Понятие мировоззрения, его структура и виды
УТВЕРЖДАЮ
|
по учебно-методической работе
и качеству образования
д.э.н., профессор
___________ А.Г. Бездудная
|
ФИЛОСОФИЯ
Методические указания к изучению дисциплины
и выполнению контрольной работы
для студентов заочной формы обучения
всех специальностей и направлений подготовки
Санкт-Петербург
2012
Допущено
редакционно-издательским советом СПбГИЭУ
в качестве методического издания
Составители:
канд. филос. наук, доц. Е.А. Дядина
канд. филос. наук, доц. Т.И. Маркова
Подготовлено на кафедре
философии
Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,
представленного составителями
© СПбГИЭУ, 2012
Общие положения
Цель и задачи дисциплины
Современная система высшего образования ставит задачу формирования специалиста высокого уровня и зрелой личности, способной решать сложные профессиональные и социальные проблемы. Философия, наряду с другими гуманитарными дисциплинами, способствует успешному выполнению социальной миссии системы высшего образования. Цель преподавания дисциплины «Философия» заключается в подготовке студентов к пониманию и осмыслению особенностей и проблем окружающего мира и осознанию места человека в нем.
Изучение дисциплины способствует формированию высокообразованного и эрудированного специалиста, с широким культурным кругозором, умеющего аргументировать свои взгляды, развивает навыки свободного творческого критического мышления. Овладение этими навыками способствует успешному осуществлению профессиональной деятельности и помогает студенту в решении жизненных и профессиональных задач.
Задачи изучения дисциплины:
- освоить содержание классических и современных философских систем;
- раскрыть закономерности историко-философского процесса;
- понять связь философии с духовной культурой, социальной практикой, житейской повседневностью;
- приобрести практические навыки философского анализа и философской дискуссии;
- способствовать формированию целостного и логически последовательного мировоззрения.
Место дисциплины в учебном процессе и требования к знаниям, умениям и навыкам студента.
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
- проблематику главных разделов философского знания;
- содержание и смысл классических философских концепций;
- смысл основных философских категорий;
- закономерности историко-философского процесса и его связь с социальной и культурной реальностью.
владеть первичными навыками:
- самостоятельного анализа различных вопросов мировоззрения;
- участия в дискуссиях философского и теоретического характера.
ТЕМА 1.1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ.
Вопросы для изучения
1. Понятие мировоззрения, его структура и виды.
2. Предмет философии и его изменение в ходе исторического развития.
3. Специфика философского познания.
4. Методы философии.
Методические указания к изучению темы
Понятие мировоззрения, его структура и виды.
Мировоззрение – этоцелостный взгляд на мир и место человека в нём. Три основные формы мировоззрения:мифология, религия, философия.
Мифология – форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, совмещающее в себе фантастическое и реалистическое восприятие окружающей действительности.
Мифы дают ответы на следующие основные вопросы:
- происхождение Вселенной, Земли и человека;
- объяснение природных явлений;
- жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения;
- вопросы чести, долга, этики и нравственности.
Основные черты мифа:
- антропоморфизация природы;
- вера в существование многочисленных богов и духов, в возможность их взаимодействия с человеком;
- отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии);
- практическая направленность мифа на решение жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т.д.).
Религия – форма мировоззрения, характеризующаяся удвоением мира на земной, естественный – и потусторонний, сверхъестественный. Религия основана на вере в наличие сверхъестественных сил, влияющих на жизнь человека и окружающий мир. Для религиозного мировоззрения характерно чувственное, образно-эмоциональное, а не рациональное восприятие окружающей действительности.
Основные функции религии:
- мировоззренческая;
- консолидирующая (объединяет общество вокруг идей);
- культурная (способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру);
- нравственно-воспитательная (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).
Философия – это высший теоретический систематизированный уровень мировоззрения.
Три стадии эволюции философского мировоззрения: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм.
Космоцентризм – философское мировоззрение, объясняющее окружающий мир, явления природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил – Космоса. Распространено в Древней Индии, Китае и других странах Востока, а также в Древней Греции.
Теоцентризм – философское мировоззрение, объясняющее всё сущее через господство необъяснимой, сверхъестественной силы – Бога. Распространено в средневековой Европе.
Антропоцентризм – философское мировоззрение, согласно которому человека является центром мира. Распространено в Европе эпохи Возрождения, Нового и новейшего времени.