III. Заключительное слово учителя. В финальной сцене — сцене ареста — заключена кульминация философского сюжета романа: человек вступает в контакт с ведущими историческими закономерностями
В финальной сцене — сцене ареста — заключена кульминация философского сюжета романа: человек вступает в контакт с ведущими историческими закономерностями своей эпохи и обнаруживает способность своей волей объединять людей и вести их за собой. Так Горький подходит к новому качеству реализма: революционная борьба мыслится не как форма насилия и разрушения, а как возможность личности активно влиять на обстоятельства, формировать и изменять их в своих целях.
IV. Тест по творчеству А. М. Горького (см. Приложение в конце книги).
Домашнее задание
Подготовка к сочинению по творчеству А. М. Горького.
Вариант изучения романа «Мать»
Урок 1. Образ Павла Власова
I. Слово учителя
Роман «Мать» был написан Горьким в 1907 году и был посвящен тем, кто из «коняги» решил стать человеком. Горький показал, как в пролетарской среде пробуждалось «классовое сознание». И Павел Власов — один из тех, кто пошел по пути разума, по пути переделки самого себя и переделки мира. В романе показаны три вехи этого пути: «история» с болотной копейкой и стихийный бунт против фабриканта; первомайская демонстрация и политические требования рабочих; и сцена суда над Павлом Власовым и его товарищами, где «судьи» и «подсудимые» поменялись местами.
М. Горький в своем романе поклоняется рабочему человеку в революции и верит в его победу над эксплуататорами.
II. Обсуждение глав романа, обмен впечатлениями
Остановимся на следующих вопросах:
1. Сюжет романа.
2. Рассказ о серых буднях рабочей слободки, о труде на фабрике, о человеческих отношениях (брань, жестокость отцов к детям, мужей к женам, ненависть и недоверие друг к другу, пьянство).
3. Ветер перемен — начало новых отношений между людьми;
4. Демонстрация.
5. Суд.
6. Вера в будущее.
III. Образ Павла Власова
Учащиеся обсуждают путь становления Павла, рассказывают об этапах его жизни.
Основной вопрос:
— Что помогло обыкновенному рабочему парню пойти другой дорогой, отличной от дороги окружающих его людей?
Вопросы учителя (работа с текстом)
1. Какие стороны души Павла открываются читателю в сценах сопротивления отцу и покорности матери? (Главы 2—3-я)
2. Каким Павел пытается стать? (Глава 3-я)
3. Какие книги читает главный герой?
4. Как вы думаете, почему Горький выбирает картину именно с этим библейским сюжетом? («Воскресший Христос идет в Эммаус».)
5. В 4-й главе Павел говорит: «Хочу знать правду!» Что для него означает это желание?
6. Какова позиция Власова в споре с Рыбиным в 11-й главе? («Только разум освободит человека».)
7. «История» с болотной копейкой. Почему Павел Власов потерпел поражение? (Глава 12-я)
8. Можно ли оправдать жестокость Павла в 23-й главе?
9. Первомайская демонстрация. О каких чертах характера Павла мы узнаем из этого эпизода? (Глава 18-я)
10. Какие выводы можно сделать из сцены суда?
Обсуждаем эти вопросы. Учащиеся делятся своим отношением к главному герою романа Горького «Мать». Свои выводы и суждения подкрепляют цитатами из текста.
Учитель предлагает для обсуждения эпизод из романа.
Домашнее задание
1. Подготовка к обсуждению образа Ниловны. Ее эволюция на протяжении романа (цитаты из текста).
2. Подготовить сообщение по теме: «Рыбин — антипод Власова». Их спор о сердце и разуме. (Глава 11-я)
Урок 2. Образ Ниловны в романе «Мать»
I. Проверка домашнего задания
Выступление учащихся по поводу спора Павла Власова с Рыбиным. Анализ спора о сердце и разуме как о правде и вере.
II. Слово учителя
Не случайно Горький назвал свой роман «Мать». Безусловно, этим писатель хотел показать, что именно Пелагея Ниловна является ключевой фигурой произведения. Ее портрет напоминает русских женщин из народа, милых и добрых, но с печатью страха и молчания: для самого писателя образ матери священен, ведь она дает жизнь, благословляет своих детей на добрые дела.
Для чего Горький ввел в свой роман образ матери? Наверное, для того, чтобы показать ее сознательный приход в революцию; показать приход человека страдающего, обезличенного, душевным оплотом которого был только Бог. Горький доказывает эволюцией героини, что в сознании русского человека можно соединить революцию и Бога. Русская женщина, щедрая на любовь, не понимала и не подозревала, какой выбор она сделала, подменив правду Бога правдой сына.