пределом, нежелание стать иным. Камю связывает понятия «бунта» и «свободы». Бунт – моральный протест против всего реального, а свобода – потребность самовыражения. Стать человеком – значит постоянно самоутверждать себя.
33.Позитивизм
ПОЗИТИВИЗМ. Позитивное – положительное. Появляется в 20 веке и претендует на звание философии науки. Наиболее популярен в 30-50 гг.20 века, когда и формируются его основные принципы : верификации и фальсификации.
Огюст Конт (1798-1857) – основатель позитивизма.»Курс позитивной философии», «Социология». Считал, то необходимо построить систему положительного» знания, опирающегося на факты. Человеческий дух в своем развитии проходит три стадии: теологическую, метафизическую, и позитивную. (объединение теории и практики). Конт вводит термин «социология» (наука об обществе). В обществе действует закон двойственной эволюции: интеллектуальной и технической. Интеллектуальное развитие – это развитие человеческого духа. Техническое – развитие общества, также имеющее три стадии – традиционное общества, доидустриальное, индустриальное.
НЕОПОЗИТИВИЗМ –представители данного направления объявляли бессмысленными философские вопросы, ибо они формулируются с помощью терминов, не поддающихся проверке. Единственно возможным знанием является специально-научное знание. Идеи неопозитивизма сформированы в рамках Венского кружка .Именно здесь сформулирован принцип верификации – методологическое понятие , обозначающее процесс установления истинности научных утверждений в результате их опытной проверки.
Рудольф Карнап (1891-1970) – представитель логического позитивизма. Разработал неопозитивистскую модель научного знания. Согласно этой модели, в основе научного знания лежат абсолютно достоверные протокольные предложения. Все остальные предложения должны быть верифицированы, т.е. сведены к протокольным. Предложения, не поддающиеся верификации, должны быть исключены из науки.
Карл Поппер (1902-1994) – английский философ, социолог, логик, («Открытое общество и его враги», «Нищета историцизма»). Основоположник критического рационализма . Основная задача философии – отделение научного знания от ненаучного. Методом демаркации является принцип фальсификации (опровержимость любого утверждения относимого к науке). Любое научное знание носит лишь гипотетический, предположительный характер.
Рост научного знания состоит в выдвижении смелых гипотез и осуществлении их опровержений. В области социальной философии Поппер выступил с критикой марксизма и историзма. Идеал Поппера – это открытое общество )общество, члены которого имеют возможность целесообразно и созидательно управлять социальным развитием и постепенно формировать государственные институты сообразно реальным потребностям людей.
Томас Кун (1922 гр.),«Структура научных революций».Создает концепцию философии науки. История науки – конкурентная борьба научных сообществ ,сопровождаемая сменой парадигм (моделей теоретического мышления). Господство парадигмы период нормальной науки, затем появляется проблема, неразрешимая в рамках данной парадигмы, начинается кризис науки , завершающийся сменой парадигмы , посредством революции в науке.
34.Психоаналитическая философия
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Зигмунд Фрейд (1856-1939)– австрийский философ, невропатолог, психиатр «Я и Оно», «Толкование сновидений», «О психоанализе». Основатель одного из влиятельнейших направлений первой половины XX века. Изначально психоанализ не претендовал на роль философского учения, а являлся своеобразным подходом к лечению неврозов. Однако, изучая своих пациентов, Фрейд приходит к выводу, что психика человека состоит из ряда компонентов, оказывающих влияние на жизнь человека.
Первый компонент – Оно – глубинный слой человеческой психики, сфера бессознательного, живет в себе и для себя, не считаясь с реалиями внешнего мира.
Второй компонент – Я – сфера сознания и самосознания личности.
Третий компонент – сверх – Я – некая критическая инстанция, внутриличностная совесть.
По Фрейду, «Я» - несчастное создание. Ему постоянно приходится разрываться между «сверх-Я» и «Оно». Таким образом, Фрейд вводит в философию проблему соотнесения сознательного и бессознательного, отводя последнему решающее место во влиянии на жизнь человека. Ядро бессознательного составляют так называемые первичные влечения, доминирующую роль в которых играют Эрос (или инстинкт жизни) и Танатос (или инстинкт смерти).
Особое значение Фрейд отводит таким понятиям как «Эдипов комплекс» и «Комплекс Электры». Эдипов комплекс был характерен для мальчиков и выражался в бессознательном влечении к матери. Комплекс Электры был характерен для девочек, имеющих подобную бессознательную тягу к отцу. Именно поэтому, большое внимание психоаналитик уделяет выявлению детских комплексов, которые и формируют базу для депрессий и других психологических проблем в более взрослом возрасте.
Карл Густав Юнг (1875-1961) – ученик Фрейда, главный труд «Об архетипах коллективного бессознательного». Юнг делает следующий шаг в познании бессознательного. Он четко разделяет индивидуальное и коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное представляет скрытые следы памяти человеческого прошлого, это некий опыт, характерный для всех рас и народностей. Структурными элементами коллективного бессознательного становятся «архетипы» - формальные образцы поведения или символические образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием образы, соответствующие в реальной жизни стереотипам сознательной деятельности человека.
Эрих Фромм (1900-1980) – основоположник неофрейдизма. («Иметь или быть», «Бегство от свободы»). Создатель концепции гуманистического психоанализа. Человек – это единственное живое существо, для которого собственное существование является проблемой. Человеку изначально присущ ряд потребностей, которые деформируются обществом, что приводит человека к ненависти и агрессии. В свою очередь, это состояние побуждает чувство свободы, справедливости и правды. Окружающее общество, по мнению Фромма, искореняет в человеке человеческое. Главный принцип любого общество – иметь, и это не делает его свободным. Свободным общество будет тогда, когда принцип «иметь» буден заменен принципом «быть», т.е. умением принимать решения и отвечать за их последствия.
35. Русская средневековая философия
Отличительные особенности русской философии (до ХХ в.):
· Основные темы – нравственные искания и философия истории (особый путь России);
· Слабое внимание вопросам онтологии и гносеологии, рациональному пониманию мира;
· Отсутствие внимания к разработке методологических проблем, к логике;
· Господство ценностно-эмоционального стиля, морализаторства;
· Тесная связь с литературой, высокий уровень беллетризации.
Первый период русской философии – средневековая философия:
ИЛЛАРИОН – автор первого религиозно-философского сочинения (XI в.). Противопоставление Закона и Благодати как Ветхого и Нового Заветов. Мораль выше права. Равноправие народов, историческая роль Руси.
ИСИХАЗМ – это средневековая идеология православного аскетизма и мистицизма, открытого противостояния рациональным ориентациям (Ф. Печерский, Н. Сорский, В. Патрикеев). Полемика нестяжателей и иосифлян (стяжателей) – выражение идеологической борьбы в церкви вокруг вопроса о секуляризации духовной культуры и самого общества, общественных богатств. Поддержка великим московским князем иосифлян символизировала заключение стратегического союза церкви и государства, который постепенно привел к огосударствлению церкви.
36.Русское возрождение
Второй период русской философии – Возрождение:
М.В. ЛОМОНОСОВ – сторонник деизма и теории двойственной истины: мир веры и мир знаний имеют собственные сферы, но не противоречат и не мешают друг другу. С Ломоносова началась секуляризация российской науки. Ломоносов предложил свое определение материи: «материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность». При этом ему удалось избежать отождествления материи и вещества, однако механицизма избежать не удалось. Кроме того, Ломоносов известен своим атомистически-корпускулярным подходом, гелиоцентрической картиной мира и законом сохранения энергии.
А.Н. РАДИЩЕВ – антимонархизм и приоритет прав народа над правами монархов. Радищев противопоставлял Закон и власть, предлагает свою программу преобразования российской государственности на республиканских началах. Он сформулировал положение о повторимости революции, о вечности радикализма. Именно Радищев создал русскую философскую антропологию – в своем трактате «О человеке, его смертности и бессмертии». Довольно последовательно применяя материалистическую методологию к анализу психики, человеческой духовности, Радищев не нашел способа материалистически же решить вопрос о форме существования души. Душа у него обречена на вечное существование и реинкарнацию (ср. Платон). Отсюда сомнения Радищева в собственной теории, духовный кризис и самоубийство.
Третий этап – русское Просвещение:
П.Я. ЧААДАЕВ первый русский профессиональный философ, выдвинул концепцию «русского пути». Отказав России в самобытности социальной и экономической (причина – византийское православие), Чаадаев, тем не менее, глубоко верил в ее духовный мессианизм, высокое назначение в будущем. Призвание России – осуществить окончательный религиозный синтез.
А.И. ГЕРЦЕН пытался принципиально дистанцироваться как от материализма (упрекал за отрицание объективности разума, сведение мышления к отдельной, частной способности одного типического человека), так и от идеализма. В философии он предпочитал среднюю линию – рационалистического реализма, который принимал установку философского реализма на объективацию разума, но делал это в интересах антропологизации и гуманизации природы. По существу это предтеча русского космизма. При этом Герцен пытался соединить диалектику с элементами материализма. Примечательно его философия истории. Общий закон развития вполне допускает и даже предполагает бесконечное число (непредвиденных) вариаций, возможностей. Одномерность и предзаданность развития существует лишь в воображении. Он разделял (с оговорками) теорию пути к социализму на основе крестьянской общины.
Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ считал возможным для России, минуя капитализм, перейти непосредственно к социализму. Общинное владение – единственное разумное и полное средство соединить частную выгоду земледельца с улучшением земли , а его методы производства с добросовестным исполнением работы. А это и есть социализм. Таким образом его социалистическая теория оказалась в плену консервативного идеала.
37. Русская философия 1 пол 19 в.
38. Русский космизм
Философия космизма.
Н.Ф. ФЕДОРОВ – предложил концепцию супраморализма: долг человека – осуществить синтез теоретического и практического разума, с тем, чтобы стать Разумом Вселенной. Путем знаний и действий человек должен превратить все силы природы в орудия и органы человечества. Достигнув управления природой, человечество сможет преодолеть и главное зло - смерть. Более того, оно сможет поставить и решить задачу воскрешения всех умерших предков. Причем речь идет именно о воскрешении в теле, а не души. Путь к воскрешению – познание связи между атомами и молекулами, управление на этой основе процессом жизни.
К.Э. ЦИОЛКОВСКИЙ – при рассмотрении материи выдвигал три принципа: время, пространство и сила. Монизм материи приводил к глубокой онтологизации психического. Материя Циолковского одухотворена, действует одновременно по законам и физического, и психического мира. Роль человеческого разума - в пресечении зла в космосе, которое порождено регрессивными тенденциями (энтропией). Для этого понадобится новое мировоззрение и этика, должно быть усовершенствовано само человечество. Во имя будущего необходимо осуществить подбор к человечеству: все уклоняющиеся ко злу люди оставляются без потомства. Даже атомы будут соединяться только в существах разумных и сознательных, либо в усовершенствованных разумом телах.
39.Толстой и Достоевский
Русская философия второй половины Х1Х века:
Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ глубочайший духовно-психологический аналитик, разработал и обосновал в художественной форме религиозно-этическое почвенничество. Становление личности предполагает путь страданий и морального катарсиса на основе внутренней веры. Достоевский не приемлет свободы без веры, предпочитая не переделку мира, а обновление самого человека. Смысл жизни – в обретении человеком самого себя, а на этой основе - в приобщении ко всему человечеству. Более всего к этому способен русский человек в силу широты и многосторонности его натуры и православной веры.
Л.Н. ТОЛСТОЙ – попытка создания «новой религии» на основе раннего христианства, но очищенного от ненужной обрядовости и таинственности мистики. Ее основной принцип – непротивление злу насилием, а общий подход – этический индивидуализм. В результате Толстой приходит к этическому отрицанию государственности вообще и политической активности, выдвигает лозунг самоизоляции всех частных людей от общества и государства в некие ненасильственные сообщества, основанные на любви к ближнему.
40.XIX-начало XX
Русская религиозная философия рубежа Х1Х – ХХ вв.:
В.С. СОЛОВЬЕВ выступал за «универсальный синтез науки, философии и религии», за философию всеединства. В основе его взглядов – пантеизм. Отсюда онтологическая трактовка проблемы зла: бог сам служит источником и причиной всякого зла в мире. Для творческой самореализации необходима свобода, а свобода чревата злом. Воплощение в мире божьей премудрости (Софии) достигается путем осуществления
· свободной теософии – знание о боге и о его отношении к миру;
· свободной теократии – установления правильного общественного и государственного порядка, предполагающего единение государств и церквей (под духовной эгидой католицизма);
· свободной теургии – создания и распространения особого мистического искусства, творящего новую жизнь и новую нравственность согласно правде божьей. При этом источник возрождения мира – богочеловек, а София - это одновременно вечная женственность, душа мира и церковь.
Н.А. БЕРДЯЕВ – предложил оправдание человека в творчестве и через творчество. У него творчество не оправдывается и не допускается религией, а само является религией. Его цель – поиск смысла, трансцендентного по своей сущности. Смысл есть ценность, отсюда – аксиологический подход к творчеству. При этом Бердяев абсолютизирует свободу, отделяя ее и от бога, и от человека. Другая сквозная тема Бердяева – русская идея. Он открыто конструировал историософию России, совершенно не связывая себя ни логикой, ни доказательствами, ни фактами. В основе его концепции – интуитивный тезис о глубинной саморазорванности и противоречивости русской души. Русская идея в понимании Бердяева – это целостное, тоталитарное миросозерцание, принципиально свободное в путях познания и реализации.
41.русские естествоиспытатели)))
Философские идеи русских естествоиспытателей:
И.М. СЕЧЕНОВ – один из основоположников естественнонаучного материализма в России. Жизнь на всех этапах развития есть приспособление организмов к условиям существования. Принцип единства и родства психических и соматических процессов. Однако содержание психической деятельности, умственное развитие человека определяется, прежде всего, воспитанием и условиями его социального бытия. Следовательно, необходимо определять сущность человека на основе культурно-исторических критериев.
И.И. МЕЧНИКОВ – на основе открытого им явления фагоцитоза (способность организма к внутриклеточному перевариванию инородных частиц) выдвинул теорию ортобиоза – рациональной жизни, основанной на природе самого человека, измененной сообразно идеалу человеческого счастья. Основная проблема – преодоление страха смерти. Именно страх смерти является сущностью и главной причиной религии.
42.Категория бытия)))))))
В качестве системообразующего принципа философской картины мира выступает понятие бытия. Оно является исходным в философском осмыслении мира. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего мира и самого человека вместе с его сознанием. Все отдельные вещи, процессы и явления возникают и исчезают, а мир в целом существует. Поэтому констатация бытия является исходной предпосылкой любых дальнейших рассуждений о мире.
Бытие есть интегральная характеристика мира, утверждающая его целостность через его существование. С другой стороны, термин «бытие» обозначает не просто существование, но также и того, что гарантирует существование. Именно в этом смысле данное понятие впервые ввел античный мыслитель Парменид. Поэтому понятие «бытие» получило в философии особый смысл и особый статус. Бытие – одно из фундаментальных понятий, которое задает широчайший спектр смыслов от обобщения мира в целом до осмысления уникальности и неповторимости бытия. Именно через это понятие человек пытается осмыслить свое место в мире. Традиционно бытие мыслится в двух основных значениях:
1) это все когда-либо существовавшее, ныне существующее и все, имеющий внутренний потенциал к реализации в будущем. Здесь бытие обозначает мир в целом;
2) бытие как исходное начало и основание нашего мира, его сущность и метафизическая определенность. Это – абсолютное бытие, или Бог, Единое и т.п.
Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия – одна из главных в философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная и любая другая философия в первую очередь интересовалась онтологией, пыталась понять сущность бытия, а уж потом философия расширяла свой предмет и включала в себя гносеологию, логику, иные философские проблемы.
Под бытием в широком смысле слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие – это философская категория, обозначающая реальность как целое. Бытие и реальность как всеохватывающие понятия – это синонимы. Бытие есть все то, что есть, что существует. Это и материальные вещи, и человек, и фантазии, и теории, и все процессы, и их свойства, связи и отношения. Понятие бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме одной их общей черты – их существования, что и задает миру целостность.
Первый аспект проблемы бытия связан с осмыслением противоречивости единства бытия природы, как целого бытия вещей, состояний природы и человеческих существ. Второй аспект связан с пониманием целостного единства бесконечного мира. Третий связан с идеей действительности, имеющей внутреннюю логику развития и предшествующей сознанию, действий отдельных личностей и человечества в целом.
Из философского осмысления бытия вытекает представление о мире, как всеобщем единстве, которое включает в себя множество вещей, процессов, состояний. Разнообразие форм бытия предполагает постановку вопроса: имеется ли нечто объединяющее сами эти формы, можно ли говорить о единстве всего бесконечно многообразного мира. Идея такого единства приводит к представлению об общей основе всего сущего, для обозначения которой в философии выработана категория субстанции. Субстанция – это некая всеобщая первичная основа всех вещей, которая является их последней сущностью. Эта категория фиксирует внутреннее единство вещей, событий, явлений и процессов, посредством которых и через которые они существуют.
Современная философия подошла к системному осознанию эволюции и пытается по-новому осмыслить идею субстанции. В ее основе лежит идея целостности всего материально-духовного процесса. Потенции субстанции реализуются не одновременно, а последовательно. Она рассматривается как система, содержащая в себе множество миров, получающих свою актуализацию в процессе саморазвития мира. Следовательно, практика дробления человеческого познания на узкие и изолированные сферы безнадежно устарела. Современность требует глобальной интеграции познания. Здесь возникает проблема того, что именно объединяет все процессы познания и что лежит в основе любого изучаемого предмета или явления. Материя выступает основой бытия.
Основные положения философской онтологии:
ü окружающий мир, предметы, явления реально существуют;
ü окружающий мир развивается, источник его движения в нем самом;
ü материя и дух – взаимосвязанные, но одновременно противоположные сущности;
ü и материя и дух реально существуют, они есть.
Бытие – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.
Структура(основные формы)бытия:
1) материальное бытие – мир объективно существующих тел, в том числе:
а) бытие вещей,
б) бытие полевых структур,
в) бытие человека,
г) бытие общества,
д) бытие процессов и отношений;
2) идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной субстанции в виде:
а) индивидуальное духовное бытие,
б) объективизированное духовное бытие.
Категорией, противоположной бытию, является небытие. Небытие – полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто. В философском смысле небытие – это состояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему.
Бытие – категория, занимающая центральное место в категориальном аппарате большинства философских систем. «Бытие»традиционно мыслится, по крайней мере, в двух значениях: во-первых, это все когда-либо существовавшее, ныне существующее (определяемое как «наличное бытие») и все имеющее внутренний потенциал, к реализации в будущем. Здесь «бытие» синоним таких понятий как «мир в целом» или «универсум». Во-вторых, под «бытием» понимается исходное начало и основание нашего мира, его сущность, его метафизическая определенность. Философы «бытие – в таком понимании обычно называют «абсолютным бытием» – или просто абсолютом, Единым и проч. В развитых религиях это Бытие определяется как Бог.
Наиболее ранние попытки философски осмыслить проблему бытия обнаруживаются уже в древнеиндийской и древнекитайской философии. В произведениях древнеиндийских философов содержатся идеи о целостной духовной субстанции, о бессмертной душе, а также представления о мире, в соответствии с которыми основу всего сущего составляют естественные начала. В философии Древнего Китая большое внимание уделялось бытию человека и общественному бытию, и значительно меньшее первоосновам природы.
Античные философы также были озабочены истоками сущего. Первым из философов, выделившим бытие как категорию и сделавшим ее предметом специального философского анализа, был Парменид. Он выдвинул идею о неизменной сущности истинного бытия, т.е. Бытия во втором значении. Бытие, сущее – это нечто реальное, оно «Есть», ему противостоит небытие, не-сущее, «не есть». Бытие едино, непрерывно, неподвижно, совершенно, оно не возникло и неподвержено гибели, так как помимо него ничего нет и не может быть. Мыслить можно только бытие, т.е. то, что существует, никаким образом нельзя помыслить то, чего нет, чего не существует.