Постклассическая немецкая философия
Посткпассика - фил. направление возникшее на рубеже 19-20 вв. как реакция на классическую философию. Постклассическими являются учения А.Шопенгауера, К.Маркса, С.Кьеркегора, Ф.Ницше, О.Конта. Немецкая классическая фил. максимально полно для своего периода объяснила сущность бытия, познания и других философских проблем с позиций идеализма. Постклассики представили различные учения, но их объединяло одинаковое понимание бытия. В отличии от мыслителей классической фил. они понимали бытие не как мысль, мышление, идею, а отдавали предпочтение самим вещам, фактам реальной жизни, поступкам, практике, человеку.
Философы, постклассического периода переосмыслили учение Гегеля, они обосновали возможность философствовать о бытии не как о мысли, подвергнув критике принцип тождества бытия и мышления.Представители неклассической философии пытались
объяснить мир, как и классики, с позиций идеализма
догегелевского периода, например, платоновского и
найти новые подходы в рамках старого доклассического идеализма.
Постклассики указали, что слабость теории Гегеля в том, что он начал философствовать с «понятия бытия», не учитывая все проблемы реального бытия,проблемы отдельного человека, он свел сущность человека к мышлению, оставив без внимания природу человека, мир его чувств и физических потребностей. Особой критике была подвергнута идея Гегеля о понимании истины как движения чистой мысли к Абсолюту. С их точки зрения истина истолкованная подобным образом не затрагивает потребности и не решает проблемы конкретного человека. Отвергнув теории рационалистического идеализма, философы постклассики попытались проработать интуицию бытия не как мысли, создав при этом разные учения: мате риалистические, ориентированные на рационализм, идеалистические исповедующие иррационализм.
Иррационализм был представлен творчествам | А.Шопенгауэра. В своих работах он критиковал 1 диалектику и историзм Гегеля. Шопенгауэр призывал вернуться к идеям Канта и Платона, главной движущей силой, определяющей все в окружающем мире, он объявил волю. Воля является центральным понятием философии Шопенгауэра, он придает ей свойство абсолютного начала, идеальной силы, способной влиять на все сущее и лежащей в основе мироздания. Воля - сущность бытия, и эта сущность ни есть мысль. Эти идеи он изложил в книге «Мир как воля и представление», в этом фил. труде он вывел логический закон достаточного основания, согласно которому, истинная философия должна исходить только из представления, которое является фактом сознания. В противовес Гегелю, Шопенгауэр утверждал, что человек не только мыслящее и познающее существо, но еще и тело которое проявляет себя в волевом акте, оно участвует в познании мира, благодаря нему мы испытываем страдание, наслаждение стремление к самосохранению.
Материализм критиковал классическую фил. за мыслительное освоение мира. По мнению К.Маркса основная задача теоретической мысли в освоении и практическом преобразовании мира. Практическое действие не может быть сведено к объясняющему мышлению, оно должно включать в себя экономические и политические интересы человека. Предпосылками философствования должны служить не мысли, понятия и теоретические рассуждения о внешнем мире, а реальные действия по овладению предметами внешнего мира для удовлетворения человеческих потребностей.
Родственной иррационализму считается философия жизни». Основными представителями явл. Ф.Ницше и В.Дильтей. В основе этой фил. лежит понятие аоли4 которой отводится роль основной составляющей чел. жизни и окружающего мира. Цель этого фил. течения помочь человеку приспособиться к окружающему миру и максимально реализовать свои способности.
Экзистенциализм вводит в свою фил. интуицию бытия не как мысли. С.Кьеркегор подверг критике фил. воззрения Гегеля, который в стремлении смотреть на мир глазами Творца забыл о человеке и его экзистенции.
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Средневековая философия на Руси не была сформирована как самостоятельная наука, но необходимость осмысления исторических событий, приход христианства, становление российской государственности и русской национальности заставило развиваться общественную мысль. До этого времени в России над мышлением господствовала греческая ортодоксальная церковь, и философия развивалась в рамках виэантийско-православного богословия.
Надо отметить, что русская философия разаива-лась независимо от мировой фил. и не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада. Ее отличает глубина, всесторонность и специфичность изучаемых проблем.
Под воздействием византийской культуры в религиозно-философских трактатах В-Мономаха, Сильве-стра, Климента Смолятича,- Саровского, Фалофея затрагивались вопросы добродетели, объяснение христианства, попытки соединения его с язычеством, . проблемы государства, права, природы.
Русская философия как наука и как философское , творчество начинается лишь после и на основе петровских преобразований с середины 18 в. трудами М.В.Ломоносова (1711-1765). В философии он был | сторонником механистического материализма, заложил традиции материализма в русской философии. Ломоносов отводил большое место роли этики, морали и нравственности. Им была выдвинута атомиче- I екая природа строения вещества.
А.Н.Радищев большое внимание уделил социальне—политической философии. Социально- ' философские взгляды мыслителей того времени носили просветительсксо-гуманный характер.
Началом рассвета русской классической философии стал 19 век. Мыслители П.Я.Чаадаев, А.С.Хомяков, Вл.С.Соловьев вместе с представителями русской классической литературы несли миру , глубоко выстраданную опытом поколений истину: нет и не может быть такой цели, ради которой могут быть i допущены жертвы. Недопустимы социальные проек- ' ты, которые достигаются при помощи насилия над I личностью. В философских и литературно-критических работах 19 - начала 20 вв. осмысливались исторические события, связанные с победой над Наполеоном, восстанием декабристов, отменой крепостного права, развитием капиталистических отношений, проведением либеральных реформ.
В русской философии этого времени получили известность следующие направления:
1. Славянофильство (А.Хомяков. К.Аксаков, Ю.Самарин. и Западничество (П.Чаадаев, Т.Грановскии, К.Кавелин). Первые ратовали за самобытный путь развития России, вторые - за путь общечеловеческой и европейской цивилизации.
2. Материализм (Н Чернышевский. Н.Добролюбов) В России материализм существовал в двух видах: антропологический и утилитарный.
3. Марксизм (Г.Плеханов. ВЛенин) Одна из особенностей марксизма в России - направленность на изменение общественно-политического строя.
4.) Религиозная философия (В.Соловьев, Н.Федоров, Н.Бердяев, П.Флоренский). Ведущими идеями русской религиозной философии этого периода были соборность, всеединство и абсолютная ценность человека.
5) Русский космизм. Связан с идеей единства человека и космоса, с возможностью их преображения, с утверждением христианской любви и божественной мудрости, созданием гармоничного, свободного от насилия мира.
6) Эсхатологическая философия. Связана с апокалиптическими настроениями и предчувствиям гибели западной культуры.
Русская философская мысль, как и русская духовность, всегда находилась в оппозиции к буржуазному рационализму с его прагматизмом и желанием подавить в человеке индивидуальность и духовность, живую жизнь бездушными законами логики.
В одностороннем рационализме западной философской мысли русские философы видели ее кризис - измену гуманистическому духу философского сознания в целом.
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ 19 ВЕКА
Особенность этого исторического периода обусловила и задачи, которые решала русская философия в этом историческом промежутке. В философских и литературно-критических работах этого периода осмысливались события Отечественной Войны 1812 г., восстание декабристов 1825 г. отмена крепостного права 1861 г., проведение либеральных реформ, развитие кап. отношений, начало револ.-демократического движения.
Значимым этапом русск. фил. был этап развития философско-социальной мысли декабристами. П.Пестель, Н.Муравьев И.Якушкин, В.Кюхельбекер в своих сочинениях рассматривали проблемы ^движущих сил в историческом процессе, социальной структуры и ее развития, роли личности в истории.
Жизненность русской фил., ее желание разобраться в социально-политических процессах идущих в России, в причинах социальных столкновений и политической борьбы, разделили ее представителей на два лагеря. С одной стороны.ю религиозно-идеалистическое, славянофильское, реформистское, с другой, материалистическое, атеистическое, западническое, революционно-радикальное.
Видными представителями западников являлись А,И.Герцен, Н.П.Огарев, К.Д.Кавелин, В.Г.Белинский. По их мнению, Россия отстала от западной цивилизации, и большим благом для ее народов станет освоение западных ценностей. 8 русскую философию они пытались внести идеи и положения материализма и эмпиризма.
Лидерами славянофилов были А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, Ю.Ф.Самарин, АН. Островский.
Славянофилы отстаивали идею самостоятельного пути российской государственности, т.к. основу бытия государства составляют православие, общинный образ жизни, особый "русский" менталитет людей. Они утверждали, что попытки провести реформы и привести Россию к западному подобию закончатся трагедией для русского народа.
Ортодоксально-монархическая философия отстаивала интересы самодержавия, его общественно- политический и нравственный порядок, религиозные устои (представители: Н.В.Федоров, К.Н.Леонтьев)!
Представителями философского религиозного направления были русс, писатели Ф.М.Достоевский и Л,Н.Толстой, которые оставили большое литературное и философское наследие. Они видели будущее России в развитии национальных традиций, обычаев, религии и духовности. Особую роль в фил. Достоевского занимает проблема человека, его места в жизни. Он утверждал, что в своих поступках чел. должен следовать путем указанным ему богом.
Л.Н.Толстой в результате своего творчества стал автором фил. доктрины называемой - толстовство, в которой он призывал отказаться от насилия, преобразовать религию, сделав ее доступной простым людям, государство признается отжившим институтом, т.к. является аппаратом насилия, смысл человеческой жизни - в усовершенствовании.
Самый яркий представитель революционно-демократической фил. 19 века - Н.Г.Чернышевский-фактически, представитель антропологического материализма. Он считал, что природа развивается от низшего к высшему^ а чел. - биологическое существо и часть природы. С его точки зрения, познание осуществляется в чувственных и логических формах. Практика определяется как деятельность по преобразованию природы. Ядром этической доктрины Чернышевского была теория "разумного эгоизма", отдающая предпочтение разуму перед волей. Эгоизм рассматривается как природное свойство, а добро -свойство, полезное большинству людей. Его социальные взгляды - радикальны и утопичны: идеализировал крестьянскую общину, а крестьянин считал главной революционной силой.
Либеральное направление в русской фил...было завершающим в 19 веке. Самым видным его представителем был В.С.Соловьев. Главные идеи его фил.: соборность, всеединство, идея прогресса как всеобщей связи поколений, идея нравственности как главного аспекта чел жизни, идея Бога как выражение добра, учение о богочеловечестве, учение о цельном знании, русская национальная идея.
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ 20 ВЕКА
Для этого периода русской фил. характерно возникновение фил. систем. К ее особенностям можно отнести антропоцентризм, гуманизм и религиозный характер. Проблемы, л оставленные фил. а это время, чрезвычайно важны для русского самосознания и культуры. Из мыслителей этого времени выделялись Н.В.Федоров, В.С.Соловьев, Б.Н.Чичерин, Н.О.Посский. Продолжая осмысливать традиционные для рус. фил. проблемы, они уделили внимание вопросам познания, смысла и цели жизни человеческой свободы и ответственности личности, соотношению-божественного и земного в человеке.
Конец 19 - нач. 20 вв. ознаменовались расцветом русской литературы, искусства и философии. В этот период возникает фил. русского космизма. Космизм с самого начала разделился на два направления: мис-тическо-теологическое (Н.В.Федоров, В.С.Соловьев и ПАФлоренский) и естественнонаучное (К.Э.Циол-ковский, В.И.Вернадский).
Яркий представитель космизма - Н.Ф.Федоров -основу своего учения изложил в труде "Философия общего дела", где он обратился к вопросам творческих возможностей человека, науки и религии. Основной* вопрос его фил. - найти смысл жизни, понять цель человеческого существования и обустроить его жизнь сообразно этой цели. Задача фил. - объяснить мир и дать проект его преобразования.
В.И. Вернадский обосновал теорию ноосферы.
К.Э.Циолковский считал космос живым и разумным, верил в возможность его освоения, был сторонником идеи вечности, несотворимости материи.
А.Л.Чижевский -основатель фил. системы космической биологии, по его теории жизнь на земле находится под сильнейшим влиянием космоса.
Религиозная философия (В Соловьев, Н.Бердяев, П.Флоренский, Н.Федоров и др.). Мыслителями этого периода решались проблемы соборности, всеединства и абсолютной ценности человека, идея о богоче-ловечестве. Понятие «соборность» выражает единство общего (социального) и единичного (индивидуального). Соборность подразумевает единство людей на основе любви к богу. Идея всеединства развивается в творчестве В.Соловьева. По его теории, в природе существуют три царства: природное, человеческое и божественное. Только богочеловек наполняет эволюцию приро-§ы нравственным духом, осуществляет всеединство лагодаря своей синтезирующей любви. Всеединство понимается как единство трех видов знания: науки, философии и религии. Единство государства, общества, церкви на основе слияния католицизма, протестантизма и православия.
Абсолютная ценность человека выражается в том, что он ставится выше природы. Идея богочеловече-ства есть высшее выражение единства материального, идеального и божественного. Эта идея осуществилась в Иисусе Христе, а в дальнейшем должна реализоваться в человеке.
Российский марксизм отразил всю сложность процесса развития России на рубеже веков. Его особенность - в практической направленности на решение задач, связанных с изменением общественно-политического строя.
Первым теоретиком марксизма в России считается Г.В.Плеханов. В своих работах он уделил внимание вопросам материалистического понимания истории, исторической необходимости, свободы, теории классовой борьбы, взаимоотношений общественного бытия и общественного сознания.
В понимании истории Г.В.Плеханов считает всеобщей причиной общественного движения развитие производительных сил, а творцом истории он считал народные массы.
Его взгляды во многом разделял В.И.Леиин. Он является основателем политического движения, которое называется большевизм. Ленин занимался разработкой проблем социального развития, связав их с практикой революционной деятельности, разработкой теории государства, исследовап сущность революции, демократии, диктатуры пролетариата.
Решая философские проблемы, Ленин обращается к проблемам диалектики природы, исследует причины кризиса в естествознании возникшего в начале 20 в, дает определение материи, исследует теорию познания.
35 идеи русской религиозной философии
Одной из основополагающих идей русс, религиоз ной философии является идея о "богочеловечестве" как высшем выражении единства материального, идеального и божественного. Эта идея, по мнению
В.С.Соловьева, осуществилась в образе Иисуса Хри-
ста, а в дальнейшем в образе человека в процессе
его совершенствования и нравственного обновления.
История общества, по мнению мыслителя, - это про-
цесс движения от языческого состояния к его состоя-
нию естественному - христианскому.
Человеческое начало Западной церкви должно со-
единиться с божественным началом Восточной церкви, и это приведет к богочеловеческому состоянию в обществе, где гармонично объединятся материя и дух, добро, истина и красота. Его учение является абстрактно-логическим построением и представляет собой не столько теоретическую систему, сколько философию жизни.
Центральным понятием идеи философии В.Соловьева, НЛосского, Н.Бердяева является понятие всеединства. Суть учения состоит в утверждении, что каждая из множества существующих в мире вещей, есть частичное проявление всего мира а целом. Все элементы способны существовать и возникать только в системе целого. Вершину образует единое творческое начало. Первоначалом является существующая реальность, идеал всего Царство Божие. Этот идеал и есть мир как всеединство. По Соловьеву природа состоит /э трех начал: природного (энергия растений, животных), человеческого ^энергия paзума), божественного (гармония духа), только богочеловек наполняет эволюцию природы нравственным духом, осуществляет всеединство своей синтезирующей любовью. Главным философским трудом В.Соловьева явл. книга "Оправдание добра", где он утверждает нерасторжимую связь поколений как главную опору нравст-венности. Связь поколений - это прогрессивное исполнение общего дела, приготовление к Царству божию и воскрешению всех, Эта идея воскрешения всех делает для Соловьева реальной взаимную ответственность живых перед мертвыми и мертвых перед живыми, ответственности живых перед грядущими поколениями. Она является основой нравственного прогресса, поведения человека, его воспитания и всей педагогики.
В русской философии важна проблема свободы человеческой личности. Эту тему подробно развивал Н.А.Бердяев, который в книге "Философия свободы" утверждал, что свобода существует изначально, даже Бог не властен над этой свободой и не несет ответственности за выбор в пользу зла или добра. Исходным пунктом его философии является примат свободы над бытием. Свобода не может быть ограничена бытием, она не определяется даже Богом, а имеет самодовлеющий характер. Свобода - сущность человека, связанная с его духом, это efb внутренняя, творческая энергия. В одном ряду с ней находятся творчество, личность, дух, Бог. Одним из видов свободы является рациональная свобода, которая подчиняет человека моральным законам. Высшим проявлением свободы является свобода как божественная любовь.
Видное место в русской фил. занимает идея правды как истины, в ней объединены рациональный, моральный и эстетический подходы к бытию. Правда во все времена была идеалом русской философии. Ее традиции исходят к платоновской идее высшего Блз-га, которое имеет выражение в соединении Добра, Истины и Красоты. Русский народ во все аремена искал высшую правду жизни.
Русская идея занимает одно из центральных мест в национ. самосознании. Соловьев сводил русскую национальную идею к идее всечеловечества, он отказывался от национальной религии в пользу всемирной религии, спасении всего человечества с помощью социального опыта России. Русская идея существовала в идее соборности, она формировалась и жила в культуре как идея высшего нравственно-религиоэного идеала в обществе.
Русская фил. сравнительно молода. Она впитала а себя лучшие фил. традиции и школы мировой философии. В своем содержании она направлена на совершенствование мира и человека.
36 НАПРАВЛЕНИЯ И ИДЕИ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ 20 В.
Западная философия конца 19 - начала 20 вв. представляет собой множество отдельных течений и школ. Все эти учения, в принципе, опирались на достаточно сходные основания: идеализм в его различных модификациях, иррационализм, субъективизм, аналитическая философия, философия науки.
20-е столетие прошло а непрерывных поисках приемлемой научной картины мира, так как ускоренное развитие науки приводило к смене парадигм в различных отраслях знаний. Одновременно научно-технический прогресс порождал кризисы во многих сферах жизни. В социальных отношениях усилился антагонизм между трудом и капиталом в его сферу попали огромные массы людей, присущие капитализму противоречия распространились на отношения между странами. Все это время философия различными способами искала объяснение этих процессов, либо стремилась отвлечь от их истинной природы -антагонизмов капиталистической системы.
Можно с уверенностью сказать, что западная философия в значительной степени стала антропологией - в первой половине 20-го столетия в ней произошел поворот к проблеме человека. На смену идей 17 -18 вв. о мировом начале приходит философия, начало которой положили философы С.Кьеркегор, Ф.Ницше и А.Шопенгауэр.
Именно в учениях этих философов произошел надлом классической немецкой философии. Эти философы показали, что познание и процесс добывания истины даны далеко не всем и каждому, мир не является рациональной единой системой, прогресс в науке может привести человечество на грань исчезновения.
История оказалась иррациональной, а познание аристократично. Попытка создания всеобъемлющего мировоззрения оказалась утопией из-за крайней индивидуализации человеческого бытия. Они поставили в центр философских проблем человека. Идеи этих философов отчетливо просматриваются и доминируют в более поздних течениях западноевропейской философии, относящихся к 20-м гг. 20-го столетия.
Основными тенденциями современного философского мышления на западе являются сциентизм, антропологизм, возврат к основам мистико-религиозной философии. Философская мысль в 20 в. выдвигает целый ряд новых идей, которые удачно конкурируют со старыми идеями "классической " философии.
Идея изучения жизни отдельного человека и важности ее анализа, примата изучения жизни индивида над изучением больших человеческих общностей (классов, народов, этносов и т. д.)
Движение от идей свободного и разумного человека, способного кардинально переделать природу, общество и себя лично, к человеку который жестко детерминирован экономикой, политикой, религией и пр. Открытие у человека подсознания, которое вместе с интуицией оказывает огромное влияние на поведение и жизнь индивида, становится центром современной антропологии.
Сознание и разум отдельного человека не понимаются как независимые структуры, они подвержены влиянию со стороны различных сил государств, партий, авторитетов и т, д.
Производится в жизнь идея двух не зависящих друг от Друга линий человеческого знания - научного и философского, имеющих своим конечным продуктом "научную истину" и философскую правду". Оптимистические идеи "классической" западной философии продолжаются в идеях техногенного постиндустриального общества. Огромное значение имеют идеи об антигуманистической сущности науки, деятельность которой может привести к физической гибели человеческой цивилизации или полной его деградации в результате зависимости человеческого интеллекта от достижений современной электроники, последних разработок современных биологов в области клонирования живых существ, возможности тотального контроля над сознанием и поведением огромных масс людей.