Как доказать, что М. Березовский, Д. Бортнянский, А. Ведель украинские, а не русские композиторы?
Феофан Прокопович
Знаменитый проповедник и государственный деятель. Родился в 1681 году в Киеве, в купеческой семье; образование получил в Киево-Могилянской академии; по окончании курса уехал в Рим, где, чтобы поступить в иезуитскую коллегию святого Афанасия, должен был перейти в католицизм. Прослушав в этой коллегии полный курс, Феофан приобрел громадную начитанность в сочинениях богословских и философских, а также в древне-классической литературе и своими выдающимися дарованиями обратил на себя внимание папы, но не пожелал остаться в Риме и в 1704 году возвратился в Киев.
Здесь, снова обратившись в православие, он стал преподавать в академии. Феофан являлся заклятым противником всего католического в науке и жизни и поклонником новой европейской науки, созданной Бэконом и Декартом; он решительно выступает с резким, принципиальным отрицанием всякого авторитета духовенства как учительского сословия, требуя свободного, критического отношения ко всем научным и жизненным вопросам и опровергая старую теорию о первенстве духовной власти над светской и вообще о первенстве духовенства над всеми прочими общественными классами. С такими взглядами на значение и положение духовенства в государстве Феофан естественно должен был сделаться сторонником сильной светской власти в ее стремлении к реформам церковным и государственным. Петр Великий, узнав образ мыслей Феофана и убедившись в его выдающихся способностях, в 1716 году вызвал его в Петербург. Здесь Феофан сначала выступил в качестве проповедника-публициста, разъясняя действия правительства и доказывая необходимость преобразований, а также осмеивая и сатирически обличая ее противников. Из этих проповедей особенно замечательны слово о царском путешествии за границу и "слово о власти и чести царской" (1718), посвященное доказательству необходимости для России неограниченного самодержавия, причем проповедник особенно ополчался на "богословов", полагавших, что власть духовная выше светской. В 1718 году Феофан сделан епископом псковским и с этого же времени становится главным помощником Петра Великого в делах духовного управления. Через его руки проходят, им составляются или, по крайней мере, редактируются все важнейшие законодательные акты по делам церкви; он пишет, по поручению царя, предисловия и толкования к переводам иностранных книг, учебники, богословские и политические трактаты и прочее. Им составлен "Духовный регламент" (1720), написаны предисловие к Морскому уставу (1719) и "Слово похвальное о флоте российском", краткое руководство для проповедников, "Объявление" о монашестве (1724), трактат о патриаршестве.
С 1720 года Феофан был архиепископом новгородским и вскоре сделался первенствующим членом Святейшего Синода. Обладая ясным логическим умом и язвительным остроумием и выступая при том во всеоружии огромной эрудиции, он являлся в своей полемике очень опасным противником, - тем более, что его политические убеждения, основой которых была теория так называемого "просвещенного деспотизма", всецело разделялись государем.
Коллегиумы
В 1632 году путем объединения Киевской братской школы и Лаврской школы было создано первое высшее учебное заведение в Украине – Киево-Могилянская коллегия, в которой обучались преимущественно дети украинской шляхты, старшины, духовенства, богатых мещан и казаков. Братские школы сыграли прогрессивную роль в распространении просвещения и развитии украинской культуры, в борьбе украинского народа за освобождение от гнета польских феодалов, за воссоединение Украины с Россией.
В конце XVII и в XVIII в. значительное влияние на развитие науки и просвещения в Украине оказывала Киево-Могилянская коллегия (в 1701 г., по царскому указу, она получила титул и права академии и стала называться Киевской академией), названная в честь своего протектора митрополита П.Могилы. Обучение в ней носило преимущественно общеобразовательный характер. Курс обучения продолжался 12 лет и делился на 8 классов: фару (подготовительный класс), инфиму (младший класс), грамматику, синтаксиму и высшие – поэтику, риторику, философию и богословие. Студенты получали филологическую подготовку, знание языков: славянского, украинского литературного, греческого, латинского, польского, овладевали поэтическим и риторическим искусством, изучали классическую греческую и римскую и частично средневековую литературу, историю, географию, философию и богословие.
Со временем в Киевской академии были введены курс русского, французского, немецкого и староеврейского языков, чистая и смешанная математика (тригонометрия, физика, астрономия, архитектура), а в последние годы существования академии классы домашней и сельской экономики и медицины. Значительное место отводилось художественному и музыкальному образованию. Киевская академия была выдающимя очагом науки.
Принимали в академию молодежь всех сословий. В ней обучались выходцы с Левобережья, Запорожья, Западной Украины, Закарпатья. Это способствовало единению украинских земель. Ежегодно здесь получали образование от 500 до 2000 студентов. Возрастных ограничений не было. Для бедных учащихся при Академии существовала бурса. Киевская академия была также важным просветительским центром. Она основала коллегии в Гоще, Виннице, Кременце, Чернигове, Харькове и Переяславле и постоянно им помогала. Киевская академия внесла значительный вклад в укрепление культурных связей Украины с Россией и Белоруссией. С 40-х гг. XVII в. до основания Московского университета в Киеве получала образование молодежь из Москвы, Воронежа, Вязьмы, Вятки, Брянска, Калуги, Могилева и других городов.
Киевская академия сыграла важную роль в укреплении культурных связей украинского народа также с южнославянскими и другими народами. Здесь учились сербы, черногорцы, болгары, молдаване, греки, далматинцы и др. Некоторые студенты Киевской академии, ее преподаватели обучались в Польше, Франции, Италии, Англии, Германии, Венгрии. Академия поддерживала научные связи с просветительскими центрами – Краковом, Галле, Магдебургом, Константинополем и др.
Киевская академия оказала значительное влияние на организацию, содержание и методы обучения во многих учебных заведениях, в частности в Черниговском (основан в 1700 г.), Харьковском (1721) и Переяславском (1738) коллегиумах, которые были созданы по образцу Киево-Могилянской коллегии.
Черниговский коллегиум – одно из старейших учебных заведений на Левобережной Украине. Основан в 1700 г., его основателем был педагог, церковный деятель и писатель Иоанн Максимович. Черниговский коллегиум создан на базе славяно-латинской школы, переведенной из Новгорода-Северского. Обучение длилось 6 лет. В коллегиуме преподавали общеобразовательные предметы: латинский и греческий языки, историю, географию, математику, философию. В 1776 г. заведение было реорганизовано в духовную семинарию, существовавшую до 1917 г.
Харьковский коллегиум был основан в 1721 г. в Белгороде как семинария, в 1727 г. переведен в Харьков. В нем изучали грамматику, пиитику, риторику, философию и др. В 1765 г. при нем были открыты дополнительные классы для светских лиц, которым преподавали новые языки, русскую литературу и язык, математику, инженерное дело, артиллерию, архитектуру, геодезию, географию, рисование, а позднее – также физику и естественную историю (в 1773 г. эти классы выделились в отдельное Казенное училище). Харьковский коллегиум был центром просвещения Слободской Украины до начала XIX в. В коллегиуме обучались представители всех слоев населения. После открытия Харьковского университета (1805) Харьковский коллегиум стал узкосословным учебным заведением, а позднее – вновь духовной семинарией.
Переяславский коллегиум открыт в 1738 году в городе Переяславе (ныне Переяслав-Хмельницкий). Его основной целью была подготовка духовенства для борьбы против унии и католичества на Правобережье. При коллегиуме была бурса, где жили иногородние ученики. Срок обучения длился 6 лет. Здесь преподавали русский, латинский, греческий и польский языки, поэтику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, историю, пение. В коллегиуме обучались дети духовенства, казацкой старшины, мещан, крестьян. С конца 80-х гг. XVIII в. коллегиум назывался семинарией. После основания в 1799 году класса философии, а в 1800 – класса богословия – сугубо духовное заведение. В 1862 г. семинария была переведена в Полтаву.
Как доказать, что М. Березовский, Д. Бортнянский, А. Ведель украинские, а не русские композиторы?
Бортнянский Дмитрий Степанович- украинский композитор и дирижер Родился 1751 года в Глухове. Начальное музыкальное образование получил в Глуховской певческой школе, которая готовила певцов для придворной хоровой капеллы в Петербурге. В юном возрасте его выделили среди сверстников за сильный голос и музыкальность и забрали в Петербург в хоровую капеллу, где он учился у руководителя капеллы, итальянского композитора, аранжировщика Ба-льдассаре Галуппи. Впоследствии Галуппи, по указанием царицы Елизаветы Петровны, берет своего воспитанника в Италию, где он учится в течение десяти лет в Венеции, Болонье, Риме и Неаполе. В Италии было с успехом поставлены оперы Бортнянского на итальянские либретто «Креонт» (1776), «Алкид» (1778), «Квинт Фабий» (1779). Бортнянский принимает участие в деятельности музыкальной академии в Болонье. Его оперы шли в венецианском театре «Сан Бенедетто". В 28-летнем возрасте Бортнянский возвращается в Петербург, где становится придворным капельмейстером, а с 1796 года - руководителем придворной капеллы, составленной почти исключительно из воспитанников Глуховской певческой школы.
Максим Созонтович Березовский -родился в Глухове (ныне в Сумской области Украины) в казацкой семье, по национальности украинец. В Глухове воспитывались музыканты для работы при дворе российских императоров. Украинский композитор, скрипач, певец, произведения которого украсили украинское и мировое искусство.
Высшее образование получил в Киево-Могилянской академии, где начал писать собственные произведения. В 1758 году за исключительные вокальные данные послан в Петербург, где стал солистом в Придворной певческой капелле князя Петра Фёдоровича.
Находясь в Болонье, композитор сочинил значительное количество инструментальных произведений и церковных хоровых песнопений, которые он регулярно отсылал в Петербург. Среди них была «Литургия Иоанна Златоуста», имеющая выдающееся художественное значение. В этом духовном хоровом цикле Березовский выступил новатором музыкальной формы и приемов гармонизации обиходных распевов. Он впервые разделил хоровой цикл Литургии на семь крупных частей. Такое разделение быстро утвердилось и стало традиционным в музыкальной архитектонике церковной службы. Одним из самых популярных духовных произведений конца XVIII и всего XIX ст. была четвертая часть из Литургии Березовского – «Верую».
Одновременно с сочинением духовной и камерно-инструментальной музыки Березовский совершенствовался в оперном жанре. Свою оперу «Демофонт» на либретто итальянского поэта и драматурга Пьетро Метастазио (1698-1782) композитор написал для Ливорно и поставил ее в 1773 г. Опера была встречена с одобрением. Ливорнская газета «Notizie del Mondo» («Новости света») 27 февраля 1773 г. с похвалой отметила: «Среди спектаклей, показанных во время последнего карнавала, надо особенно отметить оперу, сочиненную регентом русской капеллы, состоящим на службе у ее величества императрицы всея России, синьором Максимом Березовским, который соединяет живость и хороший вкус с музыкальным знанием». После Ливорно опера исполнялась также во Флоренции в театре «Di via del Commero», о чем сообщалось 16 ноября 1773 года в газете «Notizie del Mondo». Из этого произведения до наших дней сохранились рукописные партитуры только четырех арий, которые находятся в библиотеке Флорентийской консерватории.
Опера «Демофонт» знаменует собой блестящее завершение семилетнего пребывания композитора в Италии.
Артемий Лукьянович Ведель — украинский композитор (автор многоголосной церковной музыки) и певец (тенор). Более всего прославился своими 29 пышными хоровыми концертами, которые исполняются и поныне. Среди сочинений:
Концерт «Проповедник веры»
Концерт «Господь пасет мя»
10 4-голосных концертов
Трио «Покаяния отверзи ми двери»
Партесное пение— тип церковного пения, в основе которого положено многоголосное хоровое пение. Количество голосов может быть разное, от 3 до 12, а может достигать и 48.
В партесном пении различают исполнение песнопения с постоянным и переменным многоголосием. Постоянное многоголосие обычно предполагает четырехголосные обработки мелодий знаменного и других распевов. Переменное многоголосие представляет чередование звучания полного хорового состава и отдельных групп голосов.
Место первого партесного пения — Юго-Западная Русь; распространилось в России во времена правления Елизаветы Петровны и после её царствования. В борьбе с церковной унией и католичеством православные христиане Юго-Западной Руси стремились разработать вид пения, который бы был отличный от католического органного звучания. Начинателями разработки такого пения стали православные братства. Открывая многие школы при монастырях, они вводили изучение партесного пения в храмовых хорах. Покидая Родные места, Юго-Западную Русь, православные христиане несли партесное пение в Московское государство, где господствовало одноголосное хоровое знаменное пение. Вот таким образом, партесное пение пришло на смену знаменному пению в нашу теперешнюю церковь. В богослужебное употребление партесное пение было введено в 1668 году с согласия восточных патриархов.