Практический императив. Нравственный закон.

Антиномии И. Канта.

Антропология и этика.

Идеи эстетики.

Растёт объем научного знания. Философия находится в поисках истинного знания. Теория познания – гносеология – становится важной частью философии. Проблемы Я и внешнего мира, Внешнего и внутреннего опыта. (Развивается психология).

Личность и жизнь Канта представляют цельный образ, характеризуемый неизменным преобладанием рассудка над аффектами, и нравственного долга над страстями и низкими интересами.

Кант о себе: « Сам я по своей склонности исследователь. Я испытываю огромную жажду познания, неутомимое беспокойное стремление двигаться вперёд и удовлетворение от каждого достигнутого успеха».

Основные труды:

Докритический период до 1770 «Всеобщая естественная история и теория неба».

«небулярная космогоническая гипотеза об образовании планетной системы из первоначальной туманности, т.е. из огромного облака диффузного вещества». Со времён Коперника – это было величайшим открытием в области астрономии. Труд был издан анонимно. Физико-астрономическое открытие тайны мироздания в последствии нашло повторное подтверждение у Лапласа спустя десятилетия.

Критический период: «Критика чистого разума» 1781

«Критика практического разума» 1788

«Критика способности суждения» 1790

Первый труд посвящён определению и оценке источников и границ научного знания. Кант преодолевает односторонности рационализма (Декарт) и эмпиризма (Ф.Бэкон) в трактовке источников познания.

Существует тесная взаимосвязь чувственного опыта и рационального познания.

Ощущения и представления не дают подлинного знания об объектах (вещах в себе).

Рассудок – способность мыслить синтезировать обобщать содержание чувственных представлений посредством априорных понятий.

Итак, посредством чувств предметы нам даются, посредством рассудка мыслятся. Рассудок – способность мыслить, синтезировать, обобщать содержание чувственных представлений посредством априорных понятий.

«Вещь в себе» - центральная категория Канта. Внутренняя сущность вещи, которая никогда не может быть познана разумом. «Вещи как они существуют сами по себе или в себе, в отличие от того, как они являются для нас в нашем познании».

Априорный– (лат. «из предшествующего») - доопытное знание, предшествующее опыту и, независимое от него. Существует в разуме изначально и не требуют никакого опытного доказательства. Очевидное, не требующее доказательств. Законы природы, научные теории, аксиомы, и т д.

Апостериорный – («из последующего»), знание, получаемое из опыта.

Может быть ошибочным, предположительным, недостоверным. Опытное эмпирическое знание не может претендовать на всеобщность.

Разум и рассудок – Кант детально разработал эти философские категории, выражающие два уровня мыслительной деятельности.

Рассудок – способность рассуждения, сущность которого познавать всё относительное, земное, конечное. Рассудочное знание носит ограниченный характер.

Разум– высшая по сравнению с рассудком способность познания. Это стремление выйти за пределы, разум стремится найти бесконечное, безусловное, абсолютное.

«Трансцендентальный» (Лат. «перешагивающий, выходящий за пределы»).

Понятие характеризует высшие и универсальные предметы метафизического познания, например, Единое, Истинное, Благое, субстанция, симметрия, красота, закон, право. Это научные, философские понятия, идеалы, нормы, которые человек получает в готовом виде из предшествующей истории.

Трансцендентный – всё то, что выходит за пределы эмпирического познания мира, за пределы чувственного опыта, например Бог, Свобода, бессмертие – предмет метафизики и религии.

Основные вопросы гносеологии Канта: Как человек получает знания о мире? Каковы познавательные способности человека? В чём состоят ошибки познания?

Свою философскую систему Кант называет трансцендентальной философией.

Кант: «Я называю трансцендентальным всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможно а приори». Т.3. с.121.

«Каков мир независимо от нас, мы не знаем; но тот мир, который мы знаем, есть наше собственное создание, продукт познающего субъекта».

«Известный нам мир, наше внешнее бытие, с которым мы имеем дело, необходимо слагается по формам и законам познающего субъекта, вследствие чего мы не можем знать каковы вещи сами по себе».

Таким образом, Кант исходит из идеи невозможности познания мира. Эта философская позиция - Агностицизм.

Причина не в окружающем мире, не в Объекте, а в познающем мир Субъекте. Вернее в его разуме. Познавательные возможности (способности) чел разума ограничены. Как только разум со своими познавательными средствами пытается выйти за свои пределы (границы) он наталкивается на антиномии – противоречия.

Антиномии – противоречие закона самому себе, противоречие.

Антиномии возникают в человеческом разуме при попытке мыслить мир как безусловное целое, подразумевая в качестве предпосылки идею безусловного или абсолютного.

1. Тезис: Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве

Антитезис:Мир не имеет начало во времени и не ограничен в пространстве

2. Т. Всякая сложная субстанция состоит из простых частей.

А.Ни одна вещь не состоит из простых частей.

И вообще в мире нет ничего простого.

3. Т. Причинность по законам природы не достаточна для объяснения всех явлений. Существует свободная спонтанная причинность.

А. Нет никакой свободы. Всё совершается в мире по законам природы.

4. Т.К миру принадлежит безусловно необходимая сущность как его причина

А. Нет никакой абсолютно необходимой сущности, ни в мире,

Ни вне мира, как его причины.

Вывод: Эти противоречия возникают в разуме неизбежно, следовательно, разум по своей природе противоречив.

Противоречия эти мнимые они суть «иллюзии», т.к. нельзя утверждать о мире ни Т), ни А), потому как мир в качестве безусловного целого есть непознаваемая «вещь в себе».

Антропология и этика

«Критика практического разума» 1788

«Об изначально злом в человеческой природе», «Антропология».

Для Канта самый главный предмет философии – это человек, ибо он для себя есть своя последняя цель.

Духовные интересы и искания человека выражаются 4-мя вопросами

1. Что я могу знать? (ответ даёт метафизика, философия)

2. Что я должен делать? (это проблема морали)

3. На что смею надеяться? (проблема религии)

4. Что такое человек? (антропология).

1. Задатки животности – человека как живого существа: стремление к самосохранению, продолжение своего рода, стремление к общению.

Отсюда развивающиеся пороки – пороки естественной грубости.

2. Задатки человечности его как существа живого и вместе с тем разумного:

Сравнительное себялюбие;

Наклонность судить о себе как счастливом или несчастливом;

Склонность добиваться признания своей ценности в глазах других

Никому не позволять превосходства над собой;

склонность к соперничеству, враждебности.

Отсюда все пороки культуры - зависть, неблагодарность, злорадство в высшей степени.

3. Задатки его личности как существа разумного и вместе с тем доступного вменению.

Способность воспринимать уважение к моральному закону (или не уважение – отсюда дьявольские пороки.

Эти три вида задатков коренятся 1-й – не коренится ни в каком разуме.

2-й – хотя и в практическом, но подчинённом другим мотивам разуме.

3-й сам по себе коренится в безусловно законодательствующем разуме.

Этика.

Этика Канта – вершина этической мысли. Табу – Талион – Золотое правило нравственности – категорический императив. Результат выработки человечеством моральных правил для лучшего человеческого будущего.

Человек есть существо, принадлежащее двум мирам: природной необходимости и нравственной свободе. Задача всякой философии и человеческого разума исследовать:

1. Что делает из человека природа?

2. Что он как свободно действующее существо делает или может и должен делать из себя сам.

Категорический императив (в отличие от гипотетического – формальное внутреннее повеление). Моральный закон.

«Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время, можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом».

Пояснение – касается не самого поступка, а формы и принципа из которого следует сам поступок. Т.4.ч.1. с.260.

Практический императив. Нравственный закон.

«Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». Соч. т.4. ч.1. с.270.

Кант о морали:

«Человек морален не потому, что Бог предписал ему мораль, наоборот, человек верит в существование Бога, потому, что этой веры требует мораль».

О науке:

«С одной стороны человек обладает готовыми категориальными конструкциями, с другой – эмпирическими данными. Благодаря своему продуктивному воображению, человек объединяет то и другое, синтезирует рациональное и чувственное. В этом синтезе и состоит природа науки».

Эстетические идеи.

В XVIII в. возникает эстетика как наука. Александр Баумгартен рассматривает эстетику как составную часть гносеологии, относящуюся к чувственному познанию.

И. Кант - основоположник классической эстетики, утверждает смостоятельность эстетического начала. Чувство пррекрасного занимает у него среднее положение между практическим и теоретическим разумом.

Основная задача — отыскание тех условий без которых немыслимы ни научное познание, ни этика, ни эстетика. Это субъективные априорные формы. Система философии возникла у Канта лишь после того, как он обнаружил между миром природы (жестокости и зла) и миром свободы (культуры и морали) своеобразный «третий мир» - мир красоты.
Трактат «Критика способности суждения».
Способность суждения - одна из интуитивных познавательных способностей. Эстетическая способность суждения - художественное переживание, доставляющее такое же удовольствие, как и обнаружение целесообразности.
Одна из основных идей «Критики способности суждения» - единый подход к живой природе и художественному творчеству на основе принципа целесообразности гармонической связи частей и целого.
Эстетическое у Канта рассматривается с точки зрения двух основных категорий - прекрасного и возвышенного.Прекрасное обращено преимущественно к знанию, возвышенное - к морали.
Аналитика прекрасного: «Прекрасно то, что нравится не как-нибудь случайно, но необходимо; обладает целесообразностью, но без всякой цели; нравится незаинтересованно, без всякой корысти». Это возможно потому, что прекрасное будучи субъективным переживанием является чистой формой, которой объективно ничего не соответствует.

Прекрасное- незаинтересованное удовольствие, доставляемое созерцанием эстетической формы. Это чистая красота.
Кант наряду с «чистой» красотой (цветы) вводит понятие красоты «сопутствующей» (красота человека, здания). Эстетический идеал реализуется только в сфере «сопутствующей» красоты. Нельзя себе представить идеал красивых цветов. Сопутствующая красота предполагает цель и интерес. Это символ нравственнодоброго.
Возвышенное - нарушение привычной меры, требует развитого воображенияи высокой моральности.

Кант разграничил искусство (свободное) и ремесло (искусство для заработка).
Основной мотив эстетической деятельности - бегство от всех форм однообразной практической деятельности. Однако свобода в искусстве - вовсе не абсолютный произвол. Художественное творчество предполагает следование определенным правилам. Но подлинное искусство должно быть таким же непринужденным и естественным как природа.
Кант считает, что нельзя вторгаться в жизнь художественного произведения, произвольно вмешиваться в созданную художником гармонию, «целесообразность».
Искусство, по Канту, делится на приятное и изящное.
Приятные искусства предназначены для наслаждения, развлечения и времяпрепровождения.
Изящные искусства содействуют «культуре способностей души», приближают сферу эстетического к сфере познания.

Выделяет 3 основных вида изящных искусств: словесные - поэзия — высшая форма искусства; изобразительные: ваяние и зодчество — искусство чувственной истины, живопись — искусство чувственной видимости, музыка — искусство звуков и красок - искусство игры ощущений.
Для восприятия искусства необходимы вкус, для творения — гений.

Искусство специфично, основано на врожденной неповторимой особенности художественного гения.
Четыре признака характеризуют «гения»:
1) это способность создавать нечто выходящее за пределы правил.
2) созданное произведение служит образцом;
3) не поддаётся объяснению, как возникло его произведение;
4) сфера гения не наука, а искусство.

Наши рекомендации