Тема любви в лирике А.С.Пушкина
1. «К…» («Я помню чудное мгновенье…» (1825) – послание, ямб
15. Какие чувства переживает лирический герой по отношению к возлюбленной?
Чувства лирического героя переданы волшебным словосочетанием «чудное мгновенье», поскольку любовь для него явленное чудо. Пробудившаяся душа ощутила неземную, божественную красоту женщины, которая сравнима в представлениях поэта с «гением чистой красоты». Все стихотворение – это трепетное, волнующее признание той, которая заставила задуматься о святыне красоты, о ее роли в жизни человека. Композиционно стихотворение делится на три части, и каждая из них, в соответствии с особым музыкальным мышление автора, передает особое отношение к любимой. Первая – воспоминания о прошлом, о пережитых мгновеньях встречи с одухотворенной красотой; вторая – погружение в «хладный сон», забвение былых переживаний, и, наконец, пробуждение от мучительного сна, нарастание душевного подъема, ликование. Чудо любви заставило сердце вновь биться «в упоенье», оно вернуло лирическому герою «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь».
16. В стихотворениях каких еще поэтов XIX – XX вв. любовь представлена как «чудное мгновенье» жизни?
Тема любви традиционно рассматривается как одна из вечных тем искусства, но звучание ее глубоко индивидуально в творчестве каждого поэта. Светлое пушкинское чувство любви, выраженное в стихотворении «Я помню чудно мгновенье…», навсегда останется воплощением высшего благородства и человеческого достоинства. Сходное отношение к любви продемонстрировано в лирике русских романтиков Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.
Тютчевское стихотворение «К.Б.» по праву считается одним из замечательных образцов любовной лирики. Написанное в финале жизненного пути поэта и воплотившее сильнейшее переживание, связанное с некогда испытанным чувством, это лирическое послание стало известнейшим романсом. В нем прославляется вечность, неиссякаемая глубина любовного чувства; поднимаются вопросы верности идеалам и человеческим ценностям. Душа лирического героя, переживающего осень своей жизни, воскресает как весенняя природа. Весенний воздух, ее чарующие вечные звуки стали еще отчетливее, красочнее. Столь сильное эмоциональное переживание после долгой разлуки не только навевает воспоминания о былом, само золотое время любви вернулось на миг, полнота жизни возродилась в самой жизни.
Также хотелось бы вспомнить стихотворение А.А.Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…». В нем, как и у Тютчева и Пушкина чудесные встречи противопоставлены разделяющим их томительным и скучным годам, лишенным красоты и любви. Основная идея стихотворения – преображающая сила искусства, музыки, которые мыслятся как высшее выражение бытия. Искусство у Фета неразрывно связано с женской красотой и любовью.
Таким образом, понимание любви как святыни, как «чудного мгновенья» свойственно многим русским классикам, что подтверждают подобранные нами примеры.
2. «Я вас любил…» (1829) - послание, ямб.
15. В чем своеобразие решения темы любви в лирике А.С.Пушкина?
Стихотворение «Я вас любил…» - блестящий образец любовной лирики, однако любовная тема истолкована в нем довольно своеобразно. Автор наделил своего лирического героя способностью подняться над эгоизмом любви, над ревностью, без всякого самоотречения и самоподавления. Через все стихотворение проходит не только любовное переживание в самых разнообразных оттенках, но и чувство благодарности любимой за саму возможность прикоснуться к этому святому чувству, ощутить себя человеком. Троекратно повторяющиеся строки звучат как молитва, как заклинание. И это вполне закономерно, ведь образ возлюбленной в лирике Пушкина всегда предполагает гармонию небесного и земного, духовного и телесного. Значение стихотворения «Я вас любил…» в утверждении значительности и благородства чувства любви, которое раскрыто во всей сложности и выражено в художественно совершенной форме.
16. В стихотворениях каких еще поэтов XIX – XX вв. тема любви истолкована сходным образом?
В стихотворении «Я вас любил…» А.С.Пушкин сумел передать удивительно благородное, трепетно возвышенное чувство по отношению к любимой. Кажется, что очень трудно подобрать аналогию этому произведению по высоте и чистоте нравственного чувства. Однако лирика Серебряного века, продолжая пушкинскую традицию, дает возможность несколько приблизиться к подобному переживанию любовного чувства.
Во-первых, хотелось бы вспомнить послание В.В.Маяковского «Лиличка! (Вместо письма)», лирический герой которого обращает к любимой высокие, молитвенные слова. Используя довольно своеобразную форму сравнений-отрицаний, поэт гиперболизирует чувство любви, доводя его до предельной степени трагизма. Однако даже осознание того, что любовь безответна, не мешает ему выразить безграничную нежность. По-пушкински благородно звучит просьба выстелить уходящий шаг возлюбленной «последней нежностью».
Во-вторых, обратимся к стихотворению С.А.Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных», основная тема которого – прощание с прошлым. В нем отражена горечь разлуки с любовью, которая казалась лишь сном, отзвуком, тенью, а теперь «отоснилась» навсегда. Неназванная любимая – часть природы, неудивительно, что ее образ соткан из природных деталей. Возможно, именно поэтому стихотворение проникнуто светлой тональностью: возлюбленная, подобная мечте, не исчезла бесследно, а растворилась в окружающем мире.
3. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» (1829)- ямб, элегия
15. Можно ли рассматривать данное стихотворение не только как любовное, но и как философское?
Элегия А.С.Пушкина «На холмах Грузии…» является гениальным образцом не только любовной, но и философской лирики. Это обусловлено утверждением значительности и благородства чувства любви, которое раскрыто во всей его сложности и выражено в художественно совершенной форме. Способность испытать это высокое переживание сродни чуду самой жизни, потому и сердце «вновь горит», поскольку «не любить оно не может». Чувство, испытанное лирическим героем, противоречиво, как и сам окружающий его прекрасный ночной пейзаж. Ему «грустно и легко», печаль его «светла», как ночная мгла, пронизанная лунным светом. Источник света – это неназванная возлюбленная, к которой лирический герой обращается с троекратным признанием «тобой», именно она наполнила его печаль светом надежды.
Несмотря на то, что стихотворение и по жанру, и по форме представляет собой авторский монолог, доминирующее положение занимают безличные конструкции. Это придает элегии особую окраску: любовь, о которой идет речь, не эгоистическая, а жертвенная. Финальные строки стихотворения – утверждение и торжество этой любви вопреки всем препятствиям и жизненным невзгодам.
16. В стихотворениях каких еще поэтов XIX – XX вв. тема любви рассматривается в философском ключе?
Тема любви традиционно рассматривается как одна из вечных тем искусства, но звучание ее глубоко индивидуально в творчестве каждого поэта. При этом довольно часто решение любовной темы осложняется осмыслением ее философского аспекта. В качестве наиболее показательного примера мне хотелось бы обратиться к поэзии Серебряного века, к творчеству таких выдающихся его представителей, как О.Э.Мандельштам и Б.Л.Пастернак.
В знаменитом стихотворении «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» О.Э.Мандельштам обращается к сюжету гомеровской «Илиады», чтобы сказать неповторимые, свойственные только ему слова о любви. Возвращая первоначальный смысл истории похищения Парисом жены царя Менелая Елены, поэт стремится донести до читателей мысль о том, что любовь выше политики, именно она двигатель всех мировых катаклизмов. Более того, любовь – это некий духовный элемент, связывающий между собой все бесчисленные проявления вселенной и человеческой личности.
Не менее интересна трактовка любовной темы в стихотворении Б.Л.Пастернака «Любить иных — тяжелый крест…». Все произведение не толькопроникнуто большой любовью, нежностью и восхищением, но оно отражаетстремление увидеть стихийность и сложность мира в хитросплетении человеческих судеб. Показательно, что любовь переживается не как сугубо индивидуальное чувство, а как один из способов прикоснуться к тайнам бытия, к «разгадке жизни».