Натурфилософия эпохи Возрождения
ВXVI в. естествознание добилось значительных успехов, что в свою очередь способствовало не только развитию науки, но и росту критического отношения к схоластическому мировоззрению и католицизму.
Крупным ученым-экспериментатором Возрождения является Леонардо да Винчи (1452— 1519), который большое значение в познании мира и природных явлений отводил опыту или эксперименту, но в тоже время именно теория придает эксперименту достоверность, так как да Винчи был убежден, что «…практика должна быть воздвигнута на хорошей теории. Наука - полководец, и практика – солдаты» [2, 87]. Леонардо да Винчи является ученым- универсалием, он занимался гидро и военной инженерией, математическими расчетами, химией, минералогией, анатомией и др.
Особое место в изменении картины мира занимают натурфилософы Возрождения Николай Кузанский, Галилео Галилей, Николай Коперник и Джордано Бруно.
Николай Коперник (1473-1543) – польский астроном, автор гелиоцентрической картины мира, согласно которой Солнце является центром Вселенной, вокруг которого вращается по своей оси Земля и другие планеты. Этот новый взгляд отвергал геоцентрическую картину мира Аристотеля- Птоломея, согласно которой Земля является неподвижным центром мира. Данные взгляды изложены Коперником в работе «О вращении небесных сфер», изданной посмертно. Коперниканскую теорию не случайно называют с определения И. Канта «коперниканской революцией», так как она поистине произвела переворот в умах людей той эпохи. В частности, теория Коперника в свое время перевернула мировоззрение Дж. Бруно.
В эпоху Возрождения появляется новая космология, в которой происходит поворот от идеи замкнутого мира к представлению о бесконечности Вселенной. Этим самым средневековая онтология подвергается радикальному пересмотру. Начало этому положило творчество Николая Кузанского (1401-1464). Главная проблема, рассматриваемая им – это проблема соотношения Бога и мира. Кузанский провозглашает идее мироустройства принцип пантеизма, согласно которому Абсолютный максимум или Бог безличен и максимально приближен к природе. Таким образом, Бог охватывает все сущее и содержит мир в себе.
Кузанский полагает, что мир в силу своей зависимости от Бога не имеет самостоятельного существования, а вследствие зависимости от Бога мир является безграничным. Кузанский не поддерживает гелиоцентрическую картину мира и то, что отсутствует неподвижный центр Вселенной, под которым в схоластической картине мира понимается Земля, привело его к мнению о движении Земли. Данные взгляды изложены Кузанским в его трактате «Об ученом незнании». Главная заслуга идей Кузанского заключается в том, что им начата десакрализация или разбожествление Космоса.
Крупнейшим натурфилософом Возрождения является Джордано Бруно. Им в работе «Диалоги» выдвинут тезис о бесконечности Вселенной. Он отвергает идею сотворенности Вселенной и считает, что Космос вечен и не способен к своему исчезновению. В то же время он считает, что Вселенная в целом неподвижна, но в ней самой происходит постоянное развитие вследствие вечных изменений в ней и постоянное движение. Развитие Вселенной происходит вследствие самодвижения материи, поэтому Бруно отвергает концепцию Фомы Аквинского о Боге как первопричине мирового движения.
Бруно является автором концепции множества миров. Этим самым он не признает как геоцентризм, так и гелиоцентризм. Крупный натурфилософ обладает пантеистическим принципом соотношения Бога и мира: природа есть Бог в вещах. Бог находится в природе как внутреннее деятельное начало. Между Богом и природой существует тождество, так как Бог немыслим вне материального мира.
В заслугу натурфилософии Возрождения необходимо отметить тот факт, что она подготовила условия для развития научных и философских концепций Нового времени через преодоление схоластических представлений о мире.
Задания для контроля знаний по теме «Философия эпохи Возрождения»
Задания пониженной сложности:
Таблица №1. Натурфилософские учения эпохи Возрождения
Натурфилософ | Годы жизни | Основные труды | Открытия | Значение учения |
Таблица №2. Мировоззренческие картины мира
Картина мира | Представители концепции | Основное содержание идеи |
1. Геоцентризм | ||
2. Гелиоцентризм | ||
3. Множественность миров |
Задания средней сложности:
Задание 1. Определить, к каким периодам истории философии принадлежат перечисленные понятия:логос, патристика, гелиоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, метафизика, макиавеллизм, Рок, апатия, гуманизм, Космос, Бог, индивидуализм, первоначало, майевтика, пантеизм, атараксия, множественность миров.
Задание 2. Таблица. Особенности философии Возрождения
Особенности | Содержание | Значение понятия в развитии мировоззрения эпохи |
Гуманизм | ||
Антропоцентризм | ||
Антиклерикализм | ||
Индивидуализм |
Задание повышенной сложности. Сравнительная таблица «Философия средневековья и эпохи Возрождения»
Эпоха | Проблема Бога | Проблема бытия | Проблема человека | Проблема общества | Проблема познания |
Средние века | |||||
Возрождение |
Темы рефератов:
1. Проблема человека и мира в воззрениях итальянских гуманистов Данте и Петрарка
2. Творчество Леонардо да Винчи
3. Гуманизм как основная черта мировоззрения Возрождения
4. Возрожденческий индивидуализм
5. Проблема личности в философии Возрождения
6. Эволюция картины мира в натурфилософии Возрождения
7. Титанизм как явление Возрождения
8. Евангелизм Эразма Роттердамского
9. Социальный утопизм Томаса Мора и реальность