Движение как способ существования материи, пространство и время как формы ее бытия
Движение – понятие, охватывающее все типы изменений и взаимодействия. В философских учениях, постулирующих онтологический статус движения, последнее трактуется в качестве атрибутивной и универсальной характеристики оснований бытия (согласно Аристотелю, «познание движения необходимо влечет за собой познание природы»). Диалектический материализм рассматривает движение в его бесконечном качественном многообразии как атрибут материи, ее необходимый внутренний способ существования.
В науке исторически сложились две концепции в понимании движения:
· метафизическая, согласно которой объект значит нечто сам по себе, вне присущих ему движений. Движение – нечто внешнее, налагающееся на объект; провозглашается чистое движение, существующее без носителя, отрицается субстанция вообще;
· диалектическая, которая определяет движение как способ существования материи. Вне движения нельзя даже мысленно представить себе ни один материальный объект. Все, что мы можем сказать об объекте в конечном итоге сводится к раскрытию присущих ему движений.
Материя и движение связаны. Движение неотделимо от материи: ни материя без движения, ни движение без материи не существуют. Материя вся в движении. Глубокая внутренняя способность к изменениям находится в ней самой. Движение внутренне присуще материи.
Движение как способ существования материи имеет противоречивый характер. Оно – единство изменения, превращения и сохранения. Фундаментальный закон природы – закон сохранения и превращения энергии – объединяет и выражает обе эти стороны. Единство устойчивости и изменчивости можно рассмотреть на примере отношения «движение–покой». Казалось бы, о чем здесь рассуждать. Покой противостоит движению. Однако стороны этого отношения не равноправны. Движение носит абсолютный характер, как способ существования материи имеет место всегда и везде. А покой? Может быть его вообще нет? Между тем отрицается не покой вообще, а фиксируется лишь его временный относительный характер. Покой – момент движения. Он всегда относителен. Абсолютного покоя не существует. Движение – всякий процесс изменения, всякое взаимодействие, развертывающееся в пространстве и времени. Покой есть способ или результат движения.
Абсолютная природа движения проявляется в конкретных формах. Выделяются пять взаимосвязанных по восходящей линии форм движения материи: механическая,физическая, химическая, биологическая и социальная. Каждая форма имеет своего носителя. Во всякой форме движения и движении материи вообще следует различать три взаимопроникающих момента: самодвижение, действие и отражение. Они образуют динамическую структуру движения.
В рамках современной науки движение понимается в контексте его связи с феноменами пространства, времени и энергии (специальная и общая теория относительности), выявлено онтологическое содержание сформулированных еще античной философией апорий, связанных с пониманием движения (единство континуальности и дискретности движения, движение без траектории и др.) В контексте европейской культуры понятие движения является аксиологически акцентированным, что находит свое выражение в его семантической дифференциации (движение как изменение вообще, направленное движение как развитие и т.п.).
Движение, будучи способом существования материи, тесно связано с пространством и временем. В науке исторически сложились субстанциональная и реляционная концепции в понимании пространства и времени. Согласно субстанциональной концепции, пространство и время – нечто самостоятельно существующее наряду с материей. Пространство – чистаяпротяженность. Тела, находясь в пространстве и двигаясь в нем, не взаимодействуют с ним. Пространство является абсолютной системой отсчета и остается всегда неподвижным, однородным, обладает всюду, во всех точках и направлениях одинаковыми геометрическими свойствами. Абсолютное пространство благодаря своей природе безотносительно к чему-либо, остается всегда одинаковым и неподвижным. Время – чистаядлительность. Оно является абсолютной системой отсчета, благодаря чему якобы становится возможным измерение во времени тех или иных реальных процессов, происходящих в пустом пространстве. Но эти реальные процессы, происходящие во времени, не взаимодействуют с абсолютным временем. Само время, как и пространство, остается всегда одинаковым, т.е чистой длительностью. Именно поэтому оно и является абсолютной системой отсчета. В них как бы погружены, помещены материальные объекты.
В науке было выяснено, что пустота как объект физического исследования просто не существует. Нет такого насоса, который мог бы обеспечить существование пустоты, нет ее и где-то в космосе. То, что называли пустотой, в действительности является вакуумом. Но вакуум не есть ничто, он обладает вполне определенными физическими характеристиками. Приведенные факты показывают несостоятельность субстанциональной концепции.
Благодаря специальной теории относительности были выявлены релятивистские пространственные эффекты типа сокращения длин. Общая теория относительности позволила объяснить особые свойства пространства в гравитационных явлениях. Квантовая механика показала особо тесную связь пространственных и импульсных характеристик физических объектов. Новейшая физика элементарных частиц дает веские основания считать пространство в микромире не трехмерным, а многомерным. В соответствии с реляционным подходом, пространство и время – не особые субстанциональные сущности, а формы существования материальных объектов: пространство выражает сосуществование объектов; время – последовательность их состояний. Субстанциональная и реляционная концепции не связаны однозначно с материалистическим или идеалистическим толкованием мира, обе развивались на той и на другой основе. Научно-реалистическая концепция пространства и времени была сформулирована в контексте реляционного понимания. Таким образом, обобщая характеристики пространства и времени можно охарактеризовать их как общие формы координации материальных объектов и их состояний.
Пространство – это совокупность отношений, выражающих координацию сосуществующих объектов, их расположение друг относительно друга и относительную величину (расстояниеи ориентацию). Реальное пространство трехмерно, однородно (все его точки равноправны) и изотропно (все его направления равноправны). Пространство – это, по сути своей, проявление физических взаимодействий. Их изменения мы видим в свойствах пространства. В науке также выделяется понятие биологического и социального пространства.
В отличие от пространства время характеризует не сосуществование, а сменяемость, процессуальность явлений. Время – это длительность процессов и соотношения между ними, фиксируемые терминами: продолжительность, раньше, позже. Время – совокупность отношений, выражающих координацию сменяющих друг друга состояний (явлений), их последовательность и длительность. Время одномерно, однородно (равноправие всех моментов времени), необратимо. И пространство, и время характеризуются такими всеобщими свойствами как объективность и всеобщность.
Пространство–время является выражением наиболее общих отношений материальных объектов и вне материи существовать не может.
Это не самостоятельные субстанции, а формы существования единственной субстанции – материи.