Создание и изучение заместителя объекта называется;

а) формализацией;

б) аналогией;

в) моделированием;

г) идеализацией.

2. Отображение знания в знаковом, символическом виде называется:

а) формализацией;

б) аналогией;

в) моделированием;

г) идеализацией.

3. Умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде других отношений называется:

а) формализацией;

б) аналогией;

в) моделированием;

г) идеализацией.

4. Создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней, называется:

а) формализацией;

б) аналогией;

в)моделированием;

г) идеализацией.

5. Определение измеряемой величины к эталону называется:

а) наблюдением;

б) экспериментом;

в) измерением;

г) сравнением.

6. Целенаправленное восприятие объекта без вмешательства в них называется:

а) наблюдением;

б) экспериментом;

в) измерением;

г) сравнением.

7. Изучение явления.в контролируемых и управляемых условиях называется:

а) наблюдением;

б) экспериментом;

в) измерением;

г) сравнением.

8. Выявление сходства или различий объектов на основе изучения их признаков называется:

а) наблюдением;

б) экспериментом;

в) измерением;

г) сравнением.

9. Такие понятия как «техника», «компьютер», «компрессорная станция» являются результатом:

а) анализа;

б) абстрагирования;

в) синтеза;

г) классификации.

10. Когда студенты изучают устройство ГТУ, - это пример:

а) анализа;

б) абстрагирования;

в) синтеза;

г) классификации.

11. Когда студент делает вывод о том, что ГТУ состоит из компрессорного насоса, ротора, статора, лопаток, - это пример:

а) анализа;

б) абстрагирования;

в) синтеза;

г) классификации,

12. Инфляция, рост безработицы, падение производства, банкротство предприятий, банковской системы, - все это факты, свидетельствующие об экономическом кризисе. Это пример:

а) индукции;

б) дедукции;

в) анализа;

г) синтеза.

13. Если не заводится автомобиль, то в качестве возможных причин могут выступать поломка бензонасоса, неисправность бендикса или других частей стартера, отсутствие контакта в системе зажигания, разрядка аккумуляторной батареи, Это пример:

а) индукции;

б) дедукции;

в) анализа;

г) синтеза,

14. Если мы изучаем, как развитие финансовой системы, мировая конъюнктура на фондовых рынках, динамика мировых цен на энергоносители, политический режим и политическая система современной России влияют на изменение стоимости акции ОАО «Газпром», то мы применяем:

а) логический метод;

б) исторический метод;

в) метафизический метод;

г) диалектический метод,

15. Как вы понимаете мысль Ф. Бэкона, в соответствии с которой, ученый должен походить больше не на «паука» и «муравья», а на «пчелу»?

16. В чем сильные и слабые стороны эмпиризма?

Контрольная работа по теме: «Познание»

Вариант 1

1. Дайте определение следующим понятиям:

а) познание;

б) ощущение;

в) понятие;

г) представление;

д) умозаключение;

е) истина;

ж) знание;

з) восприятие;

и) суждение;

к) чувственное познание;

л) интуиция;

м) абсолютная истина.

2. Выведите умозаключение из следующих суждений:

А) Все люди смертны;

Б) Сократ - человек;

В) Следовательно.

А) «Терек» выбыл из премьер-лиги и будет играть в первой;

Б) Нигматулин остался в «Тереке»;

В) Следовательно.

3. Прочтите высказывание и ответьте на вопросы:

А) «Все, что недоступно чувствам, недостижимо для ума».

Это высказывание принадлежит сторонникам

а) сенсуализма:

б) рационализма.

Б) «Нет того в разуме, чего бы прежде не было в чувствах»

Это высказывание принадлежит сторонникам

а) рационализма;

б) сенсуализма.

4. Как вы понимаете пословицу: « мир освещается солнцем, а человек -
знанием»?

5. Как вы понимаете библейское высказывание «познание приумножает
скорбь»?

Контрольная работа по теме: «Методология научного познания»

Вариант 1

1. Сложный и противоречивый вопрос, требующий разрешения, называется:

а) теорией;

б) концепцией;

в) гипотезой;

г) проблемой.

2. Система знаний, описывающая и объективно объясняющая определенные явления, называется:

а) теорией;

б) концепцией;

в) гипотезой;

г) проблемой.

3. Изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях называется:

а) анализ;

б) наблюдение;

в) сравнение;

г) эксперимент.

4. Выявление сходства или различия объектов и их признаков составляет сущность метода:

а) анализа;

б) наблюдения;

в) сравнения;

г) эксперимента.

5. К теоретическим методам не относят:

а) наблюдение;

б) эксперимент;

в) сравнение;

г) формализация;

д) дедукция;

е) измерение;

ж) индукция.

6. Процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части называется:

а) дедукцией;

б) индукцией;

в) идеализацией;

г) анализом.

7. Движение от частного к общему составляет сущность:

а) анализа;

б) синтеза;

в) абстрагирования;

г) индукции.

8. К философским методам не относятся:

а) дедукция;

б) анализ;

в) метафизический;

г) диалектический;

д) формализации.

9. Рассмотрение объекта в покое, вне связей с другими объектами составляет
сущность метода:

а) статистического;

б) метафизического;

в) исторического;

г) системного.

10. Науку нельзя рассматривать в качестве:

а) способа материального производства;

б) способа духовного производства;

в) социального института;

г) деятельности человека;

д) вида мировоззрения;

е) догматизации знаний.

11. Теория отвергается, если ее выводы опровергаются фактическими данными, - речь идет о научном принципе:

а) универсализма;

б) системности;

в) фальсификации;

г) верификации.

12. Механическая картина мира характерна для науки:

а) античности;

б) средневековья;

в) нового времени;

г) новейшего времени.

13. Гуманитаризация естественных наук характерна для:

а) неклассической науки;

б) классической науки;

в) постклассической науки;

г) средневековой науки.

14. Представление о мире как сложной системе в естественных, науках, внимание к изучению иррациональных явлений в гуманитарных науках характерно для:

а) неклассической науки;

б) классической науки;

в) постклассической науки;

г) средневековой науки.

15. Согласно________________ , исследовательская программа состоит из жесткого ядра, защитного пояса и совокупности методологических правил:

а) Фейенбарду;

б) Расселу;

в) Куну;

г) Лакатосу.

Контрольная работа по теме: «Методология научного познания»

Вариант 2

1. Научно-обоснованное предположение, требующее проверки, называют:

а) теорией;

б) концепцией;

в) гипотезой;

г) проблемой.

2. Автономная форма организации теоретического знания, представляющую собой совокупность идей, гибко связанных между собой и несущую на себе печать авторской индивидуальности, называется:

а) теорией;

б) концепцией;

в) гипотезой;

г) проблемой.

3. Целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них называется:

а) анализ;

б) наблюдение;

в) сравнение;

г) эксперимент.

4. К эмпирическим методам не относят:

а) наблюдение;

б) эксперимент;

в) анализ;

г) измерение;

д) абстрагирование;

е) формализация.

5. Движение от общего к частному составляет сущность метода:

а) дедукции;

б) индукции;

в) идеализации;

г) анализа.

6. Соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое составляет сущность метода:

а) анализа;

б) синтеза;

в) абстрагирования;

г) индукции.

7. Отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования отдельных его сторон составляет сущность метода:

а) анализа;

б) синтеза;

в) абстрагирования;

г) индукции.

8. Раскрытие законов развития и изменения вещей в их взаимосвязи внутренней противоречивости и единстве составляет сущность метода:

а) диалектического;

б) метафизического;

в) исторического;

г) системного.

9. Некритическое нагромождение различных несвязанных методов называется:

а) догматикой;

б) эвристикой;

в) алгоритмом;

г) эклектикой.

10. К критериям научности не относят:

а) объективность;

б) субъективность;

в) иррациональность;

г) рациональность;

д) умозрительность;

е) практическая применимость;

ж) догматичность;

з) критичность;

и) прогрессизм;

к) ретроградность.

11. Если каждое положение подтверждено, то всю теорию можно считать истинной - соответствует научному принципу:

а) универсализма;

б) системности;

в) фальсификации;

г) верификации.

12. Специальная и общая теории относительности ____________указали на связь времени, пространства энергии, массы:

а) Гейзенберга;

б) Ньютона;

в) Платона;

г) Эйнштейна.

13. Формирование запроса на экспериментальное естествознание, восприятие науки как социокультурной ценности характерно для:

а) неклассической науки;

б) классической науки;

в) постклассической науки;

г) средневековой науки.

14. Сложный сплав суждений, теорий, норм, фактов, ценностей, образцов, общепринятых в научном сообществе, называют:

а) концепцией;

б) методологией;

в) парадигмой;

г) теорией.

15. Научную революцию как радикальную смену парадигм, полностью разрушающих старую картину мира, в своих трудах рассматривал:

а) Фейенбард;

б) Рассел;

в) Кун;

г) Лакатос.

Контрольная работа по разделу: «Теоретическая философия»

Вариант 1

1. Соотнесите между собой:

1) идеализация; 2) сравнение; 3) эксперимент; 4) исторический метод; 5) наблюдение; 6) логический метод; 7) формализация;

а) детальное воспроизведение развития объекта; б) целенаправленное систематическое восприятие объекта; в) инженерная графика; г) сопоставление объектов; д) использование формул, компьютерных языков; е) выделение этапов развития объектов; ж) активное воздействие на объект П.

2. Продолжите предложение:

Сложнейшие действия человека, которые в результате многократных повторений приобретают неосознанный характер, называются...

Наши рекомендации