Занятие №14Синергетическая парадигма в обществознании: теоретико-методологические особенности и эвристический потенциал

Вопросы для обсуждения

1. Синергетизм и постмодернизм: общее и особенное.

2. Синергетизм и историческое познание. Проблема вариативности общественного развития и социально-культурных альтернатив в интерпретации синергетизма.

3. Возможности и пределы использования синергетической парадигмы в обществознании: проблема специфики социально-гуманитарного знания и феномен рационализма.

Литература

Василенко И.А. Диалог цивилизаций: социокультурные проблемы политического партнерства. М., 1999.

Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. СПб., 1999.

Глобализация и моделирование социальной динамики. Сб. ст. под ред. Э.Р. Григорьяна. М., 2003.

Глобализация: синергетический подход. М., 2002.

Историческая синергетика/ XXI век: актуальные проблемы исторической науки.

Капица С.П., Синергетика и прогнозы будущего. М., 2001.

Можейко М.А. Становление теории нелинейных динамик в современной культуре. Мн., 1999.

Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование в условиях стратегической нестабильности. М., 1999.

Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.

Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М., 2000.

Хакен Г. Синергетика: иерархии неустойчивости в самоорганизующихся системах и устройствах. М., 1985.

Тематика рефератов

I. Темы рефератов, соответствующие актуальным проблемам в содержании основных разделов программы курса «Философия и методология науки»

1. Философия и мировоззренческие основания культуры.

2. Философия в духовном опыте современного общества.

3. Философия и миф в культуре традиционных и современных обществ.

4. Философия и религия: формы диалога и опосредования в истории культуры.

5. Философия и искусство.

6. Философия и наука: общее и особенное в духовном освоении действительности.

7. Язык философии. Категории философии и универсалии культуры.

8. Философия как личностное знание.

9. Философы о философии: классические и постклассические интерпретации.

10. Аналитика человеческого существования в творчестве Ф.М. Достоевского.

11. Л.Н. Толстой о проблемах и антиномиях нравственного выбора.

12. Философия человека в культурных традициях Запада и Востока.

13. Аналитика человеческого бытия в философии экзистенциализма.

14. Свобода и ответственность как экзистенциальная оппозиция бытия человека.

15. Проблема смысла жизни человека в классической и современной философии.

16. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества.

17. Игра как феномен человеческого бытия.

18. Образ «человека массы» в современной философии и культуре.

19. Человек в системе социальных коммуникаций.

20. Сознание и языковые структуры.

21. Проблема «диалога» человека и компьютера.

22. Феномен «одномерного человека» в философии Г.Маркузе.

23. Концепция сознания в философии Э.Гуссерля.

24. Сознание и самосознание. Проблема «Я».

25. Учение З.Фрейда и концепция бессознательного в классическом психоанализе.

26. Проблема человека в философии неофрейдизма.

27. Проблема «искусственного интеллекта» в современной философии и науке.

28. Проблема человека в философии марксизма.

29. Анализ процесса познания в когнитивной психологии.

30. Интернет как форма коммуникации и познания мира.

31. Знание и вера в структуре познавательного процесса.

32. Истина и релятивизм в современной философии науки.

33. Истина и ценность в современной науке.

34. Место и роль социальной философии в системе современного философского знания.

35. Проблема социальной стратификации в современной философии.

36. Марксистская концепция социума.

37. Концепция этногенеза Л.Гумилева.

38. Концепция целерациональности М.Вебера и аксиологические основания европейской культуры.

39. Общество как суперсистема в социальной философии П.Сорокина.

40. Теория социального действия Т. Парсонса.

41. Проблема социальных девиаций в структурном функционализме Р.Мертона.

42. Концепция коммуникативной рациональности Ю.Хабермаса.

43. Социальный конфликт: его статус и роль в современном историческом процессе.

44. Феномен терроризма в современном обществе: социально-философский анализ.

45. Проблема социального прогресса как предмет осмысления в современной философии истории.

46. Концепция культурно-исторических типов Н.Данилевского.

47. Материалистическое понимание истории К.Маркса.

48. Идея «морфологии культуры» в концепции истории О.Шпенглера.

49. Идея локальных цивилизаций в концепции А.Тойнби.

50. Смысл и назначение истории в философии К.Ясперса.

51. Философская концепция истории Н.Бердяева.

52. Концепция «столкновения цивилизаций» С.Хантингтона и современный исторический процесс.

53. Идея «конца истории» в социальной философии Ф.Фукуямы.

54. Феномен «информационного общества»: основные понятия и методологические подходы.

55. «Пределы роста» техногенной цивилизации в футурологических моделях Римского клуба.

56. Феномен глобализации в современном мире: проблемы и перспективы.

57. Современные технологии и «высокое напряжение» в структуре постиндустриальных обществ.

58. \Наука и религия: возможности и границы диалога.

59. Наука как предмет философско-методологического исследования.

60. Философия и наука: исторические формы взаимосвязи.

61. Философия науки: становление и основные этапы развития.

62. Наука и вненаучное знание в современной культуре.

63. Феномен антинауки и критика классического рационализма.

64. Методологические новации в современной философии науки.

65. Неклассический и постнеклассический этапы в развитии современной науки.

66. Наука в постиндустриальном обществе.

67. Научная теория как предмет философско-методологического анализа.

68. Эмпирическое познание и факты науки.

69. Метатеоретические основания науки.

70. Научная картина мира и ее эволюция.

71. Феномен научной революции как предмет философско-методологического анализа.

72. Научный прогресс: единство когнитивных и социокультурных параметров.

73. Дифференциация и интеграция научного знания как закономерности развития современной науки.

74. Многоуровневая концепция методологического знания.

75. Системный подход как общенаучная методологическая программа.

76. Научное исследование как предмет методологического анализа.

77. Методы исследования в современной науке.

78. Наука как социальный институт.

79. Научное сообщество и школы в науке.

80. Проблема коммуникации в современной науке.

81. Этика науки и нормы научного этоса.

82. Проблема аргументации в современной науке.

83. Наука и власть: возможность и границы диалога.

84. Наука и нравственность: свобода и социальная ответственность ученого.

85. Наука как ценность в современной культуре. Дилемма сциентизма и антисциентизма.

86. Философия постмодернизма: духовно-теоретические истоки и основные этапы развития.

87. Философия и футурология.

88. Проблема научной рациональности как предмет философско-методологического исследования.

Наши рекомендации