Важнейшие понятия философской антропологии.
Для исследования человека как многомерного явления в философской антропологии применяются различные понятия, которые раскрывают сущность и природу человека, характеризуют его как существо активное, деятельное и ищущее себя в этом мире. Особое место в философской антропологии занимают те понятия, которые раскрывают внутренний мир человека, его смысложизненные искания, бытие в окружающем мире.
Среда существования: | - пространство жизни человека; - природный мир как естественная основа и условие бытия человека, дающий ему почти всё необходимое для этого. Мы все находимся в природе, а она пребывает в каждом из нас в форме биологического начала. С помощью знаний и навыков, орудий труда и техники человек постоянно раздвигает границы естественной среды своего существования. В XXв. он сумел преодолеть силу земного притяжения и выйти в космическое пространство; - социальный мир (общество, история), созданный и совершенствуемый самим человеком. Он состоит не только из многочисленных искусственных предметов и сооружений, но и вбирает в себя разнообразные институты и отношения между людьми – семейные, экономические, социальные, идеологические и др. Социальный мир пронизан людскими страстями и эмоциями, радостями и огорчениями, исканиями истины и заблуждениями на этом пути, вечной борьбой сил Добра и Зла. Это мир, где переплелись Хаос и Гармония, Разум и Безумие, Любовь и Ненависть. Каждый человек погружён в поток истории и плывёт в нём. Бытие его в этом потоке изначально противоречиво, неоднозначно. Человек свободен и несвободен, а значит, счастлив или же несчастлив; |
Несвобода человека: | - существует внешний мир, который настойчиво диктует человеку выбор форм и способов деятельности (последовательность и содержание действий крестьянина по обработке земли); - он несвободен, т.к. всегда существуют ограничители его деятельности – уровень физических и умственных способностей, технических возможностей, характер общественного строя. Они ставят преграды действиям человека, его планам и целям; - он несвободен и потому, что имеет место, так называемое, отчуждение человека, которое в различных формах существует во все времена. Отчуждение означает, что продукты деятельности человека выходят из-под его контроля и превращаются во внешнюю и неподвластную ему силу. Отчуждение означает чуждость, внешность мира и даже его враждебность (стихия рыночных отношений, сила диктаторского государства, неподвластность человеку созданного им гигантского мира техники). Отчуждение – это как бы утрата мира человеком и превращение этого мира в бесчеловечный мир (такое случается во время социальных революций. Они замышляются гениями и осуществляются фанатиками, но их плодами пользуются в первую очередь проходимцы и негодяи). На уровне психики и сознания отчуждение человека проявляется в таких отрицательных состояниях, как досада и разочарование, страх перед окружающим миром, пессимизм, апатия, агрессия и т.п. Отчуждение – вечная и неустранимая проблема для человеческого общества. «Человек рождён быть свободным, а между тем он везде в оковах»,- Ж.-Ж.Руссо. |
Свобода человека: | - самостоятельное распоряжение человека своей судьбой, выбор собственного жизненного пути и самоопределение в нём; - есть нерабство, творческая раскрепощённость человека как социокультурного существа. Она означает его освобождение от диктата внешних сил и обстоятельств – как природных, так и социальных. Свобода предполагает возможность действовать, по словам И.Канта, «по своему усмотрению», определять самого себя и поступать в соответствии со своими интересами и представлениями. У мира есть множество дорог для человека, и свобода – это не только возможность делать выбор своего жизненного пути, это и сам выбор человека, его вхождение в иной порядок своего бытия в мире. Без свободы невозможно раскрытие человеком своей богатейшей творческой сущности. Творчество нуждается в свободе, т.к. она – орудие осуществления человеком смысла своей жизни и путь к счастью как полноте своего существования; - для очень многих свобода является фундаментальной ценностью, и всё же она должна иметь свои пределы, границы. В ином случае она неизбежно будет превращаться в свои антиподы – в произвол, в своеволие и анархию, в самодурство и насилие над другими людьми. Т.е., она обретёт совсем иную форму – форму негативной свободы, проявившись в разрушительных действиях человека. Границами свободы должны быть интересы другого человека, социальных групп и общества в целом, а также окружающей природы как естественной основы существования человека и общества. Свобода для себя должна предполагать свободу для другого. «Я только тогда истинно свободен, если и другой также свободен и мною признаётся свободным», - Г.Гегель. |
Ответственность: | - неизбежная цена свободы и плата за неё; - свобода невозможна без ответственности и долга человека перед миром, в котором он существует. Человек живёт и действует в этом мире и, следовательно, сопричастен к содеянному, к тому, что происходит вокруг него; - свобода требует от человека разумности, нравственности и воли, без чего она неизбежно будет вырождаться в произвол и насилие над другими людьми, в разрушение окружающего мира. «Свободный человек тем и отличается от раба, что он умеет собой управлять, в то время как раб умеет лишь покоряться или бунтовать»,- Н.А.Бердяев; - свобода есть единство порыва и предела, выбора и отказа, протеста и согласия одновременно, т.е. по сути своей она противоречива, как и сам человек. |
Жизненный путь человека: | - это движение человека во времени и в пространстве общественной жизни; - это процесс формирования и раскрытия человеком своей сущности и природы как уникального существа. Начинаясь в детстве, он обрывается со смертью человека. Собственно говоря, отрезок между рождением и смертью – это и есть жизненный путь человека. Этот путь может оказаться кратким (как у безвременно ушедших из жизни людей) или же продолжительным (как у долгожителей); - он всегда индивидуален, неповторим, имеет собственный почерк. Он насыщен бесчисленными событиями, заметными и незаметными. В жизни человека есть события, которые определяют всю его последующую жизнь (окончание школы, выбор профессии, вступление в брак и т.п.), а есть события, которые не оставляют никакого следа; - это не прямая линия. Жизненный путь человека всегда насыщен исканиями, сомнения и разочарованиями, находками и утратами, ошибочными решениями и неверными действиями. Это детство и юность, зрелый возраст и старость человека. Это подъёмы и падения, радости и огорчения; - сторонники фатализма в древней философии (Сенека и др.) учили, что над человеком давлеет судьба, рок, которые якобы изначально определяют его жизненный путь и исключают возможность свободного выбора и самоопределения в жизни. Представители экзистенциализма (Ж.П.Сартр) не соглашались с «обречённостью» человека и «отдавали каждому человеку во владение его бытие и возлагали на него полную ответственность за существование». Опыт показывает, что жизненный путь человека находится в зависимости от многих причин – и объективных, и субъективных. Никто из нас, живущих, не знает, каким станет в итоге его жизненный путь, и чем он будет наполнен. Каждодневно человек оказывается на распутье, в ситуации выбора той или иной степени сложности и значения. Т.е., человек может и должен выбирать и выстраивать свой жизненный путь, если не желает оказаться игрушкой в руках внешних сил; |
Страдание: | - негативное физическое и душевное состояние, мука, боль; - оно возникает, поскольку жизненные стремления человека наталкиваются на препятствия, ограничения, что и вызывает мучения, тяжёлые переживания. Оно возникает, ибо жизненный путь – не прямая и гладкая линия, движение по которому приносит одни лишь радости. Неудовлетворённость достигнутым, неудачи в своём деле, расставание с другом, болезнь, смерть и т.д. – всё это питательная почва для страдания человека. Человек страдает ещё и потому, что осознаёт своё несовершенство, которое не позволяет обрести желаемую полноту жизни; - тема страданий человек проходит через все этапы развития философской мысли: - в древней философии, в индийском буддизме полагалось, что страдания возникают на почве желаний человека, его жажды жизни, и их прекращение возможно лишь на путях духовного и нравственного совершенствования человека; - религиозная философия Средневековья учила, что страдания возникают на основе осознания человеком своей ничтожности в сравнении с Богом как Абсолютом. Человек страдает также, осознавая собственные прегрешения, жизнь не по Богу; - в Новое время философия раскрывала социальные предпосылки страданий, находя их в несправедливых общественных отношениях, в эксплуатации человека человеком; - марксистская философия предлагала радикальный путь преодоления страданий человека – путь социальной революции, которая смогла бы утвердить в обществе «царство свободы»; - философия XXв. высветила новые грани проблемы страданий человека – страданий от конфликта с культурой (З.Фрейд), от осознания абсурдности окружающего мира (А.Камю) и т.д.; - философия полагает, что страдание – это закон бытия человека в мире. Этот закон выражает неустранимое противоречие между человеком и окружающим миром, между человеком и человеком. Боль, мучение, печаль – всё это вечные спутники на нашем жизненном пути. Нам не дано расстаться с ними, и даже в мыслях наших они настойчиво напоминают о себе. Поэтому человек так страстно желает изменить и окружающий мир, и самого себя для того, чтобы жить в совершенном мире без страданий; |
Смерть и бессмертие человека: | - философия понимает смерть не только в физическом, но и в духовном смысле слова; - тема смерти и бессмертия – одна из самых древних в культуре человечества. Она находит различные формы своего решения не только в философии, но и в религии, в естествознании, в философской поэзии, в искусстве и устном народном творчестве; - смерть – это всеобщий закон бытия: камни и растения, животные и люди – всё рано или поздно умирает. Человеку в этой ситуации тяжелее всех, т.к. он как существо мыслящее знает о предстоящей ему смерти; - мечта о бессмертии сопровождает человека с того момента, когда он стал осознавать свою смертность. Эта мечта породила древнюю идею бессмертия души, христианскую веру в воскресение умерших, мечту об «эликсире жизни»; - осознание своей смертности делает ещё более мучительным размышление человека над смысложизненным вопросом: «Если мне предстоит умереть, то зачем в таком случае жить?». Современная наука и философия ищут новые подходы к решению столь серьёзной проблемы. Известный русско-американский учёный А.А.Болонкин полагал, что в 2000-2030 гг. бессмертие станет реальным и доступным для жителей развитых стран мира. Развитие науки, техники и медицины наверняка создаст новую ситуацию в решении проблемы смерти и бессмертия человека; |
Смысл жизни человека: | - данное понятие характеризует человека как существо, стремящееся к полноте своего существования и ищущее своё призвание (миссию в этом мире); - это понятие раскрывает и исследует самое сокровенное в жизни человека – цели и идеалы, само значение его существования; - вопрос о смысле жизни человека – это вопрос об основном содержании его духовно-практической деятельности. По Ф.М. Достоевскому, это вопрос о том, для чего человеку жить и к чему стремиться – всё это «вечные» и «проклятые» вопросы человеческого существования, которые наполняют жизнь человека мучительными размышлениями и переживаниями, сомнениями и разочарованиями, душевным беспокойством и волнениями; - можно вести очень простой (аскетический) образ жизни и отказывать себе в земных радостях и удовольствиях. Но можно жить и стремясь к наслаждениям, радостям, находя в этом счастье как особого рода состояние души. Можно жить лишь для себя, но ведь можно жить и для других, делая им добро. Чем же и как жить человеку? – этот вопрос не только многогранен, неисчерпаем, но и ответ на него носит, как правило, индивидуальный характер. Этот смысложизненный вопрос – большая и сложная проблема для человека, от которой ему никуда не уйти, как невозможно уйти от самого себя. |
Т.о., философия рассматривает человека как уникальное живое существо, многогранное по своей природе и проявлением его деятельности. Тема человека для философии – центральная, проходящая сквозь все историко-философские эпохи. Для познания человека как сложнейшего феномена мироздания в философии и науке выработан богатый арсенал понятий, раскрывающий сущность и природу человека, его существование в мире.
Но, несмотря на неослабевающий интерес к антропологической проблематике на протяжении двух последних столетий, философский опыт о человеке не может быть завершён. Это связанно не только со сложностью самой проблемы, но и со следующими моментами: - человек не обладает фиксированной сущностью, т.е. нельзя выделить какое-то одно качество или свойство, выражающее всю меру его самобытности;
- чтобы что-то окончательно определить и понять, надо находиться вне того, что определяется и понимается. А человек не может изучать себя как объект среди других объектов. То, как он понимает себя, во многом зависит от конкретных условий места и времени.
При этом философия всё же стремится найти какое-то общее основание человечности, присущее людям любых эпох и культур.