Этапы развития и особенности античной философии.

Античный мир подарил человечеству богатейшую культуру, которая восхищает нас своей живостью, яркостью, глубиной, чувственностью, интеллектуальностью. И в наши дни читают Гомера и Гесиода, Сапфо и Анакреонта, Геродота и Фукидида, Вергилия и Горация, Овидия и Марциала, Тацита и Плутарха и многих, многих других. Античность дала миру многих ученых в различных областях знаний. Они заложили основы математики, астрономии, медицины, географии, истории, риторики и многих других наук. В политической жизни греки открыли демократию, римляне создали знаменитое Римское право. Даже этот краткий перечень говорит о величии античной культуры. Среди беспредельного богатства этой культуры выделяется философия. Античная философия - совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом рабовладельческом обществе с конца VII в. до н.э. и в древнеримском рабовладельческом обществе, начиная со II в. до н.э. вплоть до начала VI в. н.э.
Философия складывалась на основе перенесенных с Востока в греческие города зачатков астрономических, математических и тому подобных знаний, в результате обработки древней мифологии в искусстве и поэзии, а также освобождения философской мысли из плена мифологических представлений о мире и человеке. Уже в ранних философских и космологических системах миф был не столько основой воззрения, сколько образным средством выражения мысли, а философия и знание о природе еще не были отделены друг от друга. Характерная черта античной философии - это многообразие типов философского объяснения мира. Многообразие и уровень разработки мировоззренческих проблем сделали античную философию школой философского мышления для последующих времен.
Первые философы настойчиво вели умозрительные поиски первоосновы мира. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, при всех различиях между ними, полагали, что все вещи произошли из какого-то одного, и притом вещественного, начала. Однако внутри этого наивно-материалистического учения рано наметились отдельные воззрения, которые впоследствии привели к возникновению идеализма. Многие первые греческие философы были диалектиками, рассматривали природу как целое, следовательно, во взаимодействии и связи ее явлений. Каждый крупный философ вносил вклад в развитие философии. Многие положения оказали влияние на последующее философствование. Логос Гераклита, Бытие Парменида, Нус Анаксагора, Человек Сократа, мир идей Платона, категории и логика Аристотеля, мудрец Эпикура и Сенеки - эти и другие учения привлекали внимание философов позднейшего времени. За тысячу с лишним лет развития античной философии она перетерпела сложную эволюцию, отражавшую в конечном счете диалектику развития античного общества. Материализм в античной философии развивали Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп и Демокрит. В лице Сократа и особенно Платона сложилось учение философского идеализма, противопоставившего себя в первую очередь материализму атомистов. В эпоху эллинизма, отражавшую начало кризиса полисной рабовладельческой системы, борьба школ античной философии вновь обостряется. Наиболее интенсивна в это время борьба между школой эпикуреизма и школой стоицизма. На первое место среди вопросов философии выдвигаются вопросы этики, опирающейся, однако, на учение о природе и на учение о знании и мышлении. Философские школы превращаются в замкнутые содружества людей, объединенных равнодушием к внешним событиям и повышенным интересом к вопросам этики и воспитания. В эпоху Римской империи, обострения кризиса рабовладельческого общества усиливается стремление к религиозному самозабвению и утешению. Философия все более становится религиозной, а в некоторых учениях даже мистической. Такова общая характеристика античной философии.
В истории античной философии выделяют несколько периодов.
Первый период (VI-V вв. до н.э.) - античная натурфилософия или философия «физиса». Основными школами были: ионийская (милетцы и Гераклит), пифагорейская (Пифагор), элеатская (Ксенофан, Парменид, Зенон Элейский), атомистическая (Левкипп, Демокрит). В этот же период создавали свои учения Эмпедокл и Анаксагор.
Второй период (вторая половина V в. до н.э.) - зарождение гуманистической философии. Философия в этот период делает поворот от натурфилософии к антропологии. Главными школами были: школа софистов (Протагор, Горгий, Продик), школа Сократа, малые сократические школы (Антисфен, Аристипп, Евклид, Федон).
Третий период (IV в. до н.э.) - период высокой классики или большого синтеза. Главными действующими лицами этого периода являются Платон и Аристотель.
Четвертый период (IV в. до н.э. - II в. н.э.) - период эллинизма. В этот период господствуют пять школ: кинизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, эклектизм.
Пятый период (III - IV в.в. н.э.) - заключительный этап античной философии. Философия этого периода пронизана духом религии и мистики. Самым главным течением становится неоплатонизм Плотина.
4. Становление материализма в древнегреческой философии.

История познавательной деятельности убеждает в том, что наибольшую степень научности философского мировоззрения обе­спечивает философский материализм. Это такое мировоззрение, которое признает объективное существование мира, единство мира в его материальности, его несотворимость и неуничтожимость. Идеальное здесь рассматривается как отраженное материальное. Способность человека отражать мир позволяет ему познавать сущность бытия и закономерности его развития.

Материализм имеет довольно сложную историю становления и развития, обусловленную связью его и с практикой, и с различными формами общественного сознания, и взаимоотношениями с идеализмом.

На разных этапах истории материализм существовал в различных формах, отличался более или менее полным, научным содержанием, активно или пассивно был включен в социальную практику.

Соответственно трем восходящим ступеням развития познания выделяются основные виды (формы) материализма: 1) наивный (стихийный) материализм древних; 2) метафизический (или механистический) материализм ХVII-ХVIII вв.; 3) диалектический материализм. Различаются они не только уровнем, но больше глубиной решения основных философских проблем. Первые две формы материализма характеризуются: непоследовательностью, что выражается в материалистическом понимании природы, но в идеалистическом понимании общества; вульгаризацией концепции происхождения и сущности сознания; больше идеалистическим, чем материалистическим подходом к решению вопросов познания; зарождением диалектических идей при преобладании метафизики, стихийностью и созерцательностью и т.п.

Эти черты по-разному проявились в разные исторические эпохи и сказались на содержании основных линий развития материализма. Среди них – материализм Древнего Востока и Античности. Здесь главным в развитии наивного материализма был процесс восхождения от весьма наглядных представлений о мире, природе, бытии к обобщенным и абстрактным представлениям о свойствах и строении материи. Вершиной этих представлений была атомистическая концепция.

Материализм Средневековья. В условиях господства религиозной идеологии в Западной Европе материализм был вытеснен идеализмом, но сохранен в странах арабского Востока, в Средней Азии и Закавказье.

В эпоху Возрождения и начале Нового времени (ХV-ХVI вв.) в центре внимания философии были вопросы материалистической теории познания, что было обусловлено и социальной практикой, и уровнем развития естествознания.

В ХIХ-ХХ вв. материализм обогащается диалектикой, осуществляется процесс слияния материалистической системы взглядов на мир с диалектическим методом. Это позволило говорить о философии как о науке, о философском мировоззрении как основе научного мировоззрения.

Материализм на всем протяжении своего существования доказывал несотворимость и неуничтожимость материи, предвосхищая естественно-научные открытия Нового времени. Принцип неуничтожимости материи и движения как способа существования материи также был сформулирован материализмом задолго до того, как естествознание приступило к его экспериментальному исследованию.

В теории познания материализм, исходя из принципа признания объективной реальности чувственно-воспринимаемого мира, разработал теорию отражения – учение об объективном содержании и субъективной форме ощущений, восприятий, понятий.

При всей значимости и влиянии на становление научного мировоззрения, нельзя не отметить заблуждения материализма. Они возникали, среди прочего, и по причине того, что материализм строил свои отношения с идеализмом как "борьбу", отметая все положительное, что с ним связано. Это касается исследования деятельной стороны познания, недооценки субъективной стороны познавательного процесса. Идеалисты в противоположность материализму трактовали познание как творчество познающего субъекта. Уже в античной философии появилось представление о целесообразной связи явлений природы. Эта концепция была воспринята даже средневековой схоластикой, что позволило ей разработать философско-теологическое обоснование существования Бога. Материалисты же, выступив против идеалистических выводов, опровергали существование какой бы то ни было целесообразности в природных процессах. Далее. Метафизический материализм допускал существенные ошибки в теории истины. Так, вывод об относительности истины сделали в ХIХ в. идеалисты, что привлекло на их сторону выдающихся математиков и естествоиспытателей. Да и в решении многих социальных проблем не всегда и не везде в их материалистической трактовке сходились концы с концами.

И мы бы погрешили против истины, сказав, что с возникновением диалектического материализма все названные и неназванные недостатки материализма были устранены, а потому диалектический материализм является единственно правильным и научным мировоззрением. Но неправомерна и навязываемая ныне идея о том, что антитеза "материализм и идеализм" потеряла свое былое значение, ибо эти оба учения якобы безвозвратно ушли в прошлое, а на смену им появились учения, принципиально отвергающие все то, что противопоставляли друг другу эти теории.

Наши рекомендации