Создание и изучение заместителя объекта называется;
а) формализацией;
б) аналогией;
в) моделированием;
г) идеализацией.
2. Отображение знания в знаковом, символическом виде называется:
а) формализацией;
б) аналогией;
в) моделированием;
г) идеализацией.
3. Умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде других отношений называется:
а) формализацией;
б) аналогией;
в) моделированием;
г) идеализацией.
4. Создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней, называется:
а) формализацией;
б) аналогией;
в)моделированием;
г) идеализацией.
5. Определение измеряемой величины к эталону называется:
а) наблюдением;
б) экспериментом;
в) измерением;
г) сравнением.
6. Целенаправленное восприятие объекта без вмешательства в них называется:
а) наблюдением;
б) экспериментом;
в) измерением;
г) сравнением.
7. Изучение явления.в контролируемых и управляемых условиях называется:
а) наблюдением;
б) экспериментом;
в) измерением;
г) сравнением.
8. Выявление сходства или различий объектов на основе изучения их признаков называется:
а) наблюдением;
б) экспериментом;
в) измерением;
г) сравнением.
9. Такие понятия как «техника», «компьютер», «компрессорная станция» являются результатом:
а) анализа;
б) абстрагирования;
в) синтеза;
г) классификации.
10. Когда студенты изучают устройство ГТУ, - это пример:
а) анализа;
б) абстрагирования;
в) синтеза;
г) классификации.
11. Когда студент делает вывод о том, что ГТУ состоит из компрессорного насоса, ротора, статора, лопаток, - это пример:
а) анализа;
б) абстрагирования;
в) синтеза;
г) классификации,
12. Инфляция, рост безработицы, падение производства, банкротство предприятий, банковской системы, - все это факты, свидетельствующие об экономическом кризисе. Это пример:
а) индукции;
б) дедукции;
в) анализа;
г) синтеза.
13. Если не заводится автомобиль, то в качестве возможных причин могут выступать поломка бензонасоса, неисправность бендикса или других частей стартера, отсутствие контакта в системе зажигания, разрядка аккумуляторной батареи, Это пример:
а) индукции;
б) дедукции;
в) анализа;
г) синтеза,
14. Если мы изучаем, как развитие финансовой системы, мировая конъюнктура на фондовых рынках, динамика мировых цен на энергоносители, политический режим и политическая система современной России влияют на изменение стоимости акции ОАО «Газпром», то мы применяем:
а) логический метод;
б) исторический метод;
в) метафизический метод;
г) диалектический метод,
15. Как вы понимаете мысль Ф. Бэкона, в соответствии с которой, ученый должен походить больше не на «паука» и «муравья», а на «пчелу»?
16. В чем сильные и слабые стороны эмпиризма?
Контрольная работа по теме: «Познание»
Вариант 1
1. Дайте определение следующим понятиям:
а) познание;
б) ощущение;
в) понятие;
г) представление;
д) умозаключение;
е) истина;
ж) знание;
з) восприятие;
и) суждение;
к) чувственное познание;
л) интуиция;
м) абсолютная истина.
2. Выведите умозаключение из следующих суждений:
А) Все люди смертны;
Б) Сократ - человек;
В) Следовательно.
А) «Терек» выбыл из премьер-лиги и будет играть в первой;
Б) Нигматулин остался в «Тереке»;
В) Следовательно.
3. Прочтите высказывание и ответьте на вопросы:
А) «Все, что недоступно чувствам, недостижимо для ума».
Это высказывание принадлежит сторонникам
а) сенсуализма:
б) рационализма.
Б) «Нет того в разуме, чего бы прежде не было в чувствах»
Это высказывание принадлежит сторонникам
а) рационализма;
б) сенсуализма.
4. Как вы понимаете пословицу: « мир освещается солнцем, а человек -
знанием»?
5. Как вы понимаете библейское высказывание «познание приумножает
скорбь»?
Контрольная работа по теме: «Методология научного познания»
Вариант 1
1. Сложный и противоречивый вопрос, требующий разрешения, называется:
а) теорией;
б) концепцией;
в) гипотезой;
г) проблемой.
2. Система знаний, описывающая и объективно объясняющая определенные явления, называется:
а) теорией;
б) концепцией;
в) гипотезой;
г) проблемой.
3. Изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях называется:
а) анализ;
б) наблюдение;
в) сравнение;
г) эксперимент.
4. Выявление сходства или различия объектов и их признаков составляет сущность метода:
а) анализа;
б) наблюдения;
в) сравнения;
г) эксперимента.
5. К теоретическим методам не относят:
а) наблюдение;
б) эксперимент;
в) сравнение;
г) формализация;
д) дедукция;
е) измерение;
ж) индукция.
6. Процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части называется:
а) дедукцией;
б) индукцией;
в) идеализацией;
г) анализом.
7. Движение от частного к общему составляет сущность:
а) анализа;
б) синтеза;
в) абстрагирования;
г) индукции.
8. К философским методам не относятся:
а) дедукция;
б) анализ;
в) метафизический;
г) диалектический;
д) формализации.
9. Рассмотрение объекта в покое, вне связей с другими объектами составляет
сущность метода:
а) статистического;
б) метафизического;
в) исторического;
г) системного.
10. Науку нельзя рассматривать в качестве:
а) способа материального производства;
б) способа духовного производства;
в) социального института;
г) деятельности человека;
д) вида мировоззрения;
е) догматизации знаний.
11. Теория отвергается, если ее выводы опровергаются фактическими данными, - речь идет о научном принципе:
а) универсализма;
б) системности;
в) фальсификации;
г) верификации.
12. Механическая картина мира характерна для науки:
а) античности;
б) средневековья;
в) нового времени;
г) новейшего времени.
13. Гуманитаризация естественных наук характерна для:
а) неклассической науки;
б) классической науки;
в) постклассической науки;
г) средневековой науки.
14. Представление о мире как сложной системе в естественных, науках, внимание к изучению иррациональных явлений в гуманитарных науках характерно для:
а) неклассической науки;
б) классической науки;
в) постклассической науки;
г) средневековой науки.
15. Согласно________________ , исследовательская программа состоит из жесткого ядра, защитного пояса и совокупности методологических правил:
а) Фейенбарду;
б) Расселу;
в) Куну;
г) Лакатосу.
Контрольная работа по теме: «Методология научного познания»
Вариант 2
1. Научно-обоснованное предположение, требующее проверки, называют:
а) теорией;
б) концепцией;
в) гипотезой;
г) проблемой.
2. Автономная форма организации теоретического знания, представляющую собой совокупность идей, гибко связанных между собой и несущую на себе печать авторской индивидуальности, называется:
а) теорией;
б) концепцией;
в) гипотезой;
г) проблемой.
3. Целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них называется:
а) анализ;
б) наблюдение;
в) сравнение;
г) эксперимент.
4. К эмпирическим методам не относят:
а) наблюдение;
б) эксперимент;
в) анализ;
г) измерение;
д) абстрагирование;
е) формализация.
5. Движение от общего к частному составляет сущность метода:
а) дедукции;
б) индукции;
в) идеализации;
г) анализа.
6. Соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое составляет сущность метода:
а) анализа;
б) синтеза;
в) абстрагирования;
г) индукции.
7. Отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования отдельных его сторон составляет сущность метода:
а) анализа;
б) синтеза;
в) абстрагирования;
г) индукции.
8. Раскрытие законов развития и изменения вещей в их взаимосвязи внутренней противоречивости и единстве составляет сущность метода:
а) диалектического;
б) метафизического;
в) исторического;
г) системного.
9. Некритическое нагромождение различных несвязанных методов называется:
а) догматикой;
б) эвристикой;
в) алгоритмом;
г) эклектикой.
10. К критериям научности не относят:
а) объективность;
б) субъективность;
в) иррациональность;
г) рациональность;
д) умозрительность;
е) практическая применимость;
ж) догматичность;
з) критичность;
и) прогрессизм;
к) ретроградность.
11. Если каждое положение подтверждено, то всю теорию можно считать истинной - соответствует научному принципу:
а) универсализма;
б) системности;
в) фальсификации;
г) верификации.
12. Специальная и общая теории относительности ____________указали на связь времени, пространства энергии, массы:
а) Гейзенберга;
б) Ньютона;
в) Платона;
г) Эйнштейна.
13. Формирование запроса на экспериментальное естествознание, восприятие науки как социокультурной ценности характерно для:
а) неклассической науки;
б) классической науки;
в) постклассической науки;
г) средневековой науки.
14. Сложный сплав суждений, теорий, норм, фактов, ценностей, образцов, общепринятых в научном сообществе, называют:
а) концепцией;
б) методологией;
в) парадигмой;
г) теорией.
15. Научную революцию как радикальную смену парадигм, полностью разрушающих старую картину мира, в своих трудах рассматривал:
а) Фейенбард;
б) Рассел;
в) Кун;
г) Лакатос.
Контрольная работа по разделу: «Теоретическая философия»
Вариант 1
1. Соотнесите между собой:
1) идеализация; 2) сравнение; 3) эксперимент; 4) исторический метод; 5) наблюдение; 6) логический метод; 7) формализация;
а) детальное воспроизведение развития объекта; б) целенаправленное систематическое восприятие объекта; в) инженерная графика; г) сопоставление объектов; д) использование формул, компьютерных языков; е) выделение этапов развития объектов; ж) активное воздействие на объект П.
2. Продолжите предложение:
Сложнейшие действия человека, которые в результате многократных повторений приобретают неосознанный характер, называются...