Почему человеческое существование является проблемным?
2. Дано:
В.П. Эфроимсон – крупнейший отечественный исследователь феномена гениальности в своем исследовании «Гениальность и генетика»: «Изучение биографий и патографий гениев всех времен и народов приводит к неумолимому выводу: гениями рождаются. Однако только ничтожно малая доля народившихся потенциальных гениев – в гениев развивается. И из подлинных, несомненных гениев лишь ничтожная доля реализуется…зарождение потенциального гения является прежде всего,– проблемой биологической, даже генетической. Развитие гения – проблема биосоциальная. Реализация гения - проблема социобиологическая».
Задание:
Согласны ли вы с мнением автора? Обоснуйте свою позицию.
Основная литература
16. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для ВУЗов. – М.: ТЕИС, 2005. – 504 с.
17. Ильин В.В. Философия : учеб. для вузов : [в 2 т.]. Т. 1 : Метафилософия. Онтология. Гносеология. Эпистемология / В.В. Ильин. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 824, [1] с.
18. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс : учеб. для студентов вузов / В.А. Канке. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - М.: Логос, 2006. - 375 с.
19. Налетов И.З. Философия : учебник для вузов / И.З. Налетов. - М. : ИНФРА-М, 2008. - 399, [1] с.
20. Крапивенский С.Э. Социальная философия. – 3-е изд.. исправленное и дополненное. – Волгоград: Комитет по печати, 1996. – 352 с.
21. Философия: учеб. для студентов вузов нефилософ. специальностей / под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. - 4-е изд. - М. : Трикста [и др.], 2007. - 686 с.
22. Философия: учеб. для студентов нефилософ. фак. вузов / под. ред. О.А. Митрошенкова. - М.: Гардарики, 2005. - 655 с.
Дополнительная литература
23. Ильин В. В. Философия в схемах и комментариях : [учеб. пособие] / В.В. Ильин, А.В. Машенцев. – СПб.: Питер, 2007. – 303 с.
24. Философия: учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования : учеб. для студентов вузов / В.Г. Кузнецов [и др.]. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 517, [1] c.
25. Хрестоматия по философии : учеб. пособие для студентов вузов / сост.: П.В. Алексеев, А.В. Панин; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Филос. фак. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М. : Просвещение, 2003. - 571, [5] с.
26. Это человек: антология / сост. и предисл. П.С. Гуревича. – М.: Высшая школа, 1995. – 318 с.
Интернет-ресурсы
27. Аннотированные ссылки на философские ресурсы, клубы, журналы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.piramyd.express.ru/all/pamyat.htm.
28. «Город философов» – философские афоризмы и выражения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ttp://www.filgorod.boom.ru.
29. Институт философии Российской Академии Наук (ИФ РАН) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.philosophy.ru.
30. Собрание наиболее известных философских текстов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://log.philos.msu.ru/library/library.htm.
ТЕМА 3. Общество как развивающаяся система Личность и общество (2 часа)
1. Становление системного взгляда на общество в истории социально-философской мысли.
2. Проблема личности, её место в философии и значение для современной общественной практики.
Форма контроля – рефераты, доклады, эссе
Формирующее задание: подготовить план-конспект; философское эссе «Личность в глобальном мире
Задание 1.
Рефераты и сообщения по теме «Общество как развивающаяся система»
1. Понятие общества в истории философии.
2. Материальное и идеальное в обществе.
3. Теория социальной стратификации.
4. Теория общественно-экономических формаций К. Маркса.
5. Концепции общественного прогресса в истории философии.
6. Теория информационного общества.
7. Способ производства - основа целостности и развития общества.
8. Технологический детерминизм как методология технократического мышления и социального действия.
Задание 2.
Презентации и кластерыпо теме «Личность и общество»
1. Личность в ходе истории.
2. Диалектика исторической необходимости и свободы личности.
3. Отчуждение и свобода личности.
4. Личность и её социальные роли.
5. Самосознание и самоопределение личности.
6. Ценностная иерархия личности.
7. Свобода как ценность.
8. Свобода и ответственность.
Задание 3.
Эссе на тему:
1. Творчество как способ самореализации личности.
2. Добро и зло в истории.
3. Проблема насилия в общественном развитии.
4. Личность в глобальном мире.
Задание 4.
Конспект по работе Ф. Фукуямы «Наше постчеловеческое будущее»
(Часть 2. Быть человечным»). - М., 2004. - С. 151-255.
Основная литература
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для ВУЗов. – М.: ТЕИС, 2005. – 504 с.
2. Ильин В.В. Философия: учеб. для вузов: [в 2 т.]. Т. 1: Метафилософия. Онтология. Гносеология. Эпистемология / В.В. Ильин. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 824, [1] с.
3. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс : учеб. для студентов вузов / В.А. Канке. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - М.: Логос, 2006. - 375 с.
4. Налетов И.З. Философия: учебник для вузов / И.З. Налетов. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 399, [1] с.
5. Крапивенский С.Э. Социальная философия. – 3-е изд.. исправленное и дополненное. – Волгоград: Комитет по печати, 1996. – 352 с.
6. Философия: учеб. для студентов вузов нефилософ. специальностей / под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. - 4-е изд. - М.: Трикста [и др.], 2007. - 686 с.
7. Философия: учеб. для студентов нефилософ. фак. вузов / под. ред. О.А. Митрошенкова. - М.: Гардарики, 2005. - 655 с.
Дополнительная литература
8. Железнов Ю.Д. Природа человека и общества. Введение в эколого-философскую антропологию: учеб. пособие. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1996. – 200 с.
9. Ильин В. В. Философия в схемах и комментариях : [учеб. пособие] / В.В. Ильин, А.В. Машенцев. – СПб.: Питер, 2007. – 303 с.
10. Философия: учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования : учеб. для студентов вузов / В.Г. Кузнецов [и др.]. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 517, [1] c.
11. Хрестоматия по философии : учеб. пособие для студентов вузов / сост.: П.В. Алексеев, А.В. Панин; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Филос. фак. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2003. - 571, [5] с.
12. Это человек: антология / сост. и предисл. П.С. Гуревича. – М.: Высшая школа, 1995. – 318 с.
Интернет-ресурсы
13. Аннотированные ссылки на философские ресурсы, клубы, журналы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.piramyd.express.ru/all/pamyat.htm.
14. «Город философов» – философские афоризмы и выражения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ttp://www.filgorod.boom.ru.
15. Институт философии Российской Академии Наук (ИФ РАН) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.philosophy.ru.
16. Собрание наиболее известных философских текстов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://log.philos.msu.ru/library/library.htm.
ТЕМА 3.Культура и цивилизации (4 часа)
1. Понятие культуры. Культура общества и культура личности.
2. Структура культуры, ее элементы и функции.
3. Цивилизация как внеформационное явление. Особенности современной цивилизации.
4. Взаимодействие культур. Культура и цивилизация. Кризис цивилизации и его критерии.
Форма контроля – опорные схемы, рефераты, эссе, терминологический диктант
Формирующее задание: подготовить два задания по выбору
Задание1.:
Составить опорные схемы по предложенным выше вопросам.
Задание 2.:
Подготовить рефераты
1. Философские концепции культуры.
2. Традиции и новаторство в культуре.
3. Социокультурная роль религии.
4. Материальное и идеальное в культуре.
5. Органическая теория общественного развития.
6. Понятие «культурно–исторического типа» в философии Н.Я. Данилевского.
7. Культура и цивилизация в концепции О. Шпенглера.
8. Массовая и элитарная культура в современном мире.
Задание3.: