Раздел 2. 1 страница
ЛЮБИТЬ КРИШНУ КАК СВОЕГО РЕБЕНКА
СМЕРТЬ РЕБЕНКА
«Ты вечен. Поэтому решение заключается в том, что ты направляешь свою любовь на Кришну. Ты хочешь любить кого-нибудь как совершенного ребенка, тогда сделай Кришну своим ребенком… Любить Кришну как своего ребенка, а не просто любить воплощенное живое существо как своего ребенка. Почему бы не любить Кришну как своего ребенка? Почему бы не любить Кришну как своего друга?»
Шрила Прабхупад
Вы должны понять, что ваш ребенок – это не ваш ребенок. В материальном мире это так. Это как поток, где вы – как две соломинки, которые столкнулись вместе. Они плывут вместе вниз по течению, 4 или 5 соломинок слиплись вместе и плывут, а затем наталкиваются на камень и разлетаются каждая в своем направлении. Такова материальная жизнь. И мы направляем нашу любовь на того, с кем мы соприкасаемся, пока плывем в потоке жизни. Мы плывем и другие люди тоже плывут вместе с нами и иногда мы сходимся вместе и ставимся привязанными друг к другу, но затем мы ударяемся о скалы и разделяемся и плывем разными путями. Случается смерть или что-нибудь еще и другая личность уходит своим путем, а ты идешь своим путем и мы скорбим, потому что мы привязались к этому человеку. Итак, решение проблем жизни означает решении этой проблемы. Короче говоря, если вы решите эту проблему – вы решите проблему жизни. Буддисты говорят, что решение этой проблемы – не привязываться ни к кому и ни к чему никогда, вы избавляетесь от всех этих желаний и прекращаете существование. Вы аннулируете себя – вы умираете. Но, в действительности, душе нужно кого-то любить. Вы нуждаетесь в ком-то, чтобы любить и вы не можете прекратить существование. Вы вечны. Итак, решение заключается в том, что вы направляете свою любовь на Кришну. Если вы хотите любить кого-нибудь, если вы хотите совершенного ребенка, тогда сделайте Кришну своим ребенком. Любить Кришну как своего ребенка, а не просто любить воплощенное живое существо как своего ребенка. Почему бы не любить Кришну как своего ребенка? Почему бы не любить Кришну как своего друга? В этом случае вы следуете по стопам Яшоды и Нанды Махараджи. Они, например, любят Кришну как своего ребенка. И эти взаимоотношения вечны, поскольку они не основываются на временной материальной ситуации. Вы не будете испытывать ту боль, которую вы испытываете сейчас. Та боль, которую вы испытываете сейчас -–ее испытывают все. Прямо здесь, прямо сейчас, в Аукленде умирают чьи-то дети или умирает чья-то мать и дети страдают. Либо ребенок чувствует огромную печаль, потому что уходит мать, либо мать чувствует огромную печаль, потому, что уходит ребенок или муж страдает, потому, что его жена умирает или ребенок страдает, потому, что умирает его собака и так далее. Все страдают. Это общая для всех вещь, поэтому, во времена огромного страдания все ощущают связь друг с другом, потому, что все понимают, что этот человек ощущает. Если люди видят кого-то, чья жена только что умерла, то они чувствуют большую печаль. Они понимают. Они чувствуют сострадание, потому, что у них тоже был подобный опыт, с тем, к кому были привязаны они, кого они любили. Итак, у вас был этот опыт и у всех остальных был такой же мучительный опыт и пока вы не направите свою любовь на Кришну, вы будете переживать это снова и снова, пока вы не поймете, что вы будете счастливы только если направите свою любовь на Кришну. Материальный мир создан, чтобы научить вас этому. Поэтому вы должны пройти через этот опыт. Не позволяйте ему пропасть напрасно. Не забывайте об этом. Не забывайте о страдании, которое вы пережили. Не пытайтесь утешиться словами: «О, может быть мы заведем еще ребенка и будем радоваться ему и забудем об этом. Это просто прошедшее событие. Давай оставим это». Нет, не надо. Переживите, насколько это действительно большое разочарование. Насколько это ужасная для нас ситуация, и кто знает, насколько ужасно и болезненно это было для ребенка. Какая это опасная ситуация для живого существа.
Поэтому вы не должны давать ей пропасть напрасно. Другими словами, если вы хотите сделать так, чтобы жизнь этой личности действительно не была напрасной, чтобы она была успешной, извлеките из этого урок и будьте решительны в любви к Кришне. Мы не должны заводить ребенка, чтобы наслаждаться им, мы должны заводить его, чтобы дать ему возможность освободиться от колеса рождения и смерти, где так сильно страдают от привязанности и последующего разрыва. Но если вы сами не подходящие родители в этом смысле, тогда что хорошего вы можете дать тому, кто находиться под вашей опекой. Как будто, вы пытаетесь играть роль духовного учителя, не освободившись от привязанности к этому миру и не привязавшись к Кришне, и вы хотите учеников, чтобы наслаждаться ими. Это очень греховно. Как сказано в Ведах, нельзя становиться матерью, нельзя становиться отцом, нельзя становиться духовным учителем, нельзя становиться другом, пока вы не можете освободить тех, кто находиться под вашей заботой, от колеса рождения и смерти. Сейчас вы не можете освободить своего ребенка от колеса рождения и смерти, если вы привязаны к нему. Вы сможете освободить его только если ваша любовь и привязанность будет направлена на Кришну. Это будет настоящая забота о вашем ребенке, его счастье, тогда вы помогаете вашему ребенку привязаться к Кришне. Если вы любите Кришну, тогда вы будете ощущать, насколько сильно вы Его любите и поэтому вы будете ощущать, насколько реален Кришна, тогда ваш ребенок тоже будет ощущать, насколько сильно он может направить свою любовь на Кришну. Но, если у вас самих нет достаточной веры в существование Кришны, что вы можете любить Его, что Он примет ваш подарок, поэтому вы можете предлагать его с верой, что Он принимает его, тогда ваш ребенок тоже не сможет этого ощущать. Он не будет обладать такой верой и поэтому не сможет начать любить Кришну. Поэтому, если вы хотите быть родителями, сперва вы должны стать преданными Кришны, иначе все будет бесполезно. Вы пытаетесь быть духовным учителем, прежде чем стали преданным. Сначала вам нужно стать любящим Кришну, и тогда уже вы сможете стать родителем.
Если у вас есть полная вера в Кришну, если ваша любовь направлена на Кришну, тогда, если Кришна дает тебе ребенка или если Кришна дает тебе друга, тогда, как только у тебя появиться этот ребенок или друг, как только у тебя появляется такой ученик, немедленно все твои мысли, вся твоя цель, все побуждение должны быть направлены на то, чтобы дать этому человеку Кришну, поскольку Кришна так чудесен. Но, если вы пусты в внутри, если вы не ощущаете насколько чудесен Кришна, если вы не наполнены благодаря этим отношениям, тогда вы будете пытаться найти убежище в этом ребенке или в вашем ученике и это не поможет этой личности. Вы будете вести эту личность в неправильном направлении и вы будете пытаться привязать эту личность к себе, вместо того, чтобы пытаться привязать ее к Кришне.
Итак, вы должны сделать вашу жизнь совершенной. Сделать ваши жизни совершенными и сделать так, чтобы это событие не прошло напрасно. Вы должны принять его как поворотную точку в своей жизни. Не воспринимайте это просто как одно из проходящих событий в вашей жизни. Нет. Вместо того, чтобы жить как раньше, думая «Мы преданные Кришны» и смотря на жизнь таким образом, вы должны отнестись к этому серьезно. В чем цель жизни? Зачем это все? Почему я так страдаю? Почему эта личность так страдает? Как мне выбраться из этой ситуации? Как только вы станете серьезным и осознаете убогость этого материального мира, тогда вы будете готовы действительно стать преданным Кришны.
Поэтому не тратьте вашу жизнь напрасно. Все растрачивают свою жизнь, но они не знают этого. Они чувствуют это, но они не знают этого. Они бессознательно чувствуют эту боль внутри себя, этот страх, этот ужас смерти. Они бояться этого. Они так бояться, но они не знают этого. Они скрывают это с помощью всей своей бессмысленной болтовни. Они скрывают это с помощью всех своих бессмысленных действий и пустых разговоров. Они скрывают это с помощью блеска и шика в этом мире, они все бояться. Итак, когда вы осознаете, насколько серьезна жизнь, тогда вы воспримете послание Шри Чайтании Махапрабху серьезно.
У вас есть определенное количество лет в этом теле. Почему бы не использовать их, чтобы служить Кришне. Вместо просто одного ребенка, одной личности, почему бы не отдать всю свою жизнь служению Кришне и помощи всем Его детям? Зачем ограничивать себя только одним ребенком и жить в иллюзии совершенной вечной семейной жизни? Вы пытаетесь быть счастливы только в вашей одной маленькой семейной жизни. Это майя. И прямо в середине вашего сна вы получаете удар в лицо. Так устроил Кришна, чтобы научить вас.
Поэтому вы можете думать: «Кришна жесток, Бог жесток. Почему так происходит?» Нет. Кришна любит тебя и в действительности Он хочет научить тебя. Потому, что никто не умирает. В действительности, ваш ребенок не умер. Личность, которую вы считали своим ребенком – это не ребенок. Фактически, сначала тело такое, потом оно становиться таким, потом таким, а затем оно уходит в небытие. Оно - не личность. Там было вечное живое существо, которое вы никогда, в действительности, не знали. Знает ли на самом деле кто-то кого-то в этом мире? Нет. Они просто видят тело и думают, что тело – это я. И тело растет, а затем уходит и они никогда не видят личность. Они просто влюбляются в тело. Они влюбляются в картинку и они сохраняют эту картинку на стенке в виде фотографии, после того, как человек умирает.
Итак, вы думаете, что кто-то умирает. Это из-за майи. Все дело в неправильно направленной любви, неправильно направленной привязанности, а потом эта привязанность уходит. Проблема не в том, что кто-то умирает – никто не умирает. Проблема в том, что вы направили свою любовь на кого-то и этот кто-то ушел. Итак, это – боль любви. Это материальная жизнь, где ваша любовь направляется на материальные объекты, из-за чего происходит страдание. Что случиться, если вы умрете завтра? От чего вы будете страдать тогда? Теперь вы знаете, что вы оба должны умереть, а вы еще не решили эту проблему, не так ли?
Более того, если вы умираете, тогда вы оставляете всех. Другими словами, боль, от которой вы страдаете сейчас, оттого, что одна личность покинула вас, смягчается, различными обстоятельствами, фактом, что у вас еще есть ваш муж, ваш дом, ваш автомобиль, ваши друзья, ваши родители, этот мир, этот день, ваш голос, ваши уши, ваше лицо, на которое вы смотрите в зеркало по утрам, ваши волосы, которые вы можете укладывать, ваши зубы, которые вы можете чистить, у вас все еще есть все эти вещи, к которым вы привязаны. Вы просто потеряли одну, очень маленькую часть.
И теперь, когда вы умираете, вы оставляете всех разом. Поэтому, если вы умножите боль, от которой вы страдаете сейчас, в сотни раз, тогда вы сможете ощутить боль человека, который умирает. Вы чувствуете отблеск смерти, когда кто-то другой умирает. Вы переживаете боль, но эта боль умножается во много раз когда вы уходите сами. Вы не знаете, когда вам нужно будет уйти. Воспевайте Имена Кришны.
То, что вы должны всегда воспевать и слушать – это Его Имена. Вы должны поклоняться Его Форме, предлагать Ему пищу, цветы и благовония. Более того, вы должны заниматься преданным служением в практической жизни, пытаясь помочь дать Кришну другим. И если вы будете делать это, тогда вы будете ощущать жизнь, а если вы не будете делать этого, тогда вы будете ощущать только смерть. Есть одна опасность в этой смерти родственника. Бывает, что кто-то может казаться очень духовным и очень серьезно относящимся к духовной жизни, но если это только из-за смерти родственника, то к этому нельзя относиться серьезно. Майя постепенно придет и возьмет его, покроет его видение и он забудет и снова будет пытаться наслаждаться жизнью.
Итак, находитесь ли вы или нет в такой ситуации? Вот почему я не могу принять вас серьезно. Насколько серьезны вы, насколько серьезно вы будете относиться к своей жизни, начиная с этого момента или это будет для вас проходящая вещь, - это будет видно по тому, куда вы пойдете теперь. Все в материальном мире, когда умирает родственник, задумываются – «Для чего эта жизнь? Кто я? Почему мы здесь? Почему это происходит? Это обычно длиться от одного дня до месяца. Может быть несколько месяцев. Даже отец Прахлад даса был такой, когда мать Прахлад даса умерла. Он, на месяц, два или три, стал заинтересован в духовной жизни.
Итак, вопрос в том, насколько вы действительно это осознаете? Насколько действительно вы собираетесь быть серьезной на этом длинном пути? Мы увидим это, но я надеюсь, что вы выучите этот урок. Я надеюсь, что вы примете сейчас решение, что вы действительно будете продолжать, что вы не забудете это. Вы должны делать все возможное, чтобы помнить эту боль, потому, что Майя хочет покрыть вас и заставить думать: «наслаждайся жизнью, наслаждайся жизнью». Нет, это чушь. «Я наслаждаюсь жизнью, а затем ты снова приходишь и пинаешь меня по лицу. Я устал быть твоим слугой. Теперь я хочу служить Кришне. Боль может приходить и уходить, но я всегда буду помнить, насколько мучительно это переживание».
И теперь вы знаете, насколько сильно страдала личность, которая была в вашей утробе. Почему бы вам не умножить это и не рассмотреть страдание многих миллионов живых существ. И когда вы рассмотрите это, тогда вы действительно почувствуете отблеск мотивов действий чистого возлюбленного Кришны. Духовный учитель, чистый возлюбленный Кришны, этот тот, кто ощущает боль, которую ощущаете вы и также ощущает боль других, точно также как вы ощущали боль, которую переживал ваш ребенок, когда умирал, и чувствует жалость к этим людям. Но в то время как вы видите и чувствуете жалость к этой конкретной личности, преданный Кришны, побуждаемый своей любовью, проникается состраданием к мукам всех живых существ, которые, как он знает, потерялись в этом несчастном материальном мире и страдают подобным образом.
Итак, побуждения преданного Кришны не просто философские, они не философские никоим образом. Они основаны на реальности действительного переживания страданий других. Точно также, как вы ощущаете страдание своего умирающего ребенка, или Прахлад дас, ощущал страдание своей уходящей матери. Итак, что чистый преданный Кришны действительно ощущает переполняющую печаль от страданий других. Поэтому вы должны были бы ощущать переполняющую печаль от страданий вашего ребенка и также всех других живых существ. И когда вы ощутите, что в переполнены ощущением горя от страданий этих людей, тогда у вас появиться желание смягчить эти страдания и дать им Кришну. Теперь вы действительно способны изменить весь мир. Вы способны помочь такому огромному количеству живых существ стать счастливыми и свободными.
Итак, это мое желание, это желание всех ачарий, это желание господа Чайтании, к которому вы должны прийти. Вот цель моих усилий здесь – заставить вас расширить это. Сперва вы должны сделать это сами, поскольку вы страдаете от ваших привязанностей к этому миру. Поэтому любите Кришну и станьте свободными сами. Более того, ваше чувство сострадания и печали от горя вашего ребенка – расширьте его и дойдите до точки, когда вы действительно настолько будете любить других, что будете действительно ощущать эту скорбь за всех. Тогда у вас появиться побуждение дать Кришну людям. Тогда вы действительно станете настоящим учеником.
Это должно стать вашей целью в жизни. Если вы хотите знать, что такое духовное совершенство, то это – духовное совершенство. Когда ты любишь Кришну и когда ты чувствуешь печаль от печали всех живых существ, и когда ты трудишься, чтобы смягчить их печаль, тогда ты выполняешь волю Кришны. Таков преданный Кришны. Любой другой, не соответствующий этому условию – не преданный. Вы можете носить бусы вокруг шеи, но до тех пор, пока вы сами не испытываете любовь к Кришне, пока вы не переживаете печаль из-за горя остальных, до этих пор вы не преданный Кришны. Нет. Вот что означает быть преданным Кришны.
То, насколько близко вы подошли к тому, чтобы быть преданным, чистым преданным Кришны зависит от того, насколько близко вы находитесь к той платформе, которую я только что описал. Итак, вы должны избрать кратчайший путь из этого узлового момента вашей жизни, вы можете выбрать этот путь. Другими словами, с этой точки вы можете действительно стать возлюбленным Кришны. Вместо того, чтобы видеть этот как плохую вещь, случившуюся в вашей жизни, вы должны смотреть на это как на спасение. Это событие действительно спасает вас и страдание этого ребенка действительно дало вам возможность освободиться и, если вы станете преданным Кришны, освободить других, потому, что вы будете способны помочь остальным.
Я хочу сказать, не позвольте боли этого ребенка пропасть напрасно, сделайте так, чтобы она принесла свои плоды. Чтобы страдание этой личности действительно принесло свободу, счастье и освобождение вам и другим, тем кого вы действительно можете научить. Если вы ощущаете, то что я говорю вам, если я убедил вас, тогда вы сможете помочь многим людям, так же, как и себе.
Ссылка: аудиозапись 4C/51
Раздел 3
ШКОЛЫ – ОБРАЗОВАНИЕ
«Поэтому Прахлад говорил им : «Мои дорогие друзья, наша жизнь очень важна, эта человеческая форма жизни очень важна. Мы должны использовать ее, чтобы развить наше понимание Бога и не тратить времени. Время – очень ценно и его очень мало».
Шрила Прабхупад
ВСЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ СВЯЗАНО С КРИШНОЙ
Касательно вашего вопроса о детях, изучающих предметы, некоторые, как вы говорите, не связаны с Кришной – нет, в этом нет ничего плохого - делать что-либо или быть связанным с чем-то, напрямую не сосредоточенным вокруг Кришны. И конечно, это применимо к взрослым, также как и к детям.
По крайней мере, те предметы, которые вы упомянули и которым эти дети могли бы научиться. Я не понимаю, почему этим предметам нельзя учить детей, просто связав их с Кришной. Это кажется мне очень странным. И вы также говорите, что Прахлад дас использует музыку, все великие ачарьи использовали музыку, я сам тоже использую музыку, разве это не связанно с Кришной? Выглядит очень странным то, что вы думаете, что музыку нельзя использовать для Кришны.
Также как и садоводство, кулинарию, даже выращивание пищи можно использовать для Кришны. Вы выращиваете фрукты и овощи и предлагаете их Кришне, приготовив вкусные блюда. Это очевидно, что выращивание пищи должно быть связано с Кришной, иначе зачем оно нужно? Поэзия, шитье, изучение иностранных языков – все эти вещи можно использовать для служения Кришне. Дети могут учиться всем этим вещам, также как и использованию камер, пишущих машинок, магнитофонов и так далее.
Разумеется, что использование любого из этих искусств и машин без связи с Кришной – это Майя. Поэтому смысл в том, что их нужно научить использовать эти вещи так, чтобы, чтобы однажды в будущем, они смогли использовать их для Кришны.
Точно так же как и спорт, вы должны заниматься видами спорта, полезными для вашего здоровья. Нет смысла заниматься спортом, который основывается только на соревновании – гонки на мотоциклах – пример такого совершенно нелепого спорта: он опасен, загрязняет окружающую среду и шумен. Намного лучше этого спортивная ходьба, бег, или даже борьба. Что касается скейтбординга, то это вероятно, даже более опасно, чем мотокросс. Плавание – очень хороший спорт. Теннис – посредственный.
Но, в любом случае, очевидно, что дети должны иметь возможность заниматься различными видами спорта. Я думаю футбол – хороший спорт, хотя и слишком грубый, даже более грубый, чем американский футбол.
В любом случае, вы должны обдумать эти вещи очень серьезно, поскольку сейчас не похоже, что у вас есть ясное понимание того, что означает служение Кришне и как им можно заниматься, даже находясь в материальном мире.
Ссылка: письмо ученику 12.04.79 N.Z.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ШКОЛЫ
Шрила Прабхупад: … Теперь я думаю, что героин очень популярен здесь. Это означает, что общество разочаровано. Что система образования просто производит разочарованных людей. Какая может идти речь о том, чтобы они обладали каким-нибудь знанием?
Вы ходили в школу? И какой результат? Вы принимаете героин. Итак, таков результат их образовательной системы. Они не дают никакой информации о том, как по настоящему стать счастливым. Зачем еще человеку нужно ходить в школу? Цель жизни – быть счастливым, поэтому школьная система должна быть направлена на то, чтобы помочь человеку достичь счастья. Разве это не логично? Иначе зачем ходить в школу?
Предполагается, что школа –это средство для достижения цели. Правильно? А цель – быть счастливым. Предполагается, вы страдаете некоторое время от аскезы ходить в школу, но потом вы становитесь счастливым. Но, вы не только страдаете то время, когда вы находитесь там, вы еще и в конце все равно не счастливы, и у вас не появляется никаких добавочных возможностей стать счастливее, чем вы были до того, как пошли в школу. На самом деле, вы оказались в еще более худшем положении.
Следовательно, в Новой Зеландии, существует два вида боен: школы и те бойни, на которых они убивают бедных животных. Поэтому, прежде чем вы сможете иметь счастливое общество, обе эти бойни должны быть закрыты. Иначе это не возможно. Вы не хотите разочарованного общество, но у вас есть школы, которые порождают разочарование.
Мать: Я говорила об этом и она сказала мне: «Ну, если ты не пошлешь их в школу, он не смогут получить образования, поэтому, если позже они решат не воспевать Харе Кришна, они уже не смогут влиться в это общество, то есть ты ограничиваешь их». Таков аргумент, который она использовала.
Шрила Прабхупад: Итак, это их идея - что их общество будет продолжать жить несмотря не на что. Они просто думают, что их общество будет продолжать существовать в таком состоянии. Это их ошибка. Они не понимают того, что их общество не может больше так существовать. Они не понимают, что оно идет к саморазрушению. Они думают, что воспевания Харе Кришна не будет, а их общество будет продолжать жить. Это их ошибка.
И это хорошо, что наши дети не смогут влиться в это общество, это отлично. Предполагается, что мы должны учить их всей этой чепухе, чтобы они знали как пить и как себя вести в барах, этикету снятия проституток, как на елку влезть и задницу не ободрать, как жить в их обществе. Понимаете, мы должны учить детей всем этим вещам.
Итак, они должны знать все эти вещи в случае если они решат наслаждаться так, как наслаждаются эти люди. Дайте им настоящее, всеобъемлющее образование. Понимаете? Это их философия. А наша философия – нет, сделайте так, чтобы они даже не узнали этих вещей. Отлично.
Итак, мысль заключается в том, что их общество производит с помощью этих школ? Они говорят, что им нужно образование. Образование означает знание, итак, что они знают после школы? Это у них занимает 12 лет обучения тому, чему можно научиться за 6 лет – по крайней мере читать, писать и математике. Это не так, что мы хотим, чтобы наши дети были дураками и не умели читать и писать. Они должны быть этому обучены. Они должны это знать. Но мы не собираемся учить их так, чтобы они были разочарованы и не знали цели жизни Они, в Австралии, пытаются силой заставить детей ходить в школу?
Мать: Вы должны ходить.
Шрила Прабхупад: Нет, это не позволительно.
Мать: Иначе они приходят и начинают выяснять, почему они не ходят.
Шрила Прабхупад: Нет, вы не можете посылать их в школу. Вы должны нанять репетиторов или что-то типа этого. Это не законно? Заочная школа.
Мать: Даже это очень трудно. Они требуют, чтобы вы проводили по крайней мере 6 часов в день с вашим ребенком, так что вы, так или иначе, вынуждены нанимать кого-то. Они пытаются заставить вас нанять кого-то. Они пытаются сделать очень трудным для вас давать заочное образование, вы должны сдавать экзамены и это проверяется каждую неделю.
Шрила Прабхупад: Ну, мать может делать это, как они узнают, тратите ли в 6 часов в день?
Мать: Они задают много домашней работы.
Шрила Прабхупад: А вы можете делать ее? 2+2=4, 4+4=8 – это достаточно просто.
Мать: Мой старший ребенок очень хорошо приглядывает за младшим.
Шрила Прабхупад: Это девочка? В восточных странах Индия, Таиланд, старшие сестры заботятся о младших и старших братьях. Даже Гита на Гавайях, ей только пять и она заботиться о ребенке, носит ее, и все остальное, гуляет с ней, переодевает, все.
КНИГИ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Мать: Когда моя дочь ходит в библиотеку, она берет там много книг. Я не знаю, должна ли я останавливать ее?
Шрила Прабхупад: Да, они бесполезны, что за книги она читает?
Мать: Истории из древнего Китая, это все, что ей нравиться делать – читать. Шрила Прабхупад: Есть еще какие-нибудь книги, которые она может читать?
Мать: Шримад Бхагватам?
Шрила Прабхупад: Да, почему бы нет?
Мать: Там много философии, а ей нравятся истории, они так хорошо написаны. Должна ли я направлять ее?
Шрила Прабхупад: Да, это ваша обязанность. Если она так любит читать, почему она не может читать истории о Кришне?
Мать: В них много философии.
Шрила Прабхупад: Ей не нравиться читать философию?
Мать: Да, она любит только истории.
Шрила Прабхупад: Тогда почему бы вам не сделать выжимку, перепишите эти истории. У вас есть книга о Кришне, перепишите оттуда истории, удалив философию.
Мать: Я делала это.
Шрила Прабхупад: Это хорошая идея, книги для детей.
Мать: Она прочитывает одну за пять минут.
Шрила Прабхупад: Но она может читать их снова и снова.
Ссылка: аудиозапись IC 44
НАИВЫСШЕЕ ДОСТИЖЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ШКОЛ
Шрила Прабхупад: Эти люди (люди, руководящие системой общественных школ) – демоны. Их школы разваливаются. Какое они имеют право говорить о том, что мы делаем с нашими детьми. До тех пор пока вы учите своего ребенка, они не имеют право ничего говорить вам. Они экзаменуют ваших детей и если ваши дети дотягивают до требуемых стандартов, тогда вы можете делать это. Вы просто должны проверять, что дети учатся и все.
Вопрос: Я не знаю, стоит ли мне пойти на курсы учителей?
Шрила Прабхупад: Не тратьте зря времени. Просто учите. Курсы учителей? Вы не знаете как учить?
Вопрос: Ну не по стандартам Департамента Образования.
Шрила Прабхупад: Ну и какой у них рекорд, какое у них самое высшее достижение? Наркоманы? Может быть, бандиты? Или политики? Каков их рекорд? Я хочу сказать, возьмите тех парней, которые действительно там, наверху, как этот дурак Малдун. Он продукт их образовательной системы? Тогда, кому это нужно? Кому? Действительно, разве это стоит усилий? Если это их человек номер 1, если это самый высокий парень, парень, который придумал это, тогда каковы же средние парни?
Вам не нужно пытаться просто влиться в эту систему. Будет очень интересно узнать, смогут ли ваши дети знать больше чем их дети? Вы должны сделать так, чтобы ваши дети настолько хорошо учились, чтобы они учились больше, чем другие дети, так, чтобы если они захотели раздуть из мухи слона, тогда бы мы посмотрели, чьи дети лучше, у чьих детей есть мотивация, чьи дети лучше понимают философию, вот и все. Но вы должны сделать это. Вы не можете просто устраивать цирк. Если вы действительно учите и они проверяют детей, чтобы посмотреть дотягивают ли они до стандартов, тогда они должны быть даже выше, чем стандарт.
Вопрос: Я просто чувствую, что без какой-либо учительской подготовки… Я мог бы учить их, если бы были заочные курсы.
Шрила Прабхупад: Да, если есть заочные курсы, тогда вы можете делать это. Они не посылают вас на курсы?
Вопрос: Ну, новозеландское правительство поддерживает это только до тех пор, если вы собираетесь открыть свою собственную зарегистрированную школу (читает письмо из департамента образования).
Шрила Прабхупад: О, хорошо. Это означает, что они не собираются волноваться о вас. Существует так много людей и не только это, но если это жест и они хотят сделать из этого показательный случай, тогда вам следовало бы обуздать этих людей, поскольку они сами знают чертовски хорошо, что их школы разваливаются. Но они не делают это. В Америке они бы сделали это, но в Новой Зеландии они не делают этого, поскольку это слишком маленькая страна. Люди слишком хорошо контролируются. В Америке они просто замяли бы это дело, никто даже не услышал бы о вас, они просто затолкали бы вас внутрь, просто бы стерли ваше существование.
Ссылка: аудиозапись C40
N.Z. 29 июня, 1979.
ШКОЛЫ
Шрила Прабхупад: …Вам следовало бы научиться, как организовать их. Если вы любите детей и любите Кришну, тогда это просто вопрос разработки методов, это вероятно, займет у вас несколько лет, чтобы прийти к системе, которая действительно успешна. Поскольку мы не живем в Ведическом обществе или культуре, мы, в основном, предоставлены сами себе. Мы должны приспосабливаться ко времени и месту. И также мы не выросли в этих школах. Мы действительно не знаем как делать это. Я определенно не вырос в ведической школе и все эти люди, которые, как я вижу, пытаются это делать, оказываются людьми, добивающимися успеха, которые, в основном, любят своих детей и действительно хотят, чтобы их дети были привязаны к Кришне, и владели какими-либо ремеслами и были бы приспособлены к существованию, могли позаботиться о себе, и если у них есть какие-либо наклонности, могли бы развить их и использовать, чтобы дать людям Кришну.