Соотношение истины, знания и заблуждения. Истина как результат познания. Критерии истины. Сходство и различие истины в естественном, гуманитарном и социальном познании
ФИЛОС.СЛОВАРЬ:
ЗНАНИЕ — проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий; — различается по степени достоверности, — следствие диалектики относительной и абсолютной истины, — по генезису и способу функционирования — социальный феномен, — фиксируется в форме знаков естественных и искусственных языков, — с действительностью связано сложным опосредованным образом, — имеет многоуровневый характер, — развивается как про мере истории культуры, так и в процессе индивидуального развития личности, — виды знания — донаучные, житейские, художественные, научные (эмпирические и теоретические), — научные знания характеризуются осмыслением фактов в системе понятий данной науки, входят в состав теории — высший уровень научного знания, — является обобщением достоверных фактов, — за случайным обнаруживает необходимое и закономерное, за единичным и частным — общее, — связано с прогнозированием, — переходит от незнания к знанию, от поверхности к более глубокому, сущностному, всестороннему, — служит необходимым условием преобразующей деятельности человека и человечества. ИСТИНА — адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания, — объективное содержание чувственного, эмпирического опыта, понятий, идей, суждений, теорий, учений и целостной картины мира в диалектике ее развития, — характеризует как результаты познания по их объективному содержанию, так и методы познания. Трактовки истины: — понимание истины как соответствия — принцип корреспонденции — восходит к древности, Аристотелю, — у Платона — вечное, неизменное, абсолютное свойство идеальных объектов, — у Декарта — ясные и отчетливые идеи, — У Канта — согласие мышления с сами собой, со своими априрными формами — теория когеренции, — у Гегеля — это диалектический процесс развития абсолютной идеи в форме знания, системы понятий, суждений, теорий, — у Юма — соответствие мышления ощущениям, — прагматизм — соответствие идей целям личности, — Мах — наиболее простая взаимосогласованность ощущений, — неопозитивизм — согласованность предложений науки с чувственным опытом, — конвенционализм — условность истины, — экзистенциализм — форма психологического состояния личности, — совр. Философия — внутренне согласованная, когерентная система, в которой различаются фактический и логический уровни —— анализируется проблема логического критерия, различные аспекты концепции корреспонденции истины, семантическое определение истины. Признаки истины: — объективность — независимость от субъекта, человека, человечества, — противоречивый процесс, постоянное преодоление заблуждений, — безграничность процесса становления истины, — относительность — неполнота, ограниченность, наличие определенных условий, присутствие изменений, развитие, — относительность не отрицает объективности — говорит об условности исторических границ познания, — абсолютность — (не смешивать с абсолютизацией) — знание, которое полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания, — движение к абсолютной истине через сложение относительных истин, — пределы истины каждого элемента знания относительны, то раздвигаются, то сужаются, — конкретность — (и признак, и принцип) — зависимость от условий познания, положения объекта, выделения в нем различных свойств, связей, тенденций, Критерий истины — не в мышлении и не в действительности самих по себе, а в практике, — предметная истинность — не вопрос теории, а практический вопрос (К.Маркс) — иначе — схоластика, — практика подтверждает прямо или косвенно, — логический критерий производен от практического. ЗАБЛУЖДЕНИЕ — несоответствие знания сущности объекта, субъективного образа — объективной действительности, обусловленное ограниченностью общественно-исторической практики и знания либо абсолютизацией отдельных моментов познания или сторон объекта; — отличие от ошибки — как несоответствия знания индивида объекту, обусловленного личными качествами субъекта, — закрепляется на основе интересов людей, — диалектическая связь с истинным знанием — заблуждение нередко оказывается формой развития истины, перехода к истинному знанию, — критерий различения истины и заблуждения — практика. |
ЛОГИЧ,СЛОВАРЬ:
ЗНАНИЕ — целостная и систематизированная совокупность научных понятий о закономерностях природы, общества и мышления, накопленная человечеством в процессе активной преобразующей производственной деятельности, проверенная практикой и направленная на дальнейшее познание и изменения объективного мира. — противоположно незнанию. ИСТИНА — отражение в сознании человека предметов, явлений и закономерностей объективной действительности такими, какими они существуют вне и независимо от познающего субъекта, — соответствие содержания мыслей (суждений, понятий) объекту, проверяемое общественной практикой, — истина — процесс движения от незнания к знанию, — является объективной по содержанию и субъективной по форме, — И.С.Нарский о 4-х смыслах субъективности истинного знания по форме: —— 1) выражается в актах человеческой психики, —— 2) содержание всегда неточно, приблизительно, —— 3) неполнота, —— 4) ограниченность областью и условиями значения; — не является свойством самих объектов — касается только мыслей. ЗАБЛУЖДЕНИЕ — несоответствующее, неправильное, одностороннее отражение предметов, явлений в сознании человека, в отличие от истины. — нельзя отождествлять с ложью — намеренным, сознательным искажением подлинного, — заблуждению сопутствует искренняя вера в близость истины, Причины заблуждений: — Несовершенство чувственной ступени познания (античность), —ложные идеи — «призраки» (Ф.Бэкон), —недостаток доказательств, неумение пользоваться доказательствами, отсутствие желания пользоваться доказательствами, неверные правила вероятности (Лейбниц), —вера в авторитеты, наличие страстей (Лейбниц), —нарушение логических правил образования суждений (Гоббс, Локк), —нравственное несовершенство человека (Кант), —момент в развитии истины, представляющее одностороннее отражение вещей, через него познание идет к истине, отличается от ошибок (Гегель), — результат ограниченности практики, одностороннее отражение действительности, результат поспешных выводов, результат субъективных взглядов и предубеждений (диалектический материализм), Взаимосвязь истины и заблуждения — сложна и противоречива, — обнаружение заблуждения по мере вскрытия более глубоких истин, — новые достижения чреваты новыми заблуждениями, — относительность противоположности истины и заблуждения, — истина одна, а заблуждение многолико. В праве заблуждение — неправильное представление о действительности, результат незнания обстоятельств либо ошибочного предположения о них, порождающие юридические последствия. |
УШАКОВ:
ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ: — постоянная изменчивость научных представлений, — необходимость различения: а) определения истины (как понятия) — «что такое истина?» и б) критериев истинности — процедур для отличения истинного от ложного, заблуждений. Определение истины: — классическое — истина — соответствие действительности — корреспондентная теория истины — отсутствие четкости — скорее общий подход — наибольшее соответствие интуиции— уточнена А.Тарским — требует учета контекстуального контекста, — корреспондентая теория истины — согласованность знаний — предполагает оценку непротиворечивости, связности, обоснованности — опора на опыт как единый внутренне согласованный контекст — Лейбниц: «согласие наших феноменов друг с другом» — близость к реальному научному мышлению — выдвигает содержательные работающие критерии истины. — обе не противоречат друг другу — совместимость логической возможности и соотвтствия реальности — взаимодополнительность: объективная реальность + акцент на теоретическом контексте, — элиминационный подход — отказ от понятия истины (Бастиан Ван Фраассен) — цель науки не достижение предельной истины, а создание эмпирически адекватных теоретических конструкций — согласие с опытом это наибольшее, чего можно достичь — вместо истины предлагается эмпирическая адекватность — нужны не истинные, а приемлемые научные теории — в данных обстоятельствах — вместо истины предлагается понятие интерсубъективного согласия — конвенционалистская концепция — не решает трудностей — игнорирует соответствие реальности как главный признак истины. Проблема критериев истины — необходимость комплексности, — основные группы критериев истинности: —— 1) связанные с когерентным подходом — логическая непротиворечивость (особенно в математике) — внутренняя согласованность — согласие с фактами, данными опыта, —— 2) связанные с расширенным контекстом научной деятельности — соответствие общепризнанным положениям (основные сущности мира) — эстетические соображения (красота, гармония, совершенство) — религиозные представления (*??), —— 3) внетеоретические критерии — выход из познавательного контекста — практика — удобство и простота, широкая приложимость, —— 4) конвенционалистские факторы — интерсубъективная приемлемость — согласие с принятыми соглашениями (терминология, аксиомы, методы верификации, стандарты понимания и объяснения). Поиски универсальных концепций истины: — прагматистская концепция — акцент на внетеоретических критериях, — марксистская концепция — ведущий критерий практика — тоже внешнетеоретический критерий — близость к прагматистской концепции — допускает вспомогательные критерии (логическая доказательность, интуитивная очевидность, согласие с опытом, согласованность, практическая полезность); — конвенционалистские концепции — Айдукевич, Пуанкаре; — концепции, критикующие понятие окончательного критерия истины — отрицает возможность такого критерия — отмечает неформализованность критерия истины (Поппер) — вопрос всякий раз решается конкретно и предметно — настаивает на связи всякого суждения со всей теорией (Куайн) — теории превосходят внешние критерии истинности (Куайн) — есть лишь конкретные критерии и ситуации их применения. Вывод: Каких-то универсальных, не зависящих от содержательного контекста, решающих критериев истины, по всей видимости, не существует. СПЕЦИФИКА ПРОБЛЕМЫ ИСТИНЫ В ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ: — по предмету— человеческое измерение — учет человеческого сознания, языка, ценностей, коммуникации, символов, культурных смыслов, — по методу — отказ от методологического монизма — невозможность манипулировать с объектом (эксперимента) — необходимость понимания смысла — необходимость диалога — учет интерпретативного характера объекта гуманитарного познания; — по целям — индивидуальность — уникальность — конкретные переживания конкретных личностей — индивидуальное, а не общее — стремление к большему пониманию людей, — по функциям гуманитарного знания — по роли гуманитарного знания — большая заинтересованность и обостренность — наличие внутренней среды гуманитарного познания — внимание к смысложизненным ценностям — общекультурная направленность — критичность или апологетичность — эмансипируемоть или репрессируемость — идеологическая направленность — оценочные, воспитательные, общественно-преобразовательные интенции — инструмент самотрансформации личности и общественной жизни. Дискуссионность гуманитарного знания — не столько признак незрелости, сколько показатель сверхсложности человека, области социально-гуманитарных явлений. |
СВОЕ: