Пояснительная записка. Т.П. Короткая, доктор философских наук, профессор (темы 1, 2, 3, 4);
Авторы
Т.П. Короткая, доктор философских наук, профессор (темы 1, 2, 3, 4);
Я.С. Яскевич, доктор философских наук, профессор (темы 5, 6, 7, 8);
В.К. Лукашевич, доктор философских наук, профессор (Введение, темы 9, 10);
М.В. Зубко,кандидат философских наук, доцент (темы 11, 12, 13, 14, Заключение).
Пояснительная записка
В соответствии с требованиями Типовой учебной программы «Философия» для высших учебных заведений, изучив данную дисциплину, выпускник должен знать:
- основные проблемы философии и сущность важнейших философских учений;
- ключевые идеи и категории философского анализа;
- основные принципы философской концепции бытия;
- фундаментальные компоненты философской теории человека;
- основные ценности современной культуры;
- социокультурные основания и основные закономерности человеческой деятельности (в том числе профессиональной);
- основные принципы, законы и механизмы познавательной деятельности, важнейшие философские методы и регулятивы научного исследования;
- основные закономерности функционирования и развития общества, их особенности в современном мире;
- смысл и содержание глобальных проблем современности, основные стратегии и перспективы их разрешения.
выпускник должен уметь:
- формулировать и аргументировать основные идеи и ценности своего философского мировоззрения;
- применять философские идеи и категории в анализе социокультурных и профессиональных проблем и ситуаций;
- характеризовать ведущие идеи философской картины мира, транслировать и популяризировать их;
- уметь понять и объяснить различные версии ответов на фундаментальные вопросы о смысле человеческого бытия;
- осуществлять осмысленный ценностный выбор, формулировать и аргументировать аксиологические регулятивы своей жизни и профессиональной деятельности;
- определять смысл, цели, задачи и гуманистические параметры своей общественной и профессиональной деятельности;
- применять идеи гносеологии и основные методологические регулятивы научного поиска в анализе социальных и профессиональных проблем;
- формулировать и аргументировать свою идеологическую и социально-политическую позицию, определять роль своей общественной и профессиональной деятельности в функционировании и развитии основных сфер общества;
- оценивать перспективы развития важнейших социальных проблем и возможности инновационной деятельности в сфере избранной профессии по их оптимальному решению.
На достижение этих результатов направлен лекционный курс, семинарские занятия и самостоятельная работа студентов. Разработанные кафедрой философии БГЭУ планы семинарских занятий ориентированы, с одной стороны, на закрепление и конкретизацию лекционного материала, прежде всего проблемного характера; с другой – на обеспечение адекватных установок для самостоятельной работы студентов. Перечни вопросов, тематика рефератов и рекомендуемая литература составлены на основе действующей типовой программы по дисциплине «Философия». Вместе с тем в соответствии с решением Совета БГЭУ запланирован дополнительный объем учебных часов по разделу «Теория познания и философия науки» для более детального изучения структуры научного исследования, с тем, чтобы полученные знания и выработанные умения студенты впоследствии могли продуктивно использовать в своей научно-исследовательской работе.
Примерный тематический план курса
№ п/п | ТЕМЫ | Кол-во часов |
Введение. Философия и жизненный мир человека. | ||
1. | Философия как социокультурный феномен. | |
2. | Исторические типы классической философии. | |
3. | Становление и основные стратегии развития постклассической философии. | |
4. | Философская мысль в России и Беларуси. | |
5. | Метафизика и онтология. | |
6. | Философия природы. | |
7. | Проблема человека в философии и науке. | |
8. | Сознание человека как предмет философского анализа. | |
9. | Познание как ценность культуры и предмет философского анализа. | |
10. | Наука, ее когнитивный и социокультурный статус. | |
11. | Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследования в философии. | |
12. | Основные проблемы политической философии. | |
13. | Философские проблемы социальной динамики. | |
14. | Философия культуры. | |
Заключение. Философия и ценностные приоритеты в культуре XXI столетия. | ||
ВСЕГО: |
Раздел I.Философия в исторической динамике культуры