Урок 41. Поэзия С. Клычкова, П. Орешина (обзор)
Цели урока: показать общие мотивы и различия в творчестве этих поэтов; дать краткий обзор их поэзии.
Методические приемы: лекция с элементами беседы, анализ стихотворений.
Ход урока
I. Реализация домашнего задания
Слушаем доклады учеников о поэмах Н. Клюева и их обсуждение.
II. Слово учителя с элементами беседы по творчеству С. Клычкова
Сергей Антонович Клычков (прозвище Лешенков) родом из Тверской губернии. Благодаря поддержке М. И. Чайковского (брата композитора) он окончил реальное училище в Москве, учился на историко-филологическом факультете университета. Большое влияние на Клычкова оказал С. Городецкий с его вниманием к древнеславянской мифологии, фольклорным мотивам. Память будущего поэта хранила множество народных сказок и поверий о «нечистой силе»: леших, русалках, домовых, ведьмах.
Поэзия Сергея Клычкова отличается простотой поэтической формы, сюжета, прозрачностью содержания. Высший идеал красоты для него — природа. Ранняя лирика напоминает произведения календарной обрядовой лирики:
За туманной пеленою,
На реке у края,
Он пасет себе ночное,
На рожке играя.
Он сидит нога на ногу
Да молсет[12] осоку...
Звезд на небе много-много,
Высоко-высоко.
Ай-люли! Ай-люли!
Весь в серебряной пыли,
Месяц пал на ковыли!
Ай-люли! да ай-люли!
Задремал в осоке леший —
Старичок преклонный...
А в бору пылают клены
От столетней плеши.
А в тумане над лугами
Сбилось стадо в кучу,
И бычок бодает тучу
Красными рогами.
1910
— Как создается настроение этого стихотворения?
Отметим музыкальность, простоту и наивность образов (бычок здесь воспринимается не как иносказание, а как живая, непосредственная картинка), народную лексику. И «нечисть» у Клычкова изображена совсем не страшной: леший — «старичок преклонный». Такой же, как и колдунок из одноименного стихотворения:
Борода у него — мелкий дождичек,
В бороде у него — дуга-радуга,
А в руках подожок-подорожничек, —
Собрался старина, видно, надолго...
Поэтизация сельской природы, крестьянского труда, народных праздников — наиболее характерная черта поэзии Клычкова. Праздник и труд не противопоставлены, а продолжают друг друга. В сборнике «Кольцо Лады» (1913) два главных образа: дед — собирательный образ труженика, хранителя мудрости и опыта предков, и Лада — образ, пришедший из древнеславянских мифов, девушка-невеста, девушка-мечта, этот образ восходит к древнеславянской богине весны и плодородия. Сюжетные линии, музыкальные темы этих образов переплетаются в книге: «Дедова пахота» — «Лада купается», «Дед отборонил» — «Лада в саду», «Лада в хороводе» — «Дед с покоса».
Лада в поле
Повязалась Лада
Шелковым платком,
Ходит Лада в поле
С липовым лотком.
Ходит Лада — сеет,
Вкруг нее синеет.
Взборонена борозда,
Что ни зернышко — звезда!..
Ходит Лада в поле
С липовым лотком,
По росе ступает
Мягким лапотком.
Ходит Лада — сеет,
Вкруг нее синеет.
Из-под белого платка
Выплывают облака!
Лирический герой предстает одиноким мечтателем, иногда принимающим облик странника, инока, пастуха-певца, грезящего «наяву али во сне». Он черпает радость только в общении с природой, она для него друг и утешение. Клычков был далек от политики, от общественной жизни. Более поздняя лирика становится более конкретной, освобождается от условности и сказочности. Только в стихотворении «Предчувствие отражена тревога за судьбу России (1917).
Та же Русь без конца и без края,
И над нею дымок голубой —
Что же я не пою, не рыдаю
Над людьми, над собой, над судьбой?
И мне мнится: в предутрии пламя
Пред бедою затеплила даль
И сгустила туман над полями
Небывалая в мире печаль.
После революции не пожелавший подчиниться «требованиям времени» Сергей Клычков оказался под беспощадным обстрелом критики: «полон старо-деревенского консерватизма и мистицизма», — писали о нем. Поэт был вынужден заняться переводами (переложения эпоса народов СССР). Однако это уже не спасло его. Он был арестован и расстрелян в 1937 году.