Объект и субъект познания
Исходным в анализе сущности познания
как отражения (субъективного образа объективной действительности) явля-
ется понимание обусловленности субъекта, его сознания, объективными от-
ношениями, а также творческой активностью человека. В процессе активного
взаимодействия субъекта с объектом формируются познавательные пробле-
мы, структура научного исследования, знание реализуется в сфере практики,
развивается сам человек.
Для того, чтобы акцентировать в языке репродуктивно-творческую, ак-
тивную сторону сознания, в науке создано понятие “субъект”. Субъект = это
человек, социальная группа или общество в целом, активно осуществляющие
процесс познания и преобразования действительности. Субъект познания -
сложная система, в качестве своих компонентов включающая группы людей,
отдельных личностей, занятых в различных сферах духовного и материаль-
ного производства. Процесс познания предполагает не только взаимодейст-
вие человека с миром, но и обмен деятельностью между различными сфера-
ми как духовного, так и материального производства.
То, на что направлена познавательно-преобразовательная деятельность
субъекта, называется объектом. Объект познания в широком смысле слова -
весь мир. Признание объективности мира и его отражения в сознании чело-
века - важнейшее условие научного понимания человеческого познания. Но
объект существует лишь в том случае, если есть субъект, целенаправленно,
активно и творчески с ним взаимодействующий. Абсолютизация относитель-
ной самостоятельности субъекта, отрыв его от понятия “объект” ведут в по-
знавательный тупик, поскольку процесс познания в этом случае теряет связи
с окружающим миром, с реальностью. Понятия “объект и субъект” позволя-
ют определить познание как процесс, характер которого зависит одновре-
менно и от особенностей объекта, и от специфики субъекта. Содержание по-
знания в первую очередь зависит от характера объекта. Но познавательная
деятельность всегда осуществляется через посредство индивидуального соз-
наия, которое специфическим образом отражает действительность. Напри-
мер, большой камень на берегу реки может стать объектом внимания (позна-
ния) разных людей: художник увидит в нем центр композиции для пейзажа;
инженер-дорожник - материал для будущего дорожного покрытия; геолог -
минерал; а усталый путник - место отдыха. Вместе с тем, невзирая на субъек-
тивные различия в восприятии камня, зависящие от жизненно-
профессионального опыта и целей каждого из людей, все они будут видеть в
камне именно камень.
Кроме того, каждый из субъектов познания будет осуществлять взаимо-
действие с объектом (камнем) по-разному: путник скорее физически (попро-
бует на ощупь: гладкий ли, теплый ли и т.п.); геолог - скорее теоретически
(посмотрит цвет и строение кристаллов, попробует определить удельный вес
и т.д.). Существенная особенность взаимодействия субъекта и объекта за-
ключается в том, что в основе оно материальное, предметно-практическое
отношение. Не только объект, но и субъект обладает предметным бытием. Но
человек не обычное предметное явление. Взаимодействие субъекта с миром
не ограничивается механическими, физическими, химическими и даже био-
логическими закономерностями. Специфическими закономерностями, опре-
деляющими содержание этого взаимодействия, являются социальные зако-
номерности. Социальные отношения людей, опосредуя взаимодействия
субъекта и объекта, определяют конкретно-исторический смысл этого про-
цесса. Изменение смысла и значения познания возможно в силу историче-
ского изменения психологических установок и базы наличных знаний чело-
века, находящегося в гносеологических отношениях с действительностью.
В процессе гносеологических отношений происходит “перенос” особен-
ностей объекта в сознание субъекта в виде установления некоторого струк-
турного соответствия между знаниями, целями и способами деятельности
субъекта и объектом. Принцип структурного соответствия является общим
для всех форм отражения на всех уровнях существования материи, но в со-
циальной практике он действует особым образом. В обществе соответствие
между объектом и субъектом может достигаться как на “физическом” (био-
логическом, химическом и пр.), так и на теоретическом уровне.
“Теоретическое” познание отличается от “физического” (практического)
прежде всего тем, что в его процессе объект воспринимается не только ощу-
щения или их комплекс, но и производится соотнесение ощущений с поня-
тиями ( знаками, символами), которыми в обществе принято оценивать дан-
ные ощущения во всем их известном многообразии и глубине. Но различа-
ются не только субъекты познания, вносящие в процессе взаимодействия с
объектом в зависимости от уровня культуры, социальной принадлежности,
сиюминутных и долгосрочных целей и др. в его отображение собственные
корректировки. Весьма существенно различаются по качеству своего влия-
ния на процесс познания и объекты.
Все объекты доступной мышлению действительности можно разделить
на три большие группы: 1) принадлежащие миру природы , 2) принадлежа-
щие обществу и 3) относящиеся к самому феномену сознания. И природа, и
общество, и сознание - качественно различные объекты познания. При этом
чем совершеннее система, тем более сложным образом реагирует она на
внешние воздействия , тем активнее отражение ею взаимодействий. При этом
высокий уровень отражения, как правило, связан с большой самостоятельно-
стью воспринимающей системы и многовариантностью её поведения.
Природные процессы протекают на основе естественных закономерно-
стей и по своей сути не зависят от человека. Природа была первопричиной
сознания. Природные объекты, вне зависимости от уровня их сложности,
лишь в минимальной степени способны оказывать обратное влияние на ре-
зультаты познания, хотя могут быть познаны с различной степенью соответ-
ствия своей сущности.
В отличие от природы общество, даже становясь объектом познания,
одновременно является и его субъектом, поэтому результаты познания об-
щества гораздо чаще бывают относительными. Общество не просто активнее
природных объектов, оно само способно к творчеству настолько, что разви-
вается быстрее окружающей среды и потому требует иных средств (методов)
познания, нежели природа. (Разумеется, проводимое различение неабсолют-
но: познавая природу человек может познавать и собственное субъективное
отношение к природе, но подобные случаи находятся пока вне обсуждения.
Хотя следует запомнить, что человек способен познавать не только объект,
но и свое отражение в объекте).
Особо реальностью, выступающей в качестве объекта познания, являет-
ся духовная жизнь общества в целом и человека в отдельности, т.е. - созна-
ние. В этом случае процесс познания проявляется в основном в виде самопо-
знания (рефлексии). Это - наиболее сложная и наименее исследованная об-
ласть познания, поскольку мышлению в данном случае приходится прямо
взаимодействовать с творчески непредсказуемыми и неустойчивыми процес-
сами, протекающими к тому же, с очень высокой скоростью (“скоростью
мысли”). Не случайно научное познание к настоящему времени добилось
наибольших успехов в познании природы, а наименьших - в исследовании
сознания и связанных с ним процессов.
Сознание как объект познания выступает прежде всего в знаковой фор-
ме. Объекты природы и общества, хотя бы на чувственном уровне, практи-
чески всегда могут быть представлены и в знаковой, и в образной форме:
слово “кошка” может быть неизвестно человеку, не владеющему русским
языком, тогда как изображение кошки будет правильно понято не только
иностранцем, но, при определенных условиях, даже животным. “Изобразить”
мышление, мысль - невозможно.
Образ невозможно мыслить без предмета. Знак от предмета относи-
тельно независим. Ввиду независимости формы знака от формы предмета,
который этот знак обозначает, связи между предметом и знаком всегда более
произвольны и многообразны, чем между предметом и образом. Мышление,
произвольно создающее знаки разного уровня абстрагирования, формирую-
щее то новое, что не может быть “изображено” для других в форме, доступ-
ной для сопонимания, требует особых познавательных средств для изучения.
Добиться сопонимания относительно легко в познании объектов приро-
ды: и грозу, и зиму, и камень, все понимают относительно одинаково. Между
тем, чем “субъектнее” объект познания, тем больше разночтений в его ин-
терпретации: одну и ту же лекцию (книгу) все слушатели и/или читатели
воспринимают с тем большим количеством существенных расхождений, чем
в большей степени мысль автора касается субъектных объектов!
Именно субъект-объектная сторона процессов познания чрезвычайно
обостряет проблему истинности результатов познания, заставляя сомневаться
в достоверности даже очевидных истин, которые на практике далеко не все-
гда проходят испытание временем.
Определяя источник, пути, способы познания окружающего нас мира,
мыслители постоянно ставили и ставят перед собой вопрос: как отделить ис-
тинное от ложного, как определить достоверность наших знаний? Рассматри-
вая познание мира в историческом аспекте, можно отметить неуклонное воз-
растание роли научного, точного знания. Процесс этот, начавшись в незапа-
мятные времена, убыстряясь, привел к представлениям рационалистов ХY11
- ХY111 веков. Они поставили вопрос о возможности познания мира в рам-
ках строго научных, логически взаимно обусловленных понятий и связей. В
современном мире значение точного знания иногда даже фетишизируется и
достоверным признается лишь такое знание, которое может быть доказано
строго логически.
При этом представители “точных” наук убеждены, что исходя из строго
сформулированных основных положений и в дальнейшем рассуждая в рам-
ках системы законов формальной логики, можно прийти к одному-
единственному и потому правильному выводу. Однако любой представитель
точной науки осознает, что сначала нужно выбрать “строго сформулирован-
ные основные положения”, например, исходить из системы аксиом и опреде-
лений Евклида в геометрии. Существует ли действительное соответствие
между аксиомами Евклида и свойствами мира, после выбора Евклидовой
геометрии, обычно не обсуждается. Подобный подход к познанию действи-
тельности был четко сформулирован Ньютоном применительно к механике в
виде дедуктивного метода: сначала следует дать четкое определение поня-
тий, которые будут использованы в дальнейшем, определяют правила дейст-
вий с этими понятиями, а также постулируют законы и аксиомы, связываю-
щие данные понятия. После этого в процессе исследования применяют лишь
логические операции. Предполагается, что исходные принципы выбираются
изначально правильно и в дальнейшем не корректируются.
Однако возможна ли практически такая идеальная формализация, при
которой в систему знаний в дальнейшем никогда не будут вноситься уточне-
ния и дополнительные гипотезы? Возможно ли создание такой знаковой сис-
темы, которая всеми будет восприниматься одинаково? Хотя развитие от-
дельно взятой “точной” науки по евклидово-ньютоновской схеме возможно
на длительных исторических этапах, ответ будет отрицательным.
Логически безупречная конструкция, исходящая из наудачу взятых по-
сылок, сама по себе бессодержательна. Она может быть интересной голово-
ломкой, умственной гимнастикой, игрой, но какого-либо отношения к кон-
кретным явлениям, к свойствам мира, в котором мы живем, результаты ин-
теллектуальных игр могут не иметь. Наш выдающийся физик Л.И. Мандель-
штам очень точно говорил: “Всякая физическая теория состоит из двух до-
полняющих друг друга частей”. Одна часть - “это уравнения теории - уравне-
ния Максвелла, уравнения Ньютона и т.д. Это просто математический аппа-
рат”. Но необходимую часть теории составляет также связь этого математи-
ческого аппарата “с физическими объектами”. Без установления таких свя-
зей, по Мандельштаму, “теория иллюзорна, пуста”. С другой стороны, без
математического аппарата “вообще нет теории” и только “совокупность двух
указанных сторон дает физическую теорию”. Но что дает нам уверенность в
правильности связей теоретического аппарата с реальностью? Как научно ус-
тановить, верны или нет исходные посылки познания?
С детских лет мы чувствуем, что Евклидова геометрия верна, например,
верна одна из ее исходных аксиом: через точку, лежащую вне данной пря-
мой, можно провести прямую, параллельную данной, и притом только одну.
Но Н. Лобачевский попробовал отказаться от этой аксиомы и предположил,
что через такую точку можно провести не одну-единственную, а сколько
угодно прямых, не пересекающихся с данной. В результате он получил хотя
и противоречащую нашим наглядным представлениям, но последовательную
и стройную систему, в которой выводы отличны от выводов Евклидовой
геометрии. Впоследствии были построены и другие неевклидовы геометрии.
Вопрос о том, насколько неевклидовы геометрии соответствуют реаль-
ности, оставался открытым около ста лет, пока не была создана общая теория
относительности Эйнштейна. Справедливость неевклидовой геометрии для
физического мира была установлена не логически, а практически: путем изу-
чения и обобщения опытных фактов. Опытным путем были обнаружены яв-
ления тяготения, описываемые законами точно определенного математиче-
ского вида. Иными словами истинность неевклидовой геометрии была под-
тверждена в результате испытания критерием практики.
Таким образом, истинность или ложность положений, исходных для ло-
гического построения, может быть установлена лишь способами, отличными
от методов формальной логики - сравнением с опытом. Но здесь мы сталки-
ваемся с тяжелой проблемой: опыт всегда ограничен. Откуда мы знаем, что
на основе ограниченного опыта мы придем к неограниченно верному выво-
ду?
Такая уверенность может быть взята только из нашей способности оце-
нивать доказательства опыта, из нашей способности к суждению. Суждение
при этом имеет не только логическую, но и внелогическую природу. Только
дополняя формальную логику критерием опытной проверки, критерием
практики, и оценивая в процессе этой проверки с помощью “внелогического”
суждения достаточность оснований для обобщающего вывода, мы можем по-
знавать мир. И эта более полная система умозаключений образует метод бо-
лее мощный, чем формальная логика и представляет собой теорию познания
или диалектическую логику. Именно диалектическая логика выступает ос-
новным способом познания, целью и основой которого является практика.
Гносеологические функции практики. Под практикой при этом пони-
мается целенаправленная человеческая деятельность преобразования дейст-
вительности по заранее разрабатываемой идеальной модели, составляющей
содержание цели. Основными функциями практики в познании являются:
1. Она является целью познания. Стремление к познанию возникает од-
новременно со становлением личности человека. Его жизнедеятельность в
возрастающей мере требует познания тех сторон действительности, с кото-
рыми человек сталкивается в процессе жизни.
2. Практика - основание человеческого познания. Именно на практике че-
ловек осознает свои потребности и интересы, на основании которых он стро-
ит программы свой мыслительной деятельности и осуществляет выбор ис-
ходных установок познавательной активности.
3. Практика выступает и как критерий истинности полученных знаний.
На вопрос, соответствуют ли знания реальной действительности, способна
дать ответ прежде всего практика. Практика, таким образом, выступает как
своеобразная форма связи между мышлением и всеми видами реальности.
Теория познания, не включающая в качестве существенной составной
части познания практическую деятельность человека, остается созерцатель-
ной и не способна объяснить мир в его динамике и неравновесности. Любые
положения, которые были достоверными для своего времени, должны в
дальнейшем подвергаться уточнению, конкретизации или коренной ломке в
соответствии с новейшими достижениями общественной практики и передо-
вой науки.
В этом смысле было бы неправильно абсолютизировать роль практики
как критерия истины, и практика призвана подтверждать относительную ис-
тинность полученных знаний, а не устанавливать метафизические абсолюты,
“вечные” и “неизменные” истины. Критерий практики, так же, как и само по-
знание, имеет исторически относительный характер.