Урок 41. Поэзия С. Клычкова, П. Орешина (обзор)

Цели урока: показать общие мотивы и различия в творчестве этих поэтов; дать краткий обзор их поэзии.

Методические приемы: лекция с элементами беседы, анализ стихотворений.

Ход урока

I. Реализация домашнего задания

Слушаем доклады учеников о поэмах Н. Клюева и их обсуждение.

II. Слово учителя с элементами беседы по творчеству С. Клычкова

Сергей Антонович Клычков (прозвище Лешенков) родом из Тверской губернии. Благодаря поддержке М. И. Чайковского (брата композитора) он окончил реальное училище в Москве, учился на историко-филологическом факультете университета. Большое влияние на Клычкова оказал С. Городецкий с его вниманием к древнеславянской мифологии, фольклорным мотивам. Память будущего поэта хранила множество народных сказок и поверий о «нечистой силе»: леших, русалках, домовых, ведьмах.

Поэзия Сергея Клычкова отличается простотой поэтической формы, сюжета, прозрачностью содержания. Высший идеал красоты для него — природа. Ранняя лирика напоминает произведения календарной обрядовой лирики:

За туманной пеленою,

На реке у края,

Он пасет себе ночное,

На рожке играя.

Он сидит нога на ногу

Да молсет[12] осоку...

Звезд на небе много-много,

Высоко-высоко.

Ай-люли! Ай-люли!

Весь в серебряной пыли,

Месяц пал на ковыли!

Ай-люли! да ай-люли!

Задремал в осоке леший —

Старичок преклонный...

А в бору пылают клены

От столетней плеши.

А в тумане над лугами

Сбилось стадо в кучу,

И бычок бодает тучу

Красными рогами.

1910

— Как создается настроение этого стихотворения?

Отметим музыкальность, простоту и наивность образов (бычок здесь воспринимается не как иносказание, а как живая, непосредственная картинка), народную лексику. И «нечисть» у Клычкова изображена совсем не страшной: леший — «старичок преклонный». Такой же, как и колдунок из одноименного стихотворения:

Борода у него — мелкий дождичек,

В бороде у него — дуга-радуга,

А в руках подожок-подорожничек, —

Собрался старина, видно, надолго...

Поэтизация сельской природы, крестьянского труда, народных праздников — наиболее характерная черта поэзии Клычкова. Праздник и труд не противопоставлены, а продолжают друг друга. В сборнике «Кольцо Лады» (1913) два главных образа: дед — собирательный образ труженика, хранителя мудрости и опыта предков, и Лада — образ, пришедший из древнеславянских мифов, девушка-невеста, девушка-мечта, этот образ восходит к древнеславянской богине весны и плодородия. Сюжетные линии, музыкальные темы этих образов переплетаются в книге: «Дедова пахота» — «Лада купается», «Дед отборонил» — «Лада в саду», «Лада в хороводе» — «Дед с покоса».

Лада в поле

Повязалась Лада

Шелковым платком,

Ходит Лада в поле

С липовым лотком.

Ходит Лада — сеет,

Вкруг нее синеет.

Взборонена борозда,

Что ни зернышко — звезда!..

Ходит Лада в поле

С липовым лотком,

По росе ступает

Мягким лапотком.

Ходит Лада — сеет,

Вкруг нее синеет.

Из-под белого платка

Выплывают облака!

Лирический герой предстает одиноким мечтателем, иногда принимающим облик странника, инока, пастуха-певца, грезящего «наяву али во сне». Он черпает радость только в общении с природой, она для него друг и утешение. Клычков был далек от политики, от общественной жизни. Более поздняя лирика становится более конкретной, освобождается от условности и сказочности. Только в стихотворении «Предчувствие отражена тревога за судьбу России (1917).

Та же Русь без конца и без края,

И над нею дымок голубой —

Что же я не пою, не рыдаю

Над людьми, над собой, над судьбой?

И мне мнится: в предутрии пламя

Пред бедою затеплила даль

И сгустила туман над полями

Небывалая в мире печаль.

После революции не пожелавший подчиниться «требованиям времени» Сергей Клычков оказался под беспощадным обстрелом критики: «полон старо-деревенского консерватизма и мистицизма», — писали о нем. Поэт был вынужден заняться переводами (переложения эпоса народов СССР). Однако это уже не спасло его. Он был арестован и расстрелян в 1937 году.

Наши рекомендации