Предмет философии, её задачи
ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ
Учебно-методическое пособие
Составитель: В.В. Коромыслов
Пермь
ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА»
УДК 1 (075)
ББК 87
К 684
Рецензенты: кандидат культурологических наук, доцент кафедры философии ПГСХА Л.Л. Леонова; кандидат философских наук, доцент кафедры философии ПГСХА К.В. Патырбаева.
Введение в философию[Текст]: учебно-методическое пособие/ сост.: В.В. Коромыслов, М-во с.-х. РФ, ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА» – Пермь: Изд-во ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА», 2013. – 95 С.; 20 см. – 150 экз.
Данное пособие предназначено для изучения вводного раздела к курсу общей философии. В нём даётся краткий обзор философских проблем и возможных вариантов их решения, в доступной форме раскрываются основные философские понятия, проясняются вызывающие наибольшую трудность для осмысления моменты, формируются базовые навыки для дальнейшего, более углублённого изучения курса философии, прививается критически-пытливый, творческий подход к осмыслению материала. Оно может быть использовано как для лекционных, так и для практических занятий.
Пособие содержит дополнительный материал по методическим рекомендациям преподавателям для лекционного прочтения курса философии.
Печатается по решению методической комиссии кафедры философии.
© ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА», 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………………. 4
Глава I. Предмет философии, её задачи, структура и функции……… 5
Предмет философии, её задачи…………………………………………. 5
Структура и функции философии……………………………………… 23
Глава II. Философская проблематика…………………………………. 34
Основной вопрос философии………………………………………….. 34
Наиболее обсуждаемые философские проблемы……………………... 39
Глава III. Философия и мировоззрение. Философия и жизнь………... 61
Философия и мировоззрение…………………………………………… 61
Философия и жизнь……………………………………………………... 74
Заключение……………………………………………………………… 84
Литература по теме «Введение в философию»………………………... 86
Основные термины и понятия…………………………………………... 87
Методические рекомендации для преподавателей…………………………91
Введение
Для рядового человека, живущего в современном обществе и впитывающего веяния современной культуры, философия ассоциируется с чем-то предельно абстрактным, оторванным от реальной жизни. В быту философом часто называют человека, склонного к излишним, пустым рассуждениям. Сам образ учёного в наше время оказывается дискредитирован. В современном обществе, особенно у молодёжи нашего века, сформировалась установка на то, чтобы жить «полной» жизнью, жизнью лишь «одним днём», сиюминутным моментом, не задумываясь о последствиях, ведь жизнь, в их понимании, – это лишь своеобразная «игра». Знания и понимание в таком контексте становятся нужны лишь постольку, поскольку пригождаются «здесь и сейчас». В таких условиях образование, выходящее за рамки выбранной специальности, воспринимается как нечто себя изжившее. С таким предвзятым, несерьёзным отношением студенты, как правило, встречают учебный предмет по философии. Но так ли далека от реальной жизни философия? Так ли она безнадёжно отстала от духа и потребностей современной эпохи? Это учебно-методическое пособие и призвано помочь разобраться в вопросе о роли философии в жизни, актуальности её изучения, пробудить интерес к философской проблематике.
Глава I. Предмет философии, её задачи, структура и функции
Предмет философии, её задачи
Философия является одной из самых древних и, пожалуй, самых увлекательных форм человеческого знания. Она зародилась в VII-VI веках до н.э. почти одновременно в Индии, Китае и Греции. Однако различие восточного и западного образа мышления породило и различие в традициях философских школ Запада и Востока. Западноевропейская философия делала акцент на рациональности мышления, его аргументированности, а восточная отличалась образностью мышления и делала акцент на жизненной мудрости.
Западные корни понятия философия также восходят к мудрости. Слово «философия» произошло от двух древнегреческих слов «любовь» и «мудрость». В буквальном переводе оно означает «любовь к мудрости». По преданию, первым слова «философия» и «философ» употребил Пифагор, когда обратил внимание на стремления некоторых людей к правильному, мудрому образу жизни. Он говорил, что абсолютной мудростью могут обладать только боги, а всё, что может человек – это стремиться к ней, любить её. Данную мысль нужно понимать так, что нет пределов совершенствования в мудрости, в то же время это не означает, что мы не должны стремиться их достичь. Стремление к мудрости, питаемое любовью к ней, открывает перед человеком новые пути, новые возможности, ибо мудрость в данном случае олицетворяет ту гибкость и тонкость знания, которые позволяют максимально плодотворно применять его в повседневной жизни.
Цицерон ( I век до н.э.) называл философию культурой души, а человека, занимающегося философией – обладающим культурой духа и ума. В этом смысле можно сказать, что философ – это человек, у которого развита культура мышления, который обладает определённым уровнем духовного развития, просвещённости. Это человек с широким кругозором, духовным богатством внутреннего мира, а также с навыками нестандартного, творческого мышления.
Платон говорил, что под влиянием философии душа человека очищается, и он «становится подлинно совершенным». Философия, аккумулируя в себе мудрость веков, обладает очищающим свойством, побуждает человека к непрестанному самосовершенствованию, гармоничному развитию всех качеств личности, вдохновляет на возвышенные и великие цели.
Л.Н. Толстой называл философа «учителем жизни», а философию «делом жизни». Многие мыслители отмечали, что цель философии не просто познание мира, а в том, чтобы опираясь на эти знания, изменить его к лучшему, под удобство и комфорт в жизни человека, «очеловечить» его, преобразовать в интересах наибольшего числа людей.
По мнению Р. Декарта, философия означает «благоразумие в делах», «совершенное знание всего того, что может знать человек». И именно это, с его точки зрения, отличает нас от дикарей и варваров. Он замечает: «Каждый народ тем более гражданственен и образован, чем лучше в нём философствуют, поэтому нет для государства большего блага, как иметь истинных философов". Философия служит просвещению и правильному, разумному воспитанию общества, пониманию взаимозависимости всех людей в обществе, а значит и их взаимной ответственности перед друг другом и будущим всего общества.
Если определить понятие философии наиболее простым языком, не вдаваясь во все тонкости, то это есть вся та мудрость, которая была накоплена за многие века развития человечества. Каждый человек, проживая свою жизнь, извлекает из неё свои уроки, обретает уникальный опыт и знания, которые затем помогают ему в дальнейшей жизни. Но не любые выводы из этого опыта оказываются верными и мудрыми. Те идеи и мысли, которые оказываются ложными и вредными для человека, постепенно отбрасываются, забываются в памяти человечества. А вот те знания, которые остаются, передаваясь из поколения в поколение, т.е. полезность которых проверена временем и критическим анализом великих мыслителей – такие знания и саму способность их извлечения и применения и называют мудростью. Философия как раз и является обобщением этих наиболее ценных знаний и способом мышления на основе них.
Философия очень многогранное явление, она изучает практически все области жизни человека. До XVI-XVII веков все науки развивались в рамках философской мысли и только в это время начался процесс их выделения в качестве отдельных, самостоятельных научных дисциплин. Длительное время философия рассматривалась как царица всех наук. В Европе до сих пор степень доктора философских наук стоит на вершине иерархии научных степеней. И это неслучайно, ведь философия выступает теоретической базой для всех остальных наук. Поскольку почти все основные науки ранее вышли из неё, то именно в ней и сформировались их основные понятия, принципы, обороты мышления и методы исследования. В то же время философия в своих обобщениях опирается на материал опытных данных и выводы остальных наук. В некоторых случаях она проникает, вмешивается в область остальных, частных наук, особенно когда в их рамках найти решение проблемы бывает гораздо сложнее. Широта, универсальность и гибкость философской мысли позволять преодолевать некоторые барьеры, трудности, с которыми сталкиваются отдельные, специализированные на узком предмете науки. Ещё И. Кант отмечал, что нужен глубокий философский надзор над наукой, критически-пытливое отношение к полученным знаниям и способу их получения. В идеале философия должна выступать как искусный дирижёр оркестром по отношению к другим наукам. Она их интегрирует, координирует, видит с высоты своего охвата их недочёты, которые необходимо исправить, т.е. пользуясь нашей аналогией, способна создавать из них красивую симфонию. Однако философия не должна выходить за рамки своей компетентности, превышать свои функции, влияя на науки. Если дирижёр начинает выполнять роль музыкантов или вмешиваться в игру на том или ином инструменте, то ничего хорошего из этого не выйдет.
Философия многолика в своих проявлениях, в различные эпохи и в разных странах мыслители понимали её предмет и задачи по-разному, руководствовались в своих философских трудах различными мотивами. При этом далеко не все философы главным своим мотивом считали постижение истинного и мудрого. Так, по видению целей и задач философии, её предмета изучения, можно условно разделить философов на несколько видов.
Некоторых мыслителей можно с определённой долей условности назвать философами-эстетами (Ф. Ницше, А.Бергсон, П. Коэльо, К. Кастанеда и др.). Их характеризует то, что для них большую важность приобретает красота и оригинальность мысли, т.е. эстетическое восприятие их философского произведения. Действительно, прекрасное, доброе, истинное и гуманное очень часто лежат рядом. Рациональность и глубокий гуманизм мысли, как правило, создают в нас ощущение её красоты. С другой стороны, красиво оформленная мысль глубже проникает в сознание читателя, легче увлечёт его «за собой». И если цели такого философа возвышенны, то это вдохновляет читателя на нравственные поиски и поступки. Однако эстетический момент в произведениях может использоваться и в менее благородных целях. Некоторые мыслители в своём увлечении эстетизмом теряют более важные ориентиры, что может подтолкнуть их почитателей на путь заблуждений, сулящий им лишь неприятности.
Другого плана философами являются философы-гуманисты (Конфуций, Лао-Цзы, Ж.Ж. Руссо, Вольтер, К. Маркс, В.И. Ленин, Л.Н. Толстой, Н.А. Бердяев, В.С. Соловьёв и др.). Они ставят своей задачей усовершенствование условий человеческого бытия, решение наиболее актуальных проблем для общества. Их отличает гуманистическая направленность в мышлении, стремление обосновать гуманистические идеалы, стремление к созданию совершенного общества, где каждый сможет найти для себя благоприятные условия для самореализации. Они стремятся создать такие инструменты, такие общественные структуры и механизмы, которые бы воспитывали в людях всесторонне и гармонично развитую личность.
Среди мыслителей, которых также относят к философам можно встретить и популистов.Порой главным мотивом, который движет мыслителями, является достижение славы и популярности. Ради этого они готовы играть на чувствах людей, на том, что для обычного человека наиболее близко и актуально. Но на деле чаще у них нет даже такой цели как решение действительных проблем, их философия увлекательна по форме, но, как правило, спекулятивна, пуста по содержанию. В их трудах, если и присутствуют действительно ценные мысли, то скорей в виде исключения. По сути, их нельзя назвать философами в лучшем смысле этого слова, однако стремление к рациональной аргументации, популярность их идей, резонанс их мыслей в обществе, позволяет им сохранить данный статус за собой. Особенно много такого рода «философов» среди современных постмодернистов, ибо их идеи ещё небыли проверены достаточным временем, чтобы общество могло убедиться в пагубности последствий многих их идей.
К схожему типу философов можно отнести тех, кого бы можно было назвать субъективистами (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, софисты, античные скептики, Д. Юм, Ж.П. Сартр, большинство постмодернистов). В отличие от популистов, их главный мотив – самовыражение. Для них главное ни познание, ни общественная польза, а изложение собственного мироощущения, своих оценочных суждений; ни стремление к истине и мудрости, а комфорт и удобство в своём мышлении. Как правило, они стоят по позиции плюрализма мнений, считают, что истина у каждого своя и отрицают существование объективной, общезначимой истины. Такой образ мысли в угоду лишь эгоизму и анархии в обществе. В то же время такой подход может порождать и весьма интересные мысли, давая повод задуматься, взглянуть на вещи другими глазами.
Отдельно можно выделить философов мистического, эзотерического или религиозного толка (натурфилософы эпохи Возрождения, Н. Рерих, Е. Блаватская, Тейяр дэ Шарден, Дж. Рэдфилд, Д. Мельхиседек, Д. Андреев, Я. Бёмэ и др.). Их рассуждения строятся под призмой мистического или религиозного переживания бытия. Несмотря на их иррациональный подход, в большинстве своём, они нацелены на благо для общества. Как правило, они ориентируют человека на развитие духовности, отдавая приоритет духовным ценностям над материальными. Понятие совершенного бога помогает им обосновать их этические идеалы. В то же время также как и субъективисты, они опираются ни на чёткие логические обоснования и доказательства, а на собственные мироощущения и интуитивные способы познания мира, что содержит возможность заблуждений. Такие их позиция и методы делают их взгляды далеко не бесспорными и не позволяют такого рода знаниям получить статус общепринятых.
Следующий вид философов – это философы- учёные (Р. Декарт, Ф. Бэкон, И. Кант, Г. Лейбниц и др.). Они отличаются тем, что в получении знаний, познании действительности пользуютсястрогим научным методом. Для них большое значение имеет строгая научная выверенность, доказанность всех положений. Однако любой серьёзный научный прорыв – это всегда слом старой логики мышления и создание более совершенной новой. Логика мышления человека под влиянием новых открытий, новых знаний постоянно развивается, всё более тонко схватывая хитросплетения взаимосвязей действительности. Главным критерием истинности идей служит не просто логическая обоснованность, а общественная практика, проверка опытом и временем.
Особо следует выделить тех философов, которые наиболее точно соответствуют дословному своему значению, т.е. тех, кто руководствуется прежде всего мудростью, кто обладает определённой степенью развития личности и богатым жизненным опытом. Их особенностью является то, что благодаря их опыту, способностям, у них очень хорошо развита интуиция, позволяющая им тонко и глубоко схватывать саму суть происходящего, а в некоторых случаях даже предвосхищать будущее, быть дальновидными. Поэтому их самовыражение, даже если оно не основано на научной методологии, несёт в себе ценные и мудрые умозаключения. Это позволяет им применять свои способности, не ограничиваясь узкими, научно поставленными задачами, а использовать их практически в любой жизненной ситуации.
Так, например, Фалес был первым философом в Европе. И некоторые из его сограждан попрекали его тем, что его занятия философией не приносят никакой прибыли при том, что он живёт в бедности. Тогда Фалес решил доказать, что мудрец всегда может разбогатеть. Используя известные ему астрономические данные, он определил, что в текущем году ожидается большой урожай оливок и заранее арендовал все маслобойни в округе, дав хозяевам небольшой задаток. Когда же урожай был собран и возникла потребность из него получать масло, Фалес, будучи «монополистом», поднял цены за работу и сразу разбогател. После этого к нему вопросов о пользе философии не возникало. К таким философам-мудрецам также можно отнести Конфуция, Лао-Цзы, Л.Н. Толстого, Раджаниша Ошшо, Сократа и др.
Такое разделение философов достаточно условно и многих из них можно отнести сразу же к нескольким видам. Выделяемые виды показывают спектр специфик философского мышления, подходов к пониманию философии, её предмета изучения, методов и целей.
Таким образом, несмотря на то, что философия в своём содержании многолика, в среде мыслителей сформировалось представление об идеале, к которому она должна стремиться. Этот идеал философской мысли связывается с мудростью, с познанием истинного и общественно-полезного, обоснованием вечных ценностей и общезначимых смыслов. Так, например, И. Кант говорил о том, что философия в самом высоком ее значении воплощает в себе идею совершенной мудрости. В его понимании философия – это некая программа, к которой должна стремиться философская мысль и которая должна иметь всемирное значение.В идеале она призвана указывать высшие цели человеческого разума, связанные с важнейшими ценностными ориентациями людей, прежде всего – с нравственными ценностями.
Помимо понимания философии как идеала мудрости, существуют и два других смысла этого понятия. Под философией также понимают рациональную составляющую мировоззрения, позволяющую выстраивать логически аргументированный ход мысли. В этом смысле каждый из нас хоть раз в жизни бывает философом. Другим смыслом философии является её понимание как науки со строгой методологией и ограниченным предметом изучения. Все эти три смысла объединяет одно – наличие в ней рационального зерна, соответствие философских знаний действительности и их практическая польза. Их отличает лишь степень приближения к абсолютной истине. Если философия как мудрость – это идеал, то философия как наука – это современное, научно аргументированное приближение к нему, а философия как рациональная форма мировоззрения это то содержание мудрости и философской науки, которое мы впитали из культуры общества и образования или постигли сами.
Так, философия в её широком понимании имеет своим предметом изучения и осмысления весь мир, всё существующее. Конечная её задача – разгадать все тайны бытия, разрешить все проблемы, с которыми сталкивается на пути своего развития как человечество в целом, так и отдельная личность. Однако в узком значении философия является наукой, которая ограничивается изучением наиболее существенного и важного. В этом смысле философия – это учение о наиболее общих и существенных характеристиках, принципах, законах и закономерностях развития природы, общества и человеческого мышления. Её цель решение не всех, а лишь глобальных, наиболее острых и фундаментальных проблем человечества.
Предметом научной философии является, прежде всего, глубинный, сущностный мир, т.е. все сущности вещей и процессов в их взаимосвязи. Тот мир, к которому мы привыкли, который мы видим, слышим, воспринимаем другими органами чувств – это мир явлений, мир, который нам является. Но у любого явления есть своя сущность, точно также как у любого следствия есть своя причина. Сущность любого объекта, процесса содержит в себе весь потенциал его возможных проявлений, но далеко не все из них лежат на виду и очевидны для нашего ума. И если мы, например, встречаем первый раз незнакомого человека, то по его внешнему облику, по его сказанным словам, сделанным поступкам, т.е. по его проявлениям, у нас возникает первое впечатление о нём, что он собой представляет. Но первое впечатление часто бывает обманчиво и в других ситуациях он может показать себя совсем с других сторон. И чем больше мы имеем с ним дело, тем больше разнообразных его проявлений мы замечаем, а значит, тем больше у нас возможности, чтобы глубже его понять, проникнуть во внутреннюю сущность его личности. Точно также и со всеми проявлениями мира, с которыми мы сталкиваемся в жизни. У всего мира есть его скрытые, глубинные, сущностные стороны, которые и проявляют то те, то иные свои свойства во всём воспринимаемом нами многообразии внешних признаков.
С понятием сущностного мира тесно связано понятие всеобщего, которое является ключевым понятием для философии как науки. Всеобщее – это то, что пронизывает весь мир тонкими нитями взаимосвязей, то, что связывает его в единое целое. Всеобщее является стержнем, фундаментом мироздания, его первоосновой[1] и движущей силой, источником всякого движения и развития.
Впервые в западноевропейской философии понимание всеобщего сложилось у Гераклита (VI- V век до н.э.). Он определил его в виде понятия Логоса как некого закона, языка действительности, к которому следует прислушиваться, стремиться понимать его для пользы в своей жизни. В восточной философии представление о всеобщем сложилось в образной форме через понятия Дао и Кармы. Дао можно интерпретировать с некоторой долей упрощения как закон развития, закон всех изменений, с которым нужно согласовывать свою жизнь, а карму – как причинно-следственные связи в обществе, которые необходимо учитывать.
Все мы в любой момент своей жизни имеем дело со всеобщим, несмотря на то, что никогда не видим его и даже далеко не всегда осознаём свою причастность к нему. Это можно проиллюстрировать на следующем примере. Проживая на первом этаже, в окно можно увидеть движение шапки, но мы понимаем, что она не может двигаться сама по себе и что на самом деле идёт человек, на котором эта шапка надета. Понимая это, мы улавливаем частичку всеобщего, причинно-следственную связь. По следствию, по проявлению, судим о его возможной причине, о сущности этого явления. Однако наши домыслы не всегда оказываются верными и всё может оказаться несколько сложней. Допустим, наш друг решил нас разыграть и устроил представление, надев эту шапку на палку. Познать всю тонкость хитросплетений взаимосвязей действительности, порождающих видимые проявления – это всегда сложная задача для познания.
Понятия общего и всеобщего принципиально отличаются. Всеобщее показывает то, как действительно устроен наш мир, а общее лишь обобщение по ряду признаков, по которым мы классифицируем предметы по родам, классам, видам и группам. Например, различные вещи мы можем объединять по общему признаку цвета, вкуса, степени красоты, по материалу, из которого он состоит и т.д. Но всеобщее – это не просто синее, сладкое, красивое, медное, доброе, а сам механизм, который его делает таким. Это можно пояснить на примере природы цвета. Все вещи синего цвета, которые мы видим, мы объединяем по общему признаку «быть синим». Но природа цвета состоит в том, что луч света, попадая на поверхность тела, начинает преломляться, и в зависимости от свойств этой поверхности, его отражение происходит с той или иной длиной волны, которую мы и видим как синюю, красную и т.д. Всеобщее, в данном случае, – это и есть такой механизм природы светоцветовых эффектов. Точней, это лишь частичка всеобщего, пронизывающего весь мир, во всех его уголках. Задачей любой науки является изучение той части всеобщего, которая распространена в её сфере исследования. Экономика изучает всеобщее в экономике, физика – в физической форме материи, химия – в химической, биология – в среде живого, психология – в человеческом сознании и обществе и т.д. Задача философии – изучение всеобщего в целом.
Итак, если всё многообразие единичных вещей и процессов, как правило, видимо и осязаемо человеком, то всеобщее – это то, что на первый взгляд незримо, но лежит в основе этого разнообразия, то, что делает его возможным, содержит в себе механизмы, порождающие всю эту многообразную уникальность. Оно само и есть эти механизмы и принципы развёртывания всего богатства бытия в процессе его видоизменений и эволюции. Всё в миревзаимосвязано и взаимозависимо, нет ничего абсолютно случайного. Всё что происходит имеет свою причину, является следствием чего-то. Изменения вещей или человека происходят под влиянием взаимодействия с другими вещами или людьми. В результате этого взаимодействия реализуются определённые взаимосвязи. И вот эти вот взаимосвязи всех вещей, механизмы их взаимодействия и есть то, что обозначается понятием всеобщее. Т.е. это например: причинно-следственные связи, законы природы, законы жизни, законы развития общества, человеческой истории.
Что касается законов развития человеческого общества и законов жизни, то их специфика несколько отличается от привычных нам простых, лаконичных формул и формулировок, с которыми у нас ассоциируется понятие сути закона. Любой глубинный закон является результирующей всех связанных с ним взаимосвязей. Именно они конструируют принципы организации и развития общества, определяют конкретный ход течения общественных процессов. Наука же пытается эти механизмы обобщить, выявить в них наиболее существенное, глубинное ядро, что и приводит к абстракции тех формулировок и формул, которые нам более привычны и удобны для осмысления. Это можно пояснить на примере из курса экономики. По выражению Адама Смита, рыночными силами в экономике управляет «невидимая рука», которая является результирующей взаимодействия всех людей, например, их интересов в том, чтобы купить желаемое подешевле и продать излишнее подороже, производить то, на что есть повышающийся спрос и прекращать производство того, что становится невыгодно сбывать. При этом каждым человеком движут различные интересы, и он находится под влиянием определённого настроения, что, казалось бы, является случайным фактором. Однако при условиях свободного рынка результат волеизъявления каждого приводит к реализации механизмов, результатом которых является основной закон рынка. Этот закон устанавливает равновесие между потребляемыми и производимыми товарами, за счёт формирования равновесной, справедливой при данных условиях цены. Одна из его современных формулировок гласит, что он устанавливает зависимость объёмов спроса и предложения товаров на рынке от их цен. При прочих равных условиях чем цена на товар ниже, тем больше на него платёжеспособный спрос (готовность покупать) и тем меньше предложение (готовность продавать). Однако, если сформулировать его в такой или любой другой краткой форме, то это будет серьёзным упрощением. В реальных условиях, особенно современной действительности, те рыночные механизмы, о которых шла речь, очень сложны, что приводит к видимым отклонениям от сути закона, его ядра (например, искажённые ожидания приводят к искажению цены, объёма предложения или спроса, а также к формированию финансовых пузырей и их резкому схлопыванию. В другом случае повышение цен может восприниматься потребителями как повышение качества товара и возместить спрос одной категории людей на спрос другой, более обеспеченной). Поэтому в современных условиях вводится всё большее количество уточнений к этому закону, касающихся дополнительных факторов, которые также необходимо учитывать. Эти уточнения и проливают свет на сами механизмы, взаимосвязи, которые лежат в его основе.
Но в действительности эти исключения, отклонения касаются не самого глубинного закона, не самих конкретных механизмов его реализации, а лишь данного уровня их обобщения, их ядра, наиболее общей сути. Реальные, глубинные законы не имеют исключений, иначе бы они не были законами. Действительно, поверхностный пласт более частных, местных взаимосвязей определяет конкретные детали течения событий, которые могут формировать видимость противоречия с сутью закона, видимость исключения из него. Однако это не противоречит самому глубинному закону, а является лишь формой его реализации. Его действие заметно ни в каждом «здесь и сейчас», а на больших промежутках времени, он реализуется через сложный, противоречивый процесс. Например, далеко не все события в мире указывают на его эволюцию, развитие, тем не менее, это ни говорит о том, что закон глобальной эволюции не работает.
Таким образом, особенностью законов развития общества и законов жизни является то, что для нас они видны лишь в качестве тенденций, магистрального направления течения событий или некой повторяемости. Иногда изначальная причина происходящего может крыться в событиях и поступках, совершённых много лет назад или даже прошлыми поколениями. Эти закономерности и тенденции можно показать на примере войны в Чечне. Эта война во многом является отдалённым следствием кавказских войн XIX века. Эти войны вызвали некое неприятие чеченским народом их подвластности России, что послужило одной из причин того, что чеченцы затем поддерживали гитлеровские войска во время их продвижения вглубь Советской России. А это в ответ привело к тому, что Сталин, после того как узнал об этом, выселил их с исконных территорий после войны. И уже именно этот факт выселения использовался определёнными кругами, чтобы настроить чеченский народ против России. Так, любые действия имеют следствия, которые могут рано или поздно эхом отзываться в будущем, что заставляет с большой степенью ответственности относиться к политическим решениям, извлекать из истории уроки, позволяющие всё глубже понимать её законы. Любой политический или экономический кризис, любая война, любой путь, приведший к научно-техническому взлёту, экономическому чуду или культурному процветанию, – являются важными элементами в составлении единого пазла законов исторического развития.
Точно так же современный долговой кризис самых развитых стран мира может нам наглядно показать к чему может приводить политика «жизни не по средствам», жизни «в долг», за счёт будущих поколений. Законы истории не прощают тех, кто не старается просчитать ситуацию далеко вперёд, не учитывает возможные неблагоприятные стечения обстоятельств и уж тем более, кто живёт по принципу маркизы Помпадур: «после нас хоть потоп!». Губительная расточительность финансовой политики многих правительств западного мира, гнавшихся за высокими рейтингами перед выборами посредством временного улучшения уровня жизни людей, приводила к поощрению выдачи не всегда оправданных кредитов, «раздуванию» дефицитов бюджетов, а вместе с ними, и к накоплению всё больших долгов, которые для самых развитых западных государств в среднем теперь составляют размер их экономики (ВВП) и даже больше. Выплата этих долгов постепенно начинает ложиться на современное поколение. А это приводит к сокращению расходов на пенсии, зарплаты, пособия, что способствует экономическому спаду, ещё более увеличивая дифицит и долг по отношению к размеру их экономики. Тем самым создаётся порочный круг, из которого будут стараться выйти многие будущие поколения.
Если говорить о законах жизни, то это нечто ещё более тонкое. Действие этих законов также можно обнаружить лишь на больших промежутках времени. Эти законы несут в себе в каком-то смысле некоторую справедливость, именно в том смысле, что многие события в нашей жизни закономерны.
Примерный механизм действия этих законов можно проиллюстрировать на следующих примерах. Все наши мысли, чувства, поступки имеют свои следствия большей или меньшей значимости и долгосрочности. Что-то может сказаться сразу, что-то через час, день, месяц, год или в конце жизни, а что-то будет сказываться на протяжении всей нашей жизни. Так, в общении с другими людьми мы можем быть порой грубы или недостаточно внимательны, можем, например, иногда отказать в помощи или скрыть правду. Это может быть что-то даже не очень значительное, что быстро забудется обоими, но оно отложится в подсознании того человека, и в подобной ситуации в будущем он, может даже не понимая почему, не захочет вам помочь, не сможет вам поверить или отреагирует также негативно. Но более серьёзные последствия бывают в тех ситуациях, когда человек проявляет себя схожим образом часто и при этом ему долгое время всё «сходит с рук». Дело в том, что за это время причины его будущих кризисных ситуаций могут всё больше накапливаться, до некоторых пор не давая о себе знать. Например, постепенно формируется отношение к нему других, накапливаются обиды, он сам воспитывает в себе те качества, которые его в конечном счёте подведут и т.д. И однажды наступает такой момент, что те процессы, порождённые его поведением, которые протекали для него скрыто, незаметно, вдруг начинают выходить на первый план, например, в ситуациях зависимости от других людей. Жизнь переменчива и порой тот образ жизни, тот образ поведения, к которому человек привык, становится уже невозможен, а те качества, которые раньше ему помогали, начинают приносить лишь неприятности. Ближе к концу жизни многое меняется.
Иногда люди сами, не осознавая того, закладывают серьёзные проблемы себе на будущее. Человек как личность создаёт себя сам, в том числе, своим отношением к тем или иным событиям, действиям, словам, любой информации. Это отношение постепенно формирует в нас определённый образ мыслей, а он, в свою очередь, создаёт систему ценностей, приоритетов, закладывает в нас те или иные черты характера, склонности, которые сказываются на поступках и решениях. Последние же и определяют нашу судьбу. То, какие мы сейчас во многом есть результат наших прошлых мыслей, чувств, целей, устремлений, установок, эмоциональных реакций и поступков. И в большей степени от этих заложенных нами же самими качеств, от нашего характера, образа мыслей и зависит наше будущее. И в этом главная закономерность наших жизней. Мы сами ответственны за большую часть событий, которые происходят с нами и вокруг нас.
Всеобщее в целом определяет эволюционный путь всей Вселенной. Как известно, весь мир находится в постоянном развитии. Изначально, 13 млрд. 700 млн. (± 130 млн.) лет назад, как это установлено физиками, вся наша Вселенная состояла из одной только точки невероятно малой величины. В науке такая точка получила название сингулярного состояния Вселенной. Затем, в результате так называемого Большого взрыва, вещество Вселенной стало расширяться и охлаждаться, что и происходит до сих пор. Это стало известно физикам-космологам ещё в начале XX века. Первым кто сделал предположение о том, что наша Вселенная расширяется, был советский учёный А.А. Фридман. Его выводы были сделаны на основании решения гравитационного уравнения А. Эйнштейна. Позднее эти данные были подтверждены многочисленными исследованиями. Например, одним из первых аргументов в пользу этой теории был тот факт, что все отдалённые от нас галактики имеют красноватый оттенок. Это явление объясняется в науке эффектом Доплера. Суть его заключается в том, что приближение или удаление объектов вызывает изменение частоты и длины звуковых и световых волн, исходящих от них. Это можно пояснить на примере быстро мчащегося автомобиля. Звук от него воспринимается иначе, когда он к нам приближается, чем когда он от нас удаляется. То же самое происходит и с распространением световых волн от него. Если бы мы имели очень острое зрение, то ты бы смогли заметить, что когда объект к нам приближается, то он имеет фиолетовый оттенок, а когда удаляется – красный. А поскольку галактики во всех направлениях от нас являются красноватыми, то это означает, что они удаляются от нас, т.е. Вселенная расширяется. Другим важным подтверждением в пользу теории Большого взрыва было экспериментальное обнаружение реликтового излучения (1965 г.), которое является неким эхом Большого взрыва.
Изначально вещество нашей Вселенной представляло собой очень горячую, плотную, энергетически насыщенную среду, которая остывая, образовала элементарные частицы и формы взаимодействий между ними. Это сопровождалось образованием материи двух противоположных видов, которые в науке получили название вещество и антивещество или материя и антиматерия. В процессе их взаимодействия между собой происходит их аннигиляция, т.е. они взаимоуничтожают друг друга, выделяя при этом излучение. Но поскольку вещества было несколько больше, чем антивещества, то, в конечном счёте, осталось только небольшое количество вещества, пыль от Большого взрыва. Однако расширение Вселенной под инерцией Большого взрыва продолжалось и дальше, как и продолжается и в настоящий момент. В результате дальнейшего остывания вещества начали формироваться физические силы и частицы в современной их форме.
Первыми зародившимися химическими элементами были атомы водорода. Постепенно, под влиянием силы гравитации, они стали скапливаться в различных местах в газопылевые облака, что ещё более увеличивало силу гравитации в этих местах, приводило к большой степени их концентрации, формированию первых космических тел. В какой-то момент внутри этих тел атомы водорода начали сталкиваться между собой с такой силой, что это приводило к их слиянию, термоядерному синтезу. В результате чего они начали образовывать более массивные атомы Гелия, что сопровождалось выделением громадного количества энергии. Так, появились первые звёзды, которые все изначально были голубого цвета (из-за составляющего их водорода). В таких звёздах происходил дальнейший процесс термоядерного синтеза, порождая всё более сложные виды атомов. Так, постепенно росло физическое и химическое многообразие мира, пока в некоторых местах не появились благоприятные условия для появления жизни. Венцом такого развития, как известно, стало появление человеческого общества. Очевидно, что всё это не могло произойти абсолютно случайно. Такое случайное событие было бы сравнимо с появлением в космосе компьютера в результате спонтанного столкновения частиц вещества. Человек – гораздо более сложное, высокоразвитое образование, чем компьютер. Он является наиболее совершенным произведением природы. Поэтому очевидно, что все события в мире в целом имеют определённую склонность к развитию, определённую тенденцию, направленность на появление всё более развитых, всё более высокоорганизованных форм. Материи свойственна самоорганизация. По-видимому, наиболее общий, фундаментальный закон вселенной, от которого производны все остальные законы, содержит в себе предпосылку всеобщего развития. Именно он является наиболее глубинным пластом всеобщего, и посредством других, более частных природных и общественных законов, он определяет эволюцию конкретных форм. И каким будет следующий шаг в эволюции природы, что ждёт человечество в будущем, мы можем сказать только благодаря пониманию природы таких глубинных пластов всеобщего.
Однако уже сейчас, на основе имеющихся научных данных, можно сделать вывод о двух возможных вариантах будущего нашей Вселенной: либо она будет расширяться вечно, либо её расширение в конечном счёте сменится сжатием. В последнем случае всё вещество Вселенной вновь поглотится в предельно плотном состоянии, подобном её исходному состоянию сингулярности. В этой связи возникает модель «пульсирующей Вселенной», согласно которой развитие нашей Вселенной циклично. Она то расширяется, то сжимается в сингулярность вечно.
Здесь также встаёт вопрос о том, что собой представляет это первоначальное состояние нашей Вселенной, та точка, из которой всё произошло. Имеет ли она материальную или духовную природу? Другая проблема, которая здесь встаёт, что окружает нашу Вселенную, находится за её пределами. Является ли эта пустота вокруг нашей Вселенной абсолютной? Распространяются ли в этой пустоте свойства квантовой реальности? Является ли пространство мира бесконечным? Существуют ли в нём другие вселенные? И если мир бесконечен, то как возможна эта бесконечность, ведь, если исходить из логических рассуждений, то всё должно иметь какие-то свои границы? Быть может эта бесконечность представляет собой очень сложного, причудливого для нас вида цикл, который замыкает всю вселенную на себе самой? Ответы на эти вопросы, по-видимому, будут вечно волновать мыслителей, но бесспорный ответ на них вряд ли когда-либо будет возможен, ведь проверить его истинность будет невозможно.
Как можно было убедиться, мышление всеобщим делает его более тонким, гибким, критически-пытливым, нестандартным, изощрённым, мудрым и разносторонним, приближая человека к более глубокому пониманию действительности со всей её сложностью и многогранностью, богатством разнообразия и хитросплетений событий.