Философских понятий и категорий
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГБОУ ВПО «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ РФ»
КОЛЛЕДЖ
«Философия XX века»
Учебно-методическое пособие
для самостоятельной работы студентов
медицинского колледжа
по дисциплине
«Основы философии»
Ростов-на-Дону
Рассмотрено Согласовано
на заседании ЦК общегуманитарных, Зам. директора по УР
социально-экономических и ___________О.Ю.Крутянская
естественнонаучных дисциплин «_____» ____________ 2012 г.
Протокол № _____ от «____» __________ 2012 г.
«Утверждаю»
Зам.директора по НМР
____________ Н.А. Артеменко
« _____» ___________ 2012 г.
Учебно-методическое пособие «Русская философия» по дисциплине «Основы философии» предназначено для самостоятельной работы студентов медицинского колледжа всех специальностей при изучении данной темы. Пособие составлено в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников на основании примерной программы дисциплины с учетом специфики учебного заведения.
Составитель: к.филос.н. Жарова М.Н.
Рецензенты:
Мерклин В.И.,старший преподаватель кафедры истории и философии РостГМУ
Осипова Н.Е., преподаватель дисциплины «История»
Тема Философия XX века
На лекции рассматриваются следующие вопросы:
1. Социокультурные условия в странах Западной Европы к.XIX - н.XX в. и новая философская картина мира. Место и роль философии в культуре XX века. Философское исследование личности, творчества и свободы, жизни и смерти, любви и ненависти в качестве бытийных феноменов.
2. Позитивизм. Проблема соотношения философского и научного познания. Неопозитивизм и постпозитивизм.
3. Иррационализм. Философия А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Теория бессознательного З. Фрейда. Психоанализ.
4.Экзистенциализм. Бытие человека в мире как философская проблема.
5. Западная религиозно-философская мысль XX века - неотомизм.
6. А. Бергсон – основоположник интуитивизма.
ГЛОССАРИЙ
философских понятий и категорий
Позитивизм (лат. positivus - положительный) - направление западноевропейской философии конца 19 - начала 20 века.
Психоанализ– 1) теоретическое направление в философии и психологии, объясняющее природу индивидуального бессознательного действием инстинктов, появившееся в начале 20 века в Западной Европе, основоположником которого является З.Фрейд; 2) метод исследования и лечения нервно-психических заболеваний, разработанный З.Фрейдом, получивший широкое распространение и применяющийся в современной психотерапии.
Фрейдизм - учение о бессознательном, созданное З.Фрейдом.
Экзистенция(от позднелат. exsistentia – существование) – понятие, означающее истинное, внутриличностное бытие человека, поток его переживаний, не сводимый ни к каким внешним предметным объективированным формам.
Парадигма (от греч. paradeigma - образец, пример) - совокупность теоретических и методических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которая воплощается в научной практике на данном этапе.
Синтаксис (от греч. syntaxis - построение, порядок) - раздел языкознания, в котором изучается внутренняя структура знаковых систем, правила их построения, безотносительно к выполняемым ими функциям.
Семантика(от греч. semantikas - обозначающий) - раздел языкознания, в котором исследуются проблемы, связанные со смыслом, значением, интерпретацией знания и знаковых выражений.
Таблица 1.
Философские направления в ХХ веке
Философское направление | Главный философский интерес | Представители направления |
Феноменология | «Работа» сознания с феноменами | Э.Гуссерль |
Герменевтика | Логический анализ языка, употребление языка | |
Философская антропология | ||
Экзистенциализм | К.Ясперс, М.Хайдеггер, Ж.- П. Сартр, М.Мерло-Понти, Х.Ортега-и-Гассет | |
Позитивизм и постпозитивизм | Дж.С.Милль, Г.Спенсер, Р.Карнап, К.Поппер, Т.Кун, И.Лакатос | |
Прагматизм | Ч.Пирс, У.Джемс, Дж.Дью, П.Бриджмен, Р.Рорти | |
Психоанализ | З.Фрейд, К.Юнг, К. Хорни; В. Райх, Г. Маркузе, Э. Фромм. | |
Постмодернизм | Деконструкция принятых в обществе правил поведения и ценностей; плюрализм |
Таблица 2
Стадии развития позитивизма
№ | стадия развития | представители | |
1. | позитивизм | О.Конт, Г. Спенсер, Дж. Милль | |
2. | махизм (эмпириокритицизм) | Э. Мах, Р. Авенариус | |
3. | неопозитивизм | школы: "логический атомизм", "логический эмпиризм", "логическая семантика", "аналитическая философия" и другие | Б. Рассел, Л. Витгенштейн Р. Карнап |
4. | постпозитивизм | К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос | |
Задания в тестовой форме
1.Одним из этапов развития позитивизма был
а) неотомизм
б) берклианство
в) прагматизм
г) эмпириокритицизм
2. В своей классификации наук О.Конт ввел название новой теории, которой он надеялся заменить политэкономию, правоведение и этику:
а) менеджмент
б) синергетика
в) социология
г) эпистемология
3. Главным принципом философии О.Конта была формула
а) жить, чтобы жить
б) жить ради дела
в) жить для себя
г) жить для других
4. «Философия жизни» - это философское направление, в котором рассматриваются в первую очередь проблема
а) создания научных теорий и систем
б) формулирования основных нравственных законов
в) внутренней духовной жизни человека
г) изменений в природе и обществе
5. Философское направление, в котором утверждалось, что реальность и есть явление, за которым ничего не скрывается и вообще ничего нет – это
а) экзистенциализм
б) прагматизм
в) позитивизм
г) феноменология
6. М. Хайдеггер, Ж.П.Сартр, и Э.Камю – представители философского направления
а) экзистенциализм
б) прагматизм
в) позитивизм
г) феноменология
7. Ж.П.Сартр считал, что свобода для человека – это
а) завоевание цивилизации
б) великое счастье
в) неизбежное тяжкое бремя
г) недостижимая мечта
8. А. Бергсон считал, что способность к творчеству у человека связана, в первую очередь, с
а) деятельностью рассудка
б) общественной потребностью
в) иррациональной интуицией
г) врожденной необходимостью
9. В философии А.Бегсона жизнь не является
а) соединением материи и духа
б) напряженным «жизненным порывом»
в) первоначальной и подлинной реальностью
г) космическим творческим процессом
10. Главное идеей философии прагматизма является
а) истина – то, что доказано
б) истина – то, что полезно
в) истина – то, что привычно
г) истина – то, что непостижимо
11. В философии прагматизма наука рассматривается как
а) система доказанных опытом знаний
б) коллективная вера людей в представления своей эпохи
в) процесс получения новых знаний о природе и обществе
г) способ познания мира с помощью аналитического метода
12. Философское направление, в котором главной задачей является толкование и осмысление текста, называется
а) герменевтика
б) прагматизм
в) позитивизм
г) феноменология
13. Согласно психоаналитическому учению З.Фрейда, жизнь в целом и большинство конкретных поступков человека определяется
а) мышлением
б) бессознательным
в) разумом
г) рассудком
14. В психоанализе среди бессознательных врожденных инстинктов нет инстинкта
а) агрессии
б) смерти
в) либидо
г) социальности
15. Согласно психоанализу, культура человечества основана на стремлении
а) удовлетворить первичные инстинкты и влечения
б) уменьшить чувство вины человека
в) снизить тревожность индивида
г) к сублимации первичных комплексов
16. По Шопенгауэру, мировая Воля – это сила, характеристиками которой не являются
а) разумная и целенаправленная
б) бессознательная, слепая и дикая
в) свободная и могучая
г) единственная и безосновная
17. Гравитацию, магнетизм, стремление животных к самосохранению, половой инстинкт и аффекты людей – это, по мнению А.Шопенгауэра, проявление
а) природы
б) воли Бога
в) мировой воли
г) разума
18. А.Шопенгауэр считал, что жизнь людей – это
а) радость и прогресс
б) цепь тревог, разочарований и мучений
в) постоянный переход от счастья к страданию
г) серая «жизнь насекомых»
19. Утверждение «Воля – вот внутренняя сила мира» отражает главную идею учения
а) Ф.Ницше
б) С.Кьеркегора
в) А.Шопенгауэра
г) К.Маркса
20. Идея о том, что человек противостоит социальной среде и духовно совершенствуется вопреки ей и ее закона, является главной в учении
а) Ф.Ницше
б) А.Шопенгауэра
в) С.Кьеркегора
г) О.Конта
21. В философии Ф.Ницше основным понятием является
а) безосновная воля
б) воля к власти
в) воля к жизни
г) воля как «жизненный порыв»
22. В области социальных явлений Ф.Ницше рассматривал волю к власти как основу
а) государственного права
б) прав и свобод человека
в) права сильного
г) права на жизнь
23. Ф.Ницше выдвинул в качестве основного этического принципа
а) «Человек – это звучит гордо!»
б) «Горе слабому!»
в) «Человек человеку – Бог»
г) «Будьте кротки как голуби и мудры как змеи»
24. По отношению к себе подобным он снисходителен, сдержан, нежен, горд и дружелюбен. В отношении чужих – хищный зверь. Так Ницше характеризовал
а) человека
б) сверхчеловека
в) богочеловека
г) человекобога
25. Главное в человеке, по мнению Ф.Ницше, - это
а) любовь
б) сострадание
в) совесть
г) власть
Информационный блок
Социокультурные условия в странах Западной Европы к.XIX - н.XX в. и новая философская картина мира. Место и роль философии в культуре XX века. Философское исследование личности, творчества и свободы, жизни и смерти, любви и ненависти в качестве бытийных феноменов.
В западноевропейской и русской философии второй половины XIX – начала ХХ в.складываются (параллельно с классической традицией и как критика ее) постклассическая форма мысли и нетрадиционные способы мировоззренческой ориентации человека в природном и социальном мире, что нашло свое выражение прежде всего в резкой, решительной переоценке ценностей, которыми на протяжении веков и тысячелетий жила европейская цивилизация. Рубеж веков – важнейшая веха на пути философской мысли, открывающая собой новейший, современный этап ее сложной и противоречивой истории.
В XIX-ХХ вв. в теоретическом сознании (прежде всего в науке) происходит вторая глубокая перестройка – теперь в нем вновь начинают преобладать процессы интеграции, синтеза, а вместе с ними статический взгляд на мир и на человека вновь сменяется генетическим и динамическим воззрением. Философия – в ее главный и высших достижениях мысли – возвращается как «бы на круги своя», но это не буквальное возвращение, не «круг», а «спираль», т.е. диалектическое восхождение.
О переоценке каких ценностей было так громко заявлено крупнейшими мыслителями ХХ века и их предшественниками, предугадавшими глубокий кризис западной цивилизации? Критике и переоценке были подвергнуты идеалы и ценности просвещения: высший авторитет разума и основанная на нем вера в прогресс. Тезисом классической философии о разумности мира и о рационально-опытных формах его постижения противостояли теперь другие установки и ориентиры, отводящие ведущую роль в жизни и судьбах людей феноменам бессознательного – воле, страсти, инстинкту. Нельзя недооценивать положительную сторону этих новаций. На новом пути философская и научная (медицинская, психологическая, культурологическая) мысль добилась выдающихся успехов – самым значительным из них было открытие и обоснование австрийским врачом и психологом З.Фрейдом (1856 – 1939) психоанализа – особого клинического метода, с помощью которого удалось не только намного расширить и углубить теоретические знания о природе человека, но и оказать действенную помощь людям в предупреждении и лечении болезней. Метода, легшего в основу теории, захватившей умы всего мира и названной в честь ее создателя – фрейдизм.
Критика разума (антиинтеллектуализм) в западной философии ХХ в. имеет под собой реальную историческую основу. По «неразумию» наш век действительно не знает себе равных: две мировые войны, классовый и расовый геноцид, тяжелейшие экологические катастрофы, угроза тотального самоуничтожения человечества – можно ли все это совместить, согласовать с верой в разумные и добрые начала жизни? Или оправдать, «списав» как средства во имя сколь угодно высоких целей?
Но именно в ХХ в. качественно изменился характер самого научного знания – оно стало более сложным, более опосредованным по отношению к своему объекту; в новом, нетрадиционном свете встали вопросы языка науки. Все это тоже нашло свое выражение в философских исканиях ХХ в., ориентированных не на социально-гуманитарную, а на логическую и гносеологическую проблематику.
Классические философские системы, основанные на систематическом миропонимании, были популярны в Европе до середины 19в. Целью подобных концепций было стремление рассмотреть мир в его единстве. Глобальные философские системы создавались исходя из потребности объединения мира европейской культуры. В эпоху информационной цивилизации значимость подобных схем ограничивается узким кругом профессионалов. Пришло понимание, что мир настолько многообразен, что требует множества систем миропонимания и мирооотношения. Многообразие философского опыта обусловлено сосуществованием множества форм бытия. Единый мир различен в самом себе, неоднороден, противоречив. Поэтому, философский поиск направлен на понимание и объяснение бесконечного многообразия мира. Предлагаются новые методологии, новые технологии построения философских концепций.
Философия 20 в. отразила все процессы, связанные с потрясениями общества, государства, личности, изменениями в статусе науки и т.п. Сама философия из аналитико-рациональной превращается в некое творчество.
Целью философии в 20 в. становится отражение, интерпретация, объяснение изменившихся символов культуры и смысложизненных вопросов человеческого бытия.
Философские школы, философско-религиозные культуры структурно, функционально и культурно-исторически включены в целостную систему научного знания, функционируют в необходимой связи с мировоззренческими, ценностными установками, с нормами общения и социального бытия. С одной стороны, актуальным становится разработка философских концепций религиозного, антропологического и деятельностного направлений. С другой стороны, конструирование проблемы и мира, которое воплощается в философских теориях, превращает философствование в процесс творческо-художественного самовыражения.
В 20 в. появляется философское течение прагматизм, в основе которого лежат идеи утилитаризма. Философия ориентируется на запросы практики. Начинает доминировать идея о том, что философия должна быть не размышлением о первоначалах бытия и познания, а методом решения реальных практических проблем, которые встают перед конкретными людьми в различных ситуациях. В прагматизме выдвигаются три главные идеи: познание - это прагматическая вера, а истина - это неспекулятивный опыт, дающий желаемый результат; философская рациональность - это и есть практическая целесообразность. Задача человека в данном случае - наилучшим образом использовать эти идеи. Философия помогает человеку в преобразовании мира.
В начале 20 в. появляется философское направление феноменология. Основателем направления является Э. Гуссерль (1859 - 1938 гг). Многие философские идеи, развивавшиеся в рамках этого направления легли в основу таких, возникших позднее, направлений, как экзистенциализм и герменевтика.