Семинар. Тема № 2.1. Философия Нового времени
(на заочной и сокращенной формах обучения – аудиторно)
Вопросы:
1. Разработка методов научного исследования в философии Нового Времени. Ф. Бэкон, Р. Декарт.
2. Метафизический материализм XVII–ХVIII веков.
3. Проблемы человека и общества в философии Нового времени и Просвещения.
4. Критическая философия И. Канта.
5. Система и метод Г. Гегеля.
6. Концепция материалистической диалектики и социальная философия К. Маркса и Ф. Энгельса.
Методические рекомендации:
изучение первого вопроса следует начать с выяснения проблем и особенности философского мышления Нового времени. Слушателям, прочитав основную литературу, следует рассмотреть предпосылки, которые легли в основу нового этапа философии. Далее следует выяснить разницу между методами эмпирического исследования: индукцией и дедукцией, а также особенности метода разработанного самим Ф. Бэконом. Ознакомившись с основными положениями теории познания Р. Декарта необходимо обратить, внимание на 4 правила выдвинутые философом для адекватного познания действительности, рассмотреть учение о дуализме субстанций, определить их модусы и атрибуты. Только затем можно приступить к сравнению эмпиризма и рационализма.
Затем необходимо раскрыть особенности нового этапа развития материализма в западноевропейской философии, взгляды Д. Дидро, П. Гольбаха, Ж. Ламетри. Анализируя просветительский характер философии XVIII века, можно дать краткую характеристику эпохи, ознакомиться с общими положениями теории познания и социальными взглядами философов.
На семинарском занятии будут рассмотрены идеи двух представителей немецкой классической философии – И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля. Предварительное знакомство с их философскими взглядами лучше начинать с систематизации материала на основе учебников, выявив основные проблемы: целостность и структурированность бытия, его познаваемость, активность сознания, связь сознания и познания, принципы развития, сущность человека, универсальность и всеобщность форм нравственности, принцип тождества бытия и мышления.
В основе вопроса «Концепция материалистической диалектики и социальная философия К. Маркса и Ф. Энгельса» лежат знания, полученные на предыдущих темах, так как марксизм не появляется внезапно. Поэтому обучающимся необходимо найти изначально общие черты марксизма с идеями французских просветителей и английской политэкономии (А. Смит, П. Риккардо),немецкой классической философии.
Для иллюстрации изучаемых идей необходимо познакомится с трудами И. Канта, Г. Гегеля, К. Маркса, подобрать соответствующие цитаты, т. к. рассмотрение на семинарском занятии 3-го и 4-го вопросов предполагает анализ и обсуждение предложенных преподавателем фрагментов философских текстов.
Вопросы для самопроверки:
1. Какие новые проблемы поставлены в философии Нового времени?
2. Дайте характеристику эмпиризма и рационализма.
3. Какова, по Ф. Бэкону, природа человеческих заблуждений?
4. Что такое агностицизм? Ваше отношение к концепции Беркли и Юма.
5. Сумели ли Беркли и Юм вопреки идеологии Нового времени подчинить научное познание божественным принципам?
6. Как определяли критерий социального прогресса философы-просветители?
7. Какие противоречия цивилизованного общества сформулировал Руссо?
8. Что такое категорический императив Канта?
9. Что такое абсолютная идея Гегеля?
10. Как понимал цель истории Гегель?
11. Назовите основные философские идеи К. Маркса.
Темы докладов:
1. Научная революция и философия Нового времени.
2. Учение Декарта об интеллектуальной интуиции.
3. Учение Спинозы о субстанции.
4. Проблемы познания в философии Локка, Беркли и Юма.
5. Теория познания И. Канта.
6. Гегелевская диалектика – теория развития противоречий.
7. Марксизм как социально-философская доктрина.
Основные понятия темы:
эмпиризм, рационализм, сенсуализм, скептицизм, агностицизм. Индукция, дедукция, субстанция, атрибут, деизм. Общественный прогресс, общественный договор. Априорное знание, “вещь в себе”, трансцендентальный субъект. Абсолютная идея, диалектика. Диалектический материализм, материалистическое понимание истории, формация, отчуждение.
Учебная литература:
1. Миронов В. В. Философия: учебник. М.: Проспект, 2011. 240 с.
2. Спиркин А. Г. Философия: учебник для бакалавров. М.: ЮРАЙТ-ИЗДАТ, 2012. 828 с.
3. Философия: учебник / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. М.: Проспект, 2010. 672 с.
4. Философия: учебник / под ред. В. Н. Лавриненко. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2014. 575 с. (Бакалавр. Базовый курс).
5. Философия: учебно-методическое пособие / Авт.-сост. В. Н. Асташов, Н. В. Дрянных, Н. С. Оботурова, О. В. Агафонова. Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2014. 161 с.
Дополнительная литература:
1. Вальц Л. Л. Социально-философский контекст проблемы отчуждения в теоретическом наследии К. Маркса и современность // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 3. С. 56–67.
2. Длугач Т. Б. Надо ли сегодня задумываться над Марксом? // Вопросы философии. 2011. № 7.
3. Дубровский Д. И. Проблема добродетельного обмана. Кант и современность // Вопросы философии. 2010. № 1. С. 16–32.
4. Жить не по лжи. Споры вокруг этики Иммануила Канта // Человек. 2008. № 4. С. 30–56.
5. Комаров С. В. "Ленивый разум" Лейбница и "ложные суждения" Локка
// Человек. 2007. № 1. С. 96–111.
6. Коротких В.И. Гегелевская концепция рефлексии как формы диалектико-спекулятивного метода // Вопросы философии. 2012. № 12.
7. Лунгина Д. А. Учение о культуре у Канта и Гегеля // Вопросы философии. 2010. № 1. С. 153–165.
8. Пантин И. К. Марксизм: историческое самопознание // Вопросы философии. 2009. № 7. С. 12–24.
9. Самылов О. В. Становление принципа историзма в немецкой классической философии (Кант и Гегель) // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 4. С. 56–67
10. Семенов В. С. Забытый Маркс: о революции, социализме, человеке // Вопросы философии. 2009. № 6. С. 33–46.
11. Чесноков Г. Д. Судьба рационализма в истории философии и науки Нового времени // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 6. С. 66–77.
12. Хрестоматия по философии: учебное пособие / сост. П. В. Алексеев. М.: Проспект, 2008. 576 с.
13.http://www.philosophy.ru/ Библиотека Института философии, журнала «Вопросы философии», энциклопедии, справочники по философским дисциплинам.