Природа как среда обитания человека. Понятие биосферы и ноосферы
По философии
1. Философия как наука, ее предмет, структура, роль в культуре. Философия и мировоззрение
Философия– это исторически изменяющаяся система фундаментальных знаний о бытии, познании, человеке, отношении человека к миру. Мировоззрение – система взглядов на мир и место человека в нем, влияющая на выбор целей деятельности и методов их достижения. В структуре мировоззрения можно выделить следующие основные компоненты: знания, ценности, убеждения. Знания– это разнообразные сведения о действительности. Убеждения –уверенность человека в истинности своих знаний, приверженность определенным идеям, способность и готовность к жертвам ради этих идей. Мировоззрение может быть как научным, так и ненаучным, прогрессивным или же консервативным, оптимистическим или пессимистическим и т.д. Объектомизучения философии является система «мир↔человек». В своем объекте философия вычленяет предмет (наиболее важные стороны для исследования) – это предельные основания, принципы, связи, свойства и законы в системе«мир—человек—общество». Основными разделами философского знания являются:
• онтология (греч. ontos – сущее, logos - слово, учение) учение о бытии, о первоначалах всего сущего, общих принципах и закономерностях его существования;
• гносеология (греч. gnosis- знание) – раздел философии, в котором изучаются проблемы познания;
• аксиология(греч. axia - ценность) – учение о природе и структуре ценностей;
• философская антропология (греч. anthropos - человек) – философское учение о человеке, его сущности и проблемах существования;
• социальная философия – раздел философии, описывающий особенности развития общества;
• история философии — раздел философии, в котором рассматривается развитие философских идей от древних времен до наших дней.
Выделяют восточную и западную философию. Внутри восточной философии называют древнеиндийскую, древнекитайскую, современную философию Индии и Китая. Классифицируя западную философию, дополнительно используют временной фактор, поэтому в ней выделяют античную философию, средневековую, философию Возрождения, Нового времени, Просвещения, современную западную философию.
2. Своеобразие философии Древнего Востока. Специфика философской традиции древней Индии (ортодоксальные и неортодоксальные школы).
Эпоха Др. Востока (1500 г до н.э. – 300 г н.э.). Эта эпоха является сложным типом цивилизации, для которой характерно:
- господство мелиоративной системы, абсолютная власть государства, централизованное управление обществом, отсутствие свободы личности
Формирование философских школ напрямую зависело от отношения к ведической традиции и характера ее переосмысления. Выделяют ортодоксальные (признающие авторитет Вед) и неортодоксальные (не признающие авторитет Вед) школы. К первым относят школы: миманса, веданта, йога и др., ко вторым — джайнизм, буддизм и чарвака – локаята.
В Китае на первое место выходит ритуальностью вместо мифологии, что связано с трактовкой древних трудов. В Индии это Веды.В Китае это древняя рукопись И-дзин (каноны перемен).
Др.Индия. Брахманизм исповедовали люди, представляющие собой элиту индийского общества. Суть брахманизма – дел-ие индий-ого общ-ва на касты:
Брахманы – жрецы, правители Кшатрии – войны Вайшьи – землевладельцы, ремесленники, торговцы Шудры – непривилегированные
Буддизм выступил с концепцией нового пути спасения. Они отвергли жертвоприношение, деление на касты. Основоположник Будда (≈ 560-480г до н.э.), собственное имя Сидд Харта.
Индуизм - новое течение, религиозно философской направленности, которое включает всю культуру Индии. (веротерпимое течение)
Китай. В эпоху Шань-инь появились первые проблески осмысления мира. Согласно концепции когда-то Вселенная была бессистемной и появились 2 духа: Инь и Янь, которые занялись упорядочением мира.
Даосизм. Дао-путь, который определяет развитие всего окружающего в мире. Это некая первопричина, первосубстанция всего сущего, источник бытия. Дао – некое абсол-ое бытие. Теоретич-им основоп-ком был Лао Цзы
Конфуцианство. Конфуций (551-479 до н.э.).
В основе конфуцианства термины «жень» (гуманность) и «ли» (правило поведения). Вся философия заключается в следующей фразе «Сын должен быть сыном, отец д.б. отцом, чиновник д.б. чиновником, император д.б. императором».
Легизм. (от лат. лекс - закон) – учние школы Фа-цзя. Этико-политическое учение об управлении человеком, обществом, государством (Хань Вэй).
3. Особенности философской мысли Древнего Китая.
В эпоху Шань-инь появились первые проблески осмысления мира. Согласно концепции когда-то Вселенная была бессистемной и появились 2 духа: Инь и Янь, которые занялись упорядочением мира.
Но несмотря на то, что в Китае был сделан ряд открытий в области естествознания это не нашло отражения в области философии.
Даосизм. Дао-путь, который определяет развитие всего окружающего в мире. Это некая первопричина, первосубстанция всего сущего, источник бытия. Дао – некое абсол-ое бытие. Теоретич-им основоп-ком был Лао Цзы
«Каждая вещь, возникнув из Дао, снова возвращается в Дао»
Дао определяет не только мир, бытие, но и поступки человека и требует упрощения, проповедуя У-вэй (не делай ничего лишнего). «Учиться у Дао и слиться с ним в одно целое, в этом и заключается смысл человеческой жизни».
Конфуцианство. Конфуций (551-479 до н.э.).
В основе конфуцианства термины «жень» (гуманность) и «ли» (правило поведения). Вся философия заключается в следующей фразе «Сын должен быть сыном, отец д.б. отцом, чиновник д.б. чиновником, император д.б. императором».
Легизм. (от лат. лекс - закон) – учение школы Фа-цзя. Этико-политическое учение об управлении человеком, обществом, государством (Хань Вэй)
Легисты выступили против раннего конфуцианства, стремились к созданию мощного государства, не считались ни с «жэнь», ни с моралью вообще. Принципы:- политика не совместимая с моралью - основным методом достижения цели является награда и наказание - государство должно иметь законы, кот-е должны быть деспотич-ими - зак-ы для всех кроме императора
4. Характер древнегреческой цивилизации и общая характеристика античной философской традиции.
Античная философия – это совокупность учений, развивавшихся в древнегреческом и древнеримском обществах с конца VII в. до н.э. по VI в.
В развитии античной философии можно выделить несколько этапов.
1) этап становления древнегреческой философии (VII- VI вв. до н.э.); философы — Фалес, Гераклит, Пифагор и др.;
2) этап зрелости, классическая древнегреческая философия (V- IV вв. до н.э.) — учения Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля;
3) этап разложения, упадка, эллинистическая философия (III в. до н.э. – VI в.); философы — Лукреций Кар, Сенека, Марк Аврелий и др.
Отличительной чертой ранних периодов развития философской мысли Древней Греции являлся онтологизм. Онтологизм (от греч. ontos — сущее и logos — учение) состоял в устойчивой ориентации философского мышления на постижение сущности и устройства мира. Прежде всего, античных философов интересовал вопрос об основе, первоначале мира, они стремились выяснить, из чего все произошло. При попытке ответить на этот вопрос сформировались основные философские учения: материализм, идеализм, дуализм.
Материализм – это философское учение, считающее основой мира материальное начало. Первый древнегреческий философ Фалес основой мира считал воду, другие философы – огонь, воздух, землю или все названные стихии вместе.
Особый интерес представляет теория Демокрита. Демокрит высказал гипотезу о том, что основой мира являются мельчайшие, не воспринимаемые органами чувств, неделимые частицы вещества (греч. «атомос» - неделимый).
Идеализм – философское учение, считающее основой мира идеальное (в смысле – духовное, нематериальное) начало. Родоначальником идеализма был Платон. По его мнению, основой мира являются идеи – общие понятия, вечные, никем несотворимые и неуничтожимые, не имеющие конкретного образа, не воспринимаемые органами чувств, постигаемые только умом (например, идеи истины, красоты, блага и т.п.).
5. Средневековая христианская философия, ее теоцентрический характер. Августин Блаженный, Фома Аквинский.
Средневековая философия представляет собой длительный отрезок в истории европейской философии (I — XV вв.), который непосредственно связан с христианской религией. Специфической чертой средневекового мышления был теоцентризм, согласно которому центром и началом всего существующего, главным объектом познания является Бог (греч. theos — бог). Отправной точкой философских размышлений была Библия, соответствием Библии проверялась и правильность философских идей, поэтому все средневековые мыслители придерживались ряда основных идей, учений.
Креационизм – учение о том, что все существующее сотворено Богом из ничего одной лишь его волей. Антропоцентризм –учение очеловеке как «венце творения», центральном объекте мира, созданном по образу и подобию Божию. Провиденциализм –учение о предопределении всего происходящего в мире божественной волей. Бог определяет обстоятельства жизни, оставляя за человеком свободу выбора поступка в данных им условиях. Эсхатология – учение о будущем человеческого общества. Представления о будущем человечества были пессимистические: будет конец света (Апокалипсис), Страшный Суд над всеми живыми и мёртвыми, после которого праведники телесно воскреснут и на земле начнётся райская жизнь.
Крупнейшим представителем патристики былАвгустин Блаженный. Прогрессивным достижением философии Августина является признание в каждом человеке уникальной личности с ее моралью, ценностями, ответственностью перед людьми и Богом за свои поступки. Мир разделен на два града: град земной, т.е. светский мир, и град Божий, который представлен на земле христианской церковью. Церковь — единственное, что способно помочь людям победить грех и объединить мир.
Самым авторитетным мыслителем этого периода был Фома Аквинский. Он систематизировал теологические учения и разработал целостное учение – томизм (от лат. Thomas – Фома), ставшее официальной доктриной католицизма. Известность приобрели предложенные Фомой Аквинским пять доказательств существования Бога, которыми пользуется и современная католическая церковь.
1. В мире все имеет свою причину, следовательно, существует и первопричина — Бог. 2.Все в мире движется, из чего можно заключить, что существует перводвигатель — Бог. 3.Все конечные вещи случайны (их могло не быть), следовательно, должно быть нечто необходимое — Бог. 4.Все, что существует, имеет различные степени качества, следовательно, должно быть высшее качество — Бог. 5.Все в мире целесообразно устроено, поэтому должен существовать и сам разумный устроитель — Бог.
6. Основные идеи философии эпохи Возрождения.
Эпоха между Средневековьем и Новым временем носит название Возрождения (или Ренессанса). В этот период (ХV - XVI вв.) на фоне распада феодальных отношений в Западной Европе во всех областях культурной и общественной жизни происходят процессы освобождения от диктата церкви, следуют открытия в науке и технике, возникают новые научные дисциплины (анатомия, физиология и др.), появляются первые печатные книги, происходит расцвет искусства.
Философию этого времени отличают ярко выраженный антропоцентризм и гуманизм. Гуманизм – это идейное течение, признающее ценность и значимость человеческой личности, право человека на творчество, свободу и счастье. Телесные потребности, чувственные удовольствия признаются естественными, земная жизнь со всеми ее благами начинает цениться не меньше небесной. Видные представители гуманизма – Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Эразм Роттердамскийи др.
В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Основой ее понимания является пантеизм –религиозно-философское учение,отождествляющее Бога и природу, растворяющее Бога в природе.Пантеизмлег в основу большинства натурфилософских учений, противостоящих идее о сотворении мира Богом из ничего. Первым пантеистическим философом эпохи Возрождения исследователи считают Николая Кузанского.Кузанский сближает Бога с природой, приписывая природе божественные атрибуты, и прежде всего бесконечность в пространстве. Величайшим открытием эпохи Возрождения явилась гелиоцентрическая система мира польского астронома Николая Коперника, сменившая существовавшую до того геоцентрическую систему. Согласно учению Коперника, во-первых, Земля вращается вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи; во-вторых, Земля вращается вокруг Солнца, помещенного Коперником в центр мира (этим объяснялась смена времен года); в-третьих, Космос бесконечен.
Философские аспекты теории Н.Коперника развил итальянский мыслитель Джордано Бруно. Он отказался от позиции своего предшественника, согласно которой Солнце представлялось как абсолютный центр мира. По мнению Бруно, таких миров во Вселенной бесчисленное множество, и они населены живыми и разумными существами, которые могут значительно отличаться от земных. Дж. Бруно был обвинен церковью в ереси и по приговору инквизиции сожжён на костре.
7. Проблемы научного познания в философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм.
Философия Нового времени зарождается в 17в. в Англии и Франции. В этот период происходит становление буржуазного общества. Бурно развивающееся производство начинает нуждаться в научных рекомендациях и тем самым стимулирует развитие науки. Авторитет науки в обществе резко возрастает. Изменившееся отношение к науке выразил английский философ Фрэнсис Бэкон в афоризме: «Знание сила».
Вследствие повысившегося авторитета науки в философии на первый план выходят проблемы гносеологии (теории познания). Философов начинают интересовать вопросы о том, что является источником и главным средством познания – органы чувств или разум, каким научным методом нужно пользоваться, чтобы получить истинные знания. При ответе на эти вопросы возникли такие философские учения, как эмпиризм и рационализм.
Эмпиризм – это философское учение, считающее чувственный опыт человека исчерпывающим источником познания окружающего мира. Сторонники эмпиризма (Ф.Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк) критически относились к познавательным способностям разума, так как разум склонен к заблуждениям, суевериям, стереотипам мышления. Эмпирики акцентировали внимание на экспериментальных методах исследования природы. Полученный в результате опытов и экспериментов материал подлежал обработке методом индукции (от частных фактов – к общим выводам).
Рационализм– философское учение, считающее разум источником и главным средством познания. Родоначальник – французский учёный, философ Рене Декарт. Он полагал, что истина не может быть из опыта, на основе чувственного познания, так как оно часто ошибается и обманывает человека. Истина может быть выведена только из разума, потому что разуму присущи врождённые, доопытные идеи, основываясь на которые люди должны построить систему философских и научных знаний, пользуясь дедуктивным методом (умозаключения делаются от общего к частному).
Эмпиризм и рационализм оказали большое влияние на развитие научного познания. Благодаря усилиям представителей эмпиризма и рационализма разум начинает возвышаться над верой, философия – над религией, что привело к большим изменениям в общественной жизни, в том числе и в философии.
8. Французское просвещение XVIII века (Ж. Ж. Руссо, Д Дидро, К. Гельвеций и др.).
18 в. вошёл в историю как эпоха Просвещения. Просвещение – это идейное течение, представители которого выступили с критикой отживающего отживающего феодального общества, требованиям ограничения влияния религии и церкви на все сферы общественной жизни. Идеи Просвещения выражали экономические, политические и духовные потребности и интересы зарождающейся буржуазии.
В центре внимания мыслителей эпохи Просвещения оказались проблемы социальной философии. Представители Просвещения – французские философы Вольтер, Жан Жак Руссо.
Ж.Ж. Руссо был популяризатором теорий естественных прав и общественного договора английских мыслителей 17 в. Т. Гоббса и Дж. Локка. «Люди рождаются свободными, равными и непорочными» - исходный тезис философии Руссо. Все люди от природы равны и имеют равные права на жизнь, свободу, счастье, собственность. Общество должно быть организованно таким образом, чтобы в нём соблюдались естественные права людей. Для защиты своих естественных прав люди заключают общественный договор, в результате которого ими создаётся государственная власть, призванная следить за порядком в обществе. Если же государственная власть сама начинает нарушать естественные права людей, то вполне законно и справедливо восстание народных масс с целью свержения деспотической власти и восстановления естественных прав.
В отличие от остальных просветителей с их оптимистической верой в разум, науку, просвещение, прогресс Руссо увидел отрицательные последствия этих явлений. По мнению Руссо, за развитие науки и искусства человечество расплачивается падением нравов. Цивилизация испортила людей, сделала их склонными к разным порокам и преступлениям. Восстановить нравственность можно путём отказа от городской цивилизации, возвращения к природному, естественному состоянию жизни. Столетие спустя схожие мысли будет высказывать Л.Н. Толстой.
Особое значение просветители придавали воспитанию человека. Предполагалось, что под воздействием правильно организованного процесса воспитания и образования все граждане станут нравственными и просвещёнными.
Идеи просветителей оказали большое влияние на общественную жизнь. Они стали идеологами и вдохновителями Французской революции конца 18 в., проходившей под лозунгом: «Свобода, равенство, братство», а так же революций последующих столетий.
9. Немецкая классическая философия (И.Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах).
Надежды просветителей на создание общества, основанного на идеалах Свободы, Равенства, Братства, скоро развеялись. Вместо образцового «царства разума» почти все народы Европы в конце 18 в. оказались втянуты в распри и войны. Провал просветительской программы переустройства общества на разумных основаниях обусловил постановку в философии вопроса о способностях и границах разума. Исследованием этого вопроса занимался основоположник немецкой классической философии Иммануил Кант.
Процесс познания Кант представлял следующим образом. Объективно существующий мир воздействует на органы чувств человека и вызывает хаос ощущений. Этот хаос человек приводит в порядок, выстраивает из него целостное представление о мире благодаря врождённым способностям чувственного восприятия и осмысления чувственного опыта. Кант полагал, что объекты действительности обладают гораздо большим набором свойств и связей, чем мы можем познать. Доступные познанию свойства и связи философ называл феноменами - «вещами для нас». Непознаваемую сущность объектов Кант обозначил понятием ноумен – «вещь в себе». Получается, что разум из воспринятого чувственного материала сначала конструирует картину мира, а потом её и изучает, а не сам мир. Таким образом, Кант показал ограниченность разума в деле познания мира. Врождённые способности человека, с одной стороны, делают возможным познание, с другой стороны, выступают его границами. Кант полагал, что человек должен жить в соответствии со сформулированным им законом нравственного поведения – категорическим императивом (всеобщим повелением). Он гласит: «Поступай по отношению к людям так, чтобы они были целью, но не средством твоих действий». Императив запрещает использовать других людей как вещи, нужно жить не для себя, а ради других.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель стремился восстановить пошатнувшуюся веру в разум как верховного законодателя во всех областях действительности. Он создал философскую систему, которая оправдывала несовершенную действительность, примиряла человека с ней, внушала оптимистические надежды на будущее. Гегель задался целью разглядеть за первоначально кажущимся хаосом быстротекущих событий единую логику развития, общие закономерности, которым подчиняются явления как материального мира, так и мышления. По Гегелю основой мира является духовная субстанция – Абсолютная идея (Мировой разум). Гегель, прослеживая историю развития Абсолютной идеи, создал теорию диалектики как стройную систему принципов, законов и категорий. Гегель считал, что ценность человеческой жизни невысока, относительна, а абсолютную ценность имеет лишь идея.
Людвиг Фейербах подверг критике философскую систему Гегеля. Он называл свою философию «антропологическим материализмом», т.к. основой философских исследований должен быть человек и природа. Человек у него – природное существо, а связи между людьми носят природный, внеисторический характер. Фейербах – материалист и атеист. Он старался доказать, что не Бог создал человека, а человек силой своей фантазии сотворил Бога. Однако критики религии не означала попытку её упразднения. Фейербах пытался заменить старую религию на новую, которая должна вместо любви к Богу проповедовать любовь к человеку и веру человека в самого себя.
10. Классика и неклассика: две эпохи в развитии европейской философии. Иррационалистическая традиция в неклассической философии (С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше).
Основные признаки классической и неклассической философии.
Классическая философия | Неклассическая философия |
1. Главный признак – рационализм Рационализм – философское учение, основанное на вере в разумное и закономерное устройство мира, в возможность человеческого разума познать мир, преобразовать природу и общество по разумному плану 2. Цель классической философии – создать объясняющий весь мир учения, открыть наиболее общие закономерности природы, общества, познания 3. Стиль характеризуется строгостью, логичностью, доказательностью выражения идей и теорий. | 1. Главный признак - иррационализм Иррационализм – философское учение, основанное на вере в алогичное устройство мира и невозможность его познания разумом. 2.Цель неклассической философии – изучение природы и сущности человека, проблем его существования в алогичном мире 3. Стиль характеризуется художественно-образными формами выражения мыслей, недосказанностью, допускается возможность различных интерпретаций понятий и идей, соучастие в творчестве мыслителя |
Неклассическая философия –тип философствования, сформировавшийся во 2-ой пол. 19-начале 20в. Её появление было обусловлено кризисом западной цивилизации и культуры. В неклассической философии можно выделить ряд течений. Исторически первым течением была философия жизни, представленная такими мыслителями, как А. Шопенгауэр и Ф. Ницше.
Учения немецкого философа Артура Шопенгауэра называют волюнтаризмом, т.к. по его мнению, первоначалом и правящей миром силой является воля. Это некая бессознательная мировая сила, обусловливающая борьбу и соперничество в неживой и живой природе. Человеку кажется, что он поступает, руководствуясь разумом. На самом деле бессознательная воля к жизни контролирует человека и делает его своим рабом. Вся человеческая жизнь – страдания и разочарования. Человек сам не может выбрать, чего желать, за него выбирает воля. Своё учение Шопенгауэр называет пессимизмом.
Немецкий философ Фридрих Ницше – атеист и иррационалист. Он считал, что Бога нет, в мире действуют только стихийные силы. Высшей ценностью является биологическая жизнь. Ницше – антидемократ и антихристианин. Он убедительно показал, как демократия и христианская мораль постепенно ведут цивилизацию Запада к застою, деградации, падению культурного уровня и, в конечном счёте, вырождению. Философия Ницше проникнута отвращением к человеку. По его мнению человек является супершимпанзе, т.е. животным, так как живёт в основном животными потребностями и удовольствиями. Современное человечество вырождается. На его месте возникнет со временем новый биологический вид – сверхчеловек. Сверхчеловек – это благородная натура, стремящаяся к культурному прогрессу, совершенствованию человека и общества.
11. Философия классического марксизма: предпосылки и идейные источники, исходные принципы и особенности. Историческая судьба марксизма.
Главной заслугой немецкого философа и экономиста Карла Маркса является разработка материалистического понимания истории. До Маркса развитие общества объяснялось идеалистически: считалось, что историей правит Бог, Абсолютная идея, Мировой разум или им подобная высшая разумная сила. Считалось, что сознание определяет бытие, реальную жизнь.
Марк показал, что не сознание определяет бытие, а бытие (т.е. реальные, материальные условия человеческой жизнедеятельности) определяет сознание людей. По его мнению, основой общественной жизни является материальное производство. Материальное производство является не только основой общественной жизни, но и источником развития общества. Происходящая время от времени радикальная смена способа производства вызывает изменения в других сферах общественной жизни и обусловливает переход общества на новую ступень развития. Таким образом, Маркс установил, что в обществе действуют такие же объективные, независимые от воли и желания людей законы, как и в природе. Деятельность людей по преобразованию общественной жизни только тогда будет успешной, когда они будут учитывать объективные социальные закономерности.
Анализируя буржуазное общество, Маркс и его друг и соавтор многих работ Фридрих Энгельс пришли к выводу о том, что капитализм исчерпал ресурсы своего существования, частная собственность становится тормозом дальнейшего развития материального производства. Частную собственность необходимо заменить общественной собственностью. Общество, основанное на общественной собственности, достигшее высокого уровня развития материального производства и материального изобилия Маркс и Энгельс называли коммунизмом. Для того, чтобы приступить к строительству коммунистического общества, рабочий класс должен совершить мировую пролетарскую революцию, свергнуть власть буржуазии. После революции должна быть установлена диктатура пролетариата – власть рабочего класса и всех трудящихся, главной задачей которой является подавление оппозиционных элементов в обществе. Под влиянием этих политических идей был совершён октябрьский переворот 1917г. в России, приведший к появлению СССР и мировой системы социализма. В процессе строительства социализма был реализован ряд экономических идей Маркса: уничтожены частная собственность, товарно-денежные отношения, конкуренция, рынок, создано плановое централизованное народное хозяйство. Идеи оказались ошибочными, т.к. социализм, проиграл экономическое соревнование с Западом. Поэтому сейчас в бывших социалистических странах осуществляются реформы , суть которых состоит в отказе от марксистского идейного наследия.
12. Основные направления и идеи западной философии ХХ века (экзистенциализм, философская герменевтика, феминизм, постмодернизм и т.д.)
Экзистенциализм – одно из главных направлений в философии ХХ в. Философия экзистенциализма стала попыткой осмысления проблемы выживания человека в ситуации острого социального кризиса, при крушении привычных систем ценностей, норм, стереотипов мышления и когда человек находится на грани жизни и смерти. Представители: немецкие философы Мартин Хайдеггер и Карл Ясперс, французские - Жан Поль Сартр и Альберт Камю. Идеи экзистенциалистов:
Идея абсурда. По мнению экзистенциалистов, заниматься постижением мира бессмысленно, так как в мире господствует абсурд, т.е. отсутствие смысла.
Идея экзистенции. Предметом изучения является человек, его существование – экзистенция. Под экзистенцией понимается жизнь конкретного человека, причём не внешняя, предметно-вещественная жизнь, а исключительно внутренняя, духовная жизнь, мир мыслей и переживаний.
Идея свободы. Главной характеристикой экзистенции является свобода. Человек свободен в том смысле, что может по-разному относиться к той или иной ситуации. Он не запрограммирован, поэтому трудно предсказать его действия. Человек – незавершённый проект, он сам себя постоянно конструирует, изобретает.
Идея выбора. Свобода постоянно ставит человека перед необходимостью выбора. Человек всё время должен выбирать ту или иную форму своего поведения, ориентироваться на те или иные ценности, нормы, идеалы. При принятии решения всё относительно, ничто не указывает, как нужно правильно действовать.
Идея личной ответственности. Сделав выбор, человек несёт личную ответственность и не может переложить её на других людей или обстоятельства.
Феминизм – движение женщин против дискриминации по признаку пола. Положение человека определяется не природой (цветом кожи, полом), а культурой, образом мышления. Симона де Бовуар подвергла критическому осмыслению социальное положение женщин. Она утверждала, что в европейской культуре доминирует мужская самооценка и оценка женщин как второсортного пола. В результате женщины по сравнению с мужчинами обладают значительно меньшей свободой индивидуального выбора форм своей жизни. Для изменения статуса женщины в обществе необходимо, чтобы мужчины и женщины пришли к новому, более равноправному пониманию самих себя и друг друга.
Герменевтика – философское направление, которое занялось разработкой метода познания гуманитарных наук, отличного от метода познания естественных наук. Гуманитарные науки имеют дело с текстами. Первоначально внимание герменевтов было сосредоточено на литературных текстах. Они обратили внимание на культурологический феномен: автор текста вкладывает в него определённый смысл, читатель знакомится с текстом, но не факт, что он воспримет тот смысл, который был заложен автором. Если он обладает другим жизненным опытом, набором знаний, другой верой, то он сконструирует другой смысл текста. Герменевтика начала разрабатывать правила интерпретации текстов и любых других творений человека, которые могут привести толкователя к первоначальному смыслу. главным методом познания гуманитарных наук герменевты считают понимание.
Постмодернизм – философия конца 20-начала21 в. Представители: Жак Деррида, Жиль Делез, Жан-Франсуа Лиотар, Жан Бодрийяр. Идеи постмодернизма:
1. мир непознаваем, т.к. он устроен хаотично и неразумно, следовательно, невозможно и преобразовать его по усмотрению человека.
2. непознаваемость мира означает, что невозможно точно установить, какое утверждение является истинным, всё относительно
3. констатация кризиса системы ценностей западного общества. Ценности в культуре присутствуют, но в хаотичном виде. Это вызывает у человека ощущение безопорности, дезориентированности, неуверенности. Новая система ценностей только формируется, вызревает в недрах самого общества.
4. идея «смерти философии» как науки, превращение её в такой вид искусства, как «искусство мышления». Философия уже не занимается постижением мира в целом, установлением его общих закономерностей, теперь у неё задачи – она изучает проблемы человеческого существования.
5. отрицание возможности творчества в современной культуре. Плотность информационных потоков, обрушивающихся на человека, настолько возросла, что создать что-то новое, оригинальное практически невозможно.
Философия постмодернизма отражает падение веры в разум, как средство познания и преобразования действительности, разочарование в идее прогресса, который привёл постиндустриальное общество к трагичным экологическим, антропологическим и общекультурным последствиям.
13. Основные направления и идеи русской философии.
В русской философии долгое время не было своих оригинальных идей и учений в основном развитии т.е. которые взаимствовались сначала из Византии (Турция нынешняя), а после падения Византии в XV веке из Западной Европы свои самобытные учения появляются в России только в XIX в и главной темой становится тема России те. Сложнейший вопрос о специфике русского общества и исторического пути его развития. Первым мыслителем задумавшись над загадкой России был Петр Яковлевич Чаадаев он написал «Философские письма» (1829-1831) которые были опубликованы после чего журнал был закрыт редактор сослан в Сибирь, Чаадаев объявлен царем сумасшедшим и помешен под домашний арест. Чаадаев считал, что в то время как Западные страны движутся по пути прогресса, поднятие жизненного уровня, предоставления все большего количества демократических прав и свобод Россия стоит в стороне, от этого процесса. В ней наблюдаются хронические застои, отсутствие культурного творчества. Россия никчемная страна, которая не внесла никакого вклада в культурное развитие человечества, она только брала достижение других народов. В целом Россия существует только для того, что бы дать отрицательный пример другим народам – «Так жить нельзя». После Чаадаева образованное общество России разделилось на западников и славянофилов (славянолюб). Западники Герцон, Огарев, Белинский, Тургенев и др. считали, что существует общее для всех народов закономерности развития . Наилучшим образом они учтены и реализованы на Западе, поэтому России нужно копировать Западный опыт во всех сферах жизни, ничего лучшего все равно придумать не удастся. Славянофилы (Оксаков, Хомяков и др) считали Запад обществом без будущего в котором постоянно происходят экономические кризисы. Люди расчетливы, эгоистичны, бездуховны, поэтому Россия не должна копировать Запад, а идти своей дорогой. Достоинствами России благодаря которым она сможет стать лидером мирового развития являются:
1) православие формирующее у людей духовность
2) коллективизм славян приоритет у них общественных интересов над личными, взаимопомощь
3)Особое отношение народа к власти, когда в барине царе видели главу семейного рода, клана и уважали сильную власть.
Спор между западниками и славянофилами продолжается и в наши дни.
14. Социально-философские и гуманистические идеи в белорусской философии (Ф. Скорина, С. Будный, С. Полоцкий, К. Лыщинский).
Философская мысль в Беларуси представляет собой комплекс идей, сложившихся в процессе развития белорусов как нации, белорусской культуры как уникальной целостности. Большое воздействие на развитие социально-философских идей в Беларуси всегда оказывала ее включенность в более широкие культурные целостности, а также ситуация социокультурного взаимодействия между Западом и Востоком. Развитие философской мысли в Беларуси связано с эпохой Возрождения (Ренессанса) и Реформации (XVI-XVII). Становление самобытной национальной философии связано с именем Ф.Скорины, гуманиста и первопечатника первой половины XVIв. В комплексе философских взглядов этого мыслителя ведущее место занимает этика. В основе всех положительных качеств, по мнению Скорины, лежит человеколюбие. Любовь к ближнему – это нравственное качество, которое вытекает из естественной природы человека. Одна из наивысших характеристик личности – справедливость, важным моментом духовности человека является также мудрость.
Концепция С.Будного, религиозного реформатора, филолога, педагога, поэта. Отрицая многие догмы религии, он склоняется к трактовке Бога как космической первопричины, отвергал Троицу как фантастическую сущность: Дух – неравнозначная субстанция, а атрибут Бога, Иисус Христос – человек, выбранный богом для спасения человечества. В философии Беларуси XVIIв материализм и атеизм наиболее последовательно были представлены в творчестве К.Лыщинского. Основной работой Лыщинского является трактат «О несуществовании Бога», в котором он отрицал факт создания мира Богом из ничего. Центральным понятием в этом произведении является понятие «природа». Мыслитель-атеист признавал природу вечной. По его мнению, она не имеет конца, никакой внешней силой не создавалось, развивается по своим естественным законам.
Развитие философской мысли в Беларуси в XIX-XXвв. происходило в тесном контакте с идейно-политическими процессами в России.
15. Метафизика и онтология. Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке.
В философии термин «метафизика» был введен в 1в. до н.э. Андроником Родосским. Метафизика и философия понимались как наука о высших, неизменных, недоступных органам чувств началах и причинах всего существующего, обязательных для всех наук. Метафизика – философское учение о предельных, сверхопытных принципах и началах бытия, знания, человека и культуры.Традиция метафизического мышления, зародившаяся в древности, по-видимому, отвечает глубокой потребности человеческой природы, и хотя достижения метафизики не столь впечатляющи, как успехи науки, она будет существовать до тех пор, пока существует страсть к абсолютному познанию. Онтология – учение о бытии, о его формах и фундаментальных принципах, о наиболее общих определениях и категориях бытия. Бытие- это философская категория, которая указывает на реальное существование чего-либо. Понятие «бытие» сходно с такими понятиями, как «есть», «действительность», «реальность», «существование». Существуют (находятся в бытии) не только предметы, но и мысли, разные психические состояния, бред, сновидения. Отсутствие бытия обозначается понятиями «небытие», «ничто», «пустота» и т.д. Категория небытия говорит о таких свойствах предметов, процессов и явлений, как отсутствовать, быть нереальными.
Основным понятием в философском материализме является понятие материи («вещь», «вещество»). В настоящее время в философии сосуществует множество определений понятия материи. Материя – объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отражаемая им. Существует два вида строения материи – вещество и поле. Вещество дискретно, структурировано, обладает массой покоя и рассредоточено в пространстве. Формами вещества могут быть атомы, молекулы, газы, вирусы, живые организмы. Поле существует в разных видах - гравитационное, электромагнитное, биологическое и т.д.
Наиболее полное представление в науке и в философии сложилось относительно материального устройства мира. В нем можно выделить следующие уровни: неорганическая природа, живая природа, социум. Данные уровни в совокупности составляют единую материальную систему. Неорганическая природа – движение элементарных частиц и полей, атомов и молекул, макроскопических тел, планетарные изменения. Живая природа – различного рода биологические процессы. В социуме можно выделить уровни: индивидуум – семья – коллектив – класс – нация – государство – этнос – человечество.
16. Движение и развитие как способ существования материи. Диалектика как философская концепция развития. Исторические формы диалектики.
Наш мир находится в состоянии непрерывного движения. Движение –это всякое изменение вообще. Движение бывает разных видов: механическая, химическая, биологическая, социальная. Философское учение изучающее основные и не основные законы развития называются диалектикой. Диалектика сама прошла ряд этапов развития. 1) Стихийное наивная диалектика древних греков. Она существовала в виде разных идей отдельных догадок. Наиболее ярким представителем явл. Гераклит сказавший «Все течет, все изменяется и в оду и ту же реку, нельзя войти дважды». Гераклит понял их причину всеобщей изменчивости, ею является борьба противоположностей содержащихся в любом объекте. 2) Дотируется XIXв. Немецкий философ Георг Гегель превратил диалектику в мир безразличных людей в строенное научное учение сформировал принцип и законы диалектики охарактеризовал ее важнейшие категории. Принцип – это руководящая основополагающая идея какой-либо теории в диалектике 2- ва принципа. А) Принцип всеобщей взаимосвязи и взаимодействия согласно которому в мире нет изолированных объектов, все они непосредственно или опоследовано связаны друг с другом. Б) Принцип развития всеобщая взаимосвязь и воздействие порождает разнообразие изменения объектов, причем изменения качественные, необратимые. Существует 2-ва вида развития взависимости от его направленности развития от простого к сложному от низшего к высшему наз. прогресс, обратное регресс.
Диалектика – это философское учение о всеобщих событиях бытия, о движении и развитии всего сущего. Кроме того, она является и способом (методом) философского мышления, с помощью которого окружающий человека мир воспринимается как единое, противоречивое и динамическое целое. Диалектика представляет собой сложную систему принципов, законов и категорий. Основными принципами (исходными положениями) диалектики являются принцип развития и принцип взаимосвязи. В соответствии с этими принципами в диалектике утверждается следующее: 1) любые явления и предметы в мире подвержены качественным изменениям (развитию), 2) все в мире взаимосвязано, что подчеркивает вся история развития мира, данные естественных и общественных наук.
17. Законы и категории диалектики
Законы диалектики выражают наиболее общие существенные устойчивые связи, между объектами мира.
1)Закон единства и борьбы противоположностей. Отвечает вопрос (посему,) происходит развитие причиной и движущей силой развития является борьба противоположностей в любом объекте. В противоположности это разнокачественные свойства и тенденции развития (добро и зло, свет и тьма, правое и левое). Противоположности не существую друг без друга и вместе образуют противоречие, если исчезает одна из противоположностей, другая раздваивается образует новое противоречие и так до бесконечности. Житейский смысл закона можно выразить словами: «Жизнь сплошное противоречие на всякий плюс, есть свой минус». 2)Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений отвечает на вопрос: Как происходит развитие? Любой объект представляет собой единство качественных и количественных характеристик. Качество – это совокупность существенных отличительных свойств объекта, количество степень их выраженности конкретное единство, качество и количество обозначается понятием меры. В рамках меры одному и тому же качеству соответствует определенный диапазон количественных характеристик. Развитие начинается с постепенных количественных уменьшений которое накапливаясь выходит за рамки меры и приводят к качественному изменению объекта. Новое качество открывает простор для новых количественных изменений и так до бесконечности. Житейский смысл закона можно выразить фразой «Все происходит постепенно». 3)Закон отрицания отвечает на вопрос по форме и направления развития. Отрицание это переход от старого качества к новому от него к новейшему и так до бесконечности. В процессе отрицания наблюдается не только появление нового качества, но и преемственности в развитии какие-то черты старого качества сохраняются в новом. Преемственность обуславливает повторяемость, но это уже не 100% повтор, а только лишь подобие . Переход от старого к новому, графически изображается прямой наклонной линией. Повторяемость изображается кругом сочетанием круга и прямой и дает развитие форму спирали. Спираль означает необратимость развития. Житейский смысл закона: в прошлое возврата нет.
Категории диалектики (неосновные законы диалектики).
1)Соотношение причины и следствия. 2)Понятие необходимости и случайности. 3)Возможность и действительность. 4)Содержание и форма. 5)Единичного и общего. 6)Сущность и явление. 7)С помощью категории части и целого философия утверждает, что развивающееся явление представляет собой целостное взаимодействие его частей.
18. Пространство и время как атрибутивные формы существования и развития материи. Основные концепции пространства-времени.
Важнейшими формами бытия являются пространство и время. Понятие пространства и времени всегда оказывалась в центре внимания философов, особенно когда шла речь о создании общей картины мира. В новой физической теории пространство и время трактуется с позиции реляционного подхода. Пространство – это форма бытия материи, выражающая структурность и протяженность различных систем. Время – это форма бытия материи, выражающая длительность существования и последовательность смены состояний различных систем. Пространство и время имеют целый ряд атрибутивных (неотъемлемых) свойств. Атрибутивными свойствами пространства являются протяженность, однородность и изотропность, трехмерность. Протяженность – рядоположенность и сосуществование различных элементов. Трехмерность - реальное пространство трехмерно и все явления можно отобразить с использованием трех величин. Однородность пространства означает отсутствие в нем каких-либо выделенных точек. Изотропность равноправность всех возможных направлений. Атрибутивными свойствами времени являются длительность, необратимость, одномерность и однородность. Время и пространство специфично проявляет себя в микромире, живой природе, в социальной действительности.
В истории философии большинство интерпретаций пространства и времени можно свести к двум основным концепциям.
1)Субстанциональной концепцией. Согласно данной концепции пространство и время представляют собой своеобразные вместилища материальных предметов, явлений, процессов, происходящих в мире. Время рассматривалось как абсолютная длительность, а пространство – как абсолютная протяженность. Именно на это понимание пространства и времени опирался Ньютон, создавая свою механику. 2)Реляционная концепция. Ее сторонники понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. Вне этой системы взаимодействий пространство и время считались несуществующими.
19. Природа как объект научного познания и среда обитания человека. Понятия «биосфера», «ноосфера».
Природа как среда обитания человека. Понятие биосферы и ноосферы
Для характеристики взаимодействия человека и общества с природой применяется понятие «среда обитания»,под которой понимаютобласть бытия, непосредственно контактирующую с человеком. Различают естественную и искусственную среду обитания. Естественная среда обитания включает в себя все то, что существует независимо от человека – литосферу (почву), гидросферу (воду), атмосфера (воздух). Искусственная среда связана с различными сферами деятельности человека, который сумел создать весьма разветвленную «вторую природу», т.е. мир вещей и процессов, которые нигде в естественной среде не встречаются. Это уже «очеловеченная» природа, которая существует по социальным законам. Одним из самых уникальных и важных явлений искусственной среды является техносфера. Она включает в себя многочисленные и разнообразные орудия труда, технику, машины, здания, коммуникации и т.д.
Природный мир представляет собой тесное единство живого и неживого, органического и неорганического. В природном мире выделяют биосферу– (от греч. bios – жизнь и sphaire – шар) – сфера жизни. Подбиосферой понимают оболочку Земли, занятую совокупностью живых организмов с продуктами их жизнедеятельности. Термин «биосфера» был впервые употреблен французским ученым Ж.Б. Ламарком в 1804 г. Философский смыл понятие «биосфера» получило благодаря работам советского ученого В.И. Вернадского. Он ввел в обиход термин «живое вещество», под которым понимал всю совокупность организмов, населяющих Землю, а биосферой назвал среду обитания этих организмов.
В 20-е годы 20 века В.И. Вернадский на огромном фактическом материале обосновал мысль о закономерной эволюции биосферы в новое качественное состояние, для характеристики которого французский философ и математик Э. Леруа ввел термин «ноосфера». Большой вклад в развитие учения о ноосфере был внесен крупным ученым и теологом 20 века П. Тейяр де Шарденом.
Понятие «ноосфера» прежде всего, понимается как сфера разума. Ноосфера – это качественно новое состояние биосферы, результат деятельности человека, плод его знаний и труда. Ноосфера, названная Вернадским концентрацией энергии человеческой культуры, стала мощной геологической и даже космической силой, фактором глобальных изменений на Земле. Она постепенно превращает окружающий человека Мир в объект управляемого развития, и открывает новые перспективы для существования человечества.
20. Глобальные проблемы человечества и сценарии возможного будущего.